Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СССР в годы перестройки



1. Общественно-политическая жизнь, внутренняя и внешняя политика СССР в 1982-1991 годах

Причины перемен во внешней политике СССР

М. Тэтчер, премьер-министр Великобритании в 1979-1990 гг., " открыла миру" М. С. Горбачева после встречи в декабре 1984 г. в Лондоне. " Он открыт и образован. Он дружелюбен, обладает определенным шармом и чувством юмора. Я определенно нахожу его человеком, с которым можно иметь дело. Мне он действительно понравился", - написала она президенту США Р. Рейгану. Однако Тэтчер отметила, что советский лидер " не привык к обсуждению жестких вопросов, которые я ему задавала, таким как вопрос о правах человека в Советском Союзе".

Стремление Горбачева снизить военные расходы (25 % госбюджета СССР) привело к введению летом 1985 г. одностороннего моратория на ядерные испытания. Осенью того же года состоялась первая встреча Горбачёва с Президентом США Р. Рейганом в Женеве, где стороны приняли Декларацию о недопустимости ядерной войны. В документе констатировалось, что в ядерной войне " не может быть победителей". Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом и достигли договоренности о расширении отношений двух стран.

15 января 1986 г. было опубликовано " Заявление Советского правительства", содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призвал поэтапно сократить различные виды ядерного оружия и присоединиться к мораторию на ядерные испытания. В октябре того же года состоялась вторая встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике. В ходе переговоров были выдвинуты предложения о ликвидации ракет средней дальности. Однако Рейган не поддержал инициативу Горбачева. С 1987 г. страны Варшавского договора стали придерживаться оборонительной военной доктрины, предусматривающей сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов " разумной достаточности".

В рамках кадровой революции новым министром иностранных дел был назначен Э. А. Шеварднадзе, министром обороны - Д. Т. Язов (после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 г. на Красной площади самолёта гражданина ФРГ М. Руста).

Причинами изменения внешнеполитического курса СССР стали:

1. опасность нового витка " холодной войны";

2. кризис советской экономики, для которой военные расходы стали непомерной ношей;

3. невозможность оказывать безвозмездную " интернациональную помощь" различным " дружественным" странам.  

Причины перемен внутренней политики СССР

20 апреля 1985 года Горбачёв объявил курс на ускорение социально-экономического развития. Целью он видел повышение благосостояния народа в короткие сроки. В 1986–1987 годах наблюдался рост экономики и были достигнуты пиковые за весь период существования СССР показатели ввода жилья. С другой стороны, итогом ускорения стало усиление дефицита, рост необеспеченной денежной массы, износ производственных мощностей.

За курсом на ускорение последовала противоречивая антиалкогольная кампания. Она привела к снижению смертности и росту продолжительности жизни с одной стороны, но уменьшились поступления в бюджет.

Сам термин «перестройка» впервые прозвучал в апреле 1986 года во время визита Горбачёва на АвтоВАЗ. С 1987 года прекратились преследования за инакомыслие, а также власти дали согласие на создание кооперативов и творчество рок-музыкантов. Также в рамках перестройки последовало:

1. Введение гласности, то есть снятие цензуры.

2. Увольнение старых партийных работников.

3. Переименование ряда городов. Например, Андропов снова стал называться Рыбинском, а Брежнев — Набережными Челнами.

4. Начало реабилитации жертв политических репрессий.

5. Начало межнациональных конфликтов на Карабахе, в Южной Осетии, Приднестровье и Средней Азии.

6. Празднование 1000-летия крещения Руси и прекращение притеснения церкви.

В 1990 году начался парад суверенитетов. Первой о выходе из состава СССР заявила Литва в марте 1990 года. Далее последовали декларации о независимости не только ССР, но и АССР. Они также породили ряд региональных конфликтов, например, в Абхазии и Чечне.

Противостояние Горбачёва и Ельцина привело к провозглашению суверенитета России 12 июня 1990 года и к избранию Бориса Николаевича президентом РСФСР год спустя. После провала в августе 1991 года в Москве путча ГКЧП, Горбачёв фактически потерял власть, хотя формально он оставался президентом до 25 декабря 1991 года. Сам СССР был распущен фактом подписания 8 декабря 1991 года Беловежских соглашений.

 

2. Перестройка, гласность, новое мышление

Весной 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Михаил Сергеевич Горбачев, на тот момент ему было чуть больше 50 лет. Страна находилась на грани глубокого кризиса – гонка вооружений, снижение темпов производства во всех сферах, коррупция, разочарование народа в идеях коммунизма, алкоголизм среди большой части населения, власть находилась в руках уже престарелых управленцев и так далее. Генеральный секретарь понимал необходимость изменений и поэтому сказал, что «всем пора перестраиваться».

Главными причинами перестройки можно назвать:

1.        Низкий уровень эффективности от системы управления в стране;

2.        Введение санкций против СССР;

3.        Военная операция в Афганистане, которая велась уже около 6 лет;

4.        Падение цен на нефть.

Перестройка длилась 6 лет и прошла в 3 основных этапа:

1 этап (1985 -1988 гг. ), когда вышла антиалкогольная программа, начала проводиться борьба с коррупцией, омолодились кадры в высших управленческих слоях, и была провозглашена гласность – освещение негатива. Но при всем этом отсутствовал четкий план преобразований, подрывались моральные ценности и часто пренебрегались национальные интересы в угоду западным.

2 этапом стал период с 1988 года по 1989. В это время была окончательно смягчена цензура – осуществлен шаг к демократизации населения, началось формирование предпосылок для развития предпринимательской деятельности – разрешены кооперативы, частная трудовая деятельность, начинается свобода творчества и развитие искусства. Также в 1989 году были выведены войска из Афганистана и предприняты попытки улучшить отношения с США, то есть фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы других стран. Негативными сторонами можно назвать низкую боеготовность Вооруженных сил, падение авторитета правящей партии, Чернобыльскую катастрофу, распространение порнографии, наркомании, то есть падение нравов молодежи и межнациональные конфликты (столкновения в Казахстане в 1986 году и так далее).

На 3 этапе (июнь 1989 — сентябрь 1991) все процессы в стране перестали быть управляемыми. Партия КПСС теряет свою власть и начинается борьба среди фракций. В этот период времени рождается и развивается огромное количество оппозиционных движений. Проходит парад суверенитетов – страны стали выходить из состава Советского Союза. Также была отменена Конституция 1977 года и материальное положение населения заметно ухудшилось. Начался отток ученых, видных деятелей за рубеж.

Таким образом, основными целями перестройки были:

1.        Демократизация СССР, введение гласности;

2.        Нормализация отношений с другими странами;

3.        Омоложение кадров в системе управления;

4.        Увеличение эффективности экономики за счет введения некоторых рыночных элементов.

А что из этого было достигнуто, трудно сказать. СССР распалась на ряд независимых и суверенных государств, правящая партия была ликвидирована, произошло катастрофическое падение уровня жизни населения и проведены радикальные экономические, политические реформы для стабилизации состояния страны в последующем. Положительным итогом можно назвать лишь попытку демократизировать общество и ввести рыночные инструменты, которые в будущем, после распада СССР стали применяться повсеместно.

Гласность – это то главное, что менялось в политической жизни Советского Союза в период «перестройки». Это, во-первых, открытое обсуждение всевозможных проблем, о которых раньше не сообщалось и которые просто замалчивались. Первой проблемой, о которой заговорили более-менее открыто и гласно, была авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Правда, сначала эту проблему попытались скрыть, но, когда весь мир заговорил о ней, СССР подключился к ее обсуждению.

Во-вторых, это обсуждение в публицистике и различных СМИ проблем истории СССР. Началась новая, резкая волна антисталинизма, которая набирала большие обороты. Советские люди узнавали такие вещи, о которых раньше не слышали и не подозревали. Кроме ведущих газет и журналов (например, «Московский Комсомолец», «Огонек», «Московские новости», «Аргументы и факты»), к политике гласности и открытому обсуждению проблем присоединились деятели культуры.

Первые два-три года изменения «перестройки» проводились в рамках социалистической идеологии и в основном люди говорили о сталинских временах. Потом, спустя некоторое время, стали упоминаться проблемы и отрицательные черты Хрущева, Ленина и других политических деятелей, а также другие страницы истории дореволюционной России.

Говоря о гласности, стоит упомянуть о плюрализме публицистических изданий. В 1985–1991 гг. было несколько направлений публицистики. Во-первых, это было консервативно-коммунистическое направление с лидером Е. К. Лигачевым (рис. 8) (официальные газеты, такие как «Правда»). Во-вторых, это либерально-демократическое направление (во главе с Яковлевым, Шеварднадзе). Идеей этого течения было построение демократии без смены основ социализма – т. н. «социализм с человеческим лицом». Также было националистическое направление («Молодая гвардия», «Современник»). Их идеей было взять то лучшее, что досталось СССР от коммунизма, царской России, Запада, но сохранить в целостности страну со своим особенным историческим развитием. Борьба между течениями была острой и интересной.

До 1988 г. политические изменения в Советском Союзе были не так активны и заметны. Но с этого года в стране уже создавались новые партии и другие политические объединения «явочным порядком». Они действовали как неформальные и незарегистрированные организации. Первой организацией, объявившей себя новой политической партией, был Демократический Союз, который подвергался преследованиям, хотя уже не уголовным, а только административным. Официальная регистрация новых партий началась лишь с марта 1991 г. Поэтому 1988–1989 гг. – возрождение многопартийности в СССР.

В период с 1989 по 1991 г. изменения в политической жизни Советского Союза становились все активнее и разнообразнее. С 1988 г. происходило возобновление процесса реабилитации. Сначала были реабилитированы политические деятели, репрессированные незаконно (Зиновьев, Каменев, Бухарин и др. ).

Черным пятном в светлом периоде «перестройки» стали конфликты, возникшие на национальных окраинах с 1986–1987 гг. В 1987 г. произошел армяно-азербайджанский конфликт, который вылился в кровавые столкновения в Нагорном Карабахе в 1988 г. (рис. 9). Кроме того, антирусские настроения набирали силу в Прибалтике, на Западной Украине и на других окраинах СССР. Таким образом, с одной стороны, на национальных окраинах Советского Союза к 1988–1989 гг. сформировался т. н. «народный фронт», который противостоял РСФСР, а с другой стороны, РСФСР показывала свое раздражение и нелюбовь к союзным республикам. Сначала звучали намеки, а потом говорили открыто, что если СССР распадется, то и республикам, и России жить станет лучше.

1989–1991 гг. – это время, когда политические изменения происходили постоянно. В 1989 г. прошли выборы на альтернативной основе и был избран новый орган власти – Верховный Совет, который избирался членами Съезда народных депутатов. На I Съезде народных депутатов (март 1989 г. ) сформировалась «Межрегиональная депутатская группа», которая первая объявила себя парламентской оппозицией (Б. Н. Ельцин был одним из ее сопредседателей (рис. 10)).

С 1989 г. главным политическим вопросом стал вопрос о существовании союзного государства.

 

II и III Съезды народных депутатов, состоявшиеся в 1989–1990 гг., приняли ряд очень важных решений. В частности, была отменена 6-я статья Конституции 1977 г. о руководящей роли КПСС, то есть партия перестала быть главной политической силой в СССР. Кроме того, параллельно с постом Председателя Верховного Совета вводилась новая должность – Президент СССР. Первым и последним Президентом Советского Союза был избран М. С. Горбачев, который сосредоточил в своих руках исполнительную власть. Законодательная власть была у Верховного Совета СССР (во главе с А. И. Лукьяновым), а судебная – у Верховного Суда СССР. Таким образом, с 1985 по 1990 гг. политическая реформа была проведена в полной мере. Общество было готово к более радикальным изменениям. Эти радикальные изменения поддерживались в целом из верхов партии и их продвигали т. н. «новаторы». Они боролись, в свою очередь, с консервативным чиновничеством, которое придерживалось идеи о сохранении коммунизма и единого Советского Союза. Эта борьба в конце 1991 г. привела к распаду СССР.

 

Михаил Сергеевич Горбачёв как политический деятель и глава государства

Михаил Сергеевич Горбачев (2 марта 1931 г. ) – первый и последний президент СССР, общественный деятель. В биографии Горбачева есть немало моментов, за которые его, в зависимости от политических предпочтений, и уважают, и презирают. К его правлению относится период «перестройки».

Горбачев Михаил Сергеевич родился 2 марта 1931 г., в с. Привольное Медведенского района Ставропольского края. Происходил из семьи репрессированных крестьян.

В годы ВОВ потерял отца, который погиб на фронте. Начиная с тринадцатилетнего возраста совмещал школьное обучение с колхозными работами.

Когда юноше исполнилось 15 лет, он был назначен помощником комбайнера МТС. В 1949 г. Михаила наградили орденом Трудового Красного Знамени.

В девятнадцатилетнем возрасте, по рекомендациям директора школы и преподавателей, стал кандидатом в члены КПСС.

В 1950 г. завершил обучение с серебряной медалью и без экзаменов поступил в МГУ им. Ломоносова. В КПСС был принят в 1952 г.

Свой путь по окончании университета он начал в ставропольской прокуратуре. В 1955 г. получил пост первого секретаря ставропольского крайкома. В 1966 г. стал занимать должность первого секретаря партийного горкома.

В 1978 г. занял пост секретаря ЦК КПСС. В 1980 г. стал членом Политбюро. В 1985 г. принял пост Генсека ЦК КПСС.

В 1990 г. Горбачев, не покидая пост Генсека, был избран президентом Советского Союза.

Внутренняя политика

17 мая 1985 г. по инициативе Горбачева была начата антиалкогольная кампания. Цена на спиртосодержащие напитки возросли на 45 %. Производства алкоголя и вырубание виноградников было сокращено. На фоне обретшего популярность самогоноварения из продажи исчез сахар.

В декабре 1985 г., по совету Е. Лигачева, назначил первым секретарем Мосгоркома Б. Ельцина.

1 мая 1986 г., после Чернобыльской трагедии, по указанию Горбачева, в Минске и Киеве были проведены первомайские демонстрации.

19 ноября 1986 г. стал инициатором закона “Об индивидуальной трудовой деятельности”. В этом же году были постепенно насаждены кооперативы – предтеча современных ЧП. С валютных операций были сняты ограничения.                                  

В 1987 г. была провозглашена Перестройка.

Стремясь локализовать национальные конфликты, принимал жесткие меры. В 1988 г. были предприняты беспрецедентные меры по разгону грузинской демонстрации и митинга алма-атинской молодежи. В этом же году начался многолетний конфликт в Нагорном Карабахе.

Президент активно противодействовал сепаратистским стремлениям Литвы, Латвии, Эстонии.

Годы жизни и правления первого советского президента были омрачены оглушительными провалами. С прилавков стали стремительно исчезать продукты, на многие виды продовольствия была введена карточная система. Результатом вымывания товаров из магазинов стала гиперинфляция.        

Внешний долг при Горбачеве увеличился сперва до 31, 3, а потом до 70, 3 млрд долларов США.

Изучая краткую биографию Горбачева, следует знать, что он всегда стремился к тесному сотрудничеству с западными странами. В конце 1984 г., по приглашению М. Тэтчер, президент посетил Лондон.

Стремясь улучшить отношения с США, принял решение о снижении военных расходов. Гонку вооружений с Америкой и странами НАТО СССР выдержать не мог.

Во время правления Горбачева был осуществлен распад Варшавского Договора, вывод советских войск из Афганистана. Также произошло падение Берлинской стены. Все это, по мнению историков, привело к проигрышу СССР в Холодной войне и способствовало его скорому развалу.

 

Нарастания кризиса СССР и его распад

Еще один результат «перестройки» - кризис и распад СССР. Его причины:

1. Насильственное включение в состав российского государства разных цивилизаций.

2. Невозможность длительное время сохранять империю (унитарное многонационально государство).

3. Ослабление экономических, политических и военно-полицейских связей между республиками и союзным центром в годы «перестройки».

4. Ослабление и гибель КПСС.

5. Стремление республиканских элит к независимости от союзного центра.

6. Использование ими национального движения и национальной интеллигенции.

7. Поддержка сепаратистского движения на окраинах СССР новой российской элитой.

Кризис союзной государственности начался еще в конце 80-х гг., когда в большинстве союзных республик возникли мощные политические партии и движения (украинский «Рух», литовский «Саюдис», народные фронты в Латвии, Эстонии, Молдавии, Грузии, Азербайджане и др. ), целью которых было создание в этих республиканских независимых национальных государств. В августе 1987 г. в Прибалтике прошли массовые демонстрации с требованием объявить недействительным пакт Молотова - Риббентропа.

В феврале 1988 г. начались армяно-азербайджанские столкновения в Нагорном Карабахе. Летом 1989 г. в Средней Азии было несколько межнациональных конфликтов, превратившихся в погромы с тысячами жертв. Попытки союзных властей подавить сепаратистское движение на окраинах были крайне непоследовательными и давали обратный эффект. В результате в 1990 г. кризис СССР перерос в его распад, процесс которого за два года прошел четыре этапа:

1. Начало отделения от СССР ряда республик (март-октябрь 1990 г. ). В марте 1990 г. на выборах народных депутатов республик во многих из них (в Литве, Латвии, Эстонии, Грузии и др. ) победили националисты, взявшие курс на выход из Советского Союза. В результате в Литве была провозглашена независимость, в других республиках началась подготовка к этому.

2. Ускорение распада (октябрь 1990г. – апрель 1991г. ). В октябре 1990 г. против союзного центра выступили две самые сильные республики – Россия и Украина. Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин вступил в открытую борьбу с властями СССР (в связи с их отказом от программы «500 дней»), а на Украине II съезд «Руха» заявил о начале борьбы за «восстановление независимой и демократической республики». 20 ноября 1990 г. Россия и Украина заключили двустороннее соглашение, что создало опасный для союзного центра прецедент. Попытка центра силой подавить сепаратистское движение (январские события 1991 г. в Прибалтике) привели к прямо противоположному результату. Процесс выхода прибалтийских республик из СССР ускорился. На референдуме в Литве 90% ее граждан, в том числе русские, проголосовали за выход из СССР, а в Латвии и Эстонии была провозглашена независимость. В поддержку демократических сил в Прибалтике выступили российские радикалы. 20 января 1991 г. в Москве прошла трехсоттысячная демонстрация солидарности с прибалтийским народом, а Ельцин 21 февраля 1991 г. потребовал отставки Горбачева с поста президента и роспуска Верховного Совета СССР. В этих условиях союзные власти пошли на крайнее средство – проведение референдума о сохранении СССР (17 марта 1991 г. ). За сохранение Союза проголосовали 76% его участников, но эти цифры не отражали действительного соотношения сил сторонников и противников сохранения СССР, т. к. в 6 республиках из 15 (Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия и Молдавия) референдум не проводился, а в России и на Украине, особенно в столицах, сторонников сохранения Союза было меньше, чем в целом по стране (в России за Союз проголосовали 71% избирателей, на Украине – 70%, в Москве и Ленинграде – 50%, в Киеве – 40 %).

 

«Парад суверенитетов»

С августа по октябрь 1990 года происходит «парад суверенитетов» автономных республик и автономных областей РСФСР. Большинство автономных республик провозглашают себя советскими социалистическими республиками в составе РСФСР. 20 июля Верховный Совет Северо-Осетинской АССР принял декларацию о государственном суверенитете. В этих и других документах того периода республики провозглашались носителями суверенитета. При этом, однако, вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава РСФСР, как правило, не ставился, отношения с федеральным центром предполагалось в дальнейшем урегулировать путём заключения с ним договоров.

24 мая 1991 года были приняты изменения в Конституции РСФСР, касающиеся названий Автономных Советских Социалистических Республик (АССР) — они стали именоваться Советскими Социалистическими Республиками (ССР) в составе РСФСР[68], что противоречило статье 85 Конституции СССР[69]. Бывшие автономные республики России готовились войти в состав нового Союза Советских Суверенных Республик (Союза Суверенных Государств)[70].

31 марта 1992 года все республики Российской Федерации (РСФСР) за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии подписали обновлённый федеративный договор. 25 декабря 1993 года вступила в силу принятая на всенародном голосовании Конституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР. Статьёй 4 принятой Конституции было установлено, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию, а федеральные законы имеют на всей её территории верховенство. Конституцией была установлена возможность заключения договоров о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, однако устанавливалось, что в случае несоответствия положений этих договоров, а также ранее заключенного Федеративного договора положениям Конституции Российской Федерации действуют положения Конституции (пункт 1 Раздела II Конституции Российской Федерации).

В дальнейшем при оценке тех или иных положений законодательства различных субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации Конституционный суд Российской Федерации неоднократно констатировал конституционно-правовую невозможность и незаконность «двухъярусного суверенитета» Российской Федерации и её субъектов. Так, в частности, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“», указывалось:

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.