|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка проекта
Эссе на тему: «Донские сказки»
Выполнила: студент гр. ТОД-212 Свавченко Вадима Александровича: проверил преподаватель русского языка и литературы:
Оглавление Глава 1 Происхождение................................................................................................................................................................ 1 Глава 2 Особенности.......................................................................................................................................................................... 2 Глава 3 Сказки - былины........................................................................................................................................................... 3 Глава 4 Своеобразие казачьих сказок........................................................................................................................ 4 Глава 5Щелкните, чтобы ввести текст....................................................................................................................................................... 5 Глава 6................................................................................................................................................................................................................ 6
Что такое краеведение? Краеведение – это любовь к своей земле, к людям, живущим на этой земле, гордость за свой край. Это историческая память. Память ныне живущих о тех, кто оставил след в истории своей малой Родины. Пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Глава 2 Особенности Суть народного творчества донского казачества как нельзя лучше отражает ее определение – как «фольклор ремесленников военного дела». Казачий фольклор – предания, сказки, пословицы, поговорки, былины, песни. Он богат на суровые военные и походные песни. Казачье народное творчество - это мудрость, накопленная веками. Передававшиеся жанры из уст в уста от одного поколения к другому всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде. О победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Особенность донского фольклора заключается в тесной связи с обрядностью, с религией и с явлениями жизни: рождением, крещением, свадьбой, проводами, обрядами погребения. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность – это все литературное богатство донского фольклора. Донской казак – это устойчивое понятие фольклора, которое связывалось с былинными богатырями. Первыми казаками были Илья Муромец - матерый казак, Алеша Попович, Добрыня Никитич – Дончак. Первоначально слово казак употреблялось в смысле «храбрец», «лихач». Однако в песнях конца ХVIII-XIX в. в. оно неразрывно связывается с понятием «донцы». Появляются различные его оттенки: «казаки лихие», «храбрые казаки», «донцы природные, на все пригодные»
В сказке - быличке легко рассмотреть подлинные события, причем иногда в таких достоверных исторических подробностях, которые напоминают документ. В сказках изображаются вымышленные события и лица, однако, многие герои точно передают типологические черты казачьего характера. С трепетом и уважением относились казаки к своему оружию. Оружие казака всегда находилось на самом видном месте, являлось наградой за доблесть. Например, «Шашка-саморубка». Сказка тесно связана с фольклорно-мифологическими корнями. Особую группу составляли скоморошины («камарошные»), представленные классическими сюжетами «дурней», вариантами «Птичьей свадьбы». Они фиксировались как в сказочной форме, так и в сочетающей прозаическое повествование, пение, говорной стих и пантомиму. Казачьи сказки формировали способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок. Казачьи сказки в то же время учили жить своим умом, сочувствовать людям. Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора. Помимо героических сказок - быличек в казачьем фольклоре много сказок на бытовые темы. Они полны юмора и искрятся весельем. Казачьи сказки-шутки, которые, скорее всего, восходят к восточно-арабской традиции. Казаки в них будто живые, похожие на наших современников, живущих в хуторах и станицах. Все эти сказки построены по типу русских народных, и даже названия у некоторых из них как у известных русских сказок. Но язык их отличается: здесь множество специфических казачьих выражений, особый ритм и мелодичность речи. Великолепно говорится об обычаях и нравах казаков. Здесь и сватовство, и обычай товарищества, очень верно описываются гульбища казаков, отражаются их веселый нрав, смекалку, находчивость, острословие, юмор. Надо отметить особое религиозное воспитание казаков. Все свои сказки казаки называют «бывальщинами» и начинают обычно со слов «В одной станице жил казак по имени…» или «Эта служба, скажу вам, братцы, самая, что ни на есть тяжёлая…» Начало повествования сказки чаще всего обозначает определенные обстоятельства, ведущие к дальнейшему смысловому развитию действия. Например, «Народился у казачки сын в недобрый час... », что уже предполагает дальнейший рассказ о несчастливой жизни этого героя. В отличие от русских, казачьи сказки не имеют рифмованной концовки. Например, «Стали жить-поживать, да добра наживать». В них концовка скорее напоминает оконченное повествование. Например, «Заиграли тут песню и праздник запраздничали». Главный герой сказок - обычно простой казак, который отличается храбростью («Митяй-казак бесстрашный»), значительно реже встречаются герои-неудачники (Кузьма-горемыка, Ларька, Матюша невезучий и т. п. ). С большой симпатией в казачьих сказках изображается бывалый солдат-казак, который владеет всеми человеческими добродетелями и является защитником слабых и обиженных. Его образ даётся очень живописно: «Усы сивые, нос красивый, шашка трень-брень, фуражка набекрень, грудь колесом - молодец молодцом! ». Сюжеты казачьих сказок можно систематизировать в несколько групп. Первая - это сказки, где герой борется с нечистой силой («Огненный змей»). Вторая - сюжеты, связанные с освобождением из плена или от колдовства невесты или жениха («Горе-Злосчастие»). Третья - это сказки о чудесном помощнике («Лебедь»). Четвертая - о чудесном предмете, который помогает герою достичь цели («Оборотень», «Султанская дочь»). Особое внимание при рассмотрении казачьих сказок нужно уделить языку этих произведений. Сказки отличаются стилизованным языком, который передает особенности казачьей речи. В них мы встречам присуще казачьему фольклору особые диалектные слова, которые придают повествованию особый колорит, делают его красочным и эмоциональным: «соседи-станичники», «братья-казаки», «непогодь», «зазря», «дюже», «прохарчиться», «хочь», «из огня да в полымя», «глаголить», «любы-голубы подруги» «вот и весь сказ» «оженился», «важное учинил», «токмо» и т. п. Также достаточно часто используется просторечная лексика: «насмешки строить», «можа», «посередь неба», «загодя», «без провианту», «предки евонные», «рыбалить хаживали», «убег», «работать не в моготу». Встречаются характерные для фольклора присказки: «живут по чести по совести», «молодо-зелено», «звали-величали», «какого роду племени», «судьба-злодейка». Часто отличаются своим своеобразием казачьи сказки и тем, что их жанр пересекается с жанром притчи. В заключении всегда есть место для поучительного слова, которое является выражением моральных убеждений. Такое заключение имеет назидательный характер, выражает стремление рассказчика передать мудрость предков новому поколению. В казачьих сказках отразился окружающий мир особенности быта, нравов, обычаев казаков. Следует отметить воспитательную направленность казачьих сказок: в них отразились моральные нормы, написанные нравственные законы, а то есть основные заповеди казачьего общества. В казачьих сказках большое значение предается семейному воспитанию казаков. Это воспитание трудолюбия, стремление к честной воинской службе, порядочности, добру, благожелательности. В казачьих сказках герои учат различать, добро и зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце». Казачьи сказки формировали способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок. Казачьи сказы призывают к послушанию, так как из послушного всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного - верхогляд, вор, обманщик. Вот такие разные были казачьи сказки. Из века в век прославляли они казачью удаль и корили жадность. Глава 4 Своеобразие казачьих сказок
Наиболее полную географию казачьих сказок собрал, обработал и пересказал Б. Алмазов, потомственный казак, писатель и первый атаман Невской станицы (Санкт Петербург). Конечно же, он не мог собрать всех сказок казачьих войск России. Но то, что он смог донести до читателя, поражает своей самобытной глубиной и Российской географической шириной! Вот что пишет автор в предисловии: «Вот мне и захотелось объединить сказки разных казаков в одной книге потому, что это сказки одного народа. Они замечательны своей самобытностью: вот вроде бы сказка русская, похожа на русскую сказку, а мораль совершенно другая, или образы совсем по-иному трактуются». В казачьем фольклоре особое место занимает сказка, как элемент духовно-нравственного, исторического и патриотического воспитания детей. В сказке изображаются вымышленные события и лица, но многие герои точно передают типологические черты казачьего характера. Сказка тесно связана с фольклорно-мифологическими корнями этнического самосознания. Источником сюжетных ситуаций сказок служат и анекдоты, и легенды с преданиями, и даже произведения художественной литературы. Казачья сказка, как и другие сказки, это своеобразная генная память народа. У казаков имелось множество различных по содержанию сказок. Это сказки-апокрифы, предания на основе библейских сказаний: «Благоразумный сотник», «Войны Христа», «Грех», «Святой Николай и Касьян Немилостивый», и др. В этих сказках героями выступают как казаки, казачата, так и Христос, и Богородица, и Святые земли Русской. Имелись у казаков сказки исторические, вернее, об исторических героях и личностях: про Платова, Бакланова, Некрасова, Екатерину II. Помимо героических сказок - быличек в казачьем фольклоре много сказок на бытовые темы. Они полны юмора и искрятся весельем. Казачьи сказки-шутки, которые, скорее всего, восходят к восточно-арабской традиции, к хаккайяту. Казаки в них будто живые, похожие на наших современников, живущих в хуторах и станицах. Все эти сказки построены по типу русских народных, и даже названия у некоторых из них как у известных русских сказок. Но язык их отличается: здесь множество специфических казачьих выражений, особый ритм и мелодичность речи. Великолепно говорится об обычаях и нравах казаков. Здесь и сватовство, и обычай товарищества, очень верно описываются гульбища казаков, отражаются их веселый нрав, смекалку, находчивость, острословие, юмор. Надо отметить особое религиозное воспитание казаков. В фольклористике сложилась классификация сказок по сюжетам и по жанровому признаку. Однако казачьи сказки не имеют разграничения по жанровому соотношению. Традиционно в сюжетной канве переплетаются черты каждого из перечисленных жанров. Примечательно, что казачьи сказы начинаются с посвящения, например: «Основателям города Красноярска: царю Московскому и Всея Руси Михаилу Романову, воеводам и дьякам, удальцам - атаманам, героям - казакам - посвящается» или «Сибирскому казаку Спиридонову Юрию Алексеевичу» и т. д. Свои сказки казаки называют «бывальщинами» и начинают обычно со слов «В одной станице жил казак по имени…» или «Эта служба, скажу вам, братцы, самая, что ни на есть тяжёлая…». Начало повествования сказки чаще всего обозначает определенные обстоятельства, ведущие к дальнейшему смысловому развитию действия. Например, «Шли два штрафных казака по этапу в Сибирь…», что уже предполагает дальнейший рассказ о несчастливой жизни этих героев. Казачьи сказки не имеют рифмованной концовки. Например, «Стали жить-поживать, да добра наживать». В них концовка скорее напоминает оконченное повествование. Например, «…и на том берегу на Аляске поставили крепость и церкву свою отеческую и назвали её крепостью Святого Николая». Следует отметить, что в казачьих сказках много юмора, забавных историй, некоторые сказки по сюжету похожи на анекдоты. Особое внимание при рассмотрении казачьих сказок нужно уделить языку этих произведений. Сказки отличаются стилизованным языком, который передает особенности казачьей речи. В них мы встречам присуще казачьему фольклору особые диалектные слова, которые придают повествованию особый колорит, делают его красочным и эмоциональным: «соседи-станичники», «братья-казаки», «непогодь», «зазря», «дюже», «прохарчиться», «хочь», «из огня да в полымя», «глаголить», «любы-голубы подруги» «вот и весь сказ» «оженился», «важное учинил», «токмо» и т. п. Также достаточно часто используется просторечная лексика: «насмешки строить», «можа», «посередь неба», «загодя», «без провианту», «предки евонные», «рыбалить хаживали», «убег», «работать не в моготу». Встречаются характерные для фольклора присказки: «живут по чести по совести», «молодо-зелено», «звали-величали», «какого роду племени», «судьба-злодейка». Практически все сказки казаков пропитаны словами, благодаря которым создается картина жизни далеких предков. Подтверждение этому мы видим в строках: «Тем временем пришел царев указ направить посольство к Алтын-хану в Мунгальскую землицу. Велели воеводы атаману Лаврову собрать дружину сподручную. Тот и отобрал лучших казаков: Савку Кожевника, Гришку Березкина, Микитку Пюрю, да еще семерых служивых вместе со Стенькой», «Отправились они к сыну Алтын-хана, а как приехали в его улусы на Тесь - реку, то напали на них злые да неверные воинские люди…». «Только посягнули на их мирную жизнь злые вороги. В памяти дедов не сохранилось: то ли турки это были, то ли немчины, то ли шведы». «В то лето Господне дворянин московский Андрей Онофриев, сын Дубенской, по цареву указу набирал рейтаров, копейщиков и казаков для острожного становления в Тюлькиной землице. А вскорости, получившие от воеводы, Хованского - князя, наказную память, двинулся в путь дружина Дубенского. На жалованье в ней три сотни казаков состояло. А во первых рядах - атаманы-удальцы Астраханец, Кольцов да Остафьев». Часто отличаются своим своеобразием казачьи сказки и тем, что их жанр пересекается с жанром притчи. В заключении всегда есть место для поучительного слова, которое является выражением моральных убеждений. Такое заключение имеет назидательный характер, выражает стремление рассказчика передать мудрость предков новому поколению. Приведем примеры заключительных слов «Вот и весь сказ. Да хранит господь Вседержитель всех людей державных, что отечеству нашему служат верой и правдой! ». «Сказ про Стеньку и Федулу» заканчивается рассуждениями о том, что в жизни надо надеется на свои силы, как это делал Стенька, а не наудачу как Федул. «Каждый сам по себе жизнь строит, с людьми мосты наводит. Бог любит упорных и неугомонных. Лежал бы Стенька на печи охал да стонал - ни чего бы хорошего не получилось, выходит, душа первее плоти». Особую роль в казачьих сказках играют говорящие фамилии - собственные имена, фамилии и прозвища людей могут указывать на разные качества человека: характер, внешность, поведение, способности, привычки. Людей, заслуживших почет и уважения, в казачьих сказках называют по имени и отчеству или только по отчеству. А тех, к кому относятся «по-свойски» или по-дружески: Ивашка, Мотька, Поранька, Нюська. В казачьих сказках очень часто используются народные пословицы и поговорки. Вот некоторые примеры, которые встречаются в сказках: «Правда, в народе говорят: «суженную» конем не объедешь». «Не накормить коня сухопарого, не наделить человека бессчастного». Фольклорные присказки используются также часто: «разбежалось мое счастье по кустам да по веточкам», «сидит горюн горюном», «злата - серебра», «жил - был казак по имени Игнат». «Жизнь прожить - не поле перейти», «Мир, хочь и худой, лучше доброй ссоры», «белка, бывает, и то с ветки срывается», «умереть легко, а жить трудно», «Что посеешь то и пожнешь», «не острие сабли счастье ищет». В казачьих сказках можно встретить сравнения, близкие по происхождению к народной жизни, так в сказке «Суженая» добрая девица Маруня «сказала, будто колокольчиком прозвенела». Народные приметы также отражены в казачьих сказках, например: «Взял он сухую палочку и бросил в воду. Покружила - покружила и камнем на дно пошла. Запечалился Кузя: и что ж такой злосчастный». Гиперболы, литоты, характерные для народной сказки вообще, украшают и казачьи сказки. Вот пример использования литоты: «Горе - Злосчастие тонешенько, чернешенько, голова у него малым - малешенька, с наперсточек будет, туловище не спознать с соломиной, лычком связанное, подпоясанное…». В сказки казаков естественным образом вплетаются песни, частушки. Они являются своеобразным дополнением казачьей сказки или параллельной деталью сюжета. Главным героем казачьих сказок выступает никогда не унывающий хитроумный казак, постоянно попадающий во всевозможные передряги и всегда выходящий из них победителем. События, описываемые в казачьих сказках, происходят и в древности, и в относительно недавнем прошлом (средина XIX - начало ХХ века). В сказках казаков изображается исторический быт и нравы казачества. Так, повествует сказка традиционную экипировку казака: «Штаны синие, лампасы красивые, ремень скрипучий, сапоги блестючие, на боку шашка, на голове фуражка - красавец мужчина». В зависимости от ситуации эта основная портретная характеристика дополняется разнообразными деталями. У казака может быть «ус сивый», «грудь колесом», «фуражка набекрень», «егорьевский крест», однако сути образа это не меняет. Герой - подлинный слуга царю и Богу, защитник вдов и сирот, бесстрашный и бесшабашный сорвиголова. С большой симпатией в казачьих сказках изображается бывалый солдат-казак, который владеет всеми человеческими добродетелями и является защитником слабых и обиженных. Его образ даётся очень живописно: «Вот она и высмотрела себе казака из конвойной команды. Самого статного, красивого и пригожего». В казачьих сказках важное место занимает семья, так в сказке «Сморщенная горошина» главный герой Юшка, постоянно вспоминает о своем отце, которого не заслуженно обвинили в предательстве. Отец «пусть и норовом крут, да сердцем честен был» Главное моральное качество казаков это сохранение чести. В конце концов, Юшка понял, что зря от отца отрекся. Сказка приводит своего героя к счастливому концу: Юшка нашел себе верную подругу, стал жить на большой сибирской реке, стал детей растить в строгих казачьих традициях. «Внукам наказывать стал, помните и чтите родителей своих, они того заслуживают. А еще слушайте старых воинов. Кто смерти в очи смотрел да не дрогнул - жизнь, по- особенному, понимает, а потому недоброму не научит». А когда настало время, Юшка благословил в поход своих детей, так как «воины пока еще нужны, от ворогов родину стеречь». В сказе о казаке Пиме мы встречаем рассуждение о том, что казак должен уметь жену выбирать, вот и Пима нашел свою вторую половину, и «пошли у них детишки ладные да смышленые. Весело стало в доме Пимы». После гибели Пимы его жена надела серебряный крест на младшего сына, и с тех пор передается эта памятка от поколения к поколению. В сказке часто от характеристики одного героя речь переходит к общей характеристике казаков, населявших ту или иную часть России, замечая, например, что сибиряки - это вольные, терпеливые и трудолюбивые «лямку государеву тянут исправно и не ноют. От их дел по душам людским добро расходиться, аки круги по глади водной. Для людей живут, по совести, да не ждут особливой благодарности, почести не требуют». В казачьих сказках отразился окружающий мир особенности быта, нравов, обычаев казаков. Следует отметить воспитательную направленность казачьих сказок: в них отразились моральные нормы, написанные нравственные законы, а то есть основные заповеди казачьего общества. В казачьих сказках большое значение предается семейному воспитанию казаков. Это воспитание трудолюбия, стремление к честной воинской службе, порядочности, добру, благожелательности. В казачьих сказках герои учат различать, добро и зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце». Казачьи сказки формировали способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок. Казачьи сказы призывают к послушанию, так как из послушного всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного - верхогляд, вор, обманщик, насильник. В сказке «Суженная» мы читаем: «в те времена родительское слово было крепкое. Как батяня сказал, так оно и будет…». Казачьи сказки в то же время учили жить своим умом, сочувствовать людям. Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники - это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора. Детям прививали навыки почитания корней родства. Через сказки казаки уже в детстве прививали знания и навыки для преодоления трудностей, воспитывали их в требованиях традиций, обычаев и нравов. Сказки казаков как учебные пособия обучали хозяйствованию, ласковости, умению любить и беречь семью, выживанию в опасных условиях: как вести себя с врагами, при встрече с опасным зверем в лесу, как развести огонь в дождь. В казачьих сказках утверждаются человеческие ценности: патриотизм, служение государю и отечеству, соблюдение определенного кодекса чести (мужество, смелость, верность и т. п. ), уважение к семейным традициям, сохранение памяти о предках, забота о детях.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|