Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход урока. Рабочий лист учени____ 5 класса. Лови ошибку!



 

Класс – 5

Тема: «Как можно добыть энергию для жизни? »

Цель: Создание условий для формирования понимания значения энергии для жизни животных и растений. Ознакомление с различными способами передвижения для добывания пищи.

Задачи:

1. Способствовать формированию логического мышления для установления взаимосвязи между способом питания организма и его движением.

2. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь ко всему живому.

Планируемые результаты

Предметные результаты Метапредметные результаты и деятельность учащихся
Знать особенности движения органов растения и движения у животных для добывания энергии для жизни Познавательные УУД: Умение работать с информацией, собирать, анализировать, использовать для решения учебных задач, делать выводы. Коммуникативные УУД: Аргументированно отвечать на вопросы, строить логические высказывания, грамотно формулировать вопросы, выстраивать продуктивный диалог, основанный на взаимоуважении к учителю и одноклассникам. Личностные УУД: Формирование личностной мотивации к обучению. Регулятивные УУД: Постановка учено – познавательной задачи, цели и определения способа решения проблемы. Самооценка.  

Тип урока: Урок открытия нового знания

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Использование технологий: технология личностно-ориентированного обучения,  

Термины и понятия: энергия питания, движение.

Оборудование: учебник «Биология 5-6 класс» Т. С. Сухова, В. И. Строгонова, компьютер, проектор, экран, презентация, аквариум с рыбкой, шарики, пружинка, рабочие листки, бланк рефлексии

 

План работы:

Ⅰ. Организационный момент – 1м

Ⅱ. Актуализация опорных знаний -4 м

Ⅲ. Мотивация к учебной деятельности. Определение темы урока. Постановка целей и задач урока -2м

Ⅳ. Основная часть урока. Открытие новых знаний. Физкультминутка -15м

Ⅴ. Первичное закрепление материала -1м
Ⅵ. Самостоятельная работа-5м

Ⅶ. Рефлексия-1м

Ⅷ. Домашнее задание-1м

 

Ход урока

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организацион- ный (1 слайд) Вот звенит для нас звонок- Начинается урок. Ровно встали, подтянулись И друг другу улыбнулись. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Здравствуйте, уважаемая комиссия. Зовут меня Липинская Светлана Александровна. Сегодня я буду вашим учителем биологии. Надеюсь на наше плодотворное сотрудничество. Приветствуют учителя.   Настраивают себя на работу.    
Ⅱ Актуализация опорных знаний и умений.     (2 слайд)   Ⅲ Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности     (3 слайд)     (4 слайд)     Ⅳ Основная часть урока. Открытие новых знаний.     (5 слайд)     (6 СЛАЙД)     (7 СЛАЙД)   Физминутка     (8 слайд)     (9 слайд)     Ⅴ Первичное закрепление изученного материала     Ⅵ Самостоятельная работа с проверкой в классе.   (10 слайд)   (11 слайд)     Ⅶ Рефлексия   (12 слайд)     Ⅷ Домашнее задание (14 слайд) (15 слайд) Ребята, к вам на урок я пришла не одна. Со мной моя рыбка Шустрик. После долгой дороги моя любимица явно устала. Как мы можем ей помочь набраться сил? Смотрите как она рада. Чем питаются рыбы? Кроме рыбки, что еще есть в аквариуме? А как вы думаете, чего хочется этим растениям после долгого путешествия в темной сумке? Чем питаются растения? Итак, пока наша рыбка кушает, а водоросли получают свою дозу солнечной энергии, давайте вспомним как составить пищевую цепочку. С чего они начинаются. Давайте посмотрим на слайд. Перед вами различные живые организмы. Выстроите из них 2 пищевые цепочки. Все работают на местах, один у доски. Давайте рассмотрим звенья этих цепочек.  Как вы считаете, какое звено самое важное? Почему?      А остальные звенья? Важны ли они? Так как мы должны относить к природе? Каждый организм выполняет свою роль. Благодаря этому сохраняется биологическое равновесие. Есть пища и те, кто ее ест.     Как называют тех, кто питается травой? А мясом? А чем питается человек?     Для чего на нужна пища? Как хищники получают пищу? А только ли охотясь, передвигаясь можно добыть пищу (энергию) Существуют ли другие способы? Так о чем мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего сегодняшнего урока? Да, мы будем говорить о том, как добыть энергию для жизни. (Слайд «Тема Урока – Как можно добыть энергию для жизни? » Давайте запишем ее на наших рабочих листах, которые лежат у вас на краешке стола. Что мы уже знаем по этой теме? Перед нами таблица
Я знаю Я хочу узнать
1. Пища – источник энергии 2. Животные питаются готовыми органическими веществами 3. Растения сами себе образуют органические вещества.   1. Как добывают энергию (пищу) животные. 2. Как добывают энергию (пищу) растения 3. Способы передвижения живых организмов

 Сегодня мы с вами будем исследователями. Чтобы узнать, с чего мы начнем наш путь, попробуйте отгадать загадку.

Белки в нем живут и волки,

В нем растут дубы и ёлки.

Высотою до небес,

Называют его….. лес

Правильно, это лес.

Посмотрите на картинку. Кто живет в этом лесу?

А кто в этом лесу гость? Как он должен вести себя в лесу?

 

Я уверенна, что вы именно так и поступаете.

Прежде чем продолжить наш путь, посмотрите на рабочий лист, в который мы уже записали тему. Перед нами таблица, сейчас мы ее заполним, используя материал учебника. Но прежде еще раз проговорим, чем питаются животные?

 

 

А растения?

 

Питание

Животные Растения
Питаются готовыми органическими веществами Сами себе образуют органические вещества
Способы добычи пищи (передвижение)    
Приспособления для добычи пищи паразитами.    

 

Прочитаем в учебнике текст к нашей лесной  картинке на странице 76-77.

 Назовите выделенные глаголы.  

 

 

Какие из этих глаголов применимы к животным?

 

Какой способ передвижения для добычи пищи использует сорока, а заяц, уж, человек?

Давайте и это занесем в таблицу.

А наш шустрик?

Запишите и этот способ передвижения.

Продолжим наше путешествие и познакомимся с другими, удивительными способами передвижения.

Посмотрите на экран. Кто-нибудь знает это животное? Давайте знакомится. Перед вами пресноводная гидра.

В этом видео вы можете понаблюдать, как она перемещается. Как бы вы описали этот способ передвижения? Давайте попробуем смоделировать этот способ используя вот такую пружинку.

В науке такой способ передвижения называется «шагает». Запишем его в таблицу.

 

Ну, а мы продолжаем наше путешествие. Будем двигаться с реактивной скоростью. А что значит «реактивный»?

Перед нами животные, которые освоили такой способ передвижения.

Кто может их назвать?

Эти удивительные животные сначала набирают воду в свое тело, а потом выталкивают ее с огромной «реактивной» скоростью

Давайте теперь сделаем модель реактивного движения с помощью воздушных шариков, которые лежат у вас на столах.

 

Мы весело и дружно

Надуем шар воздушный.

Шарик красный, шарик синий Надуваем сильно-сильно.
Вдох-выдох, выдох-вдох

Улетел наш шарик – «ОХ»!

Сами шары мы уберем на перемене.

А какой способ мы запишем,

 

 

Наш путь продолжается. После удивительного мира животных поговорим о не менее удивительном мире растений.

Какие растения можем мы встретить в лесу?

 

Скажите, а растения могут передвигаться также активно, как животные?

Но это не значит, что они совсем неподвижны. Давайте посмотрим на картинке, какие движения им доступны.

Куда движется корень?

Давайте запишем эту важную информацию в нашу таблицу.

 

А стебель с листочками, куда они стремятся? Запишем и этот тип движения доступный растениям в таблицу.

А почему эти ростки наклонены в разные стороны?

Представьте, что вы ростки, куда вам нужно наклониться? Покажите все вместе

 

Ребята, вы уже столько знаете о растениях, что наверняка сможете помочь одной милой девочке. Вот ее письмо, к которому прилагается фотография.

Письмо

Здравствуйте, ребята. Мне подарили вот такой прекрасный цветок. Я хорошо о нем забочусь: поливаю, вношу удобрения, ему достаточно света. Но он всё равно вянет. Почему? Что я делаю не так?

Ребят, вам знакомо это растение? Как оно называется?

Как вы думаете, за что ее так назвали?

С помощью каких приспособлений мухоловка охотится? На что похож ее листок.

Занесем их в таблицу как способ добычи пищи растениями.

 

Питание

Животные Растения
Питаются готовыми органическими веществами Сами себе образуют органические вещества
Способы добычи пищи(передвижение) Плавают, летают, прыгают, ходят, «шагают», используют реактивное движение, ползают Корень в глубину почвы Листья со стеблем к свету Ловушки и клейкие вещества.
Приспособления для добычи пищи паразитами.    

Посмотрите, какая часть таблицы осталась не заполнена.

 

Мы с вами уже знаем, чтобы добыть пищу – энергию животным и растениям нужно постараться, ну а тех, кто питается за счет других и при этом причиняет вред, как мы называем?

Эту часть таблицы вы заполните дома, используя дополнительную информацию.

 

Дорогие друзья, мы прошли с вами большой путь, узнали много нового. Настало время применить наши знания. Итак, почему растение «сидит» на месте, а человек и животное двигается,

 

 

У вас на столах карточка с текстом. Прочитайте его, найдите ошибки и исправьте их.

Все живые организмы питаются готовыми органическими веществами. Пища – это источник энергии. Растения, в поисках пищи, способны активно перемещаться. Животные могут двигать только некоторыми своими частями.

В нашем классе растет «Венерина мухоловка», для жизни ей нужно много солнечного света.

Обменяйтесь работами. Если все верно, ставим в квадратике рядом с предложением +, если нет -. Читаем первое предложение, есть ли в нем ошибки. (разобрать каждое предложение)

Снова поменяйтесь работами. Количество + соответствует количеству ваших баллов. У кого 5+, получает оценку пять, у кого 4….

В начале урока мы с вами говорили о том, что хотим узнать на уроке.

Я хочу узнать

1. Как добывают энергию (пищу) животные.

2. Как добывают энергию (пищу) растения

3. Способы передвижения живых организмов

Посмотрим на нашу таблицу

Я знаю Я хочу узнать
1. Пища – источник энергии 2. Животные питаются готовыми органическими веществами 3. Растения сами себе образуют органические вещества.   1. Как добывают энергию (пищу) животные. 2. Как добывают энергию (пищу) растения 3. Способы передвижения живых организмов

Что мы хотели узнать? Смогли ли мы добиться поставленной цели?

 

 

У вас на столах листок. С одной стороны на нем смайл без улыбки, а с другой все вопросы, которых мы коснулись на нашем уроке.

Кто считает, что справился с поставленными задачами, понял весь материл, тот рисует этому смайлику широкую улыбку.

Если у вас остались вопросы и нужна дополнительная информация, то вместо улыбки у вашего смайла прямая черта. А с другой стороны, отметьте те вопросы, что вы не поняли.

Те, у кого осталось много вопросов, а материал вызвал затруднения, нарисуйте смайлу очень грустную улыбку. И конечно отметьте галочкой те вопросы, что вызывают затруднения.

 

Параграф 25, закончить таблицу, также я раздам вам карточки с творческим заданием, их выполнение на ваше усмотрение.

Мне очень приятно, что многие из вас довольны уроком. Мы с Шустриком очень рады были с вами познакомиться. Теперь открою вам небольшой секрет. Шустрик волшебная рыбка, он исполняет желания. Но только если очень верить. Он исполнил мое желание, и я попала к вам на урок. Спасибо вам большое за вашу работу. Пусть ваши заветные желания исполнятся.

- покормить ее.     - мелких рачков, водоросли, других рыб. - водоросли. - солнца.   -они сами образовывают органические вещества на солнце.     - с растений     - - - - -   - растения - они производят органические вещества не только для себя, но и для других -да   -бережно     Травоядные и хищники. Человек всеядный.     Она дает энергию. -охотятся, передвигаются. -нет - да -    о разных способах добывания пищи – Как можно добыть энергию для жизни?   (записывают тему) Я знаю 1. Пища – источник энергии 2. Животные питаются готовыми органическими веществами 3. Растения сами себе образуют органические вещества. Я хочу узнать 1. Как добывают энергию (пищу) животные. 2. Как добывают энергию (пищу) растения 3. Способы передвижения живых организмов   - лес     -растения, птицы, уж.   -человек - не сорить, не шуметь, не обижать животных, не рвать растения.     - готовыми органическими веществами - сами себе образуют органические вещества   -   - один читает вслух, остальные в полголоса. -укрепились, вспорхнула, пробежал, прополз. -вспорхнула, пробежал, прополз -летает, бегает, ползает, ходит.     - плавает   -пресноводная гидра   -становится с ног на голову (один у доски работает)     - очень быстро   -да (нет) медуза, каракатица, кальмар, осьминог.     (надувают шары и отпускают)     «реактивное» движение (записывают в таблицу)   Елки, березы, кусты, мох. Нет они прикреплены к почве.     Он движется в глубь почвы.     Стебель с листьями стремится к свету.   Потому, что они следуют за солнцем. (наклоняются в сторону окна)     Это Венерина мухоловка. Она ловит мух   —хищники, -ловушки, клейкое вещество. (оформляют таблицу)     Приспособления для добычи пищи паразитами. паразиты     Растение само производит себе питательные вещества, а человек и животные добывают.     1) Только животные питаются готовыми органическими веществами 2)ошибок нет Пища — это источник энергии. 3)Животные, в поисках пищи, способны активно перемещаться 4) растения могут двигать только своими частями. 5) в нашем классе нет хищных растений и питаются они, поедая насекомых.     Выполняют рефлексию   Записывают дз     Прощаются с учителем

 

 

Приложение.

Рабочий лист учени____ 5 класса

Фамилия__________________________ Имя_______________________

 

Тема урока «____________________________________________________________»

 

1. Составь пищевые цепочки: капуста, пшеница, ястреб, синица, лиса, мышь, гусеница.

 

2. Таблица

 

Питание

Животные Растения
Питаются готовыми органическими веществами Сами себе образуют органические вещества
Способы добычи пищи (передвижение)    
Приспособления для добычи пищи паразитами.    

 

Приложение

Письмо

Здравствуйте, ребята. Мне подарили вот такой прекрасный цветок. Я хорошо о нем забочусь: поливаю, вношу удобрения, ему достаточно света. Но он всё равно вянет. Почему? Что я делаю не так?

 

Приложение

Лови ошибку!

1. Все живые организмы питаются готовыми органическими веществами. □ 2. Пища – это источник энергии. □

3. Растения, в поисках пищи, способны активно перемещаться. □

4. Животные могут двигать только некоторыми своими частями. □

5. В нашем классе растет «Венерина мухоловка», для жизни ей нужно много солнечного света.                                                                                          □

 

 

Приложение

 

 

Вопрос урока Если не понял V
Чем питаются животные?  
Чем питаются растения?  
Способы передвижения животных?  
Способы передвижения растений?  
Кто такие паразиты?  

 

 

Приложение

Самые, самые….

1. Самое высоко прыгающее наземное животное – ……….. и может прыгнуть на высоту ….. м.

2. Рекорд по прыжкам в высоту среди водных млекопитающих принадлежит ……… и прыгает на … м вверх.

3. Дальше всех из наземных животных прыгает …….. на …. м.

4. Самое быстрое наземное животное …….., может разгоняться до … км/ч.

5. Самая быстрая птица - ………, может развивать скорость до … км/ч. (в пикирующем полете)

6. В горизонтальном полете самая быстрая птица ……., … км/ч.

7. Самое быстрое млекопитающее - ……., она может плыть со скоростью … км/ч.

 

Самые, самые….

1. Самое высоко прыгающее наземное животное – гепард и может прыгнуть на высоту 4, 5 м.

2. Рекорд по прыжкам в высоту среди водных млекопитающих принадлежит дельфину-афалине и прыгает на 6 м вверх.

3. Дальше всех из наземных животных прыгает кенгуру на 13 м 63 см.

4. Самое быстрое наземное животное гепард, может разгоняться до 110 км/ч.

5. Самая быстрая птица – сапсан, может развивать скорость до 322 км/ч. (в пикирующем полете)

6. В горизонтальном полете самая быстрая птица черный стриж, 274, 320 км/ч.

7. Самое быстрое млекопитающее - косатка, она может плыть со скоростью 55, 5 км/ч.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.