|
||||||||||||||||
1.3. Торможение автомобиля
Дата: 16. 02. 2022 г. Группа 1-ОПУТ-20 Лекция ОП 06. Правила безопасности дорожного движения Тема: «Техника пользования органами управления автомобиля» Цель: изучить технику пользования органами управления автомобиля. План 1. Виды, способы и приёмы управления рулевым колесом при маневрировании. Типичные ошибки при маневрировании. 2. Виды и способы торможения. Последовательность действий водителя при торможении. Пользование стояночным тормозом. Литература
Основная литература: 1. Правила дорожного движения Донецкой Народной Республики, утверждённые Постановлением Совета министров от 12. 03. 2015 г. № 3-12, действующая редакция. 2. Майборода О. В. Основы управления транспортными средствами категорий «С», «СЕ» и подкатегорий «С1», «С1Е». Специальный цикл: учебник водителя транспортных средств категорий «С», «СЕ» и подкатегорий «С1», «С1Е»: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Майборода, А. Л. Травянко. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 144 с. 3. Барбакадзе Андрей. Учебник водителя категорий «А» и «В» с цветными иллюстрациями / Автошкола: ПДД и учебник вождения транспортных средств / А. Барбакадзе. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 256 с. 4. Фоменко А. Я., Краснопивцев В. М., Игнатов А. М. и др. Учебник водителя. Подготовка и повышение квалификации управления автомобилем – К.: Ред. журнала “Сигнал”, 1998. – 368 с.: илл. 5. Первая помощь: Учебник для водителей. / Под редакцией В. Г. Авдеевой. – М. 2009. – 176с.
Дополнительная литература: 6. Ваганов В. И., Рывкин А. А. Управление автотранспортными средствами. Учебник водителя. – М.: Транспорт, 1990. 7. Иванов В. Н. Наука управления автомобилем. – 4-е изд. Тверь, “Мартин”, “Полина”, 1995. 8. Иларионов В. А. и др. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем: Учебник для ПТУ – М.: Транспорт, 1990. 9. Илюхин Ф. В. Дорожная этика. – М.: Транспорт, 1988. 10. Коноплянко В. Ы., Рыжков С. В., Воробьев Ю. В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. – М.: ДОСААФ, 1989. – 224 с.: илл. 11. Луковецький М. А. Безопасность движения: организация, планирование и управление предприятием: Учебник для ВУЗОВ. – М.: Транспорт, 1988. 12. Рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации (пересмотр 2015 г. ) / Под ред. Чл. -корр. РАН Мороза В. В. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: НИИОР, НСР, 2016. – с. 130-141. Нормативные документы: 13. Закон ДНР «Об автомобильном транспорте» №77-IHC от 21. 08. 2015 г., действующая редакция. 14. Закон ДНР «О дорожном движении» № 41-IНС от 17. 04. 2015 г., действующая редакция. 15. Закон ДНР «О здравоохранении» № 42-IHC от 24. 04. 2015 г., действующая редакция. 16. Положение о порядке проведения инструктажей по безопасности движения и стажировки водителей автомобильных транспортных средств, утверждённое Приказом Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики от 26. 11. 2015 г. № 533.
Интернет-ресурсы: 1. Правила дорожного движения Донецкой Народной Республики. Режим доступа: https: //gai-info. ru 2. Автошкола «Мастер-Дон». Официальный сайт. Литература, доступная для скачивания. Режим доступа: http: //master-don. com/index. php/literatura 3. Автошкола «Мастер-Дон». Официальный сайт. Тестирование онлайн ПДД ДНР. Режим доступа: http: //master-don. com/index. php/test1 4. Видео уроки по правилам дорожного движения и безопасности дорожного движения. Режим доступа: https: //www. pravpoka. net/ru-главная 5. Общероссийская общественная организация «Российский Красный Крест». Официальный сайт. Курсы обучения навыкам оказания первой помощи. Режим доступа: https: //www. redcross. ru/chto-my-delaem/kursy-obucheniya-navykam-okazaniya-pervoy-pomoshchi 6. Национальный совет по реанимации. Официальный представитель Европейского совета по реанимации в Российской Федерации. Официальный сайт. Фильмы. Режим доступа: https: //www. rusnrc. com/filmy Домашнее задание: Изучите лекционный материал, составьте опорный конспект отвечая на контрольные вопросы в конспекте. Контрольные вопросы. 1. Дайте определение таким понятием: дистанция, интервал, встречный разъезд. По итогам выполненного задания вам необходимо направить преподавателю фото вашего конспекта (две страницы тетради на одном фото) Выполненное задание необходимо прислать до 14. 02. 2022г. на почту dracon888@mail. ru. Файлы подписывать в формате Иванова 17. 02. За несвоевременное предоставление материалов выполненного задания допускается снижение оценки. Тема: «Техника пользования органами управления автомобиля» Цель: изучить технику пользования органами управления автомобиля. План 1. Виды, способы и приёмы управления рулевым колесом при маневрировании. Типичные ошибки при маневрировании. 2. Виды и способы торможения. Последовательность действий водителя при торможении. Пользование стояночным тормозом.
1. 3. Торможение автомобиля
Знание эффективных приемов торможения и умение применять их в критических ситуациях является залогом обеспечения безопасности движения. Различают несколько основных способов торможения: плавное, резкое, прерывистое, ступенчатое, комбинированное, двигателем. Кроме того, торможение можно условно разделить на виды: служебное, экстренное и аварийное. Служебное торможение отличается плавностью и небольшим замедлением (менее 3 м/с2). Оно может осуществляться за счет свободного выбега автомобиля, последовательною переключения на низшие передачи и, наконец, плавного нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля. При экстренном торможении педаль нажимается быстро и сильно, при этом зачастую возникают блокировка и скольжение колес, что увеличивает тормозной путь. Для повышения эффективности торможения дополнительно используют стояночную и вспомогательную тормозные системы. Аварийное торможение осуществляется при выходе из строя рабочей тормозной системы или сильном снижении эффективности ее работы. В этих случаях используют запасную и стояночную тормозные системы, а автогонщики, кроме того, приемы бокового скольжения с вращением автомобиля и естественные препятствия рядом с дорогой (снежный вал, подъем и т. д. ). Наиболее распространенным и безопасным является плавный способ торможения (рис. 1. 10, а). Его применяют, как правило, на сухом покрытии и в спокойной дорожной обстановке. Водитель плавно и постепенно увеличивает давление на педаль, ослабляя его непосредственно перед самой остановкой. При этом способе двигатель можно отключить от трансмиссии. В экстренных случаях применяют резкий способ торможения (рис. 1. 10, б). Водитель кратковременно и сильно нажимает на педаль тормоза вплоть до блокировки колес, затем несколько снижает усилие для их разблокирования. При таком торможении, особенно на скользких участках, возможен занос автомобиля; при блокировке колес увеличивается тормозной путь, поэтому этот способ используют только при частичном торможении для экстренного замедления в критических ситуациях. Двигатель от трансмиссии отключают непосредственно перед остановкой. Для надежного и эффективного торможения в экстренных случаях необходимо уверенно владеть ступенчатым способом торможения (рис. 1. 10, г). Водитель сильно и быстро нажимает на педаль тормоза вплоть до кратковременной блокировки колес, затем чуть отпускает педаль, снова увеличивает усилие до блокировки колес и вновь отпускает. Таким чередованием нажима и частичного, отпускания педали удается балансировать на грани юза колес и обеспечить минимальный тормозной путь. Более прост в выполнении (правда, и менее эффективен) прерывистый способ торможения (рис. 1. 10, в). При таком способе после нажатия педали тормоза и блокировки колес педаль полностью отпускают и затем вновь нажимают, повторяя это действие несколько раз до полного затормаживания. Ступенчатый и прерывистый способы торможения применяют без выключения сцепления, а выключают его непосредственно перед остановкой. При торможении на неровных дорогах с чередующимися скользкими участками используют комбинированный способ торможения, заключающийся в сочетании ступенчатого и прерывистого, способов на скользких и неровных участках дорог с резким способом – на сухих и ровных. Вспомогательную тормозную систему (торможение двигателем) применяют в случаях, когда необходимо погасить скорость без использования рабочего тормоза. Такие ситуации возникают на затяжных спусках, в условиях низкого коэффициента сцепления (на скользких дорогах). Для торможения двигателем включают резким ударным способом низшую передачу, используя при этом форсированную «перегазовку». При любом способе торможения следует помнить, что нельзя допускать длительной блокировки колес, так как в этом случае теряется управляемость автомобиля и увеличивается тормозной путь (рис. 1. 11).
|
||||||||||||||||
|