Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»



 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАНЬКОВИЧСКИЙ ЯСЛИ-САД»

 

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ НА ТЕМУ:

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

 

 

Подготовила:                                                         

Бондарчук Мария Владимировна,

воспитатель дошкольного образования, 2 категории

 

 

                                      Маньковичи, 2021

Мир входит в сознание человека

Лишь через дверь органов чувств.

Если она закрыта, то он не может войти в него,

не может вступить с ним в связь.

Мир да не существует для сознания.

Б. Прейер

 

Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развития  у ребенка формируется восприятие, представления о внешних свойствах окружающей действительности: ребенок познает мир через ощущения, посредством анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного.

Сенсорное воспитание – это постепенное усвоение сенсорной культуры, создаваемое человечеством на протяжении веков.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста раскрыта в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова и др. ).

Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе дошкольного образования.

Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширять его кругозор. Основная функция дидактической игры - контроль над состоянием сенсорного развития детей. Поэтому я считаю, что ведущая форма сенсорного воспитания является дидактическая игра.

Основная задача, на мой взгляд, сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной степени познания окружающей действительности. Из моих наблюдений за деятельностью детей 3-4 лет следует, что они не умеют выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п.

С целью создания условий для формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет посредством дидактических игр я поставила  перед собой следующие задачи:

•   проанализировать научно-методическую литературу по вопросу развития сенсорных эталонов  у детей 3-4 лет посредствам дидактических игр;

•   пополнить предметно-развивающую среду в возрастной группе дидактическими играми, направленными на развитие, формирование сенсорных эталонов; создание уголка сенсорного развития детей 3-4 лет;

•   разработать картотеку дидактических игр и перспективный план по сенсорному развитию детей 3-4 лет;

•   включить в работу родителей к формированию у детей сенсорных эталонов; оказание родителям помощи в изготовлении  и использовании дидактических игр для развития сенсорных эталонов у детей 3-4 лет;

•   обобщить и распространить опыт работы среди педагогов Маньковичского яслей-сада.

На начальном этапе работы мною была изучена научно-методическая литература по вопросу сенсорного развития и воспитания детей 3-4 лет, определены основные направления работы, пути решения проблем.

В процессе аналитической деятельности было определено, что сенсорное воспитание, развитие направленно на:

· формирование у детей разнообразных обследовательских действий;

· формирование у детей знаний систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

· побуждение детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;

· развитие у детей умений принимать обследовательские действия и свойства  предметов в самостоятельной деятельности.

Прежде чем приступить к работе, мною для развития сенсорных эталонов у детей 3-4 лет созданы условия, в которых каждый ребенок мог бы познать окружающий мир через игру. Особое внимание я уделила оснащению уголка сенсорного развития на основе дидактических игр, который соответствует Перечню №50… Так, мною разработаны различные дидактические игры и упражнения (например,  «Наряди солнышко», «Найди дверь к домику колобка», «Собери сервиз», «Подбери по цвету», «Веселые зонтики», «Заштопай одежду» «Найди предмет определенной формы», «Найди свой домик», «Веселый слоник», «Геометрик», «Три медведя», а также приобретенные дидактические игры (Пирамидки, домик, пазлы, лабиринт, кубик и т. д. ).  На основании разработанных игр разработала картотеку дидактических игр для сенсорного развития детей 3-4 лет. Особое внимание при разработке картотеки обратила на  цель и содержание игр.

Оснащая предметно-развивающую среду, четко придерживалась следующих позиций – все игры и пособия должны быть безопасными, соответствовать возрасту детей, иметь развивающий характер, наличие их в группе должно быть педагогически целесообразно. Отбирая готовые дидактические игры, обращала внимание на их сенсорные качества – прежде всего цвет, форму, величину.

На реализационном этапе организовала образовательный процесс с детьми и родителями на основании разработанного перспективного плана.  В содержание перспективного плана  вошли занятия, построенные на дидактических играх по формированию у  детей представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов.  

Формирование сенсорных эталонов посредством дидактических игр,   организовано в процессе регламентированной и нерегламентированной деятельности, в первую половину дня и во вторую половину дня.

Свою работу я выстроила с учётом психолого-педагогических особенностей детей второй младшей группы  (наглядно-образных и наглядно-действенных), постепенности и последовательности усложнения познавательного материала.

Образовательный процесс осуществляю на основании  требований учебной программы дошкольного образования, а также атмосферы доброжелательности, сотрудничества взаимопонимания.

Особое внимание мною было уделено подбору методов и приемов для восприятия и обследования того или иного объекта. Так, широко использую  обследование предметов с наглядным объяснением, выделяя следующие моменты:

· восприятие целостного облика предмета;

· выделение основных частей предмета, определение свойств;

· определение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

· повторное целостное восприятие предмета.

Основным методом организации игр-занятий я выбрала побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаики). Для определения уровня сенсорного развития детей, я использую следующие игры-задания: «Путешествие колобка по геометрическим фигурам», «Терем-теремок: большой и маленький», «Три медведя изучают цвета».

При использовании дидактических игр я следую следующим правилам: сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия; предметы подбираются разного размера; словесное обозначение сенсорных эталонов многократно повторяются; вводятся продуктивные виды деятельности.

Дидактические игры на формирование у детей представлений о цвете провожу  поэтапно. На первом этапе дети должны ориентироваться в шести контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы. Для этого использую следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику», «Принеси такой же мячик», «Разложи по тарелочкам» (при этом использовать можно каждый раз новый предмет: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила). Используя,  прием прикладывания вплотную одного предмета к другому позволяет у  детей сформировать понимание того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет. На втором этапе закрепляю цвета: красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый.  Этому способствует подбор таких игр, как: «Наряди солнышко», «Найди дверь к домику колобка», «Собери сервиз», «Подбери по цвету», «Найди мишке зонтик по цвету шапки». Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им при помощи приема «показ по образцу». На третьем этапе происходит закрепление умений соотносить предметы по цвету и называть их.

Значительную роль в познании формы предметов играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются жизненные предметы. Дети 3-4 лет воспринимают геометрические фигуры как обычные игрушки и по аналогии с хорошо знакомыми бытовыми предметами. Для формирования представлений о форме побуждаю детей подыскивать сравнение. Например, задаю вопрос: «на какую геометрическую фигуру похож мячик (круг), елка, пирамида, (треугольник), и т. д. Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. При этом осуществляла такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. После практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать во второй младшей группе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал – плоскостные и объемные – шар, куб, цилиндр). На развитие понятия формы использую следующие дидактические игры: «Найди предмет такой же формы», «Найди свой домик», «Веселые зонтики», «Заштопай одежду», «Найди предмет определенной формы».   

Для правильного определения величины у детей формирую сначала умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении размеров предметов соизмеряю один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), использую приемы наложения и приложения, обозначаю результат сравнения словами: длинный-короткий, одинаковые; по длине: широкий-узкий, одинаковые: по ширине: высокий-низкий, одинаковые; по высоте: высокий-низкий, одинаковые; по величине: большой-маленький, одинаковые. Использую следующие дидактические игры: «Какой мяч больше», «Большие маленькие куклы», «Три медведя», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик», «Построим башню» и т. д. которые способствуют развитию внимания, мышления.

Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Веселый слоник», «Чудесный мешочек», а также упражнения с использованием сенсорных панно и тактильных дорожек, предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Дополни предмет», «Найди тень», «Веселый геометрик» и т. д.

Для развития вкусовых ощущений использую следующие дидактические игры: «Найди пару», «Угадай на вкус», «Мисочки»; на развитие слухового восприятия подобрала дидактические игры: «Что звучит», «Найди пару» (Найди коробочку с таким же звуком).

Следует отметить, что формирование сенсорной культуры осуществляется мной и в режимных моментах. Например, при приёме детей, обращаю внимание на цвет одежды ребёнка, его обувь: «Аня, какое красивое жёлтое платье. А у Кирилла зелёная футболка? А давайте посмотрим и найдём, у кого ещё зелёная одежда сегодня» в совместной деятельности.

Провожу индивидуальную работу с детьми, особенно с теми у которых отмечается низкий уровень сенсорного развития. Для индивидуальной работы использую лэпбук: «Путешествие в мир сенсорики» с включением следующих игр: «Три медведя», «Подбери цвет», «Собери пирамидку», «Собери сервиз», «Заштопай одежду»,  «Веселые зонтики». «Помоги мишке», «Найди предмет такой же формы», «Найди дверь к домику колобка», «Собери картинку».

Также в своей работе для осуществления сенсорного воспитания я часто использую окружающую обстановку. Например, на прогулке организовываю наблюдения за различными объектами живой и неживой природы.

Для достижения положительных результатов по созданию условий для формирования сенсорных эталонов была проведена работа с родителями. Особое внимание я обратила на индивидуальные беседы по формированию сенсорных эталонов у детей 3-4 лет. Особый интерес вызвала консультация на тему: «Развитие сенсорных эталонов у детей 3-4 лет через игру». Подготовила папку передвижку: «Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать? ». А также привлекла родителей к изготовлению игр своими руками по сенсорному развитию.

 

Таким образом, в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.  Систематическая и планомерная работа по данной проблеме помогла сформировать у детей сенсорные эталоны. У детей появился интерес к дидактическим играм. Родители получили методические рекомендации по формированию у детей сенсорных эталонов.

Полученный опыт был обобщен и распространен в рамках методической галереи в учреждении дошкольного образования.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.