Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1.3. Торможение автомобиля



 

Дата: 16. 02. 2022 г.

Группа 1-ОПУТ-20

Лекция

ОП 06. Правила безопасности дорожного движения

Тема: «Техника пользования органами управления автомобиля»

Цель: изучить  технику пользования органами управления автомобиля.

План                

1. Виды, способы и приёмы управления рулевым колесом при маневрировании. Типичные ошибки при маневрировании.

2. Виды и способы торможения. Последовательность действий водителя при торможении. Пользование стояночным тормозом.

Литература

 

Основная литература:

1. Правила дорожного движения Донецкой Народной Республики, утверждённые Постановлением Совета министров от 12. 03. 2015 г. № 3-12, действующая редакция.

2. Майборода О. В. Основы управления транспортными средствами категорий «С», «СЕ» и подкатегорий «С1», «С1Е». Специальный цикл: учебник водителя транспортных средств категорий «С», «СЕ» и подкатегорий «С1», «С1Е»: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Майборода, А. Л. Травянко. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 144 с.

3. Барбакадзе Андрей. Учебник водителя категорий «А» и «В» с цветными иллюстрациями / Автошкола: ПДД и учебник вождения транспортных средств / А. Барбакадзе. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 256 с.

4. Фоменко А. Я., Краснопивцев В. М., Игнатов А. М. и др. Учебник водителя. Подготовка и повышение квалификации управления автомобилем – К.: Ред. журнала “Сигнал”, 1998. – 368 с.: илл.

5. Первая помощь: Учебник для водителей. / Под редакцией В. Г. Авдеевой. – М. 2009. – 176с.

 

 Дополнительная литература:

6. Ваганов В. И., Рывкин А. А. Управление автотранспортными средствами. Учебник водителя. – М.: Транспорт, 1990.

7. Иванов В. Н. Наука управления автомобилем. – 4-е изд. Тверь, “Мартин”, “Полина”, 1995.

8. Иларионов В. А. и др. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем: Учебник для ПТУ – М.: Транспорт, 1990.

9. Илюхин Ф. В. Дорожная этика. – М.: Транспорт, 1988.

10. Коноплянко В. Ы., Рыжков С. В., Воробьев Ю. В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. – М.: ДОСААФ, 1989. – 224 с.: илл.

11. Луковецький М. А. Безопасность движения: организация, планирование и управление предприятием: Учебник для ВУЗОВ. – М.: Транспорт, 1988.

12. Рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации (пересмотр 2015 г. ) / Под ред. Чл. -корр. РАН Мороза В. В. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: НИИОР, НСР, 2016. – с. 130-141.

Нормативные документы:

13. Закон ДНР «Об автомобильном транспорте» №77-IHC от 21. 08. 2015 г., действующая редакция.

14. Закон ДНР «О дорожном движении» № 41-IНС от 17. 04. 2015 г., действующая редакция.

15. Закон ДНР «О здравоохранении» № 42-IHC от 24. 04. 2015 г., действующая редакция.

16. Положение о порядке проведения инструктажей по безопасности движения и стажировки водителей автомобильных транспортных средств, утверждённое Приказом Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики от 26. 11. 2015 г. № 533.

 

Интернет-ресурсы:

1. Правила дорожного движения Донецкой Народной Республики. Режим доступа: https: //gai-info. ru

2. Автошкола «Мастер-Дон». Официальный сайт. Литература, доступная для скачивания. Режим доступа: http: //master-don. com/index. php/literatura

3. Автошкола «Мастер-Дон». Официальный сайт. Тестирование онлайн ПДД ДНР. Режим доступа: http: //master-don. com/index. php/test1

4. Видео уроки по правилам дорожного движения и безопасности дорожного движения. Режим доступа: https: //www. pravpoka. net/ru-главная

5. Общероссийская общественная организация «Российский Красный Крест». Официальный сайт. Курсы обучения навыкам оказания первой помощи. Режим доступа: https: //www. redcross. ru/chto-my-delaem/kursy-obucheniya-navykam-okazaniya-pervoy-pomoshchi

6. Национальный совет по реанимации. Официальный представитель Европейского совета по реанимации в Российской Федерации. Официальный сайт. Фильмы. Режим доступа: https: //www. rusnrc. com/filmy

Домашнее задание:

Изучите лекционный материал, составьте опорный конспект отвечая на контрольные вопросы в конспекте.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение таким понятием: дистанция, интервал, встречный разъезд.

По итогам выполненного задания вам необходимо направить преподавателю фото вашего конспекта (две страницы тетради на одном фото) Выполненное задание

необходимо прислать до  14. 02. 2022г. на почту dracon888@mail. ru. Файлы подписывать в формате Иванова 17. 02. За несвоевременное предоставление материалов выполненного задания допускается снижение оценки.

Тема: «Техника пользования органами управления автомобиля»

Цель:  изучить технику пользования органами управления автомобиля.

План        

1. Виды, способы и приёмы управления рулевым колесом при маневрировании. Типичные ошибки при маневрировании.

2. Виды и способы торможения. Последовательность действий водителя при торможении. Пользование стояночным тормозом.

 

1. 3. Торможение автомобиля

 

Знание эффективных приемов торможения и умение применять их в критических ситуациях является залогом обеспечения безо­пасности движения. Различают несколько основных способов тор­можения: плавное, резкое, прерывистое, ступенчатое, комбиниро­ванное, двигателем. Кроме того, торможение можно условно раз­делить на виды: служебное, экстренное и аварийное.

Служебное торможение отличается плавностью и небольшим замедлением (менее 3 м/с2). Оно может осуществляться за счет сво­бодного выбега автомобиля, последовательною переключения на низшие передачи и, наконец, плавного нажатия на педаль тормо­за до полной остановки автомобиля. При экстренном торможении педаль нажимается быстро и сильно, при этом зачастую возникают блокировка и скольжение колес, что увеличивает тормозной путь. Для повышения эффек­тивности торможения дополнительно используют стояночную и вспомогательную тормозные системы.

Аварийное торможение осуществляется при выходе из строя рабочей тормозной системы или сильном снижении эффективно­сти ее работы. В этих случаях используют запасную и стояночную тормозные системы, а автогонщики, кроме того, приемы боково­го скольжения с вращением автомобиля и естественные препят­ствия рядом с дорогой (снежный вал, подъем и т. д. ).

Наиболее распространенным и безопасным является плавный способ торможения (рис. 1. 10, а). Его применяют, как правило, на сухом покрытии и в спокойной дорожной обстановке. Води­тель плавно и постепенно увеличивает давление на педаль, ослаб­ляя его непосредственно перед самой остановкой. При этом способе двигатель можно отключить от трансмиссии.

В экстренных случаях применяют резкий способ торможения (рис. 1. 10, б). Водитель кратковременно и сильно нажимает на педаль тормоза вплоть до блокировки колес, затем несколько сни­жает усилие для их разблокирования. При таком торможении, особенно на скользких участках, возможен занос автомобиля; при блокировке колес увеличивается тормозной путь, поэтому этот способ используют только при частичном торможении для экст­ренного замедления в критических ситуациях. Двигатель от транс­миссии отключают непосредственно перед остановкой.

Для надежного и эффективного торможения в экстренных слу­чаях необходимо уверенно владеть ступенчатым способом тор­можения (рис. 1. 10, г). Водитель сильно и быстро нажимает на педаль тормоза вплоть до кратковременной блокировки колес, затем чуть отпускает педаль, снова увеличивает усилие до блокировки колес и вновь отпускает. Таким чередованием нажима и частичного, отпускания педали удается балансировать на грани юза колес и обеспечить минимальный тормозной путь.   

Более прост в выполнении (правда, и менее эффективен) прерывистый способ торможения (рис. 1. 10, в). При таком спосо­бе после нажатия педали тормоза и блокировки ко­лес педаль полностью от­пускают и затем вновь на­жимают, повторяя это действие несколько раз до полного затормаживания. Ступенчатый и преры­вистый способы торможе­ния применяют без вык­лючения сцепления, а вык­лючают его непосредственно перед остановкой. При торможении на неровных дорогах с чере­дующимися скользкими участками используют комбинированный способ торможения, заключающийся в сочетании ступенчатого и прерывистого, способов на скользких и неровных участках дорог с резким способом – на сухих и ровных.

Вспомогательную тор­мозную систему (тормо­жение двигателем) применяют в случаях, когда необходимо по­гасить скорость без использования рабочего тормоза. Такие ситуации возникают на затяжных спусках, в условиях низкого ко­эффициента сцепления (на скользких дорогах). Для торможения двигателем включают резким ударным способом низшую переда­чу, используя при этом форсированную «перегазовку».

При любом способе торможения следует помнить, что нельзя допускать длительной блокировки колес, так как в этом случае теряется управляемость автомобиля и увеличивается тормозной путь (рис. 1. 11).

 

   
а) б)
в) г)

Рис. 1. 10. Способы торможения: а – плавный; б – резкий; в – прерывистый; г – ступенчатый; Т – время, необходимое для полной остановки автомобиля; Р – усилие на педали тормоза.

 

Рис. 1. 11. Величина тормозного пути в зависимости от способа торможения.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.