Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. О каком времени года говорится в стихотворении А. Майкова «Ласточки»? /Ответ … В этом стихотворении автор вынужден наблюдать, как осень постепенно вступает в свои права, и мечтать о том, чтобы у него выросли крылья, которые позволили бы ему, словно ла



  1. О каком времени года говорится в стихотворении А. Майкова «Ласточки»? /Ответ …… В этом стихотворении автор вынужден наблюдать, как осень постепенно вступает в свои права, и мечтать о том, чтобы у него выросли крылья, которые позволили бы ему, словно ласточка, улететь в теплые края. 2. Какой «весь день стоит» в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»? Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… 3. О кистях какой ягоды есть упоминание в стихотворении А. Майкова «Осень»? ( брусника ) Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей. 4. Какие деревья «зелень мрачную хранят» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Осень»? (ели) Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. ... 5. Что льется «на отдыхающее поле» в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»? Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... 6. Какое дерево подвязалось «словно белою косынкой» в стихотворении С. А. Есенина «Пороша»? ( сосна) 7. О каких птицах идет речь в стихотворении С. А. Есенина «Поет зима – аукает»? (….. )


8. Какая птица упоминается в стихотворении В. А. Жуковского «Приход весны»? ( )
9. Чем встрепенулся лес в стихотворении А. А. Фета «Я пришел к тебе с приветом…»?
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом;
По листам затрепетало.
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
10. О каких деревьях есть упоминание в стихотворении С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная…»?
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Всемирный день поэзии – молодой праздник, отмечают его достаточно широко и, конечно же, в России. Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить. Пишите стихи, не задумываясь о славе и бессмертии. Ведь даже маленькое, никому не известное стихотворение, написанное ребенком, - это тоже огромный духовный вклад в дело культурного и интеллектуального процветания всего общества.
Есенин, Пушкин, Блок и Фет,
Ахматова, Барто, Твардовский…
В России, если ты поэт –
Ты должен ярким быть и броским.
Знать, словом должен зажигать,
И душу вылечить словами.
Тебе ли этого не знать,
Поэт, живущий рядом с нами?
Поэзия – великий дар!
Кто оседлать сумел Пегаса,
Тот никогда не будет стар,
Рифмуя мысли ежечасно.

 

Рекомендуем посмотреть:

 

Библиотечный урок-игра «Праздник поэзии»

Автор: Войтенко Алла Васильевна

.

Тема: Праздник поэзии

Цель: обобщение знаний учащихся по изученной теме «Поэтическая тетрадь 2»; формирование необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, потребности в систематическом чтении; создание условий для интеллектуального, морального и эмоционального самовыражения личности каждого ученика, осознания значимости чтения для личного развития, развитие красивой выразительной речи; воспитание интереса и любви к литературе, в общем, и к поэзии, в частности, расширение кругозора.

Задачи:

систематизировать знания о творчестве известных детских поэтов;

формировать навыки самостоятельной читательской деятельности, эстетическое отношение к слову и умение понимать художественное произведение;

развивать творческие способности, память, речевую компетенцию обучающихся, интерес к чтению и книге;

совершенствовать умения самостоятельно выбирать интересующую литературу;

прививать любовь к поэзии;

расширить читательский кругозор;

обогатить нравственный опыт младших школьников средствами художественной литературы;

содействовать сплочению коллектива детей.

Планируемые результаты:

Предметные: читают и воспринимают на слух лирические тексты; читают стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому;

понимают особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; заучивают стихи наизусть.

Метапредметные:

познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности при составлении стихотворений, подборе рифмы, выполнении познавательных заданий;

регулятивные: решают учебные задачи, оценивают свои достижения и результаты сверстников во время работы в группе;

коммуникативные: совершенствуют умения слушать и вступать в диалог, в соответствии с целями и задачами, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, участвуют в творческих проектах.

Личностные: самостоятельно выполняют задания учителя, библиотекаря; проявляют интерес к чтению стихотворений наизусть, находят книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной,  сельской, домашней, городской, виртуальной и др. ).

План внеклассного мероприятия

(с указанием форм, методов, используемых педагогических технологий, межпредметных связей, требований к результатам обучения):

1) Организационный этап

Цель – подготовить учащихся к активной познавательной и творческой деятельности.

Содержание этапа:

взаимное приветствие;

информирование учеников о месте проведения мероприятия;

обращение библиотекаря к присутствующим;

создание позитивного настроения c помощью видео «Если мечтаешь найти чудеса…»;

пояснение к чему приурочена тематика мероприятия;

настрой учащихся на работу, организация внимания.

Формы: коллективная.

Методы: словесный, наглядный.

Педагогические технологии: мультимедиа технологии

Межпредметные связи: Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

Ожидаемый результат: Умеют слушать, слышать и понимать речь и требования других.

 

2) Сообщение темы, цели, задач внеклассного мероприятия. Мотивация творческой и познавательной деятельности.

Цель – организовать творческую и познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание и вызвать интерес к теме.

Содержание работы:

сообщение темы, цели и задач внеклассного мероприятия;

пояснение структуры внеклассного мероприятия.

Формы: коллективная.

Методы: словесный, наглядный.

Педагогические технологии: ИКТ технологии

Межпредметные связи: Литературное чтение.

Ожидаемый результат: Проявляют учебно-познавательный интерес к новой информации.

 

3) Применение ранее полученных знаний, развитие и совершенствование умений и навыков творческой деятельности учащихся.

Цель – включить учащихся в активную познавательную и творческую деятельность на личностно значимом уровне.

Содержание работы:

/////…выразительное чтение стихотворения наизусть под музыкальное сопровождение, заранее подготовленное дома;

пение изученного стихотворения, положенного на музыку;

работа с медиа источником учебной информации (буктрейлером) – (определение поэта по словесному описанию учителя на основе ранее просмотренных биографических буктрейлеров);

физкультминутка – коллективная форма, использование элементов здоровье сберегающих технологий;

тренировочное упражнение по развитию навыков рифмования;

выполнение упражнений «ПАЗЛ» и «КОНСТРУКТОР» и т. д.

Формы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Педагогические технологии: ИКТ технологии, игровые технологии, развивающего обучения, медиа технологии.

Межпредметные связи: Литературное чтение, музыкальное искусство, изобразительное искусство.

Ожидаемый результат: читают и воспринимают на слух лирические тексты; понимают особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

проявляют индивидуальные творческие способности при составлении стихотворений, подборе рифмы, выполнении познавательных заданий; решают учебные задачи; совершенствуют умения слушать и вступать в диалог, в соответствии с целями и задачами, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, участвуют в творческой деятельности; самостоятельно выполняют задания учителя, библиотекаря; проявляют интерес к чтению стихотворений наизусть.

 

4) Рефлексия

Цель – соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Содержание работы:

с помощью предложенных заготовок учащиеся оценивают себя в контексте мероприятия.

Формы: индвидуальная.

Методы: словесный, наглядный.

Педагогические технологии: ИКТ технологии

Ожидаемый результат: Оценивают свои достижения и результат сверстников во время работы.

 

6) Подведение итогов внеклассного мероприятия.

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс в ходе мероприятия, отметить работу учащихся.

Содержание работы:

выводы;

просмотр мультфильма, как поощрение учащихся за хорошую работу.

 

7) Домашнее задание.

Цель – закрепить и развить достижения учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время.

Содержание работы:

домашнее задание творческо-коммуникативной направленности.

Формы: индвидуальная.

Методы: практический.

Ожидаемый результат: самостоятельно выполняют задания учителя, библиотекаря; проявляют интерес к чтению стихотворений, находят книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках.

Здравствуйте!

Сегодня у нас необычный урок, а библиотечный.

 О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг...

Библиотекарь: Рада приветствовать Вас в нашей  библиотеке.

Хорошо, что есть библиотеки,

Где хранится вечность для людей.

В техногенном двадцать первом веке

Книга, как и прежде всех нужней!

Ребята, с каждым днём вы становитесь взрослее. Подрастая, вы познаёте наш огромный удивительный мир с его загадками, радостями, неожиданностями… В этом вам помогают ваши родители, учителя и, конечно же, книги. Книги, как вы знаете, бывают разные: большие и маленькие, толстые и тонкие, веселые и грустные, интересные и не очень. Они говорят с нами то прозой, то стихами. И этим они очень напоминают людей. И, как у людей, у книг тоже бывают праздники…

Видео «Если мечтаешь найти чудеса…»

СЛАЙД_1

В марте  отмечаются  Всемирный день поэзии. Это праздник всех книг, в которых есть стихотворения.

Поздравим всех, кто говорит стихами,

Поздравим, кто в поэзию влюблён,

А может, сочиним стихи и сами,

Ведь жизнь прекрасна, если со стихом!

СЛАЙД_2

Ведь мало читать или знать наизусть стихотворения, надо понимать и чувствовать, что хотел донести до нас поэт, какими приемами пользовался.

Давайте говорить стихами,

Пусть мелодичней будет речь!

И чувства выразим словами,

Стараясь в рифму их облечь!

: Наш «Праздник поэзии» сегодня состоит из 2 частей: игры «Знатоки поэзии» и чтения любимых стихотворений.

Применение ранее полученных знаний, развитие умений и навыков творческой деятельности учащихся.

«Знатоки поэзии».

СЛАЙД_3

Библиотекарь: Что такое поэзия? Что является важным элементом поэзии?

(ответы детей)

: Правильно дети! Поэзия - одно из самых гениальных достижений человечества. Поэзия – это искусство ритмически организовывать речь, стихотворчество. Важным элементом поэзии является рифма.

СЛАЙД_4

Библиотекарь:

Поэзии чудесная страница

Для нас сегодня открывает дверь,

И чудо пусть любое сотворится:

Ты, главное, в него всем сердцем верь!

Любовь и красота природы,

Дорога сказок, мир – любой,

Подвластно все Поэзии,

– Попробуй!

И дверь в ее страну открой!

Дети читают наизусть подготовленные дома стихотворения под музыкальное сопровождение

О чём вам нравится читать стихи? Где вы берёте стихотворения для чтения?

(ответы детей)

: А что объединяет прочитанные Вами стихотворения? Правильно - они все про детей и для детей, они наполнены любовью к детям.

СЛАЙД_3

Библиотекарь: Что происходит со стихами, когда их соединяют с музыкой?

(ответы детей)

СЛАЙД_5

Дети поют песню (пение изученного стихотворения, положенного на музыку)

СЛАЙД_3

Каких писателей-поэтов вы знаете?

(ответы детей)

СЛАЙД_6

На уроках литературного чтения вы изучали творчество замечательных детских поэтов: Самуила Яковлевича Маршака, Агнии Львовны Барто, Сергея Владимировича Михалкова, Елены Александровны Благининой и смотрели  и буктрейлеры о них. Вспомните, о чём шла речь в буктрейлерах и выполните следующее задание.

СЛАЙД_7

Сейчас вы должны, прослушав информацию о жизни и творчестве писателя, сказать, о ком идёт речь, назвать  его фамилию, имя, отчество и указать портрет писателя.

Работа  с информацией из буктрейлеров

Сектор «Узнай писателя»

СЛАЙД_8

а) Печатать свои стихи она начала в журнале «Мурзилка» в начале 30-х годов. У этой поэтессы было 8 братьев и сестёр, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи Пушкина. Мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. (Е. Благинина).

СЛАЙД_9

б) Когда он встречался со своими юными читателями, кто-нибудь обязательно называл его не настоящим именем, а именем его героя- дядя Стёпа. Первое его стихотворение для детей называлось «Три гражданина», было напечатано в журнале «Пионер» в 1935 г. (С. М….. ).

СЛАЙД_10

в) В годы Великой Отечественной войны она ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Вела передачу «Найти человека», ей удалось соединить 927 семей, разметанных по белу свету войной. (А. Б….. ).

СЛАЙД_11

г) Родился в семье мастера – мыловара. Рано начал писать стихи. В г. Краснодаре создал один из первых детских театров и писал для него пьесы – сказки. Одним из первых создал новый тип детской книги. Это книжки – картинки. Всем хорошо известна его пьеса «12месяцев». (С. М………. ).

СЛАЙД_12

«Назови автора»

Библиотекарь: Ребята, какие же вы молодцы! Так хорошо справились с заданием учителя. Я думаю, что вы и мне сможете помочь. Не могу понять, что это за слова? Помогите разобраться.

(ответы детей)

А вы можете назвать авторов этих стихотворений?

Работа с медиа источником учебной информации «Учебник Вслух»

«Кукушка» – Е. Благинина
«Разлука» – А. Барто
«Гроза днём» – С. Маршак
«Котёнок» – Е. Благинина
«В театре» – А. Барто
«Если» – С. Михалков
«В лесу над росистой поляной» – С. Маршак.

Молодцы! И с этим  заданием вы отлично справились!

Сектор «Узнай стихотворение»

Строки стихотворения, а вы припомните, из какого стихотворения эти строчки. Кто его автор?

Где же солнце?

Что случилось?

Целый день течет вода.

На дворе такая сырость,

Что не выйдешь никуда.

(С. В. Михалков. «Если». )

Фея кружится на сцене –

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени –

Номерка не нахожу.

(А. Л. Барто. «В театре». )

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

(С. Я. Маршак. «Гроза днем». )

Скоро стал котенок мой

Загляденье просто!

Шерсть – как бархат,

Хвост – трубой…

До чего ж хорош собой!

(Е. А. Благинина. «Котенок». )

Библиотекарь: Вы, ребята, молодцы! И писателей знаете, и стихотворения помните, и авторов назвать можете.

Физкультминутка

Дети под песенку про книги выполняют упражнения, которые им показывает учитель.

СЛАЙД_14

Сектор «Стихотворчество»

Библиотекарь:

Стихи – сосуд, в котором наши чувства

Приобретают контуры души,

Писать стихи – великое искусство:

Не веришь? Ну, попробуй, напиши!

Строка должна звенеть, как колокольчик,

Красивой быть, как ива у пруда.

И чем стихи пронзительней и звонче,

Тем больше в них заложено труда.

А вот сможете ли вы сами сочинить стихи. Давайте проверим. Вы помните, что такое рифма? Рифма — это созвучие в окончании двух или нескольких слов.

СЛАЙД_15

Библиотекарь: Попробуйте подобрать рифму к словам. Например:

Кран – великан

Бычок – бочок

Библиотекарь: А теперь сами…

Весна – …………..

Цветок – …………

Кошка – …………..

Парта – …………..

Урок – …………….

Книга – …………

Библиотекарь: И с этим заданием вы тоже отлично справились.

СЛАЙД_16

Ну, если вы так хорошо умеете рифмовать слова, тогда помогите поэту дописать стихотворения…

Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель, и тогда,
Ждёт вас вкусная …

 

Утром солнце светит ярко,
Молочко несёт доярка.
Тёплое, коровье,
Детям на ……..

 

Охранять границу — важно!
Пограничника зовут.
С верным псом они отважно
Службу РОДИНЕ …..

 

На далёкие планеты
От земли летят ракеты.
Их конструктор разработал,
День и ночь не спал, …….

 

Молоток в работе нужен,
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник ………

 

Плывёт моряк на корабле
Он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море — дом его ……

СЛАЙД_17

Сектор «Знатоки»

СЛАЙД_18

: А у вас новое задание. Вам необходимо собрать пазл и сказать, кто изображен на картинке. (Работа в группах)

СЛАЙД_19

Библиотекарь: Пока вы собирали пазл, я нечаянно смешала все слова. Помогите мне правильно их составить, чтобы получились ФИО детских писателей. (Работа в группах)

СЛАЙД_20

Рефлексия.

Молодцы ребята! Сегодня вы почувствовали, как приятно не только слушать стихи, но и учить их наизусть, радовались своим успехам и успехам своих товарищей.

Думаем, что стихотворения продолжат открывать вам мир добра и красоты.

Ребята, вы работали старательно.

Всё у вас получилось замечательно

Сектор «Приз»

Библиотекарь: вы молодцы. Вы справились  со всеми заданиями. Очень приятно, что вы и писателей знаете, и стихотворения помните, и рифмовать умеете. Вы настоящие знатоки поэзии. за активное участие, пожелать вам оставаться такими же любознательными, находчивыми, активными.

 

Сектор «Задание»

Мне очень приятно, что мультфильм Вам понравился.

Что нового вы узнали, чему научились и, обязательно, попросите  и родителей  рассказать Вам о любимом поэте их детства и прочитать его стихотворение.

Библиотекарь: А завершить    стихотворением известного вам детского поэта С. Я. Маршака, которое называется «Пожелание друзьям»

Желаю вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце добрым будет.

Вам от души желаю я,

Друзья всего хорошего,

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам не дёшево.

Спасибо за внимание и до встречи!

Проведение мероприятия предусматривает предварительную работу с использованием:

учебника – Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 2. /Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – 5-е издание – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. – (Школа России);

дневника читателя – Клюхина И. В. Дневник читателя. 3 класс: рабочая тетрадь / И. В. Клюхина – 6-е изд., перераб. – М. : ВАКО, 2020. – 96 с.

Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в ходе мероприятия обеспечило использование личностно-ориентированного и системно- деятельностного подходов.

 Подготовительная  работа к празднику.  Дети, используя рекомендованный библиотекарем медиа ресурс, знакомились с биографией, творчеством и заучивали наизусть стихотворения детских поэтов Самуила Яковлевича Маршака, Агнии Львовны Барто, Сергея Владимировича Михалкова, Елены Александровны Благининой; вели «Дневник читателя»; выполнили иллюстрации к изученным стихотворениям для выставки детских рисунков «Мир поэзии».

Для данного мероприятия нами был подготовлены и использовались в ходе занятия следующие средства обучения: медиа источник учебной информации «Учебник Вслух», тренажёр по литературному чтению для 3 класса «Поэтическая тетрадь - 2», биографические буктрейлеры, презентация «Праздник поэзии», пазл «Портреты поэтов», конструктор «ФИО поэтов», книжная выставка «Удивительный мир поэзии», выставка детских рисунков «Рисуем мир поэзии».

Для создания к уроку видеофрагментов был использован интернет ресурс видеохостинга..

Праздник составлен с учетом возрастных особенностей детей. В итоге дети проверили свои знания о поэтах и поэзии в интересной и занимательной для них форме, а также получили положительный эмоциональный заряд.

Безусловно, существует немало готовых интересных методических разработок   различной направленности…..

Список использованной литературы:

100 стихов, которые написала Е. Благинина для детей [Текст: электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //multi-mama. ru/blaginina-stihi-dlya-detej/, свободный. – (дата обращения: 20. 02. 2020).

Барто, Агния Львовна [Текст: электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //ru. wikipedia. org/wiki, свободный. – (дата обращения: 20. 02. 2020).

Благининские посиделки: эпиграммы и афоризмы Елены Благининой [Текст: электронный ресурс]. – Режим.. свободный. – (дата обращения: 20. 02. 2020).

Видеоматериалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //www. youtube. com/, свободный. –Детям о профессиях [Текст: электронный ресурс]. – Режим доступа:

 Капитан Краб " Книги" [Видеозапись: электронный ресурс].

Михалков, С. В. «Если» [Текст: электронный ресурс]. – Режим доступа: …..

 Михалков, С. В. «Дядя Стёпа» [Видеозапись: электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //www. youtube. com/watch? v=JDGasVoxhmA, свободный. – (дата обращения: 15. 01. 2020).

Самуил Маршак [Текст: электронный ресурс] и др.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Буктрейлеры:

Благинина Е. А.

Самуил Маршак

Сергей Михалков

Видеобеседа «Жизнь и творчество Агнии Барто»

Медиа источники учебной информации «Учебник Вслух»:

Е. А. Благинина «Кукушка»

Е. А. Благинина «Котёнок»

С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной»

С. Я. Маршак «Гроза днём»

С. В. Михалков «Если»

Видео для физкультминутки «Капитан Краб: Книги»

Мультфильмы:

«В театре»

«Если мечтаешь найти чудеса…»

«Дядя Стёпа»

Презентации:

Пазл

10. Грамота

 

Приложения:

«Всемирный День поэзии»

 (Слайд №1) Здравствуйте! Мы приглашаем вас на праздник, посвященный Всемирному Дню поэзии. Хозяйкой сегодняшнего вечера будет поэзия, а долгожданными гостями – стихи.

(Слайд №2)

Да здравствует поэзия,

Ее родник живой!

Пусть наполняет душу

Безбрежной синевой

И дарит вдохновение

И настроенье вам

И рифмы легкие летят,

Летят от уст к устам!

С днем поэзии вас поздравляем,

Пусть на сердце весна лишь цветет,

Мы сегодня добра пожелаем

Всем, кто поэзией дышит, живет!

Поздравим всех, кто говорит стихами,

Поздравим, кто в поэзию влюблен,

А может, сочиним стихи и сами,

Ведь жизнь прекрасна, если со стихом!

Пусть от счастья сердце бьется,

И стихи текут рекой,

Пусть не будет видно края

Благодарности людской!

(Слайд №3) Ведущий: Представьте нашу жизнь без поэзии... Без поздравлений к праздникам, без песен, без Пушкина, Лермонтова, Есенина, современных авторов…. Это будет скучная жизнь.

Поэзия нам дарит красоту

И новый мир волшебный открывает,

Показывая жизни полноту

Пускай весь мир поэтов прославляет!

 

Путь в этот день поэтов посетит

Особая, торжественная муза,

На истые шедевры вдохновит

Служителей прекрасного союза.

 (Слайд №5) Ведущий: В наше время сложилось представление о поэзии как о чем-то возвышенном, красивом, необычном. В самом деле: любить, читать, писать стихи может лишь тот, в чьей душе живет поэтическое начало, умение понимать условный, воображаемый мир поэтических образов.

Тихо, чуть нервно читаешь стихи.

Каждая строчка, как лезвие бритвы,

Режет пространство и жизнь на куски.

Стихи - откровенье, стихи, как молитва.

Поэзия сердцем с тобой говорит.

Поэзия мир наделяет душой

И каждый, кто нервно читает стихи

Немножечко грешник. И много - святой.

(Слайд №6) Ведущий: Задумывались ли вы когда-нибудь, из-за чего в душе человека рождаются гениальные стихи? Отчего появляется удивительный дар, заставляющий обычные слова звучать по-новому, от которых у людей сильнее бьётся сердце и захватывает дыхание?

Из смиренья не пишутся стихотворенья,

И нельзя их писать ни на чье усмотренье.

Говорят, что их можно писать из презренья.

Нет!

Диктует их только прозренье.

Леонид Мартынов

Считаю, что создание стихов сравнимо с полетом птицы. Научиться летать невозможно, а вот научиться понимать поэзию под силу каждому.

: 15 ноября 1999 года ЮНЕСКО на 30-й конференции приняла резолюцию об учреждении международного дня поэзии.

Главная цель международного дня поэзии -подчеркнуть величайшее значение, которое играет мировая литература в культурной жизни современного общества.

 «Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание.

Сколько в мире народов разных,

Как по-разному можно жить,

Но есть в мире один лишь праздник,

Позволяющий всем нам творить!

Всем поэтам на земле

Мы желаем вдохновенья,

И таланта, и любви,

Величайшего творенья!

(Слайд №9-12): С творчеством поэтов мы знакомы с ранних лет. Это стихи Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Сергея Михалкова и др.

 

(Слайд №13): В школе мы начали знакомиться с творчеством таких великих русских поэтов как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Сергей Есенин, Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет и другие.

(Слайд №14): «Русские поэты о Родине, о родной природе, о весне»

(Слайд №15) А. С. Пушкин

Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин явился первым национальным поэтом, гордостью нашей литературы. Именно он ввел русское искусство художественного слова в число самых развитых.

«Ещё дуют холодные ветры…»

(Слайд №16)Еще дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

(Слайд №18) Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчелка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у березы

Распустятся клейкие листочки,

(Слайд №19) Зацветет черемуха душиста.

(Слайд №20) Ведущий: Какие блистательные строки Пушкин посвятил природе весной! Весной пробуждается природа. Именно весенней порой проявился бесценный поэтический дар Александра Сергеевича

«В те дни в таинственных долинах»

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

(Слайд №21)Ведущий: И всё же не смотря на то, что именно «весной, при кликах лебединых, являться муза стала мне…», Пушкин не любил весну. Его любимыми временами года были осень и зима.

-Назовите стихи Пушкина о зиме и осени.

«. ЗИМНЕЕ…»

«ЗИМНИЙ …»

«ЗИМНЯЯ …»

«. Унылая пора! …»

«Уж небо …»

« Октябрь уж …»

Ведущий: Но, конечно, самые любимые произведения Пушкина для детей –это его сказки.

Особенности сказок Пушкина - это динамичный сюжет, необычные ситуации и события, полные чудес и роскоши. И, главное, абсолютно все сказки Пушкина воспитывают благородные чувства.

(Слайд-видео №22) Стихотворение «У лукоморья»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

(Слайд №23) Викторина по сказкам А. С. Пушкина

(Слайд №24-36) 1. Какая сказка не принадлежит перу А. С. Пушкина:

а) «Сказка о рыбаке и рыбке»

б) «Конёк-Горбунок»

в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

г) «Сказка о золотом петушке»

(«Конёк-Горбунок», её автор Пётр Ершов)

2. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря... »

3. В «Сказке о Царе Салтане» какое будущее для себя видела каждая из сестриц, если бы была царицей?

(первая – «То на весь крещёный мир приготовила б я пир…»,

вторая – «То на весь бы мир одна наткала я полотна…»,

третья – «Я б для батюшки-царя родила богатыря…»)

4. Сколько лет прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33 года)

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года»

5. С какими словами обращалась царица к зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?.. »

6. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?

(царь Дадон)

7. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как вы думаете, почему сенную девушку звали Чернавка?

(Она была служанкой, выполняла «чёрную» работу по дому)

8. Как старуха бранила старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! »

9. В каких насекомых превращала князя Гвидона царевна Лебедь?

(в комара, муху, шмеля)

10. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как звали жениха мёртвой царевны? (Елисей)

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей…»

11. Кто дал царю Дадону золотого петушка?

(мудрец-звездочёт)

 

12. Кто вскружил голову царю Дадону в «Сказке о Золотом петушке»?

(Шамаханская царица)

13. В «Сказке о попе и о работнике его Балде», где поп нашел себе работника?

(Пошел поп по базару)

14. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

15. В «Сказке о царе Салтане», какие три чуда были на острове Буяне? (белка, 33 богатыря, царевна Лебедь)

«Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…»

«Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря…»

«А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…»

(Слайд-видео №37) Песня «Белка» на стихи Пушкина (исполняет хор)

(Слайд №38) М. Ю. Лермонтов

Ведущий: М. Ю. Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же прикосновении к творчеству поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью.

(Слайд №39) «Родина»

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой…

(Слайд №40) Но я люблю — за что, не знаю сам —

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

(Слайд №41) Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берез.

(Слайд-аудио №42) Танец «Во поле березка стояла»

Ведущий: Поэзия Михаила Лермонтова многогранна и поучительна, в ней раскрывается жизнь русского народа. Стихи поэта сложны и наполнены особой силой.

(Слайд №43) «Весна»

Когда весной разбитый лёд
Рекой взволнованной идёт,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая земля,
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Не молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведёт,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдёт.

(Слайд №44) Ведущий: Вспомните названия стихов Лермонтова:

1. Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят; ( Осень)

2. Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя; (Утес)

3. Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?.. (Парус)

4. Когда весной разбитый лёд

Рекой взволнованной идёт, ( Весна)

5. Люблю отчизну я, но странною любовью! (Родина)

6. «Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана? (Бородино)

Ведущий: С этим стихотворением вы познакомитесь в 4 классе.

(Слайд №45) С. Есенин

(Слайд №46) Всем известны его стихи:

-«Береза»

-«Черемуха»

-«Нивы сжаты, рощи голы»

-«Пороша»

-«Поет зима – аукает»

(Слайд №47) Ведущий: «Нет поэта без родины» - эта мудрая есенинская мысль отражает связь между любым художником и Отечеством. Первым по праву певцом неувядающей России стоит Сергей Есенин..

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная»

 

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас,

И гудит за косогором

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых вех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю! »

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

(Слайд-аудио №48) Ведущий:

«И гудит за косогором

На лугах веселый пляс»

Танец «Солнце красное»

(Слайд №49) Ведущий: Сергей Есенин — исконно русский поэт. Родная природа – его страсть и любовь.

(Слайд №50) Стихотворение «Черемуха»

Ведущий: Матушка-природа щедро вплёскивала в поэзию Есенина цвета и многоголосье.

Там, где иной пройдёт мимо и не заметит ничего особенного, Есенин сумеет разглядеть прекрасное.

«Опять весенним гулом»

Опять весенним гулом

Приветствует нас дол,

Младенцем завернула

Заря луну в подол.

Теперь бы песню ветра

И нежное баю

За то, что ты окрепла,

За то, что праздник светлый

Влила ты в грудь мою.

Теперь бы брызнуть в небо

Вишневым соком стих

За отческую щедрость

Наставников твоих.

(Слайд №50) Песня «Утро» на стихи Есенина ( исполняет хор)

Тютчев Ф. И.

(Слайд №51, 52) Ведущий: Стихи Федора Ивановича Тютчева знакомы нам с раннего детства. Кто не знает его строк: «Люблю грозу в начале мая…», «Весна идёт, весна идёт, мы молодой весны гонцы…», «Зима недаром злится…»? Стихи Тютчева, посвящённые природе – это своего рода пылкое признание в любви. Тютчев считал, что человеку даровано великое благо – возможность наслаждаться картинами природы.

(Слайд №53) Ведущий: Послушаете стихи, которые вам еще незнакомы.

«Еще земли печален вид»

 

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

(Слайд №54) Задание:

Дополнить текст стихотворения «Зима недаром злится»

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Афанасий Фет

(Слайд №55) Ведущий: Афанасий Фет – человек, удивительно понимающий поэзию, охотно открывающей ей душу. Присущее Фету тонкое чувство природы, способность передать словами нюансы и оттенки душевной жизни, подмечены не одним поколением читателей.

(Слайд №56) Его стихи мы знаем наизусть:

«Ласточки пропали…»

«Мама! глянь-ка из окошка …»

«Зреет рожь над жаркой нивой…»

(Слайд №57) Ведущий: Стихи Фета о весне добры и удивительно понятны. Послушайте их. Многие из вас услышат эти стихи впервые.

«Еще весны душистой нега»

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей еще не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

(Слайд №58) «Уж верба вся пушистая»

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

.

Викторина по творчеству русских поэтов.

(Слайд-видео №59-61) Ведущий: Назовите автора и название стихотворения по видеоклипам.

«Весенняя гроза» Ф. Тютчев

«Дед Мазай и зайцы» Н. Некрасов

«Травка зеленеет» А. Плещеев

Души прекрасные порывы (стихи детей)

(Слайд №62) Ведущий: Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить

(Слайд №63) Мультфильм «Незнайка - поэт»

(Слайд №63) Игра «Буриме»

Ведущий: Мы приглашаем на сцену ребят, которые прочитают стихи собственного сочинения.

(Слайд №63) 1. Егорова Ульяна 3г – «Матушка-весна»

(Слайд №64) 2. Рогулин Денис 3г – «Девица весна»

(Слайд №65) 3. Красильникова Анна 3в – «Сестра»

(Слайд №66) 4. Полишин Илья 3б –« Наш 3б»

(Слайд №67) 5. Сергеев Алексей 3б – «Пес»

(Слайд №68) 6. Успенский Артем 3а – Береза»

(Слайд №69) 7. Руднев Даниил 3а – «Яхта»

(Слайд №70) 8. Матюшина Вика 3д - «Собака»

(Слайд-загадка №71) 9. Бажанова Ангелина 3д – «Слон»

(Слайд №72) 10. Матвеева Анна 3д – «Котик Ярик»

(Слайд №73) Ведущий: Пишите стихи, не задумываясь о славе и бессмертии. Ведь даже маленькое, никому не известное стихотворение, написанное ребенком, - это тоже огромный духовный вклад в дело культурного и интеллектуального процветания всего общества.

Смотрите в будни и слагайте строки

Во славу жизни, счастья и любви,

Хвала поэтам, что стихом высоким

Всю нашу жизнь украсили они!

Пусть вас Муза посещает

В будни, праздники, всегда,

Пусть читают ваши книги,

Рукоплещут города!

21 марта ежегодно отмечается Всемирный день поэзии. Поэзия - это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой, - на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком.
Учитель:
Поэзии чудесная страница
Для нас сегодня открывает дверь.
И чудо пусть любое сотворится!
Ты, главное, в него всем сердцем верь!
Любовь и красота природы,
Дорога сказок, мир – любой, —
Подвластно все ПОЭЗИИ, — Попробуй!
И дверь в ее Страну открой!
Шорох листьев под ногами, капелька дождя,
Радуга на небе, трели соловья, —
Вот мороз рисует на стекле узор…
Мир вокруг прекрасен! И каждый в нем актер. (Е. Некрасова)

Конкурс «Кто автор стихотворения? »
1. «Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле»? «Привет, Россия» Н. М. Рубцов

2. «С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь»? «Тихая моя родина» Н. М. Рубцов

3. «Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить»? Ф. И. Тютчев


4. «Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце»? Н. И. Рыленков

5. «Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал…»? Н. А. Заболоцкий

6. " Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком". Отговорила роща золотая С. А. Есенин


7. «Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор…»? «19 октября» А. С. Пушкин

8. " Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака. " Поет зима — аукает. С. А. Есенин


9. «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела»? «Зимнее утро» А. С. Пушкин

10. «Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.. »? «Весенние воды» Ф. И. Тютчев


Конкурс «Проталинки»: какое слово пропущено в стихотворении?
1. С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»:
«Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
________ месяц жеребенком
Запрягался в наши сани»? ( рыжий)

2. Ф. Тютчев «Неохотно и несмело…»:
«Солнце раз еще взглянуло
______________ на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля»? (исподлобья)

3. И. А. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер…»:
«Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
___________ свет в молчании ночном»? ( звездный)

4. С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…»:
«Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту ___________ местность
Не видал я много лет…»? (чахленькую )

5. Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»:
«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
__________ жизнью он блестит»? ( чудной)

6. Н. М. Рубцов «Тихая моя Родина»:
«Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона _______,
Сяду опять на забор! »? ()

7. А. С. Пушкин «Туча»:
«Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь __________ тень,
Одна ты печалишь ликующий день»? ( унылую )

8. Д. С. Мережковский «Родное»:
«И крепкий запах молодой березы,
Травы и хвойных игл, когда порой,
Как __________, беспомощные слезы,
Струится теплый дождь во тьме ночной»? (робкие)

9. Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»:
«Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, ____________ прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест»? ( таинственная )

10. А. А. Блок «Россия»:
«Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат __________ до бровей»? ( узорный)

11.

12. А. С. Пушкин «Деревня»:
«Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где _________ ручьи в кустарниках шумят»? ( светлые)

13. М. Ю. Лермонтов «Родина»:
«И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с _________ и свистом
Под говор пьяных мужичков»? (топаньем )

14. Ф. И. Тютчев «Листья»:
«О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С ________ ветвей! »? ( докучных)

15. И. С. Никитин «Русь»:
«Уж и есть за что,
Русь __________,
Полюбить тебя,
Назвать матерью»? ( могучая)

Конкурс «Эрудит»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.