Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вторник 2‑й седмицы. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная».



Вторник 2‑ й седмицы. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная».

Свт. Арсения, еп. Тверского.

[Литургия Преждеосвященных Даров]1.

Совершается великопостное богослужение в соединении со службой сщмч. Феодота, еп. Киринейского (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы2 в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (Б)3.

С понедельника 2‑ й седмицы Великого поста на повечериях начинается совместное пение канона Пресвятой Богородицы (из Октоиха) и служб тех святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2‑ я седмицы постов», 1‑ е «зри»). Таким образом, на великом повечерии вторника (оно совершается в понедельник вечером) поется канон Богородицы (Октоиха) и канон святого, память которого приходится на Лазареву субботу – прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (с 3 апреля).

Если во вторник 2‑ й седмицы (2 марта) будет совершаться полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б), то на великом повечерии вторника (оно совершается в понедельник вечером) поется канон Богородицы (Октоиха), канон сщмч. Феодота, еп. Киринейского (с 2 марта), и канон святого, память которого приходится на Лазареву субботу – прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (с 3 апреля).

О службах святым на повечерии

Службы святым на повечерии совершаются следующим образом. После окончания вседневного славословия: «Слава в вышних Богу…» (на великом повечерии) или же после Символа веры (на малом повечерии) поется канон Богородицы из Октоиха (без ирмосов) и канон святого из Минеи (без ирмосов) с т. н. «молебными» припевами «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Преподобне отче (имярек), моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. п.; в конце: «Слава» – тропарь, «И ныне» – Богородичен. Таким образом исполняются все песни канона. По 3‑ й песни – кондак и седален Минеи. По 6‑ й песни – седален Богородицы (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2‑ я седмицы постов», 1‑ е «зри»), по 9‑ й песни – стихиры святого с «Господи, воззвах» (с теми же припевами, что и на каноне). «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен4.

Примечание. В одном из толкований на Церковный Устав, составленном Никитой Сырниковым (см. его «Ключ к Церковному Уставу»), находим полный и, на наш взгляд, наиболее верный устав исполнения канонов на повечериях. Прежде поется канон Богородицы (Октоиха), потом святого (Минеи). По 3‑ й песни – седален Минеи, «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. По 6‑ й песни – седален Богородицы. Если святой имеет свой кондак, то по 3‑ й песни – седален святого, «Слава, и ныне» – седален Богородицы (см. его по 6‑ й песни), а по 6‑ й песни – кондак святого и икос (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) с припевом канона (см. выше), «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – Богородичен или Крестобогородичен. Если «Славы» святого нет, то первые две стихиры исполняются с припевом (см. выше), «Слава» – третья стихира святого, «И ныне» – Богородичен или Крестобогородичен.

О заключительных молитвословиях Типикон умалчивает; по традиции, в конце канонов и стихир – «Достойно есть», и далее по чину повечерия.

А. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля; особенности его см. 23 февраля.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.