Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Понятие о педагогическом общении. Стили и виды педагогического



Вопрос 1.

Понятие о педагогическом общении. Стили и виды педагогического

руководства.

Первый вариант ответа (краткий).

 

Эффективность педагогической деятельности во многом зави­сит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками.

Что такое стиль общения? Чтобы ответить на этот вопрос, об­ратимся к наиболее общему толкованию понятия «стиль».

Стиль — это совокупность приемов, способов работы, это ха­рактерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль — это индивидуально-своеобразная манера действования.

Стиль общения педагога с детьми — категория социально и нравственно насыщенная. Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типоло­гические особенности социально-психологического взаимодей­ствия педагога и обучающихся.

Стилевые особенности педагогического общения и педагоги­ческого руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей ученического коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт.

Рассмотрим типичные стили педагогического общения.

Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совмест­ной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля — единство высокого уровня компетентности педагога и его нравствен­ных установок.

Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мо­тивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой дея­тельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспи­танниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности».

В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель—уче­ник» рассматривается как двустороннее субъект—субъектное вза­имодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявле­нию индивидуальности.

В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Начинаю­щие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, она необхо­дима, так как педагог и воспитанники занимают различные соци­альные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в от­ношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусст­вом дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Мака­ренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.

Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести: а) общение-устрашение, которое строится на жесткой регламен­тации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельно­сти, опыта коммуникативной культуры; в) общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанни­ками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало инте­ресуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.

Отрицательные стили общения ориентированы на субъект-объектные отношения, т. е. в них преобладает позиция педагога, рассматривающего воспитанников как объект воздействия.

Стили педагогического общения находят свое выражение в сти­лях педагогического руководства.

Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимо­действия с личностью и коллективом, в соотношении дисципли­нарных и организационных воздействий, прямых и обратных свя­зей, в оценках, тоне, форме обращения.

Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили.

При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задают­ся педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждени­ях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объек­тов педагогического воздействия.

Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения -указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воз­действиях и подчинении.

Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».

Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает, по словам Г. И. Щукиной, непрони­цаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между учи­телем и учениками.

При демократическом стиле руководства общение и деятель­ность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятель­ность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению уча­щихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требователь­ностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основ­ная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.

Данный стиль руководства можно выразить словами: " Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совмест­ной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особен­но значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.

При либеральном стиле руководства отсутствует система в орга­низации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.

Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельность воспитанников. При таком стиле руководства 1 отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель—ученик». Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так ипусть идет».

Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко.

Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы автори­тарного стиля руководства, например, при организации слож­ного вида деятельности, при установлении порядка, дисципли­ны. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна по­зиция невмешательства, предоставления воспитаннику самосто­ятельности.

Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, оттого, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков ха­рактер деятельности.

Нетрудно заметить, что в стиле педагогического руковод­ства проявляются стили педагогического общения. Такие стили общения, как дружеское расположение, совместная творче­ская деятельность, присущи демократическому стилю руко­водства. А общение-дистанция, общение-устрашение, обще­ние-превосходство являются выражением авторитарного сти­ля руководства.

Как сказываются стили педагогического общения и руковод­ства на результатах педагогической деятельности?

Стилевые особенности педагогического общения и педагоги­ческого руководства оказывают решающее влияние на развитие личности, мотивацию деятельности и поведения ученика, они сказываются также на межличностных отношениях, нравствен­но-психологической атмосфере детского коллектива.

Каждому педагогу необходимо сформировать свой стиль обще­ния и руководства. Он должен органически вытекать из индивиду­альности личности. Его становление предполагает совершенство­вание свойств и качеств педагога, овладение процессом общения, его технологией.

В. А. Кан-Калик рекомендует такую систему формирования индивидуального стиля общения:

1) изучение и анализ своих личностных качеств и особенно­стей;

2) установление позитивных и негативных моментов в лично­стном общении. Работа по преодолению застенчивости, скован­ности;

3) овладение элементами педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей;

4) овладение технологией педагогического общения (исполь­зовать многообразие приемов, форм взаимодействия, сочетать вер­бальные и невербальные средства, рефлексировать, эмпатийно воспринимать воспитанника);

5) закрепление индивидуального стиля общения в реальной педагогической деятельности.

Воспользуйтесь этой программой, займитесь изучением и фор­мированием своего индивидуального стиля педагогического об­щения и руководства.

Подчеркнем: стиль общения и руководства зависит от нрав­ственных установок педагога — от любви к детям, доброжелатель­ного отношения к ним, от гуманистической направленности личности учителя. Стиль зависит и от знаний основ педагогики и пси­хологии общения, владения коммуникативными умениями (пер­цептивными, вербальными).

Второй вариант ответа (подробный)

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. (Антуан де Сент-Экзюпери)

 

Самая неискоренимая человеческая потребность – потребность в общении. (В. А. Сухомлинский)

 

ОБЩЕНИЕ – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности, один из компонентов педагогической культуры. Чтобы понять роль учителя в характере его общения с учащимися, рассмотрим, что собой представляет педагогическое общение.

 

Общение – непосредственные взаимоотношения между людьми, основанные на понимании и передаче знаний и переживаний в соответствии с нравственными нормами и условиями осуществления ими деятельности. Общение выступает важным фактором формирования личности человека, средством воспитания.

 

Подумайте и ответьте себе сами:

 

1. Чего ждет от детей педагог, ведущий занятие?

 

2. Чего ждут дети, пришедшие на урок, на занятие?

 

3. Каким должен быть урок, которого ждут дети?

 

4. Были в вашей жизни уроки, занятия, которых вы ждали?

 

Воспитывать человека значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать его убеждения, но и обеспечить практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. Любой вид общения в паре «воспитанник - педагог» должен являться воспитывающим.

 

1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это профессиональное общение педагога, направленное на создание благоприятного психологического климата.

 

2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это многоплановый процесс организации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, в соответствии с целями и содержанием их совместной деятельности.

 

3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — установление контакта педагога с учащимися в воспитательных целях. Его можно определить как профессиональное воздействие педагога на учащихся, имеющее определенные педагогические функции и направлено па оптимизацию учебно - воспитательной деятельности и отношений между ними.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА – это мера его способностей осуществлять взаимоотношения с другими людьми. Искусство общение педагога основывается, прежде всего, на хорошем знании людей (воспитанников), с которыми он общается. Для педагога общение – двусторонний процесс, где дети становятся полноправными партнерами. Общение – это еще и свобода не только высказывать свое мнение, но и уверенность, что его выслушают до конца. Педагог должен научить ребенка высказывать без боязни быть непонятым. Неправильное педагогическое общение порождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, снижение желания думать. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету. Цель общения на уроке – «не для себя», а «для другого», не самому узнать, а научить, не самому почувствовать, а вызвать чувства у учащегося. Используя слово, тон голоса, мимику и др., учитель или воспитатель сообщает воспитаннику информацию и демонстрирует свое отношение к ней, к воспитаннику, к себе самому и ко всему миру. Это изменяет настроение, отношения, деятельность воспитанника, в результате которой формируются качества личности.

 

В. А. Сухомлинский считал, что каждое слово, сказанное в стенах школы должно быть продуманным, мудрым, полновесным, особо осуждал крик педагога. Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать. Мудрость педагога в умении сохранить детское доверие к нему, желание общаться с педагогом как с другом.

 

Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют овладение культурой речи (в том числе дикцией, и интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса. Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы учителю приходится много говорить, рассказывать и объяснять, но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы педагогического воздействия.

 

Большое внимание проблемам педагогического общения уделяют современные американские и русские педагоги. Они утверждают, что педагогу нужно научиться управлять своим голосом, лицом, уметь держать паузу, позу, жест, мимику. В недавно вышедшей книге Дж. Брофи и Т. Гуда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющееся в избирательном отношении к ученикам.

 

Одним из звеньев педагогического общения является СТИЛЬ (индивидуальный принцип общения) – это совокупность конкретных приемов и средств, которые педагог реализует в общении.

 

Выделяют  следующие стили педагогического общения:

 

· педагогическое общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельности педагогов и учащихся;

 

· общение, в основе которого лежит дружеское расположение;

 

· общение - дистанция;

 

· общение – устрашение;

 

· общение – заигрывание

 

Наиболее продуктивным является ОБЩЕНИЕ НА ОСНОВЕ УВЛЕЧЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В основе – единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

 

Достаточно результативен СТИЛЬ НА ОСНОВЕ ДРУЖЕСКОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся, но оно должно быть педагогически сообразным. Вот почему одним из достаточно распространенных стилей общения является ОБЩЕНИЕ – ДИСТАНЦИЯ.

 

Дистанция должна способствовать общей логике отношений педагога и ученика. Дистанция является показателем ведущей роли педагога, но должна быть основана на авторитете.

 

Общение – дистанция в своих крайних проявлениях обычно переходит в более жесткую форму – ОБЩЕНИЕ – УСТРАШЕНИЕ. Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов, которые не умеют организовывать продуктивное общение на основе увлечен6ности совместной деятельности. Общение – устрашение является бесперспективным.

 

Не менее отрицательную роль в актах взаимодействия педагогов и учащихся играет ОБЩЕНИЕ – ЗАИГРЫВАНИЕ, которое также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, они начинают заигрывать с ними, т. е. кокетничать, вести разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

 

Такие стили как устрашение, заигрывание и крайние формы общения – дистанции при отсутствии у педагога коммуникативных умений, необходимых для создания творческой атмосферы сотрудничества, при их частом использовании становятся штампами, воспроизводя малоэффективные способы педагогического общения. В других случаях они порождают конфликтные отношения между учителем и учащимися. В связи с этим рассматривается технология разрешения конфликтов.

 

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

 

1. СТИЛЬ: «МОНБЛАН» (гора в окрестностях Парижа)

 

Педагог поставил сам себя на пьедестал; говорит с классом, конкретно не глядя ни на кого, его не интересуют их интересы, он чувствует себя богом.

 

Недостатки: совершено отсутствует контакт с учащиеся, нет ответной связи, нарушается система педагогического воздействия, бездействия учащихся; активны только те, у кого высокая мотивация к обучению.

 

2. СТИЛЬ: «КИТАЙСКАЯ СТЕНА».

 

Педагог наглухо огорожен от учащихся, действует по принципу: «Я должен учить, вы должны учиться». Между педагогом и учащимся сильный психологический барьер, совершенно отсутствует эмоциональная составляющая из чувства, господствует или страх, или безразличие. Информация воспринимается только в созерцательном плане, работает только память (загрузка памяти).

 

3. СТИЛЬ: «ЛОКАТОР».

 

Педагог выбрал какую – то группу учащихся или 1 учащегося и контактирует только с ними (или с отличниками, или с неуспевающими, или с любимчиками).

 

4. СТИЛЬ: «РОБОТ».

 

Это когда педагог действует по заранее заложенной программе.

 

Совершенно без эмоций, ни на что не реагирует, во что бы то ни стало, должен выполнить то, что запланировал.

 

Недостатки: дети быстро приспосабливаются, творчество отсутствует (почти все становятся отличниками).

 

5. СТИЛЬ: «Я САМ»

 

Педагог старается все сделать сам (сам задает вопросы, сам отвечает, сам все делает). Учащиеся превращаются в зрителей в театре.

 

Недостатки: культивирует пассивность, безответственность, у воспитанников желание возложить какое – либо дело на другого.

 

6. СТИЛЬ: «ГАМЛЕТ».

 

Педагог во всем сомневается, постоянно обращается за советом, робок, осторожен, без творческого полета и фантазий, опирается только на давно устоявшиеся истины. Нестандартные поведения учащихся приводят его в состояние замешательства. Чаще всего идет на поводу у учащихся.

 

Недостатки: совершенно отсутствует энергия. Ведет к формированию заниженной самооценки у учащихся. Отучает от чувства профессионального риска, формирует позицию середнячка и невмешательства ни в какие дела (моя хата с краю, ничего не знаю).

 

7. СТИЛЬ: «ТЕТЕРЕВ» - ничего не вижу, ничего не слышу.

 

Совершенно не контролирует ситуацию, самоувлеченность забирает все остальное; если случайно переходит на другую тему, то на этом и заканчивает разговор.

 

Недостатки: он не приучает учащихся не только слышать, но и слушать, воспитывает невнимательное отношение к окружающим.

 

8. НОРМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: «СОЮЗ».

 

- для участников педагогического процесса основные понятия: СОДРУЖЕСТВО, СООБЩЕСТВО, РАВНОПРАВИЕ ОТНОШЕНИЙ.

 

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный стили.

 

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ («РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ»). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу детей. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям. Даже резкая благодарность звучит как команда (оскорбление). За ошибку виновный высмеивается, но не объясняется, как ее исправить. В его отсутствие работа замедляется или прекращается.

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ («ВОЗВРАЩЕНИЕ БУМЕРАНГА»). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и воспитании. Каждый ребенок поощряется. Оптимально распределяется нагрузка с учетом индивидуальных склонностей и способностей. Способы общения – просьбы, совет, информация.

 

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ (АНАРХИЧЕСКИЙ, ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ «ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ»). УЧИТЕЛЬ старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности. Вопросы рассматривает формально, устраняется от ответственности. Об авторитете тут речи не может быть. Успеваемость и дисциплина, как правило, неудовлетворительные.

 

Лучший стиль руководства – демократичный. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать не иссякнет и в отсутствии руководителя.

 

В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный», «сверхактивный». Первый инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении способствует достижению цели. Второй тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб. Не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели и откровенно приспособленное поведение. «Сверхактивный» учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общений. Если ученик чуть активнее других – он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь и кретин. Выдуманные им же оценки заставляют такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников.

 

Определить Ваш стиль педагогического общения вам поможет предлагаемый тест.

 

Выберите 20 из предлагаемых ниже педагогических суждений, которые Вы принимаете безоговорочно.

 

1. Нет от природы идеальных детей.

 

2. Наказание – испытание способ преодоления порочных наклонностей детей.

 

3. Школьникам свойственна справедливость в оценке знаний одноклассников.

 

4. Чтобы ученик не зазнавался, надо откровенно говорить о его недостатках в коллективе.

 

5. Терпимость, склонность к компромиссу с детьми профессионально необходимы учителю.

 

6. Уважать ребенка – значит предъявлять высокие требования.

 

7. Важно не столько регулировать поведение школьников, сколько побуждать их к саморегуляции.

 

8. В одобрении педагога больше нуждаются слабые, а не сильные учащиеся.

 

9. Без требовательности ни обучать, ни воспитывать нельзя.

 

10. Чем агрессивнее ребенок, тем больше он нуждается в требовательности учителя.

 

11. Ложь школьника должна разоблачаться публично.

 

Уступчивость учителя не вредит воспитанию сильного характера.

 

12. При рассаживании учащихся в классе нужно учитывать их успеваемость и поведение.

 

13. Чтобы мальчик рос мужественным, нужно стыдить его, когда он проявляет слабость.

 

14. Хотя у детей и небольшой жизненный опыт, учителю необходимо чаще с ним советоваться.

 

15. Школа и семья должны предъявлять к учащимся единые педагогические требования.

 

16. Любой педагогический конфликт может быть разрешен без насилия над ребенком.

 

17. Индивидуальная беседа предназначена для того, чтобы убедить школьника в допущенных ошибках.

 

18. Соблюдение дистанции в общении с детьми таит опасность их отчуждения.

 

19. Учитель, избегающий конфликтов со школьниками, проявляет профессиональную слабость.

 

20. В личностном плане учитель не лучше ученика.

 

21. Конфликт – способ закалки характера ученика.

 

22. Учителю нужно не послушание ребенка, а развитие способностей возражать.

 

23. За каждый серьезный проступок школьник должен быть наказан.

 

24. Уважающий ребенка учитель тот, кто считается с его потребностями, желаниями, настроением.

 

25. Главное на уроке – порядок и дисциплина.

 

26. Только равнопортнерский диалог побуждает ребенка самостоятельно мыслить.

 

27. Если не делать детям замечаний, добиться дисциплины затруднительно.

 

28. Учитель призван ограждать детей от дистрессов.

 

29. Нельзя потакать желанию учащихся носить в школу украшения.

 

30. Если ученик плохо учится, у него отсутствует положительная мотивация.

 

31. Необходимо требовать, чтобы все дети при входе учителя немедленно вставали.

 

32. Главное в гуманистической педагогике – это искусство диалога с ребенком.

 

33. Разболтанность школьников – следствие неумения учителя быть требовательным.

 

34. Все дети богато одарены природой, но каждый по-своему.

 

35. Педагог не имеет право на ошибки ни в учебной работе, ни в воспитательной работе.

 

36. Хороший учитель возвышает личность ребенка, укрепляя веру в свои силы, плохой – разрушает ее.

 

37. Чтобы ученик не рос эгоистом, он должен подчиняться коллективу.

 

38. Восприятие ребенка таким, каков он есть, помогает предвидеть развитие его личности.

 

39. Плохо посещают школу нерадивые, ленивые дети.

 

40. Насилие деформирует личность ребенка.

 

41. В процессе воспитания необходимо поощрять детей за хорошие поступки и наказывать за плохие.

 

42. Авторитарность учителя оборачивается рабской психологией ребенка.

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

 

За каждое суждение с нечетным номером – 2 балла, с четным номером – 1 балл. Если в сумме Вы набрали 15 и более баллов, налицо склонность к демократическому стилю, а если менее 15 – к проявлению авторитарности

 

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество: Л. А. Карпенко считает, что их не менее восьми: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, амотивная, установления отношений, оказания влияний.

 

М. С. Каган, исходя из анализа целей общения, считает, что основными функциями общения являются: обслуживание предметной деятельности, общение ради общения, приобщение к ценностям другого и приобщение другого к своим ценностям.

 

С педагогической точки зрения функции общения наиболее полно и продуктивно описал А. В. Мудрик.

 

НОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ выражается в обеспечении освоения норм и правил социально-типического поведения и формирования умений и навыков правильного поведения. Осуществляется это в ходе специально организованных педагогом мероприятий, бесед, обсуждений, собраний и т. д. Большое значение имеет и общение воспитанников между собой. Общаясь между собой дети и подростки нередко научаются большему, чем в общении со взрослыми. Первое воспитательное «учреждение» в которое попадают дети – это семья. И выполнение нормативной функции общения в семье имеет исключительно важное значение.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ заключается в обеспечении усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире, о природных и общественных явлениях и процессах. Реализуется эта функция в ходе обычной учительской работы на уроках, которая и составляет главную, наиболее значимую часть общения учителя со школьниками (факультативные занятия, внеурочные мероприятия). Немаловажную роль играет и общение школьников между собой (групповые работы, совместные домашние задания).

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ – это обогащение всего спектра положительных, прежде всего эмоциональных состояний воспитанников в ходе любого вида воспитательной работы. Обеспечение душевного комфорта в ходе выполнения человеком любого вида деятельности исключительно важно как в интересах личности, тем более ребенка, так и в интересах повышения результативности выполняемой работы. Повышение же ее результативности увеличивает и положительное воспитательное влияние работы.

 

ПОД АКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИЕЙ понимается реализация в его процессе типичных для личности ее сторон, самоутверждение ученика, учителя, их утверждение в мнении других. Правильно организованное педагогическое общение выполняет актуализирующую функцию в отношении всех учеников, каждого отдельного ученика – доброго, внимательного, аккуратного, трудолюбивого, вежливого, настойчивого, а не только хорошего или плохого ученика – каждый в педагогическом общении реализует себя как личность, развивает и укрепляет в себе чувство чести и достоинства.

 

Другая классификация (функция организации и обслуживания той или иной предметной деятельности: учебной, производственной, научной, познавательной, игровой и иной; функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения; информационная, воспитательная функции; функция познания людьми друг друга).

 

Эти важные функции педагогического общения реализуются с помощью вербальных и невербальных средств.

 

ЗАДАНИЕ. ОБСУДИТЕ И СОСТАВЬТЕ СВОИ ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.

 

• Педагогическое общение не терпит суетности, пустозвонства, слова не должны расходиться с делом

 

• Педагогическое общение – это требовательность к себе и окружающим во всем, что касается учебы и воспитания характера

 

• Лаконичность, динамизм общения зависят от внутренней собранности

 

• В любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности

 

• Гнев не должен затмевать ума и души, терпение, настойчивость и внимание помогут решить задачи общения

 

• Учитель должен признавать и исправлять свои ошибки

 

• Трезво оценивать действительность

 

• Общение на основе увлеченности в совместной деятельности

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

 

1. Дать определение педагогического общения

 

2. Каковы последствия неправильного педагогического общения?

 

3. Какие элементы входят в понятие «техника педагогического общения»?

 

4. Почему необходимо совершенствовать мастерство устной речи?

 

5. Какие вам известны стили педагогического общения?

 

6. Учеными выделяются некоторые типа учителей, назовите их.

 

7. Перечислите функции педагогического общения

 

8. Раскройте значение общения в жизни человека.

 

9. Дайте сравнительную характеристику педагогического воздействия и взаимодействия.

 

10. В чем, на ваш взгляд, заключаются объективные и субъективные факторы, осложняющие педагогическое общение?

 

11. Как взаимосвязаны между собой методы, приемы, средства педагогического взаимодействия?

 

12. Каковы условия выбора конкретного метода, приема, средства?

 

 СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

 

Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ, оценка). Отсюда его стадии:

 

1. моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап);

 

2. организация непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»;

 

3. управление общением в педагогическом процессе;

 

4. анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

 

Названные стадии характеризуют поэтапное развертывание педагогического общения.

 

1. Первая стадия педагогического общения – его МОДЕЛИРОВАНИЕ – связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

 

Необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологической атмосферы.

 

2. Вторая стадия педагогического общения предполагает ОРГАНИЗАЦИЮ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. Важным моментом этой стадии является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.

 

3. Третья стадия педагогического общения – УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ, суть которого состоит в том, что применяются методы воздействия в коммуникативном обеспечении. Основными условиями управления общением является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд стратегических и тактических задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и т. д.

 

4. АНАЛИЗ ХОДА И РЕЗУЛЬТАТОВ осуществленной технологии педагогического общения. Она чаще всего называется стадией обратной связи в общении и по своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Главное назначение этой стадии – диагностическо-коррекционное.

 

Представленная логика и этапность педагогического общения раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе этого общения.

 

МИКРОПРЕПОДАВАНИЕ:

 

- разговор с родителями неуспевающего ученика;

 

- интервью у знаменитой певицы;

 

- договориться с преподавателем о пересдаче экзамена;

 

- беседа с работодателем о повышении зарплаты.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ, УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТАКТОМ

 

В процессе общения учителя и учащихся могут складываться два эмоциональ­ных полюса общения. Подлинный воспитательный эффект дает способность педагога организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях. Отрица­тельные эмоциональные состояния могут возникать, но не как конечная цель воздей­ствия, а как возможное ситуативное средство, преодолеваемое для достижения поло­жительного эмоционального эффекта.

 

Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет учите­лю строить общения не положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать пси­хологический контакт с детьми.

 

Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Педагогический такт - профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Педагогический такт от­личается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, то есть воспитывающее, действенное средство влияния на детей.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ - это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагоги­ческий такт не допускает крайностей в общении со школьниками. Характеризуя рабо­ту учителя, К. Д. Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допус­кающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

 

Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (вы­держка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Он предпо­лагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой», как говорил А. С. Макаренко, даже с риском ошибиться. Бестактен учитель, пессимистически оце­нивающий возможности учеников и подчеркивающий это в каждом удобном случае. Доверие учителя должно стать стимулом к работе учащихся. Доверие не попусти­тельство, оно действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по от­ношению к воспитаннику. Но контроль не должен быть педантичным, угнетающим подозрением.

 

Такт проявляется в разных формах взаимодействия с учеником: на уроке, во внеклассной работе, на досуге.

 

Такт необходим на всех этапах урока. Особое внимание следует уделить сво­ему поведению во время проверки и оценки знаний учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к содержа­нию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у школьниках затрудне­ниях. Недопустимы реплики типа: «Это ни к чему! », «Садись. Как всегда, ничего не знаешь! » Кроме этого важна поддержка во время ответа улыбкой, взглядом, мимикой, кивком; комментарии же по ходу, прерывающие ответ, нежелательны.

 

Важен также момент выставления оценки. Б. Г. Ананьев провел исследование, которое показало, что отсутствие мотивированной оценки слабых ответов школьни­ков может привести к тому, что в течение трех месяцев школьник перестает понимать вопросы учителя, из-за неуверенности усваивает привычку переспрашивать, молчать при повторных вопросах. Автор доказывает, что отрицательные по форме оценочные суждения тоже должны иметь положительное значение и носить направляющий ха­рактер, например: «Было бы верно, если было бы вот это указано... », «Не спеши, ус­пеешь».

 

Самостоятельная работа требует от учителя сочетания контроля с доверием. Тактичному педагогу не надо постоянно следить за учениками, контролируя каждое их движение. Его отношение к ученику основано на доверии, его общение довери­тельно.

 

Условия овладения педагогическим тактом

 

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Это результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми, основываясь на знании психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей.

 

Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. И, конечно же, необходимы знания способов воздействия на учащихся, ко­торые должны переходить в умения:

 

· любить детей, показывать свою любовь;

 

· наблюдать, видеть внутренние пружины поведения детей;

 

· ориентироваться в обстановке;

 

· избирать целесообразный способ воздействия;

 

· беседовать с детьми.

 

Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют вы­держка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом учитель должен всегда уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство.

 

Затруднения, возникающие в процессе педагогической деятельности рассмат­риваются в психолого-педагогической литературе в контексте всей жизни педагога и имеют некоторые общие характеристики. К ним могут быть отнесены:

 

· трудности профессиональной деятельности,

 

· психологические барьеры,

 

· стереотипы,

 

· педагогиче­ские ошибки,

 

· страхи как психические состояния педагога,

 

· профессиональные дефор­мации личности.

 

Как затруднения продуктивной деятельности преподавателя можно рассматривать внутриличностные противоречия и эмоциональную неустойчивость, конфликты в педагогической деятельности, кризисы профессионального развития.

 

Затруднения в педагогической деятельности определяются как субъективное состояние напряженности, неудовлетворенности, которое вызывается внешними фак­торами деятельности, зависит от характера самих этих факторов. Они возникают то­гда, когда педагогическая задача осознается педагогом, но он не знает, как ее решить, или когда полученный результат не удовлетворяет его. Затруднения могут возникнуть у педагога как следствие применения им неаде­кватных и малоэффективных средств профессиональной деятельности или общения.

 

Для преподавателя важно получать удовлетворенность от работы, что является своеобразным показателем самодостаточности. Это помогает педагогу быть уверен­ным в том, что он обладает достаточным профессиональным потенциалом, позво­ляющим добиваться наилучшего результата. С позиций самоэффективности педаго­гической деятельности ее ограничениями становятся следующие качества преподава­теля:

 

ЛИЧНОСТНЫЕ: психологическая закомплексованность, низкая самодостаточ­ность, повышенная эмоциональная возбудимость, неустойчивость внимания, различ­ные фобии;

 

ДЕЛОВЫЕ: неорганизованность, недисциплинированность, методическая непод­готовленность к учебным занятиям, незнание или слабое владение навыками педаго­гической техники, отсутствие в занятиях логических, межпредметных связей, стрем­ления к повышению профессионального мастерства;

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ: низкий уровень коммуникативной культуры, отсутствие в рабо­те педагогики сотрудничества, некорректное поведение с учащимися и коллегами, демонстрация всезнайства, акцентирование внимания учащихся на своих личных проблемах (перегруженность учебными занятиями, низкая зарплата, семейные про­блемы и т. д. ), пренебрежение нормами педагогического взаимодействия;

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ: неритмичность психофизиологических функций в зави­симости от расписания учебных занятий, несовпадение физических функций и дина­мики умственной работы педагога с режимом работы, несоответствие особенностей темперамента с требованиями профессиограммы, несовпадение биологических рит­мов с режимом труда и отдыха.

 

На эффективность педагогической деятельности влияют также санитарно-гигиенические условия труда педагога: несоответствие оснащенности учебных ауди­торий санитарно-гигиеническим нормам, дискомфортные метеорологические условия в учебных аудитория, недостаточная обеспеченность рабочего места педагога совре­менной оргтехникой, необоснованность нормативной нагрузки преподавателя; осо­бенности психологического климата в педагогическом коллективе: стиль работы ру­ководителя, наличие в коллективе конфликтных личностей, проявление синдрома «выгорания» у некоторых преподавателей, наличие в коллективе различных фракций, высокая степень несовпадения формального и неформального лидерства; социально-экономические условия: экономическая нестабильность, страх перед невостребованностью, неспособность найти свою нишу в изменившихся условиях профессиональ­ной деятельности.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

 

1. Определить сущность понятия «такт», его общественные функции, особенности поведения тактичного человека.

 

2. Соотнесите понятия «такт», «педагогический такт».

 

3. Раскройте функции и принципы педагогического такта.

 

4. Определите нравственно-психологические качества личности учителя как предпосылки педагогического такта.

 

5. Выделите особенности проявления такта учителя на уроке и во внеучебном общении.

 

6. Каковы стадии становления педагогического такта?

 

7. Как соотносятся педагогический такт и конфликты? Как зарождаются кон­фликты? Какова их природа?

 

8. Придумайте и составьте схему соотношения следующих педагогических понятий: «педагогический такт», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника», «общая культура педагога».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.