![]()
|
||||||||||||||||
1.3. Торможение автомобиля
Дата: 16. 02. 2022 г. Группа 1-ОПУТ-20 Лекция ОП 06. Правила безопасности дорожного движения Тема: «Техника пользования органами управления автомобиля» Цель: изучить технику пользования органами управления автомобиля. План 1. Виды, способы и приёмы управления рулевым колесом при маневрировании. Типичные ошибки при маневрировании. 2. Виды и способы торможения. Последовательность действий водителя при торможении. Пользование стояночным тормозом. Литература
Основная литература: 1. Правила дорожного движения Донецкой Народной Республики, утверждённые Постановлением Совета министров от 12. 03. 2015 г. № 3-12, действующая редакция. 2. Майборода О. В. Основы управления транспортными средствами категорий «С», «СЕ» и подкатегорий «С1», «С1Е». Специальный цикл: учебник водителя транспортных средств категорий «С», «СЕ» и подкатегорий «С1», «С1Е»: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Майборода, А. Л. Травянко. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 144 с. 3. Барбакадзе Андрей. Учебник водителя категорий «А» и «В» с цветными иллюстрациями / Автошкола: ПДД и учебник вождения транспортных средств / А. Барбакадзе. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 256 с. 4. Фоменко А. Я., Краснопивцев В. М., Игнатов А. М. и др. Учебник водителя. Подготовка и повышение квалификации управления автомобилем – К.: Ред. журнала “Сигнал”, 1998. – 368 с.: илл. 5. Первая помощь: Учебник для водителей. / Под редакцией В. Г. Авдеевой. – М. 2009. – 176с.
Дополнительная литература: 6. Ваганов В. И., Рывкин А. А. Управление автотранспортными средствами. Учебник водителя. – М.: Транспорт, 1990. 7. Иванов В. Н. Наука управления автомобилем. – 4-е изд. Тверь, “Мартин”, “Полина”, 1995. 8. Иларионов В. А. и др. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем: Учебник для ПТУ – М.: Транспорт, 1990. 9. Илюхин Ф. В. Дорожная этика. – М.: Транспорт, 1988. 10. Коноплянко В. Ы., Рыжков С. В., Воробьев Ю. В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. – М.: ДОСААФ, 1989. – 224 с.: илл. 11. Луковецький М. А. Безопасность движения: организация, планирование и управление предприятием: Учебник для ВУЗОВ. – М.: Транспорт, 1988. 12. Рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации (пересмотр 2015 г. ) / Под ред. Чл. -корр. РАН Мороза В. В. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: НИИОР, НСР, 2016. – с. 130-141. Нормативные документы: 13. Закон ДНР «Об автомобильном транспорте» №77-IHC от 21. 08. 2015 г., действующая редакция. 14. Закон ДНР «О дорожном движении» № 41-IНС от 17. 04. 2015 г., действующая редакция. 15. Закон ДНР «О здравоохранении» № 42-IHC от 24. 04. 2015 г., действующая редакция. 16. Положение о порядке проведения инструктажей по безопасности движения и стажировки водителей автомобильных транспортных средств, утверждённое Приказом Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики от 26. 11. 2015 г. № 533.
Интернет-ресурсы: 1. Правила дорожного движения Донецкой Народной Республики. Режим доступа: https: //gai-info. ru 2. Автошкола «Мастер-Дон». Официальный сайт. Литература, доступная для скачивания. Режим доступа: http: //master-don. com/index. php/literatura 3. Автошкола «Мастер-Дон». Официальный сайт. Тестирование онлайн ПДД ДНР. Режим доступа: http: //master-don. com/index. php/test1 4. Видео уроки по правилам дорожного движения и безопасности дорожного движения. Режим доступа: https: //www. pravpoka. net/ru-главная 5. Общероссийская общественная организация «Российский Красный Крест». Официальный сайт. Курсы обучения навыкам оказания первой помощи. Режим доступа: https: //www. redcross. ru/chto-my-delaem/kursy-obucheniya-navykam-okazaniya-pervoy-pomoshchi 6. Национальный совет по реанимации. Официальный представитель Европейского совета по реанимации в Российской Федерации. Официальный сайт. Фильмы. Режим доступа: https: //www. rusnrc. com/filmy Домашнее задание: Изучите лекционный материал, составьте опорный конспект отвечая на контрольные вопросы в конспекте. Контрольные вопросы. 1. Дайте определение таким понятием: дистанция, интервал, встречный разъезд. По итогам выполненного задания вам необходимо направить преподавателю фото вашего конспекта (две страницы тетради на одном фото) Выполненное задание необходимо прислать до 14. 02. 2022г. на почту dracon888@mail. ru. Файлы подписывать в формате Иванова 17. 02. За несвоевременное предоставление материалов выполненного задания допускается снижение оценки. Тема: «Техника пользования органами управления автомобиля» Цель: изучить технику пользования органами управления автомобиля. План 1. Виды, способы и приёмы управления рулевым колесом при маневрировании. Типичные ошибки при маневрировании. 2. Виды и способы торможения. Последовательность действий водителя при торможении. Пользование стояночным тормозом.
1. 3. Торможение автомобиля
Знание эффективных приемов торможения и умение применять их в критических ситуациях является залогом обеспечения безопасности движения. Различают несколько основных способов торможения: плавное, резкое, прерывистое, ступенчатое, комбинированное, двигателем. Кроме того, торможение можно условно разделить на виды: служебное, экстренное и аварийное. Служебное торможение отличается плавностью и небольшим замедлением (менее 3 м/с2). Оно может осуществляться за счет свободного выбега автомобиля, последовательною переключения на низшие передачи и, наконец, плавного нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля. При экстренном торможении педаль нажимается быстро и сильно, при этом зачастую возникают блокировка и скольжение колес, что увеличивает тормозной путь. Для повышения эффективности торможения дополнительно используют стояночную и вспомогательную тормозные системы. Аварийное торможение осуществляется при выходе из строя рабочей тормозной системы или сильном снижении эффективности ее работы. В этих случаях используют запасную и стояночную тормозные системы, а автогонщики, кроме того, приемы бокового скольжения с вращением автомобиля и естественные препятствия рядом с дорогой (снежный вал, подъем и т. д. ). Наиболее распространенным и безопасным является плавный способ торможения (рис. 1. 10, а). Его применяют, как правило, на сухом покрытии и в спокойной дорожной обстановке. Водитель плавно и постепенно увеличивает давление на педаль, ослабляя его непосредственно перед самой остановкой. При этом способе двигатель можно отключить от трансмиссии. В экстренных случаях применяют резкий способ торможения (рис. 1. 10, б). Водитель кратковременно и сильно нажимает на педаль тормоза вплоть до блокировки колес, затем несколько снижает усилие для их разблокирования. При таком торможении, особенно на скользких участках, возможен занос автомобиля; при блокировке колес увеличивается тормозной путь, поэтому этот способ используют только при частичном торможении для экстренного замедления в критических ситуациях. Двигатель от трансмиссии отключают непосредственно перед остановкой. Для надежного и эффективного торможения в экстренных случаях необходимо уверенно владеть ступенчатым способом торможения (рис. 1. 10, г). Водитель сильно и быстро нажимает на педаль тормоза вплоть до кратковременной блокировки колес, затем чуть отпускает педаль, снова увеличивает усилие до блокировки колес и вновь отпускает. Таким чередованием нажима и частичного, отпускания педали удается балансировать на грани юза колес и обеспечить минимальный тормозной путь. Более прост в выполнении (правда, и менее эффективен) прерывистый способ торможения (рис. 1. 10, в). При таком способе после нажатия педали тормоза и блокировки колес педаль полностью отпускают и затем вновь нажимают, повторяя это действие несколько раз до полного затормаживания. Ступенчатый и прерывистый способы торможения применяют без выключения сцепления, а выключают его непосредственно перед остановкой. При торможении на неровных дорогах с чередующимися скользкими участками используют комбинированный способ торможения, заключающийся в сочетании ступенчатого и прерывистого, способов на скользких и неровных участках дорог с резким способом – на сухих и ровных. Вспомогательную тормозную систему (торможение двигателем) применяют в случаях, когда необходимо погасить скорость без использования рабочего тормоза. Такие ситуации возникают на затяжных спусках, в условиях низкого коэффициента сцепления (на скользких дорогах). Для торможения двигателем включают резким ударным способом низшую передачу, используя при этом форсированную «перегазовку».
|
||||||||||||||||
|