Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сделайте скриншот и отправьте результаты преподавателю в лс.



          Сделайте скриншот и отправьте результаты преподавателю в лс.

ЛЕКЦИЯ №1.

Реформация и контрреформация.

Причины Реформации. В XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского — преобразование).

Реформация — это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы.

В условиях перемен учение католической церкви перестало удовлетворять многих людей. Церковь утверждала, что мир и все, что в нем находится, созданы Богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека и о том, что Церковь через свои таинства (крещение, причащение и т. д. ) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало подобные идеи. Людей раздражала жадность духовенства, его стремление к обогащению. Особенно наглядно это проявлялось в продаже индульгенций: за деньги каждый мог купить себе «отпущение грехов». Многие правители были недовольны претензиями пап на верховную власть. Они с вожделением смотрели на богатства и земли Церкви и монастырей, мечтая присвоить их.

Выступление Мартина Лютера. Начало Реформации связано с выступлением в октябре 1517 г. профессора университета в немецком городе Виттенберг Мартина Лютера, который выдвинул 95 тезисов против индульгенций. Лютер провозгласил, что Церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии Церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога: человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, является лишь Священное Писание, поэтому роль Церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Соответственно богослужение должно проводиться на понятном всем языке, а не на латыни. Позже Лютер перевел Библию на немецкий язык.

Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

B ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее название которых — протестантизм .

Протестантами впервые стали называть германских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собрании князей Священной Римской империи) так называемую «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.

Крестьянская война в Германии. Идеологом радикальной Реформации стал немецкий священник Томас Мюнцер. Сначала он был приверженцем идей Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные позиции.

Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Врагами веры являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Различий между богатыми и бедными быть не должно.

В 1524 —1525 гг. в ряде районов Германии вспыхнули восстания крестьян против дворян под лозунгами учения Мюнцера. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян, поэтому эти события называются Крестьянской войной. Программа восставших излагалась в документе «12 статей». В ней говорилось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Дворянское и церковное имущество и земли крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой.

В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между рыцарской конницей, вооруженной артиллерией, и почти безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, Мюнцер попал в плен и был казнен.

Жан Кальвин и его учение. Центром Реформации являлась также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет, и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является зримым доказательством его богоизбранности.

Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действенность. Кальвин призывал также к бережливости и скромности в быту.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей — старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). У кальвинистов не было возведенных в сан священников. Кальвинизм, помимо Швейцарии получил распространение в Нидерландах, Шотландии, на юге Франции.

Контрреформация. Чтобы бороться против Реформации, католическая церковь начала с 40-х гг. XVI в. проводить свои реформы. После этого она развернула наступление против Реформации. Эту политику называют контрреформацией.

Мощным орудием контрреформации стал орден иезуитов («Общество Иисуса»), основанный испанским дворянином Игнатием Лойолой. Главными направлениями деятельности иезуитов были воспитание молодежи в духе католицизма, проникновение во все сферы общества с целью подчинения их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы», иной раз сами расправлялись с «отступниками».

В Риме было создано главное учреждение по борьбе с ересями — инквизиционный трибунал. Инквизиторы составили индекс (список) запрещенных книг, которые подлежали уничтожению, а их авторы — наказанию.

Религиозные войны. В XVI в. в Германии и Франции бушевали гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии ряд правителей государственных образований (их условно называют княжествами); перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило независимость княжеств от императора.

Императоры Священной римской империи из династии Габсбургов при поддержке католических княжеств начали борьбу с протестантами. Долгая война закончилась по существу поражением императора Карла V, который в 1556 г. отрекся от престола. Перед этим в 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, который установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил их право определять религию своих подданных.

Во второй половине XVI в. Европа окончательно разделились на католические и протестантские государства. Протестантскими были в основном северные страны — Англия, Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др. ).

Во Франции во второй половине XVI в. разгорелись жестокие религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассального от французского короля государства на юге страны) Антуан де Бурбон (позже его сын Генрих Наваррский ) и адмирал Гаспар де Колиньи. Католиков возглавляли, могущественные герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало во многом знаменем борьбы против усиления королевской власти. Поэтому среди гугенотов было немало знатных людей. Напротив, буржуазия чаще придерживалась католичества.

В августе 1572 г. противники сумели договориться между собой. Протестанты получили право занимать государственные должности, проводить богослужение, им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Для закрепления мирного договора 18 августа был заключен брак между Генрихом Наваррским (будущим королем Генрихом IV ) и сестрой короля Франции Карла IX Валуа Маргаритой. В Париж на свадьбу съехалось большое число гугенотов. Однако Гизы и мать Карла Екатерина Медичи готовили расправу над ними.

23 августа 1572 г., в ночь накануне Дня святого Варфоломея началось их избиение, погибли более 3 тыс. человек. Генрих Наваррский остался жив, согласившись перейти в католичество, адмирал Колиньи был убит.

После Варфоломеевской ночи война вспыхнула с новой силой. Гугеноты фактически создали свое государство во главе с бежавшим из Парижа Генрихом Наваррским. В ходе войны погибли многие вожди с обеих сторон. В 1589 г. был убит и король Франции Генрих III, брат умершего Карла IX. С его смертью пресеклась мужская линия династии Валуа. Королем Франции был провозглашен Генрих IV Бурбон. В 1593 г. он принял католичество (при этом были произнесены знаменитые слова «Париж стоит мессы»). В 1594 г. он вступил в столицу.

В 1598 г. Генрих IV провозгласил Нантский эдикт, завершивший религиозные войны. Католицизм оставался господствующей религией, но гугеноты получали свободу вероисповедания, сохраняли ряд крепостей, вооруженные силы, могли занимать государственные должности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.