Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Нейропсихология:



Абазия нарушение способности ходить при сохранности др. движений ног; встречается чаще при истерии. Ср. Астазия.

Абулия психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. В зависимости от причины А. м. б. кратковременным, периодически возвращающимся или постоянным состоянием. Тяжелая А. — признак кататонической формы шизофрении, циркулярного психоза. А., как правило, возникает при массивных поражениях лобных долей мозга. А. м. б. симптомом, указывающим на начальную стадию психического заболевания как у взрослых, так и у детей. Нерезко выраженная А. иногда наблюдается и при некоторых пограничных состояниях (напр. при психоневрозах). А. не следует смешивать со слабоволием, являющимся следствием неправильного воспитания. Ср. Гипобулия. (Е. Д. Хомская. )

Агнозия нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. А. связана с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, входящих в состав коркового уровня анализаторных систем. Поражение первичных (проекционных) отделов коры вызывает лишь элементарные расстройства чувствительности (нарушение сенсорных зрительных функций, болевой и тактильной чувствительности, снижение слуха). При поражении вторичных отделов коры больших полушарий элементарная чувствительность у человека сохраняется, однако он утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации, что приводит к нарушению процессов опознания в разныхмодальностях.

Аграмматизм ошибки в грамматическом построении активной речи ( экспрессивный А. ) и в понимании значения грамматических конструкций, выражающих семантические отношения с помощью флексий (брат отца), предлогов (под, над), союзов (хотя, несмотря на и т. д. ) и порядка слов (платье задело весло и весло задело платье)( импрессивный А. ). А. у взрослых возникает при различных формах афазии как проявление нарушений речи.

Аграфия нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи (см. Афазия, Алалия). Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д.

Акалькулия нарушение счета и счетных операций. А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга. '''Первичная форма 'А. наблюдается при поражении теменно-затылочно-височных отделов коры левого полушария и проявляется в нарушении понимания разрядного строения числа (так, напр., числа 71 и 17 воспринимаются больными как одинаковые), в нарушении понимания значений арифметических знаков, в трудностях счета при переходе через десяток и т. д. В основе этой формы А. лежит нарушение анализа и синтеза пространственных отношений. 'Вторичные формы 'А. возникают при поражении височных, затылочных и префронтальных отделов коры больших полушарий. При поражении височных отделов коры левого полушария А. наблюдается при синдроме афазических расстройств (сенсорной, акустико-мнестической афазии) в виде затруднений в устном счете. В основе этой формы А. лежат дефекты акустического восприятия цифр. При поражении затылочных отделов мозга (левого полушария) вторичная А. связана с дефектами зрительного восприятия символов, с трудностями различения цифр, особенно сходных по написанию. Разрядное строение числа у таких больных остается сохранным. При поражении префронтальных отделов коры головного мозга вторичная А. возникает из-за нарушений целенаправленной избирательной интеллектуальной деятельности и проявляется в дефектах планирования счетных операций и деятельности в целом, в случайно возникающих ассоциациях, в отсутствии контроля за выполнением счетных операций. (Е. Д. Хомская. )

Алалия «слухонемота» — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Обычно причинами А. бывают повреждения речевых зон коры головного мозга, возникающие во время родов, мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.

Алексия нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм А. См. также Дислексия.

Амбидекстрия одинаковое развитие функций обеих рук. А. м. б. врожденной или возникнуть в результате тренировки. Амбидекстр — человек, одинаково хорошо владеющий правой и левой руками (отсутствие правшества или левшества, леворукости).

Амузия нарушение способности понимать и исполнять вокальную и инструментальную музыку, писать и читать ноты. А. возникает при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей). В основе А. лежит нарушение музыкального слуха. Проявляется в нарушении узнавания хорошо известных до болезни музыкальных произведений; одновременно у больных наблюдаются затруднения в восприятии и воспроизведении ритмических сочетаний звуков (аритмия). Нередко А. сочетается со слуховой агнозией, когда больной перестает различать бытовые звуки, шумы (напр. звон стекла, шуршание бумаги, голоса животных и т. п. ). Помимо вышеописанных сенсорно-мнемических нарушений некоторые авторы выделяют в особую форму моторную А., заключающуюся в том, что больной не может воспроизвести мелодии песен ( авокалия )или играть на музыкальных инструментах. А. следует отличать от нарушений психической деятельности в целом и от элементарных нарушений слуха. (Е. Д. Хомская. )

Анартрия нарушение артикуляции, приводящее к тяжелому расстройству членораздельной речи. Обычно возникает вследствие поражения мышц или нервов, участвующих в произношении (см. Дизартрия, Речи расстройства).

Апоплексия устаревший мед. термин; так называлось быстро наступающая неспособность мозга к выполнению своих нормальных функций. В более узком смысле А. называли кровоизлияние в ткань мозга, приводящее к внезапно или постепенно возникающему параличу двигательных и чувствительных нервов. Чаще всего мозговые параличи происходят в старческом возрасте у лиц, страдающих атеросклерозом и хроническим алкоголизмом. Ср. Инсульт.

Апраксия нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга. А. возникает вследствие элементарных расстройств движений (парезов, параличей и т. п. ), расстройств чувствительности, нарушений речи, препятствующих пониманию задания, психического заболевания. Форма А. зависит от локализации поражения.

Асимболия собирательное название для разнообразных грубых нарушений символической функции с частичной или полной утратой способности понимать значение знаков и пользоваться ими. К асимболическим нарушениям относятся афазия, алексия, амузия, а также неспособность пониматьжесты, мимику и т. п. Син. асемия. (Б. М. )

Астазия (от греч. а — отрицание + stasis — стояние) потеря способности стоять, которая вызывается нарушением координации мышц тела. А. — симптом обширных поражений лобных долей мозга и мозолистого тела.

Астереогноз неузнавание (неопознание) знакомых предметов при ощупывании их с закрытыми глазами. А. возникает при поражении вторичных корковых полей теменной области мозга. А. — одна из форм агнозии, проявляющаяся в сфере тактильной чувствительности (см. Осязание). При поражении теменных отделов левого полушария (у правшей) А. сочетается с афферентной моторнойафазией и кинестезической апраксией. В основе А. лежит расстройство анализа и синтеза различных кожно-кинестезических сигналов, поступающих в кору теменной области мозга во время ощупывания предмета, и ослабление тактильных образов предметов. А. проявляется либо на 2 руках (чаще при поражении правого полушария у правшей), либо только на правой руке. Выражается или в неузнавании отдельных признаков объекта, его текстуры (гладкости, шероховатости, упругости и т. п. ), или — при сохранности их опознания — в невозможности объединения признаков в единое целое. (Е. Д. Хомская. )

Афазия нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности (см. Речи расстройства). Проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры речи и понимания обращенной речи при сохранностиэлементарных форм слуха и движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение.

Афония потеря голоса при сохранении шепотной речи. А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах), при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности. А. м. б. следствием воспалительного процесса, опухоли, паралича гортанных мышц, а также перенапряжения голоса (у лекторов, артистов), внезапных и сильных волнений. А. наблюдается при истерии и др. неврозах.

Блоки мозга структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека, разработанная в нейропсихологии А. Р. Лурия для объяснения интегративной деятельности мозга как единой системы. Согласно данной модели, каждая высшая психическая функция, интерпретируемая как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при участии 3 Б. м., каждый из которых вносит специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации психической функции.

Брока центр участок коры головного мозга, расположенный в задненижней части 3-й лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи. При поражении Б. ц. возникает т. н. афазия Брока, или эфферентная моторная афазия по классификации А. Р. Лурия (см. Афазия)невозможность произношения отдельных звуков речи, слогов или слов из-за дефектов объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. В осуществлении моторной функции речи помимо Б. ц. принимают участие и др. зоны коры мозга: нижние отделы постцентральной области левого полушария, премоторные и префронтальные отделы коры. См. такжеВернике центр, Нейролингвистика. (Е. Д. Хомская)

Бульбарный паралич паралич черепных нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного), ядра которых располагаются в продолговатом мозге. Проявляется г. о. расстройством глотания (дисфагия) и речи (дизартрия). См. Речи расстройства. Дадим пояснение к термину Б. п.: прежнее название продолговатого мозга — bulbus cerebri (современное название — medulla oblongata)сохраняется в названиях ряда симптомов и синдромов («Б. п. », «псевдобульбарный паралич»), а также в анатомических названиях (напр. бульбарная пирамида). (Б. М. )

Ведущее полушарие одно из больших полушарий (чаще всего левое) головного мозга, в котором локализованы центры речи. Син. лингвистическое полушарие, доминантное полушарие. Термин «В. п. » впервые использовал англ. невролог Джон Х. Джексон (Jackson, 1835-1911) в 1868 г. См. Латерализация функций, Межполушарная организация психических процессов. (Б. М. )

Ведущее полушарие одно из больших полушарий (чаще всего левое) головного мозга, в котором локализованы центры речи. Син. лингвистическое полушарие, доминантное полушарие. Термин «В. п. » впервые использовал англ. невролог Джон Х. Джексон (Jackson, 1835-1911) в 1868 г. См. Латерализация функций, Межполушарная организация психических процессов.

Вербальная парафазия замена нужного слова др., близким к нему по смыслу. Встречается чаще всего при акустико-мнестической афазии. Больной, напр., вместо слова стол произносит словостул или диван. (Т. В. Ахутина. )

Вернике центр участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины доминантного (преимущественно левого) полушария, обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи. При поражении В. ц. возникает т. н. афазия Вернике, или сенсорная афазия, — нарушение понимания устной речи из-за дефектов фонематического (речевого)слуха. Сенсорные функции речи помимо височной коры обеспечивают и др. области: теменные, височно-теменно-затылочные, затылочные. В. ц. назван по имени нем. невропатолога и психиатра Карла Вернике (1848-1905), который в 1874 г. описал случай нарушения понимания слышимой речи вследствие поражения В. ц. См. также Брока центр, Нейролингвистика. (Е. Д. Хомская)

Внимания нарушения патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности. Выделяют след. виды В. н.: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители. Такие В. н. наблюдаются как при состоянии утомления, так и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей.

Восприятия времени нарушения утрата или снижение способности ориентироваться в коротких (с, мин, ч. ) и длинных (дни, мес, гг. ) промежутках времени; проявляются в 2 основных формах. 1. В. в. н., связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде общей дезориентировки во времени. Подобные нарушения возникают как при локальных поражениях мозга (лобных долей, глубоких структур правого полушария и др. ), так и при психических заболеваниях (в синдромах различных нарушений сознания). 2. В. в. н., имеющие более частный характер и проявляющиеся как невозможность правильно оценить относительно короткие интервалы времени (с, мин). Эта форма нарушений возникает при поражении височных отделов мозга (преимущественно правого полушария) в синдроме др. расстройств в работе слухового анализатора (см. Агнозия). В. в. и. возможны при различных экстремальных состояниях: при стрессе, длительной сенсорной депривации, алкогольном опьянении и др. (Е. Д. Хомская. )

Восприятия пространства нарушения утрата или снижение способности ориентироваться (трудности ориентировки) во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестезическом) пространстве. В. п. н. возникают вследствие различных патологических состояний мозга, а также при искажении сенсорных сигналов. Существуют различные формы В. п. н.

Восстановление высших психических функций отрасль нейропсихологии, основной задачей которой является изучение теоретических основ, механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

Высшие психические функции сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.

Гемианопсия отсутствие восприятия предметов, расположенных в одной из половин поля зрения. Г. возникает при поражениях нервных путей зрительного анализатора в области хиазмы (частичного перекреста оптических нервов) или выше. При поражении внутренних отделов хиазмы зрительного анализатора появляется частичная слепота во внешнем (височном) поле зрения. Поражение нервных путей коркового отдела зрительного анализатора одного полушария мозга приводит к появлению частичной слепоты в против. полях зрения.

Гиперпатия болезненное повышение протопатической чувствительности, когда обычные безвредные раздражители вызывают боль и др. неприятные ощущения (зуд, тяжесть и т. п. ). Частный случай Г. — гипералгезия — появление болевых ощущений в ответ на нормальные раздражения.

Глубокие структуры мозга специфические (анализаторные) и неспецифические мозговые структуры, расположенные в подкорковых отделах больших полушарий и стволе мозга; участвуют в процессах психического отражения, обслуживая различные уровни переработки сенсорной информации и организации моторных актов.

Гнозиснейропсихологии и невропатологии) — собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания)стимулов разной модальности (напр., зрительный и слуховой гнозис, стереогноз и т. д. ). Син. гнозия. Нарушения Г. — агнозии. См. Праксис. (Б. М. )

Дезавтоматизация нарушение двигательных навыков и высших форм автоматизированных движений (праксиса), в результате чего выполнение каждого звена их начинает требовать специального произвольного усилия. Д. возникает чаще при поражениях премоторных отделов коры головного мозга. Ср. Деавтоматизация движений. (Е. Д. Хомская. )

Декортикация хирургическая операция по удалению коры (больших полушарий) головного мозга, выполняемая на животных в экспериментальной физиологии для изучения функций коры и подкорки.

Детская нейропсихология наука о формировании функциональной мозговой организации вонтогенезе. Возникла на пересечении нейропсихологии, детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии. Являясь разделом нейропсихологии, в настоящее время Д. н. становится самостоятельным направлением. Для Д. н. являются основополагающими след. представления: 1) нейробиологическое созревание той или иной мозговой системы должно опережать развитие конкретного психологического фактора; 2) актуализация ресурсов мозга возможна только в условиях стимуляции извне, социального запроса.

Детский церебральный паралич (ДЦП) полиэтиологическое заболевание, чаще всего начинающееся внутриутробно и продолжающее развиваться в первые годы жизни. Термин «ДЦП» был предложен З. Фрейдом (1893) для объединения всех форм спастических параличей пренатального происхождения со сходными клиническими признаками. При ДЦП наблюдается сложная картина неврологических и психических нарушений, не только замедленный темп психического развития, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций.

Дизартрия нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобныхи подкорковых отделов мозга. При Д., в отличие отафазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), вследствие чего затрудненаартикуляция. У взрослых Д. не сопровождается распадом речевой системы: нарушениями восприятия речи на слух, чтения и письма. В детском возрасте Д. нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушениям чтения и письма, а иногда и к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при Д. м. б. исправлены с помощью логопедических занятий (см. Логопедия). См. также Анартрия, Артикуляция, Бульбарный паралич, Речи расстройства. (Е. Д. Хомская. )

Динамические характеристики психических процессов важная сторона любой психической деятельности, включающая ее скоростные и регуляторные аспекты. Син. психодинамические свойства. Д. х. п. п. регулируются неспецифическими структурами разных уровней (см. Блоки мозга), включая корковый уровень неспецифической системы (медио-базальные отделы коры лобныхи височных отделов мозга). Д. х. п. п. неодинаковы при разных режимах работы мозга: утомлении, возбуждении, стрессе и др. Изучаются нейропсихологией, как показатели состояния 1-го и 3-го блоков мозга. Д. х. п. п. отражают индивидуальные различия, связанные с типом межполушарной организации...; у человека с выраженными признаками правши (в моторной, слуховой и зрительной системах, т. е. — с доминированием левого полушария) отмечаются более высокие скоростные и регуляторные показатели при выполнении серийных операций (моторных, когнитивных), чем у лиц с признаками доминирования правого полушария (левшей, амбидекстров). См. Леворукость, Свойства индивидуальности, Темперамент. (Е. Д. Хомская. )

Дисграфия нарушение письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Д. обусловлена нарушением речевой системы в целом и является симптомом алалии, разных форм афазий или недоразвития речи. В основе Д. обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим (звуковым) составом слова. Для исправления Д. проводятся занятия по коррекции недостатков устной речи, а также специальные упражнения в чтении и письме.

Дислексия существенные трудности в овладениичтением (в т. ч. в понимании прочитанного) и письмом у нормальных в других отношениях детей. Как ни странно, нередко Д. сопровождается повышенными показателями умственного развития. Ср. Алексия. Син. Д. развития (developmental dyslexia). Имеются данные о существовании наследственного фактора Д. Предполагается, что одной из причин Д. м. б. задержка в развитии латерализации функций головного мозга. (Б. М. )

Закон Джексона эмпирическое обобщение, согласно которому степень «сопротивления» психической функции ее расстройству прямо связана с эволюционной древностью этой функции. Иначе говоря, недавно возникшие в эволюции когнитивные функции теряются первыми; чем больше эволюционный возраст функции, тем позже она утрачивается. Открыт англ. неврологом Джоном Х. Джексоном (1835-1911). Син. «принцип Джексона». Аналогичный принцип справедлив для выученных форм поведения; чем раньше в индивидуальной жизни нечто было выучено, тем более оно устойчиво перед лицом болезни. Ср. Закон Йоста, Закон Рибо. (Б. М. )

Закон Рибо сформулирован в конце XIX в. фр. психологом Т. Рибо; именуется также законом регрессииили обратного «развития памяти»; характеризует определенную последовательность процесса разрушения памяти, наблюдаемого при прогрессирующей амнезии в случаях заболевания или в пожилом возрасте. Разрушение памяти протекает, согласно З. Р., всегда в одном и том же порядке, начиная с неустойчивого, и кончая стойким. Сначала разрушение касается недавних воспоминаний. Затем оно распространяется на все то, что связано с умственной деятельностью личности. Позднее оно захватывает чувствования и привычки. Заканчивается этот процесс распадом памяти инстинктивной, отличающейся самой стойкой организацией.

Игнорирования синдром Возникает в основном при правополушарных поражениях мозга. Проявляется в «невосприятии» стимулов, расположенных в левой половине пространства: больные не воспринимают стимулы в левом зрительном поле, не реагируют на звуки, предъявляемые слева, не пользуются левой рукой, читают только правую половину текста или слов, не надевают одежду слева, не бреют левую половину лица и т. д. Патофизиология синдрома не изучена. Одни авторы связывают его с нарушением чувствительности, др. — с нарушением синтеза мультимодальной информации, третьи — с явлениями одностороннего невнимания. Наиболее часто наблюдается при поражениях нижнетеменной доли правого полушария, реже — третичных отделов лобной доли, поясной извилины. (Е. Д. Хомская. )

Инертность в более общем значении — качество поведения, выражающееся в затрудненном, замедленном переключении с одного вида деятельности на др.; в более узком, психофизиологическом значении — один из полюсов биполярного свойства подвижности н. с. , показателем принадлежности к которому служит затрудненная «переделка знаков» положительного и тормозного условных раздражителей (см. Свойства н. с. ). Особенно выраженные явления И. психических процессов бывают при патологических состояниях мозга, в частности при поражении лобных долей, где И. может проявляться в виде персеверации. См. также Внимание.

Инсульт (от лат. insulto — скачу, впрыгиваю), т. н. «мозговой удар» — острое нарушение мозгового кровообращения (в частности, кровоизлияние). Проявляется головной болью, рвотой, расстройством сознания, параличами и др. Известны примеры высокой творческой активности после перенесенного И. См. Апоплексия.

Компенсация функций возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина, в создании новой функциональной системы при К. ф. решающим моментом является оценка результатов попыток организма (животного или человека) устранить дефект (наличие «обратной афферентации»).

Корсаковский синдром амнестический синдром, впервые описанный рос. психиатром С. С. Корсаковым (1887). Сложный симптомокомплекс, выражающийся в невозможности запоминания нового материала (недавних событий) при сохранности памяти на прошлые события (см. Модально-неспецифические расстройства памяти, Памяти расстройства, Синдромы психопатологические). (Н. К. Корсакова. )

Кортикализация эволюционно-филогенетический процесс постепенной передачи (перехода) функций от подкорковых к корковым центрам (в коре головного мозга). Ср.: энцефализация.

Косноязычие неправильное произношение звуков речи, выражающееся в их искажении или замене. Причины К. разнообразны: подражание неправильному произношению, анатомо-физиологические отклонения речевых органов, напр. их двигательная недостаточность, нерезко выраженные изменения в строении артикуляционного аппарата (неправильность прикуса, расположения зубов, отклонения в форме нёба и др. ).

Латерализация функций головного мозга процесс формирования межполушарной организации психических процессов, специфического вклада каждого полушария в осуществление психической деятельности. Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14-16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту, а затем постепенно нивелируется по мере старения (Б. Г. Ананьев). У детей до 12 лет поражения левого полушария мозга не сопровождаются характерными для взрослых нарушениями речевых функций, т. е. еще не произошло разделения на доминантноеи субдоминантное полушария.

Леворукость врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная Л., называется левшой. Врожденная Л. м. б. наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития. Кроме явной Л. бывает скрытая Л. Лица с такой Л. приучены с детства пользоваться правой рукой (есть, писать, работать), но при непривычных действиях или в состоянииаффекта они пользуются левой. Существует много морфологических и функциональных признаков скрытой Л. К первым относятся: большая величина левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца, лучшее развитие мимической мускулатуры слева и др. Функциональные признаки скрытой Л.: у левшей при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодировании активнее действует левая рука и др.

Литеральная парафазия замена нужного звука (или буквы) др. звуком (или буквой), что приводит к искажению слова. Характер замены зависит от формы афазии. При сенсорной афазии замена происходит по признаку фонематической близости звуков (или букв). Так, звук с заменяется звуком з, звук б — звуком п и т. д. При афферентной моторной афазии заменяются звуки (или буквы), близкие по способу произношения. Напр., звук л заменяется звуком н, звук м — звуком б или н и т. д. Л. п. проявляется как в устной, так и в письменной речи.

Локализация высших психических функций кардинальная проблема соотношениямозга и психических процессов, разрабатываемая рядом научных дисциплин: нейрофизиологией, нейроанатомией, нейропсихологией и др. История изучения этой проблемы восходит к трудам Гиппократа, Галена и др. Вокруг нее всегда велась острая борьба между представителями материалистической и идеалистической философии. Рассмотрение проблемы Л. в. п. ф. связано с решением таких вопросов, как: что такое психическая функция, каково строение мозга и что собой представляет сама локализация (см. также Психофизиологическая проблема, Функция).

Лурия Александр Романович выдающийся сов. психолог, широко известный своими работами в различных областях психологии. Как соратник и последователь Л. С. Выготского он разрабатывал проблемы социальной, общественно-исторической детерминации психики человека (в рамках культурно-исторической концепции развития высших психических функций), ее биологической (генетической) детерминации, опосредствования высших психических функций знаками (прежде всегоязыком — как основной знаковой системой), системной организации психических функций и сознания в целом, соотношения теории и практики в психологии и др.

Макропсия видение предметов (особенно удаленных) увеличенными по сравнению с их обычными размерами. М. может возникать в результате поражения теменно-затылочных отделов зрительногоанализатора, однако чаще всего она возникает вследствие предпринимаемого человеком усилия уменьшить аккомодацию глаза, которое в этом случае не сопровождается уменьшением изображений объектов на сетчатке (в нормальных условиях уменьшение аккомодации глаз при восприятии более далеких предметов сопровождается уменьшением их сетчаточных изображений). Ср. Микропсия. См. также Восприятия пространства нарушения.

Межполушарная организация психических процессов важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве 2 основных аспектов: функциональной асимметрии (или специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека.

Межполушарная организация психических процессов функциональная асимметрия полушарий мозга человека и животных, обусловливающая их специализированность: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Богатый материал для анализа функциональной асимметрии был получен в клинике локальных поражений мозга, в частности показана связь нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария. В дальнейшем стали использовать и другие методы, например выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий. Было показано, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно–пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями. В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется, при этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Метод дихотического прослушивания психологический метод, направленный на изучение селективного внимания и функциональной асимметрии полушарий мозга. Основан на одновременном предъявлении различных звуковых стимулов в правое и левое ухо. С помощью М. д. п. установлено, что для подавляющего большинства правшей при предъявлении речевых стимулов характерен «эффект правого уха» (больший объем и точность воспроизведения стимулов, воспринимаемых правым ухом), свидетельствующий о преимущественной роли левого полушария в обеспечении речевых функций, а также «эффект левого уха» при предъявлении неречевых стимулов, указывающий на преимущественное отношение правого полушария к их восприятию. У левшей и амбидекстров межполушарные различия в слуховом восприятии выражены в меньшей степени, чем у правшей, и нередко (в 50% случаев) носят против. характер. М. д. п. используется для изучения функциональной специфичности полушарий в деятельности мозга не только у взрослых, но и у детей. См. Амбидекстрия, Ведущее полушарие, Дихотическое слушание, Латерализация функций, Леворукость, Межполушарная организация психических процессов. (Е. Д. Хомская. )

Методы Лурия нейропсихологические методы, разработанные А. Р. Лурия для топической диагностики локальных поражений головного мозга. М. Л. используются нейропсихологией для изучениянейропсихологических синдромов, т. е. для выявления первичного дефекта и связанных с ним вторичных нарушений высших психических функций.

Микропсия видение предметов уменьшенными и более удаленными по сравнению с их обычными видимыми размерами. М. может возникать в результате поражения теменно-затылочных отделов зрительного анализатора, однако чаще она обусловливается действием периферических факторов; в этом случае различают аккомодативнуюМ., возникающую вследствие действия усиленного импульса каккомодации глаз, не сопровождаемого соответствующим увеличением площади изображения на сетчатке, и ретинальнуюМ., возникающую при увеличении расстояния между фоторецепторами под воздействием, напр., опухоли, растягивающей сетчатку. Син. микропия. См. Восприятия пространства нарушения, Зрение, Макропсия.

Модально-неспецифические расстройства памяти общие нарушения памяти, которые проявляются в невозможности сохранять и воспроизводить следы текущих воздействий, к какой бы сфере чувствительности и деятельности они ни относились (см. Памяти расстройства). Характерные признаки М. -н. р. п.: 1) проявление в любой сфере деятельности больного (модальная неспецифичность); 2) проявление как в непроизвольном запоминании, так и в произвольноймнестической деятельности (см. Расстройства памяти как мнестической деятельности); 3) в тяжелых случаях — связь с нарушениями сознания. Это самостоятельная форма расстройства памяти, не связанная с частными дефектами познавательной деятельности, заключающаяся в невозможностисохранения следов. Возникают М. -н. р. п. при поражении глубоких неспецифических образований мозга, расположенных по средней линии. Обусловлены они патологически повышенным взаимным торможением следов (ретро- и проактивное торможение). Частным случаем М. -н. р. п. памяти является корсаковский синдром, возникающий на почве алкогольной интоксикации. (Н. К. Корсакова. )

Модально-специфические расстройства памяти парциальные, частные нарушения памяти, ограничивающиеся дефектами сохранения и воспроизведения следов, относящихся к определенной модальности (зрительной, слуховой, тактильной и др. ). Возникают при поражении корковых зон анализаторов. По психологической структуре представляют собой нарушение исполнительных операциональных звеньев мнестической деятельности. М. -с. р. п. обусловлены сужением объема запоминания в связи с повышенной тормозимостью следов интерферирующими воздействиями и уравниванием возбудимости следов. Выделяют расстройства акустической, слухоречевой, зрительно-пространственной, двигательной памяти и др.

Мышления нарушения нарушения интеллектуальной деятельности, возникающие при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. М. н. включают расстройства механизмов регуляции (процессов мотивации, программирования и контроля), операциональных и динамических сторон интеллектуальной деятельности. М. н. либо распространяются на вербально-логическую, наглядно-образную и наглядно-действенную формы интеллектуальной деятельности, либо затрагивают одну из них.

Нейролингвистика научная отрасль, стоящая на границе психологии (психолингвистики), неврологии и лингвистики (языкознания) и изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Нейропсихология отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин — психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головногомозга. Основоположник Н. в России — А. Р. Лурия. Развивая идеи Л. С. Выготского о системном строении высших психических функций, Лурия разработал теорию системной динамической ''локализации высших психических функций, являющуюся теоретической основой Н.

Памяти расстройства снижение или утрата способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. Выделяют след. виды П. р.: амнезия — отсутствие памяти, гипомнезия — ослабление памяти, парамнезия — обманы памяти.

Памяти расстройства Память - это отражение в нашем сознании жизненного опыта. Она представляет собой вид мнестической деятельности, для которой характерны фиксация, сохранение и воспроизведение информации. Сила памяти зависит от степени концентрации внимания на поступающую информацию, эмоционального отношения (заинтересованности) к ней, а также от общего состояния человека, степени тренированности, характера психических процессов. Убежденность человека в том, что информация полезна, в сочетании с его повышенной активностью при ее запоминании, является важным условием для усвоения новых знаний.

Паралич мед. термин для полной утраты двигательной функции тех или иных мышц, наступающей вследствие поражения двигательных аппаратов центральной или периферической н. с. Частичная потеря двигательной функции называется «парезом»(от греч. paresis — ослабление). Иногда термин «П. » используется также для обозначения потерь среди сенсорных, когнитивных или мотивационных функций. См. Бульбарный паралич, Гемиплегия, Детский церебральный паралич.

Парафазия замена требуемых звуков (букв) речи или слов на др.; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи. Различают 2 вида П.: литеральную и вербальную. При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария (у правшей) П. представляют собой проявления различных форм афазии. '''Литеральная 'П. выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которой лежат сенсорные или моторные нарушения речи (см. Литеральная парафазия). ''ВербальнаяП. характеризуется заменой одних слов др., близкими по смыслу (см. Вербальная парафазия), обусловленной мнестическими или семантическими нарушениями речи. Эта форма П. может проявляться и как соединение отдельных элементов разных слов в одно (см. Контаминация).

Персеверация навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П.

Праксис собирательное понятие для произвольных целенаправленных двигательных действий человека (син. праксия). П. может нарушаться при различных поражениях головного мозга (см. Апраксия).

Психосенсорные расстройства возникновение иллюзорных образов при отсутствии реального объекта восприятия или ощущения. Возникают при патологических очагах в модально-специфических зонах мозга. Виды П. р.: фотопсии (см. Фотизмы), полиморфопсии; зрительные, слуховые, обонятельные и вкусовые обманы; парестезии; системные головокружения, искажения в восприятии частей собственного тела. См. Макропсия, Микропсия.

Психофизиология локальных поражений головного мозга направление впсихофизиологии, возникшее на стыке психофизиологии и нейропсихологии; изучает физиологические механизмы нарушений высших психических функций у больных с локальными поражениями мозга.

Радикулит (мед. ) воспаление корешков спинномозговых нервов (в частности, при остеохондрозе межпозвоночных дисков), проявляющееся резкими болями в области спины от шеи (шейный Р. ) до поясницы (пояснично-крестцовый Р. ), распространяющимися в руки или ноги.

Речи расстройства распад уже сложившейся речи (у взрослых) или нарушение нормальногоразвития речи у детей, вызванные различными заболеваниями. Р. р. возникают в силу действия разных причин: при нарушении нормального восприятия звуковой речи из-за дефектов периферической частислухового анализатора, при поражении отделов ц. н. с., осуществляющих анализ и синтез получаемых сигналов, их переработку и организацию собственных речевых высказываний, а также при патологии систем, передающих нервные импульсы от коры к периферическим органам речи, и при наличии анатомо-физиологических дефектов этих органов (см. Речи органы).

Семантическая афазиясм. Афазия.

Синдромы нейропсихологические закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга (ранений, кровоизлияний, опухолей и т. д. ). Изучение С. н. составляет основную задачу клиническойнейропсихологии и осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А. Р. Лурия (см. Методы Лурия). С. н. возникают при поражении т. н. вторичных и третичных корковых полей (см. Кора головного мозга). Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом С. н. различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных. Первичные нарушения проявляются в дефектах тех функций, нормальное протекание которых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария нарушается речевой слух, т. е. звуковой анализ и синтез речи (первичный дефект), что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания устной речи, письма, чтения и др. (вторичные нарушения). Комплекс первичных и вторичных нарушений(симптомов) и составляет С. н.

Сознания патология расстройство сознания, приводящее к нарушению адекватного отражения объективной реальности. Различают след. виды расстройств сознания: 1) оглушение —повышение порога чувствительности для всех внешних раздражений; восприятие и переработка информации затруднены, больные равнодушны к окружающему, обычно неподвижны; 2) аменция— полное прекращение ориентировки в окружающем, утрата осознания своей личности, отсутствие запоминания; 3) онейроид(сновидное расстройство сознания) — яркие фантастические переживания, переплетающиеся с частичным восприятием объективной реальности (см. Онейроидное состояние сознания); 4) сумеречное помрачение сознания— сочетание глубокой дезориентировки в окружающем с сохранением взаимосвязанных действий и поступков; сопровождается яркими галлюцинациями и сильным аффектом страха, злобы и тоски; появляется стремление к агрессивным действиям; 5) кома— самая глубокая степень расстройства сознания; больные не реагируют на окружающее, даже на болевые раздражители, зрачки расширены, реакция на свет отсутствует, нередко появляются патологические рефлексы. Расстройства сознания возникают при психических заболеваниях и органических поражениях головного мозга, связанных с травмой, опухолью и т. д. К тонким симптомам расстройства сознания относятся контаминации. См. также Восприятия пространства нарушения, Дереализация, Синдромы психопатологические.

Социореадаптация конечный результат процесса социальной реабилитации, определяющей качество жизни больного после тяжелой болезни. С. не ограничивается только трудовой реадаптацией, но охватывает все системы и уровни взаимодействия больного с окружающей действительностью. Качество жизни больного определяется, в первую очередь, субъективной удовлетворенностью больного психическими и физическими характеристиками своей жизнедеятельности. Механизмы С. имеют какпсихофизиологическую(растормаживание, регенерация, функциональные перестройки), так ипсихологическую (мотивация, целеполагание, самосознание, направленность личности и др. ) природу. С. достигается комплексной системной деятельностью больного и реабилитационного персонала (психологов, врачей и др. ) по активизации этих механизмов и восстановлению личного и социального статуса больного, обеспечению ему оптимального качества жизни. (Ж. М. Глозман. )

Функциональные перестройки путь восстановления психических функций, предусматривающий перестройку функциональных систем в процессе направленного восстановительного обучения больных. Этот путь был разработан в годы Второй мировой войны сов. психологами и физиологами (А. Р. Лурия, П. К. Анохиным, Б. Г. Ананьевым, Э. С. Бейн, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, В. М. Коганом, М. С. Лебединским и др. ) и успешно применен для восстановления больных после военных травм.

Эхопраксия подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий др. людей. Э. может проявляться в различных формах: чаще больной человек повторяет только сравнительно элементарные движения, которые совершаются перед его глазами (напр., поднятие руки, хлопанье в ладоши). Одна из форм Э. — эхолалия.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.