Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«ТОЧКА ОТСЧЁТА»:. О СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО. ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОМ КРАЕ. Л. В. Терещенко,



  «ТОЧКА ОТСЧЁТА»:

О СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСКОМ КРАЕ

 

Л. В. Терещенко,

         студентка 4 курса

        специальности «Теория музыки»

Н. К. Скубко,

 Почетный работник СПО России,

 председатель ПЦК «Теория музыки»

 

Сохранение исторической преемственности поколений – это одна из главных и ответственных задач, стоящих перед молодым поколением.

Базовые национальные ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Для нас одним из важных элементов в исследовании истории музыкального искусства Курского края стало сохранение и изучение культурных и исторических традиций нашего учебного заведения, уточнение деталей в истории нашей специальности «Теория музыки».

Курский музыкальный колледж им. Г. В. Свиридова считается одним из самых старейших учебных заведений города: в 1922 году музыкальная студия Губпрофобра была преобразована в музыкальный техникум; в 1936 году музыкальный техникум был переименован в музыкальное училище, которому в 1998 году было присвоено имя Г. В. Свиридова; а в 2003 году училище получило статус колледжа.

Занимаясь изучением истории нашей специальности «Теория музыки» (которая у своих истоков называлась «Историко-теоретическое отделение»), мы столкнулись с тем, что в архивных документах колледжа существует только запись о первом выпуске историко-теоретического отделения 1955 года, а как и когда они поступили на это отделение, сведения отсутствуют. Поэтому для нас одним из важных направлений в этой работе стало изучение архивных документов колледжа и знакомство с письмами бывших выпускников Курского музыкального училища, откликнувшихся на просьбу поделиться своими воспоминаниями о годах учебы и посетить Отчётный концерт в связи с 95-летием образования колледжа в 2017 году.

Нас, прежде всего, заинтересовали воспоминания тех выпускников, которые были свидетелями становления музыкально-теоретического образования у нас в колледже: это одна из первых послевоенных выпускниц училища Калерия Петровна Аронова и первая выпускница экспериментального набора историко-теоретического отделения 1951-1955 годов Бэлла Серафимовна Елисеева (ныне она преподаёт в Липецком музыкальном колледже).

 

Калерия Петровна Аронова, выпускница 1952 года отделения «Хоровое дирижирование», рассказала в своём интервью о своих педагогах, о становлении теоретического образования, а также много интересного о жизни училища в то время.

Калерия Петровна поступила в училище в 1947 году, но музыкой занималась еще в раннем возрасте, задолго до поступления в музыкальную школу. В начале своего интервью Калерия Петровна описывает нелёгкое положение и тяжёлые обстоятельства, с которыми приходилось справляться: «Школа и училище тогда были на улице Володарского. Еще только формировались эти учебные заведения. А приходило мало человек, ведь шла война… Очень тяжелое время… В 1945 году после войны стало прибывать больше учеников. В 1947 году меня определили в музыкальное училище. Но так как я не получила достаточной базы по фортепиано, переходя через класс, то меня не могли зачислить на фортепианное отделение, хотя я только на него и целилась. Меня зачислили на дирижёрско-хоровое. Но, тем не менее, мне это отделение нравилось» [1].

Отвечая на вопрос о любимых занятиях в училище, Калерия Петровна рассказала, что в студенческие годы очень любила петь: «У меня был альт. Помню песни Гурилёва. У нас была хорошая учительница в училище, это Зинаида Николаевна Куликова, которая хорошо владела инструментом. Пела я тогда… Гурилёва, Алябьева, Варламова. Зинаида Николаевна любила меня за то, что я не просто пела, а выражала себя в пении. Но у меня была цель больше играть на рояле. Мы тогда не в здании учебного заведения работали, а ходили на дом к каждому преподавателю, потому что не хватало места в училище» [1]. Примечательно, что все в роду у Калерии Петровны по женской линии были певцами (мама долгие годы пела в церковном хоре).

Не сразу Калерию Петровну привлекли теоретические предметы в училище, так как не было специалистов-теоретиков и теоретические предметы вели педагоги-инструменталисты. Из воспоминаний Калерии Петровны Ароновой: «1947-1948 года я училась как дирижер-хоровик, а с 1948-1949 года как пианистка. И в дипломе у меня было написано «фортепиано». Училась я в училище не четыре года, а пять (один год пересиживала). Запомнилось мне очень это время тем, что у нас был хороший дирижёр симфонического оркестра Борисов Вячеслав Михайлович. Он меня посадил в оркестр за рояль (если надо было изобразить арфу), иногда по надобности пересаживал за фисгармонию (если надо было подать звук органного типа). Можно было гордиться тогда тем, какую большую просветительскую работу проводил оркестр и какой был репертуар: играли Испанское каприччио Римского-Корсакова, Итальянское каприччио Чайковского, Третью и Пятую симфонии Бетховена, Первую симфонию Чайковского, в то время вышел Скрипичный концерт Кабалевского, его мы тоже играли, также играли Концерт Мендельсона, Концерт Чайковского. В общем, репертуар был достойным, прямо-таки филармоническим» [1].

С особым трепетом Калерия Петровна вспоминает каждого своего преподавателя. «Со временем приехал из Саратова целый ряд преподавателей: пианисты, дирижеры-хоровики (это Ф. В. Гольцев ). Они внесли другую атмосферу в учебный процесс, более современную.

 

До этого атмосфера была близка более старой школе, а после войны наступило новое время, и другой город – Саратов, который был музыкальным центром страны. [1] Также приехал из Москвы преподаватель очень хороший по своим задаткам, по своему образованию: Сеславенский Валерий Иванович, ученик Игумнова, очень хороший пианист, концертант (он играл Бетховена, особенно позднее творчество, начиная от Аппассионаты и дальше). Я у него училась с первого курса по второй. Он у меня оставил достойный след в плане понимания музыки. Мне дарили цветы, я имела успех, потому что рояль с оркестром по тем временам - это редкость. И вот Елену Яковлевну Павлинову я хотела бы выделить за то, что она была причастной к старой русской школе, к беляевскому кружку (принимала участие в беляевских пятницах; она была дальней родственницей Беляева и завсегдатаем этих пятниц)» [1].

В 1951 году с приходом Михаила Моисеевича Бронштейна в училище Калерия Петровна начинает углублённое изучение теоретических предметов, в особенности музыкальной литературы. «Больше всего меня интересовала музыкальная литература. И в консерваторию я пошла именно на музыковедческое отделение. Хороший преподаватель по теории, настоящий теоретик пришел, когда я училась уже на 3 курсе училища, Михаил Моисеевич Бронштейн. Третий курс - это когда надо уже заканчивать, а я только начинаю по-настоящему музыкальную литературу изучать. Тогда у меня раскрылись глаза на теоретические предметы. Так они у меня были закрытыми, потому что не хватало преподавателей-специалистов» [1].

Тем не менее, Калерия Петровна за последние курсы блестяще освоила теоретические дисциплины и поступила по специальности «Музыковедение» в Харьковскую консерваторию, в которой в то время была большая конкуренция, так как другие абитуриенты почти все были выпускниками теоретического отделения Харьковского училища. «Поступала в консерваторию сложно, большой конкурс был, он состоял из местных выпускников, а местные выпускники с хорошей подготовкой, сильно продвинутые. Также некоторые были выпускниками музыкальной десятилетки. Я поступала благодаря своим способностям. И чем-то я понравилась зав. кафедрой на предварительных консультациях, она со мной много разговаривала. И помню, когда я уже писала дипломную работу «Опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», она меня направила в Москву послушать оперу в грамзаписях в Доме звукозаписи (где пластинки выпускаются), так как у нас её послушать было негде. И когда я уже окончила консерваторию, она со мной не порывала связи» [1].

Училась Калерия Петровна в консерватории 5 лет. Затем сразу вернулась в Курск, в родное училище, где она работала, начиная с третьего курса училища. « У нас было распределение по Украине, меня направили в Чернобыль. А директор Курского музыкального училища Б. Б. Поджук прислал письмо, чтобы меня распределили в Курск, где я стала преподавать музыкальную литературу» [1].

 

1970 г. По центру –Аронова К. П. с коллегами,

слева – Перельман Г. М., справа – Татарская И. Ю.

Калерия Петровна проработала в колледже более пятидесяти лет. До сегодняшнего дня она не теряет связи с коллективом, посещает различные мероприятия колледжа, старается быть в курсе всех событий. Калерия Петровна оставила о себе добрую память в нашем колледже - как талантливый педагог, как активный, увлечённый музыкальный просветитель, как личность с яркими разносторонними интересами, с богатым внутренним миром. Свой оптимизм она сохраняет и по сей день, заряжая им окружающих.

Выпускники непосредственно теоретического отделения также до сих пор вспоминают о нём и о самом училище с особой теплотой и любовью и проявляют большой интерес к дальнейшей судьбе училища.

 

Так, первая выпускница историко-теоретического отделения Елисеева Бэлла Серафимовна не теряет связи с Курским музыкальным колледжем.

 

Она посетила город Курск в 2017 году: ей удалось прогуляться по коридорам колледжа и окунуться в ту атмосферу, когда она сама была ещё студенткой. Также она побывала на Отчётном концерте Курского музыкального колледжа.

Нам удалось познакомиться с письмами Бэллы Елисеевой, в которых она подробно описывает годы учебы и педагогов тех лет: в частности, Михаила Моисеевича Бронштейна (ставшего впоследствии её мужем), Северину Михайловну Бигель и Фёдора Васильевича Гольцева.

 Одно из писем, присланных Елисеевой Б. С. в Курское музыкальное училище, подробно рассказывает о том, как открывалось историко-теоретическое отделение, кто был инициатором, кто закончил первый экс-

периментальный набор и последующая судьба этих выпускников.

До 1950 года в училище существовали исполнительские отделения и дирижёрско-хоровое. Как мы уже упоминали, теоретические предметы в то время вели педагоги-инструменталисты из-за отсутствия специалистов-теоретиков. Читая письма Бэллы Серафимовны, мы узнали, что лишь в 1950 году после окончания Одесской консерватории в г. Курск приехал профессиональный преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.

Это был Бронштейн Михаил Моисеевич. Кроме того, он был и виолончелистом. Сама Бэлла Елисеева отзывается о нём с невероятным чувством: «Молодой, интересный, всегда подтянутый, с хорошими манерами и прекрасным чувством юмора» [2].

 

Через год, по его просьбе и пониманию острой необходимости, дирекция решается сделать набор в экспериментальную группу теоретического отделения (это 1951 год).

 

 

Грицепанова В. И. (внизу 2 слева), Аронова К. П. (вверху 3 слева)

Лично сама директор училища Грицепанова Валентина Ивановна подходила к студентам, успешно сдавшим экзамены на дирижёрско-хоровое отделение, с разъяснениями и уговаривала переписать заявление на историко-теоретическое отделение. (Интересно, что в то время был конкурс на дирижёрско-хоровое отделение 11 человек! Большинство были из сёл, деревень. Многие - переростки. Другие - немного учились музыке).

Учиться было сложно, и через месяц, два, три некоторые не выдерживали трудностей и переходили на другие отделения. (Удивительно, что так случилось с теми, кто прежде учился в музыкальных школах). Из 10 поступивших осталось только 6 человек, совершенно без подготовки: Бэлла Елисеева - из Марьино Курской области; Нина Халина - из села Курской области; Роза Соколова - из Курска; Мила Чернышёва - из Курска (5 лет музыкальной школы); Юрий Часовских - из Курска; Геннадий Матухин - из Курска, он стал совмещать историко-теоретическое отделение с дирижёрско-хоровым (5 лет музыкальной школы).

О годах учёбы Бэлла Елисеева вспоминает: «Все наши девочки - теоретики поступили после 7 класса общеобразовательной школы. Наши ребята нам казались вполне взрослыми, разумными. Все мы были дружны и с огромным увлечением занимались музыкой. На уроках по теоретическим дисциплинам жадно ловили каждое слово преподавателя, старались как можно точнее всё записать» [2].

По словам Бэллы Елисеевой, все относились к Михаилу Моисеевичу с огромным уважением, а то и с восхищением: «Лично я порою часто смотрела на него, как на Бога: «Ой! Он так много знает! Разве возможно за 4 года нам передать все главные знания? Наверное, всю жизнь у него можно учиться… На каждом уроке он был другим. Время проходило быстро» [2].

Михаил Моисеевич в течение 4 лет обучения вёл 9 предметов: теорию музыки, сольфеджио, гармонию, анализ музыкальных форм, полифонию, композицию, инструментоведение, музыкальную литературу (западную и русскую). Т. е. все групповые и индивидуальные уроки.

Бэлла Серафимовна была очень привязана к своим педагогам: «Лично я на каникулах горевала: «Зачем они такие большие? Достаточно недели, чтоб повидать маму, сестричек, а дальше – чтобы опять учиться! » [2].

Очень любопытно было читать письма Бэллы Серафимовны и сравнивать послевоенную учебную атмосферу с нынешней. Бэлла Серафимовна и другие ученики приходили в училище в 6 утра вместе с уборщицей, чтобы поиграть до 9 утра, т. е. до уроков. Затем – вновь приходили к 20 часам, когда уходили все преподаватели и занимались часто до 24 часов, пока уборщица не попросит всех уйти: «Ведь кроме фортепиано надо поиграть и секвенции, и модуляции, поиграть темы по музыкальной литературе, послушать аккорды, попеть задания по сольфеджио. Кроме этого, работали над своими сочинениями. Михаил Моисеевич давал тексты для сочинения песен, задания: сочинить марш, вальс, прелюдии, вариации. Все наши произведения мы исполняли на уроках. Иногда сам преподаватель их играл, обращаясь то к одному, то к другому: «Критик Часовских – ваше мнение…», «Критик Чернышева…». Мы по очереди высказывали своё мнение, а он завершал, подводя итоги. Лучшие сочинения с моей точки зрения были у Геннадия Матухина. Он хорошо владел инструментом (фортепиано), кроме того, успешно обучался игре на скрипке, совмещал дирижёрско-хоровое отделение с теоретическим, да ещё на I курсе изучал стенографию! » (из писем Бэллы Елисеевой) [2].

5 человек первого выпуска с честью закончили IV курс и сразу же всей группой в 1955 году поступили в Вузы: Елисеева Бэлла – в Белорусскую консерваторию, г. Минск; Халина Нина – в Киев; Соколова Роза – в Саратов; Матухин Геннадий – в Гнесинский институт; Часовских Юрий – в Гнесинский институт (на заочное отделение: у него была семья).

Все они стали ведущими преподавателями в музыкальных училищах. Бэлла Серафимовна работала в Витебске, Липецке, Воронежском институте искусств, Борисоглебске, Грозном, Клинцах, Нина Халина работала на Украине в Чернигове, Роза Соколова в Саратове, а Юрий Часовских – в Курске (у него впоследствии учились уже нынешние преподаватели колледжа).

С особой теплотой Бэлла Елисеева говорит о своих учителях: «Не знаю, как другие, но лично я всю жизнь сверяла свою работу и сверяю по сей день с уроками своих дорогих и любимых преподавателей Курского музыкального училища. Это Михаил Моисеевич Бронштейн и Северина Михайловна Бигель. Всю жизнь благодарна им за те тайны о музыке, в которые посветили они нас; за те глубокие знания, которые щедро и бескорыстно дарили они нам. Знания – ставшие замечательным фундаментов для учёбы в Вузах, для последующего совершенствования в нашей деятельности. А ещё за то, что воспитали в нас трудолюбие, любознательность, честность, доброту, порядочность, великодушие. Они без конца являли нам своими примерами эти качества. Наш Михаил Моисеевич никогда никого не унижал, никогда нам не читал нудных моралей. Если у кого-то что-то не получалось как следует - говорил: «Не переживай: сейчас не вышло – потом обязательно получится. Ведь вы пришли учиться» … Вспоминается, как наш педагог, входя в класс, говорил: «Здравствуйте, други-теоретики! ». И это понятно: мы обучались его профессии, нам было всё интересно. Мы понимали друг друга» [2].

После этого выпуска Михаил Моисеевич проработал в Курском музыкальном училище ещё 3 года.

Михаил Моисеевич все годы работы в Курске сочинял музыку. Это романсы на тексты Щипачёва, Белого. Это четырёхчастный струнный квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Это песни на тексты местных композиторов (некоторые печатались в газетах, сборниках). Это хоры (тоже были напечатаны). А в Грозном Михаил Моисеевич обобщил свой опыт и создал 3 сборника «Сольфеджио».

 

Вспоминая своё время обучения в консерватории, Бэлла Серафимовна пишет, что «мы с подругой Ниной (я из Минска, она из Киева) делали пересадку и остановку в Курске во время каникул. Всегда. Для нас радость была, когда видели наших учителей. Будучи на III курсе консерватории зимой мне посчастливилось видеть нашего Михаила Моисеевича на сцене как дирижёра симфонического оркестра. На сцене Курского училища в I отделении прозвучала симфония Гайдна с ударами литавр, во II отделении «Арлезианка» Бизе. Это был его дебют, но очень удачный, успешный. Я была очень рада за него. Заехав на каникулах летом в наше училище, мы больше не видели его там. Наш преподаватель уехал… Это был 1958 год. Михаил Моисеевич покинул Курск, ставший для него родным городом» [2].

 

 

 

Через много лет он говорил:

«У меня 4 Родины: 1) г. Смела (под Киевом). Здесь он родился; 2) г. Одесса. Здесь он обучался игре на виолончели, затем после армии (его забрали с III курса) и Отечественной войны (был связистом около Ленинграда) продолжил обучение с 1946 года в Одесской консерватории на двух факультетах: «Музыковедение» и «Композиция». Закончил её за 4 года с отличием; 3) г. Курск (1950 г. ). Его 3 Родина. Здесь раскрылся его педагогический талант. Здесь родились его лучшие сочинения. Он имел счастье руководить оркестром. Здесь его многие ценили, понимали…; 4) г. Грозный (1958-1993 г. ). Он был снова преподавателем у теоретиков, но уже вёл 6 предметов (без композиции и музыкальной литературы)» [2].

В Грозном он работал заместителем директора по учебной части, проводил концерты-лекции, общался с выдающимися музыкантами, писал о них статьи в газеты, выступал по телевидению, помогал воинским частям, участвовал в фольклорных экспедициях, записывая музыку чеченцев, ингушей. Также увлекался живописью разных стран. Как и в Курске принимал участие в шахматных турнирах, всегда занимая I место. Отдыхая, занимался волейболом, теннисом. Много читал.

В 1993 году в связи с политическими событиями россияне покидают Чечню. Наступает сложный период: потеря жилья, работы, друзей… После мытарств – Брянская область, село Гнилуша, Михаил Моисеевич и Бэлла Серафимовна оказываются в Липецке (2001 год), где М. М. Бронштейн продолжает работать и писать музыку.  

У Михаила Моисеевича много наград (ордена, медали) за участие в Великой Отечественной войне, которую он прошёл до конца. Был заместителем политрука на острове Саремы Эстонской области, связистом, руководителем ансамбля Балтвоенморстроя НКВД СССР. Сильнейшим потрясением для него была новость о том, что из 120 ребят-музыкантов (из Одессы) в живых осталось только 9 человек вместе с ним! Впоследствии в I части сочиненного им струнного квартета было отражено его состояние после такого страшного известия.

В 2009 году остановилось сердце этого яркого с большой душой человека, сохранившего интеллект, изумительную память, оптимизм, огромную любовь к жизни до последнего дыхания (внезапный инсульт).

Михаил Моисеевич похоронен в г. Липецке на новом Косырёвском кладбище (Центролит) в военном секторе. Ему воинская часть выделила оркестр. В честь него прозвучал салют.

После Отчётного концерта Б. Елисеева пишет Н. К. Скубко (23. 04. 2017г. ): «Вышла из зала с огромным впечатлением. Прослезилась, увидев ряд достойных людей, которые ушли из жизни. А потом вдруг мысль: Михаил Моисеевич Бронштейн – наш чудесный педагог. Юрий Часовских, я и другие из первой группы, - его «музыкальные дети». Лично мне после выпускного вечера он сказал: «Ты за 4 года стала мне дочкой…». А Вы, Наталья Кирилловна – ученица Юрия Часовских. Тоже «музыкальная дочь». А, значит, Михаил Моисеевич достойнейший прекрасный человек с очень богатой душой и многими достоинствами, для вас является «музыкальным дедушкой»! Этим можно гордиться» [3].

В настоящее время Бэлла Елисеева продолжает преподавать в Липецком колледже искусств и активно занимается редактированием и изданием сочинений Михаила Моисеевича Бронштейна. Студенты различных специальностей Липецкого колледжа исполняют эти произведения на различных мероприятиях. Мы имели возможность услышать два романса, сочиненных во время работы в Курске, которые были выложены в интернете: «Свет звезды» и «Новогодняя песня». Удивительно, как тонко нынешние студенты чувствуют и понимают музыку, написанную в 50-ые годы XX века, что свидетельствует о том, что музыка Михаила Моисеевича близка и понятна современной молодёжи и может занимать достойное место в их репертуаре.

«Полагаю, если мне удастся все его сочинения с 1950-1958 годов собрать, как-то привести в порядок и передать в Курск, город, в котором под крышей музыкального училища (он жил в классе №1) он сочинял, это была бы для него огромная радость. Если бы его музыка звучала на концертах в зале училища – огромная награда», - этими словами заканчивается одно из писем Бэллы Серафимовны, посвященных исключительно Михаилу Моисеевичу [2].

Познакомившись с воспоминаниями К. П. Ароновой и Б. С. Елисеевой, мы получили собранные по крупицам ценные свидетельства тех лет. Нам удалось прояснить многие моменты, восстановить неизвестные страницы нашего прошлого и заполнить пробелы в истории нашей специальности – «Теория музыки». Опираясь на архивные материалы, мы с уверенностью теперь можем сказать, что «точкой отсчета» для нашей специальности в Курском крае стал 1951 год.

 

Все преподаватели училища, фото 1956 года

Литература

1. Аронова К. П. Интервью от 10. 09. 2016. Архив предметно-цикловой комиссии «Теория музыки» Курского музыкального колледжа имени Г. В. Свиридова.

2. Елисеева Б. С. «О первой группе теоретиков в Курском музыкальном училище (1951-1955) и о нашем дорогом преподавателе Бронштейне Михаиле Моисеевиче». Письмо от 21. 03. 2017.  Архив предметно-цикловой комиссии «Теория музыки» Курского музыкального колледжа имени Г. В. Свиридова

3. Елисеева Б. С. Письмо к Скубко Н. К. от 23. 04. 2018 г. Архив предметно-цикловой комиссии «Теория музыки» Курского музыкального колледжа имени Г. В. Свиридова.

 

 


[1] С Саратовской государственной консерваторией им. Л. В. Собинова наш колледж связывают многолетние тесные связи. В течение многих лет СГК курировала наше училище: председателями Государственных экзаменационных комиссий были лучшие представители преподавательского состава СГК – Грицепанова В. И., Бренинг А. А., Манжора Б. Г., Сенокосова О. М. и др. Выпускники с «красными» дипломами КМУ получали целевые направление для поступления в консерваторию. Многие выпускники СГК работают на разных отделениях колледжа до сих пор, а на теоретическом отделении: член Союза композиторов России и Российского авторского общества Артёмов М. Ю., Почётный работник СПО России, ППЦК «ТМ» Скубко Н. К., Яковлева Ю. Н. (закончила аспирантуру СГК).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.