Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основная часть



Формирование экологической культуры длительный процесс, требующий целенаправленной и систематической работы (беседы, лекции, ролевые игры, экскурсии и др. ). Забайкалье населяют люди разных национальностей, традиционное природопользование разных народов – это способ сохранения природной среды и способ адаптации к ней. Культурно-хозяйственная жизнь бурят хорошо представлена в этнографическом музее. Можно запланировать цикл экскурсии (старообрядцы, эвенки и др. ). Накануне экскурсии полезно ознакомить студентов со следующей информацией.

Дети бурят, живя с самого рождения в юрте, начинали адаптироваться к воздействию внешней среды. Номадное (кочевое и полукочевое) хозяйство приводило к большой зависимости от природы. Буряты приучали детей к перенесению природных невзгод, распознаванию и предсказанию погодного режима и их последствий, почитанию и обожествлению формирующих погоду процессов и объектов природы. По поверью бурят все природные объекты имеют хозяев-духов, которые могут наказать за неуважительное отношение к ним или за их осквернение.

Каждый род имел свой объект обожествления и почитания, которым являлись высокие горы, горные перевалы, глубокие озера, ключи. Эти места становились культовыми объектами. Разрушение объектов природы, их загрязнение, захламление считалось большим грехом, подлежащим наказанию их хозяевами. Нельзя ломать ветки одиноко стоящих кустов и деревьев, сдвигать и перемещать камни. Дети становились участниками культовых обрядов, поэтому с малых лет привыкали почитать природные объекты не только своего места жительства. Священные места обозначались увешанными на деревьях лоскутами разноцветных тканей, монетами и другими дарами. В связи с этим у детей рефлекторно вырабатывалось бережное отношение к природе. В процессе жизни буряты очень рационально использовали природные богатства, создавая залог сохранения ресурсов и их приумножения. Например, к сенокошению приступали после полного созревания вегетативной массы и семян всех трав с Ильина дня. При ударе косы созревшие семена падали на землю, создавая залог будущего урожая. Основой своего благосостояния буряты считали почву, поскольку от ее состояния зависела урожайность трав, ее берегли от разрушения и истощения. Вокруг зимних стоянок создавали высокоурожайные угодья «утуги», где основную кормовую массу создавал вострец. Вострецовое сено отличается высокопитательными свойствами, поэтому оставляют на весну для подкормки истощенных и расплодившихся животных. Некоторые растения использовались для профилактики и лечения заболевания животных, например, вздутоплодник. Овец больных эстрозом пасли в местах их произрастания и на подветренной стороне солончаковых озер, где трава покрыта седым налетом солончаковой пыли. Овцы, вдыхая солончаковую пыль, чихали, тем самым, освобождая дыхательные пути от червей. Малоснежные зимы позволяли зимнюю пастьбу скота. Ветошь, поедаемая скотом, могла служить источником пожара в степи, кроме того, она задерживала рост весенних трав [Ж. Т. Тумунов, 1999].

Первая экскурсия будет посвящена жизни и хозяйственной деятельности бурят.

После экскурсии нужно провести беседу, можно предложить следующие вопросы.

1. Докажите, что юрта, как жилище кочевника, наиболее адекватна к природно-климатическим условиям.

2. В каких регионах и почему используются переносные жилища?

3. Как распределено внутреннее пространство жилища?

4. Какая домашняя утварь использовалась нашими предками?

5. Как и чем питались, лечились кочевники – буряты?

6. Какую одежду, украшения носили буряты?

Все аспекты жизни бурят: воспитание, способ ведения хозяйства, культурно-этические нормы были подчинены природосообразности (не навреди природе и себе).

Выводы

1. Важным аспектом экологического воспитания является привитие экологической культуры.

2. Через ознакомление с традиционной культурно-хозяйственной деятельностью народов Забайкалья важно показать студентам, что истоки экологической культуры идут с глубины веков.

3. Беседа по вопросам результата экскурсии поможет студентам четко представить причинно-следственные связи природы и ведения хозяйства.

Список литературы

1. Тумунов Ж. Т.. Этнопедагогика агинских бурят: автореф. дисс. д-ра. пед. наук. - Чита. - 1999. - 57 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.