![]()
|
|||||||
«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАНЬКОВИЧСКИЙ ЯСЛИ-САД»
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ НА ТЕМУ: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Подготовила: Бондарчук Мария Владимировна, воспитатель дошкольного образования, 2 категории
Маньковичи, 2021 Мир входит в сознание человека Лишь через дверь органов чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир да не существует для сознания. Б. Прейер
Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развития у ребенка формируется восприятие, представления о внешних свойствах окружающей действительности: ребенок познает мир через ощущения, посредством анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного. Сенсорное воспитание – это постепенное усвоение сенсорной культуры, создаваемое человечеством на протяжении веков.
Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста раскрыта в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова и др. ). Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе дошкольного образования. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширять его кругозор. Основная функция дидактической игры - контроль над состоянием сенсорного развития детей. Поэтому я считаю, что ведущая форма сенсорного воспитания является дидактическая игра. Основная задача, на мой взгляд, сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной степени познания окружающей действительности. Из моих наблюдений за деятельностью детей 3-4 лет следует, что они не умеют выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п. С целью создания условий для формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет посредством дидактических игр я поставила перед собой следующие задачи: • проанализировать научно-методическую литературу по вопросу развития сенсорных эталонов у детей 3-4 лет посредствам дидактических игр; • пополнить предметно-развивающую среду в возрастной группе дидактическими играми, направленными на развитие, формирование сенсорных эталонов; создание уголка сенсорного развития детей 3-4 лет; • разработать картотеку дидактических игр и перспективный план по сенсорному развитию детей 3-4 лет; • включить в работу родителей к формированию у детей сенсорных эталонов; оказание родителям помощи в изготовлении и использовании дидактических игр для развития сенсорных эталонов у детей 3-4 лет;
На начальном этапе работы мною была изучена научно-методическая литература по вопросу сенсорного развития и воспитания детей 3-4 лет, определены основные направления работы, пути решения проблем. В процессе аналитической деятельности было определено, что сенсорное воспитание, развитие направленно на: · формирование у детей разнообразных обследовательских действий; · формирование у детей знаний систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов; · · развитие у детей умений принимать обследовательские действия и свойства предметов в самостоятельной деятельности. Прежде чем приступить к работе, мною для развития сенсорных эталонов у детей 3-4 лет созданы условия, в которых каждый ребенок мог бы познать окружающий мир через игру. Особое внимание я уделила оснащению уголка сенсорного развития на основе дидактических игр, который соответствует Перечню №50… Так, мною разработаны различные дидактические игры и упражнения (например, «Наряди солнышко», «Найди дверь к домику колобка», «Собери сервиз», «Подбери по цвету», «Веселые зонтики», «Заштопай одежду» «Найди предмет определенной формы», «Найди свой домик», «Веселый слоник», «Геометрик», «Три медведя», а также приобретенные дидактические игры (Пирамидки, домик, пазлы, лабиринт, кубик и т. д. ). На основании разработанных игр разработала картотеку дидактических игр для сенсорного развития детей 3-4 лет. Особое внимание при разработке картотеки обратила на цель и содержание игр. Оснащая предметно-развивающую среду, четко придерживалась следующих позиций – все игры и пособия должны быть безопасными, соответствовать возрасту детей, иметь развивающий характер, наличие их в группе должно быть педагогически целесообразно. Отбирая готовые дидактические игры, обращала внимание на их сенсорные качества – прежде всего цвет, форму, величину. На реализационном этапе организовала образовательный процесс с детьми и родителями на основании разработанного перспективного плана. В содержание перспективного плана вошли занятия, построенные на дидактических играх по формированию у детей представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Формирование сенсорных эталонов посредством дидактических игр, организовано в процессе регламентированной и нерегламентированной деятельности, в первую половину дня и во вторую половину дня. Свою работу я выстроила с учётом психолого-педагогических особенностей детей второй младшей группы (наглядно-образных и наглядно-действенных), постепенности и последовательности усложнения познавательного материала. Образовательный процесс осуществляю на основании требований учебной программы дошкольного образования, а также атмосферы доброжелательности, сотрудничества взаимопонимания. Особое внимание мною было уделено подбору методов и приемов для восприятия и обследования того или иного объекта. Так, широко использую обследование предметов с наглядным объяснением, выделяя следующие моменты: · восприятие целостного облика предмета; · выделение основных частей предмета, определение свойств; · определение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; · повторное целостное восприятие предмета. Основным методом организации игр-занятий я выбрала побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаики). Для определения уровня сенсорного развития детей, я использую следующие игры-задания: «Путешествие колобка по геометрическим фигурам», «Терем-теремок: большой и маленький», «Три медведя изучают цвета». При использовании дидактических игр я следую следующим правилам: сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия; предметы подбираются разного размера; словесное обозначение сенсорных эталонов многократно повторяются; вводятся продуктивные виды деятельности.
Значительную роль в познании формы предметов играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются жизненные предметы. Дети 3-4 лет воспринимают геометрические фигуры как обычные игрушки и по аналогии с хорошо знакомыми бытовыми предметами. Для формирования представлений о форме побуждаю детей подыскивать сравнение. Например, задаю вопрос: «на какую геометрическую фигуру похож мячик (круг), елка, пирамида, (треугольник), и т. д. Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. При этом осуществляла такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. После
Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Веселый слоник», «Чудесный мешочек», а также упражнения с использованием сенсорных панно и тактильных дорожек, предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Дополни предмет», «Найди тень», «Веселый геометрик»
Следует отметить, что формирование сенсорной культуры осуществляется мной и в режимных моментах. Например, при приёме детей, обращаю внимание на цвет одежды ребёнка, его обувь: «Аня, какое красивое жёлтое платье. А у Кирилла зелёная футболка? А давайте посмотрим и найдём, у кого ещё зелёная одежда сегодня» в совместной деятельности.
Также в своей работе для осуществления сенсорного воспитания я часто использую окружающую обстановку. Например, на прогулке организовываю наблюдения за различными объектами живой и неживой природы.
Таким образом, в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. Систематическая и планомерная работа по данной проблеме помогла сформировать у детей сенсорные эталоны. У детей появился интерес к дидактическим играм. Родители получили методические рекомендации по формированию у детей сенсорных эталонов. Полученный опыт был обобщен и распространен в рамках методической галереи в учреждении дошкольного образования.
|
|||||||
|