|
|||
Игра «Волшебные магниты»
Игра «Гора и камешки» Цель: Закрепить знания о горных породах. Ход: Дети - камешки стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу, -это гора. Звучит музыка. Взрослый говорит: «Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка, имитирующая капли дождя) и точили камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с её поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер) вот покатился с горы камешек (один ребёнок отходит от остальных), потом другой, третий (ещё часть детей по очереди отходят от центра). Гора становилась всё меньше и меньше и в конце концов стала совсем незаметной (все дети расходятся. ) так ветер и вода трудились день за днём - и победили большую гору. Игра «Вспомни сказку» Цель: Вспомнить в какой сказке говорится о камнях. Ход: педагог называет известные сказки («Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросёнка» и др. ) задача детей вспомнить, в какой сказке говорится о камнях. Если воспитатель назвал нужную сказку, дети хлопают в ладоши или поднимают карточку с красным кружком. Игра «Найди свой камень» Цель: развивать память, внимание. Ход: каждый ребёнок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра проводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складывают в одну кучку и перемешивают. Задание - найти свой камушек. Игра «Что исчезло» Цель: развивать память, наблюдательность. Ход: положить на стол несколько отличающихся друг от друга камней. Предложить их запомнить. Затем один ребёнок отворачивается, и вы убираете камешек. Задача ребёнка - определить, какой. Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладётся один камушек. Игра «Я положил в рюкзак» Цель: закреплять названия камней. Ход: педагог рассказывает детям о том, что есть такая профессия - геолог. Он изучает камни. Част ездит в экспедиции, ходит с рюкзаком и специальным геологическим молотом, при помощи которого отбивает кусочки горы - камешки. Пусть дети сядут в круг и представят, что они геологи, которые «складывают» разные камни в рюкзак воспитатель говорит: «я положил в рюкзак гранит», второй участник игры добавляет: «Я положил в рюкзак гранит и кремень», третий: «я положил в рюкзак гранит, кремень и мрамор. » и т. д. Игра «Камень, ножницы, бумага» Цель: Закрепить свойства предметов, в частности камней. Ход: Дети делятся на две группы по два, три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например, открытые ладошки - бумага, сжатые кулачки - камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) - ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага! » услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Затем каждый доказывает, что его «предмет» победи. Так, ножницы режут бумагу, значит они «сильнее», но зато камень может затупить ножницы и т. п. выигрывает тот, чей предмет может «победить» все остальные. Игра «Рыбалка» Цель: Закрепить свойства магнита и их использования человеком. Материал: фигурки из фольги, прикрепить к ним скрепки, удочка с магнитом., таз с водой, различные предметы. Ход: Дети вылавливают рыбок. Можно вылавливать мусор, очищая озеро. Игра «Волшебная ширма» (ощущений) Цель: закрепить знания детей о разнообразии камней, их свойствах, учить классифицировать камни по разным признакам. Материал: ширма, камушки, различные предметы. (шишка, сухой лист, кусок картона, игрушка, ложка и т. д. ) Ход: За ширму положить несколько предметов, среди которых будут один - два камушка. Предложить ребёнку выяснить, что находится за ширмой, и из всех предметов отобрать камни. Как ребёнок определяет, что у него в руках именно камень? Пусть скажет, что он чувствует - какой камень на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тёплый, холодный, тяжёлый, лёгкий и т. д. ) 2-й вариант. За ширмой лежат только камни, (количество их соответствует количеству детей) каждый ребёнок берёт в руку один камень, рассказывает о его особенностях, которые определяют на ощупь. Когда все камни окажутся перед детьми, сравните их. Игра «Подбери камешек» Цель: Материал: разные природные и искусственные камни (мел, кирпич, кремень, агат и т. п. ) Ход: Педагог говорит «Если бы я был строителем, я бы построил дом из... », «если бы я был художником, я бы сделал украшение из. », «если бы я был кузнецом, я бы выковал меч из. », «Если бы я был самолётостроителем, я бы построил самолёт из. » и т. д. (дети показывают нужный камень). Игра «Создаём музыкальные инструменты Цель: Показать, как можно использовать камни, создавать музыкальный инструмент, развивать слух. Материал: металлические банки из-под кофе, пластмассовые упаковки, с плотно закрывающимися крышками, камни разного размера (не очень крупные). Ход: Педагог предлагает создать свой музыкальный инструмент. Положить камни в металлическую банку из-под кофе или пластмассовую посуду, плотно её закроем. «Гремучий» инструмент готов. Можно менять камешки (увеличивать или уменьшать их количество, помещать камни разного размера, веса). При этом меняется звук. Как гремит один камешек? Два? Много? По такому принципу сделаны погремушки и некоторые другие музыкальные инструменты, например маракасы. Игра: «Каменный круг» Цель: закрепить знания детей, из какого материала сделаны предметы. Материал: Два картонных круга с единым центром (рисунок), разделённые на равное количество секторов. В каждом секторе меньшего круга названия камней или их изображения. В каждом секторе большого круга разнообразные предметы из этих камней. Раскрутим круги так, чтобы напротив сектора внутреннего круга остановился сектор внешнего. Соответствует ли предмет (внешний круг) материалу, из которого он делается (внутренний круг)? А как правильно? Дети объясняют эти ответы. Игра «Что для чего» Цель: закреплять знания о камнях, определять, из какого камня сделано изделие. 1й вариант. Материал: карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п. ), различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др. ) Предложить ребёнку подобрать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов (одному камню может соответствовать одна или несколько картинок). 2й вариант Материал. Горные породы и материалы и изделия из них: кристаллы кварца и кварцевые часы, графит и карандаши, медная руда и медная проволока, сера и спички и т. п. Задание - подобрать пары и объяснить свой выбор. Игра «Сочиняем рассказы и сказки» Цель: Закреплять знания о камнях. Развивать фантазию. Ход: Ребёнок выбирает камешек и рассказывает о нём сказку или рассказ: где «жил» раньше этот камешек, как он появился на свет, как попал в детский сад, нужен ли он людям. Сочинять можно от лица камня. Можно так же составить коллективную сказку или рассказ об одном камне. 1. Если на территории детского сада можно найти крупные камни можно использовать их для сочинения рассказов. Предложить подойти к камню, потрогать его, погладить, а затем придумать историю его жизни, что случится с ним в будущем? 2. Дети встают вокруг большого камня и сочиняют сказку по очереди. Взрослый предлагает начало: «Далеко-далеко, на самой вершине горы, лежал большой- большой, старый-старый камень.. »каждый ребёнок даёт свой вариант продолжения текста. Игра «Придумай камню имя» Ход: дети придумывают названия камню, например: «бусенит» -мамина бусинка или «дворит» - камень, найденный во дворе, «зеленец» зелёный камешек и тому подобное. Игра «История камня» Ход: Педагог говорит: «Каждый коллекционер должен хорошо знать каждый предмет в своей коллекции. Предложите детям рассказать «историю» каждого камня. Где он был найден - под деревом, у дороги, н стройке, в пбсочнице, на берегу реки. Почему этот камень попал в коллекцию: очень красивый, нерасивый, особенный цвет, форма, он единственный в коллекции, то есть надо назвать отличительные признаки камня. Игра «Разложи образцы» Ход: педагог обращает внимание детей на то, что образцы камней можно разложить по разным признакам: 1. по цвету; 2. прозрачные - непрозрачные; 3 блестящие неблестящие; 4. плавающие - тонущие; 5. растворимые - нерастворимые; 6. природные - искусственные. Можно ребёнку саму найти отличительный признак того или иного камня. Когда дети познакомятся со всеми камнями в вашей коллекции, можно играть в игру «Узнай камень». Ведущий спрашивает: «Какой это камень? Он - белого цвета, солёный на вкус, растворяется в воде». Ответ - это же соль! Игра «Сад камней» Материал: небольшие камешки - какие угодно, красивые, некрасивые, любые примерно одного размера. Чистый песок или обычная соль и блюдце или керамическая тарелочка, или поддон для цветочного горшка. Ход: ребёнок берёт тарелочку, насыпает в неё чистый песок или соль и выкладывает камешки в любом порядке. Вместе с камешками можно положить небольшие ракушки. Получается милая и необычная поделка.. камешки можно перекладывать, создавать новый орнамент, новый узор и любоваться им в своё удовольствие. Очень хорошо смотрятся кристаллики горного хрусталя, но простые камешки не менее эффектны. Игра «Что сделано из металла» Цель: Закрепить названия предметов сделанных из металла, полезные ископаемые. Ход: Педагог предлагает назвать детей как можно больше предметов, сделанных из металлов. Дети отвечают, что полезные ископаемые - это не только руды и металлы. Это ещё и строительные материалы - камень, песок, глина. Песок нужен для того, чтобы делать стекло и бетон. А глина - материал просто замечательный. Из глины делают кирпичи, посуду, украшения. мы каждый день встречаемся с глиной, когда пьём чай из фарфоровой или фаянсовой чашечки. Глину даже едят! Правда, не всякую глину можно есть, а только определённых сортов. Игра: «Всё наоборот» Ход: воспитатель предлагает детям представить себе, что было бы, если б люди Жили не на земле, а под землёй, как полезные ископаемые. Какие бы были у подземных жителей города и деревни? Какие дома? Какие бы они выращивали растения? Каких бы животных разводили? Какой бы мог быть у них транспорт? Как бы освещалась подземная страна? Можно придумать много смешных ситуаций. Игра « Спрятанный камень» Материал: 10-12 камешков разной формы, шершавые, гладкие, с дырками. Ход: ребёнку завязывают глаза и дают один из камушков. Камушек надо погладить потрогать, на ощупь определить форму. Когда знакомство с камнем состоится, его кладут вместе с другими камушками. Камушки перемешивают. При этом можно говорить «волшебные слова» «Шурум - бурум, ищи камень наобум». Ребёнок должен найти на ощупь, завязанными глазами, свой камень среди других камней. Игра «Искатели сокровищ» Материал: камешки Ход: Играющие, встают вокруг стола. Первый подкидывает вверх мяч, быстро хватает один или несколько камешков со стола и ловит мяч. Затем мяч переходит ко второму игроку. Если кто-нибудь уронит камешек или не сможет поймать мяч, то он кладёт все свои сокровища обратно на стол. Когда на столе не останется ни одного камешка, все начинают считать свои сокровища» - камешки. Кто собрал больше всех, тот победитель. Игра «Волшебные магниты» Цель: Закрепить знания о свойствах магнита и их использованием человеком, развивать наблюдательность, формировать способы обследования и познания предметов, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, рассуждать Материалы: Удочки, на концах, которых магниты, игрушки из разного материала, а так же магнетические. Ход: кто больше вытащит предметов. 3 вариант: «Хоровод скрепок» под деревянным столом водят магнитом, скрепки на столе движутся. 3-й вариант: настольный и теневой театр (фигурки героев сказки, закреплённые на металлические скрепки). Дети ставят спектакль.
|
|||
|