Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



 

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Кафедра профессиональной педагогики и психологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ПЕДАГОГИКА»

 

на тему 1. Школа для детей или дети для школы

         2. Педагогические воззрения Джона Локка

 

Студентка Патрушева Елизавета

 Группа УДЦ-202                     

                 Курс 2                                   

                                                                           Проверила Сеногноева Наталия                                                                          Анатольевна

 

 

Екатеринбург

 

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Конспект научно-педагогической работы С. Т. Шацкого «Школа для детей или дети для школы».

2. Реферат на тему: “Педагогические воззрения Джона Локка”

3. Комментарий к тезису Э. Торндайка: «Искусство обучения как искусство создавать и задерживать стимулы с тем, чтобы вызвать или предотвратить те или иные реакции».

 

Конспект.

Шацкий Станислав Теофилович (1878-1934), педагог. Россия, СССР. Ш. - один из первых российских ученых, обратившийся к социальной педагогике детского сообщества (коллектива). Педагогическую деятельность начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочей окраины Москвы.

После 1917 г. Шацкий по предложению Луначарского включается в работу по созданию советской школы, не оставляя идею детского сообщества. В 1919г. им создается Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса с двумя отделениями: сельским (Калужская губерния) и городским (Москва). Первое располагалось в большом районе с 30 селениями, где в 20-е г. открывается 4 детских сада и 13 школ и одна школа 2 ступени, получившая название " Бодрая жизнь". В городском отделении действовал детский сад, средняя опытно-показательная школа, библиотека, постоянная педагогическая выставка. В структуру " Станции" входил педтехникум, готовивший учителей.

Позже Шацкий участвовал в работе Главного ученого совета по созданию новых школьных программ, был членом Наркомпроса, а в 1932 г. руководил центральной экспериментально-педагогической лабораторией и одновременно Московской консерваторией, где впервые создал кафедру педагогики. Но все же основное свое творчество он вложил в " Первую опытную станцию", считая, что она всецело связана с " героическим периодом нашей педагогики". " Станция" на 2 года пережила своего создателя.

В основу деятельности " Станции" был положен основной принцип советской педагогики 1920-х гг. - связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Сам Шацкий понимал воспитание, как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знаниями более осмысленным. Предлагал разработать по каждому учебному предмету систему заданий для самостоятельной работы учащихся, развития их инициативы и энергии. На " Станции" осуществлялась интересная идея: воспитывая детей, одновременно воздействовать и на взрослое население. Детский коллектив и жители района находились в постоянном сотрудничестве. Для того, чтобы оно было успешным, изучали среду, быт каждой семьи, привлекали население к воспитанию детей, обобщали положительный опыт родительской педагогики. Но мало изучать быт, его нужно и оздоровлять, повышать культурный и, как требовалось, " политический уровень" уровень населения. Велась пропаганда научных и педагогических знаний, в ней участвовали и учителя, и старшие школьники.

В работе с детьми Шацкий предлагал идти от того, что рядом с ними, от семьи, дома, школы к более широким и дальним перспективам, к обществу, в конечном счете, участвуя в его преобразовании. Была организована многообразная полезная деятельность учащихся, предусматривающая и профориентацию. Все осуществлялось под лозунгом: " Жизнь должна быть деятельной". Воспитанники " Станции" даже оказывали экономическую помощь населению, участвовали, в электрификации и радиофикации сел, домов, ставили агрономические опыты, участвовали в субботниках. Особое внимание уделялось эстетическому воспитанию, развитию художественного творчества. Высказав идею, что педагогика — это синтез науки и искусства, Ш. воплощал ее в действительность. Вся многосторонняя жизнь станции основывалась на самоуправлении, одной из задач которой стало воспитание организаторских способностей у школьников.

" Первая опытная стация" Шацкий - детище творчества 20-х гг., была широко известна в стране и за рубежом, ее посещали многочисленные экскурсии, иностранные педагоги, оставлявшие неизменно восторженные отзывы. Он дал толчок развитию педагогики детского сообщества, продолженную далее Макаренко и др., многое сделал для подготовки учителей и становления советской школы в ее лучшем варианте.

В 1922 г. С. Т. Шацкий в статье, название которой " Школа для детей или ребенок для школы" было прямой отсылкой к педагогическим идеям Д. Дьюи, писал: " Обычно школа представляет нечто отдельное от детской жизни, учреждение для подготовки детей к будущему, игнорирующее реальные потребности детей, их не знающее или приписывающее им те потребности, которые удобны для успешного обучения… Дети живут и действуют внутри и вне школы. Они чрезвычайно заинтересованы в радостях и неудачах своей жизни. Школа, при известном направлении своей деятельности, могла бы быть чрезвычайно нужна детям. Ребенок, работая в школе, должен чувствовать, что он вообще живет целесообразнее, интереснее, плодотворнее… Главная работа школы - работа над тем материалом, который дает детская жизнь, и ее цель - содействовать тому, чтобы дети жили лучше, т. е. полнее, шире, здоровее в личном и общественном отношении. Тогда школа действительно будет нужна детям, нужна как воздух, которым они дышат".

Как и Д. Дьюи, С. Т. Шацкий развивал идеи педагогики среды: " Так как деятельность детей есть результат в сильной степени влияния среды, то перед нами стоит вопрос о педагогике среды, об огромном педагогическом процессе, протекающем в широком обществе… На основании того, что мы знаем про опыт ребенка, полученный в результате его деятельности, мы организуем для него занятия в школе; мы говорим, что он получает организованный опыт (лаборатория), и затем мы вводим ребенка в соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания), все время устанавливая связь между этими тремя видами опыта. К этой работе мы присоединяем упражнения, дающие нужные для ребенка навыки. Вот четыре элемента того метода, который мы считаем основным… Ясно, что школа, изучающая среду во всем ее разнообразии, организующая жизнь детей, не может этого делать в стенах своей школы: она не может быть одинокой, замкнутой".

Шацкий, указывал на необходимость " находить жизненное дело для школы в той среде, которая ее окружает". Говоря о том, что " основная тенденция современной русской школы - участие в строительстве жизни", он писал: " Нужно участвовать и в радостях, и в горестях жизни, участвовать в ее оценке — это обнаруживает наше участливое отношение к жизненным процессам. Но не менее нужно и так ставить дело, чтобы школа вносила в текущую жизнь свою долю работы: это особенно важно именно теперь, именно в эпоху возникновения новых жизненных форм. Вносить свою долю работы в жизнь — это значит вмешиваться в нее, изменять ее. Нет ничего важнее, как добиться умения активно участвовать в жизни; чтобы этого добиться, недостаточно развивать знание или понимание ее, надо и действовать, упражняясь в реальном строительстве".

Шацкий подчеркивал, что " школа рассматривает экономические и бытовые явления, протекающие в среде, с точки зрения педагогической, т. е. с точки зрения того их влияния, которое отражается на детях. Дети связаны со средой, они тесно соприкасаются с нею, и понимать детей, разбираться в детской жизни, в детских характерах, вкусах, интересах вне среды, независимо от среды невозможно". Он обращал внимание на то, что " Школа есть часть воспитывающей детей среды, а не единственное место, где дети могут по-настоящему воспитываться. Если мы скажем часть, то она, эта " часть", организуется так, чтобы восполнить недостатки целого. Поэтому построить часть как следует можно только тогда, когда мы сумеем и оценить целое, как оно есть, и найти пути совместной работы. Школа обычно связана с небольшой по размерам территорией, и дети, работающие в ней, являются соседями школы. Было бы естественно для школы наладить систематическое участие в жизни района именно по соседству, но если привлекать к совместной деятельности только семьи, родителей, то явится некоторая опасность стать школой семейной и очень сузить свои задачи. Поэтому школа должна научиться работать с общественными организациями. В настоящее время для школы есть выход в ее сближении с нарождающимися в городах жилищными товариществами, объединяющими более или менее значительную группу горожан, довольно хотя разнообразных по своему социальному и материальному положению, но призванных, в сущности говоря, работать над небольшой частью городской территории. При правильной работе их, при развитии в их среде навыков общественности, при совместном разрешении социальных задач общежития можно рассчитывать на большой сдвиг в социальной работе города" 5.

Характеризуя созданную С. Т. Шацким технологию " Школа - центр воспитания в социальной среде", Г. К. Селевко называет следующие присущие концептуальные позиции:

· воспитание - это организация жизни детей, создание развивающей среды;

· развитие ребенка происходит в процессе активной и осмысленной деятельности;

· школа для детей, а не дети для школы;

· школа - не подготовка к жизни, а сама жизнь;

· школа органически связана с обществом и окружающей средой;

· изучение ребенка как целостной личности;

· дети влияют друг на друга сильнее, чем старшие на них;

· все заботы воспитателей должны свестись к созданию дружного детского общества;

· организация воспитательного процесса внутри школы с учетом влияний на коллектив окружающей среды;

· школа открыта социуму, является центром воспитания детей в социальной среде;

· педагогизация окружающей среды;

· активное участие школьного коллектива в совершенствовании окружающей среды; изучение и всемерное использование воспитательных возможностей среды.


 

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт гуманитарного и социально-экономического образования

Кафедра документоведения, истории и правового обеспечения

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

По дисциплине «Педагогика»

 

«Педагогические воззрения Джона Локка»

 

Работу выполнила:                                                              студентка группы УДЦ-202                                                                                                 Патрушева Елизавета

 

 

Екатеринбург 2021

 

СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................

1. Джон Локк. Становление.........................................................................................

2. Педагогические идеи Джона Локка.........................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...................

 

ВВЕДЕНИЕ

Заметный след в развитии идей воспитания и обучения подрастающего поколения оставило творчество английского просветителя Джона Локка (1632–1704). В его трактатах " Мысли о воспитании" и " Об управлении разумом" ярко выражены важные передовые педагогические устремления времени. В трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования. Поставив цель воспитания образцовых граждан, Локк полагал, что для ее достижения необходимо преодолевать невежество и суеверия, широко распространенные среди населения Англии.

Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение. " Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или нет – благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми".

Джон Локк является первым ученым педагогом нового времени. В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» он доказывал, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Из этого вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. Локк считал, что знания и идеи происходят прежде всего из чувственного опыта. Представления входят в сознание человека через ощущения, органы чувств.

Свои педагогические взгляды Джон Локк изложил в книге «Мысли о воспитании». В своей работе я подробно изложила педагогические идеи и воззрения Локка, основываясь на его работах.

 

Джон Локк. Становление.

Джон Локк (29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Родился в семье провинциального адвоката, участника революции. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками, медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом и воспитателем внука А. Шефтсбери — известного либерального политического деятеля.

 Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

Творчество философа и педагога Джона Локка составило заметный этап в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего в педагогическом трактате " Мысли о воспитании" и философском сочинении " Об управлении разумом", ярко выражены важные передовые педагогические устремления времени. В этих трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования.

В педагогических воззрениях Д. Локка выражены его политические и философские воззрения, а также огромный педагогический опыт, накопленный им в работе преподавателя и домашнего учителя-воспитателя. Д. Локк выступил в конце XVII в. с новой педагогическом системой, открывая тем самым педагогическое движение нового времени, систему, выражающую стремление нового тогда прогрессивного класса – буржуазии.

Еще будучи студентом колледжа Оксфордского университета, он познакомился с трудами таких философов, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс. Р. Декарт. Опираясь на накопленные в XVII в. естественнонаучные знания, Д. Локк внес заметный вклад в дальнейшее развитие материалистической философии, с позиций которой им осмысливались проблемы педагогики. Как идеолог передовых общественных устремлений своего времени Локк выступил против идеалистического – учения средневековых неоплатоников о врожденных идеях, философско-теологически обосновавших незыблемость феодальных порядков. В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1689), содержащем исходные теоретические позиции, определившие подход великого философа к делу воспитания, Д. Локк детально обосновал положение, выдвинутое ранее Ф. Бэконом и Т. Гоббсом, о происхождении знаний и идей из мира чувств, что явилось отправным пунктом его педагогической концепции. Идеи не врожденны, они не рождаются вместе с детьми. «На опыте основываются все наши знания, от него в конце концов оно происходит».

Джон Локк относится к числу великих просветителей, возлагавших значительные надежды на воспитание и образование детей. Хронологически для Западной Европы эпоха Просвещения охватывает последнюю треть XVII – конец XVIII вв., для стран Востока это более позднее столетие – XIX–начало XX вв. Просвещение – могучее идейное течение, прогрессивное для своего времени. Просвещение расшатывало устои феодализма идеями распространения знаний, наук, искусств, ремесел, идеей избавления от предрассудков, с помощью образования и просвещения, идеями свободы и равенства, борьбы с невежеством, церковью, антигуманной средневековой религией и моралью и др. Деятелей Просвещения объединяло стремление к установлению «царства разума», которое на деле, как выяснилось вскоре (начало XIX в. ), было царством побеждающей буржуазии, очень далекой от высоких идеалов просветителей. Однако по пути к этому утопическому царству просветители открыли немало объективно ценных педагогических истин, оказав сильное влияние на судьбы мировой педагогики. Многие положения из разработанных ими концепций воспитания и образования сохранили свою актуальность до настоящего времени.

Педагогическая система Джона Локка, изложена в трактатах «Некоторые мысли о воспитании», «О пользовании разумом», там он поднимает роль воспитания на большую высоту, рассматривая проблему воспитания в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Поэтому задача воспитания гражданина, формирование характера, высоких нравственных качеств личности выдвигалась на первый план.

 

Педагогические идеи Д. Локка

Итак, по Локку цель жизни, а следовательно, и воспитания заключается в обеспечении счастья человека, т. е. такого состояния, которое может быть выражено формулой «здоровый дух в здоровом теле», то начальной предпосылкой формирования личности, становления воли и характера является забота об укреплении здоровья ребенка.

С именем Джона Локка связана идея целенаправленной организации воспитания и теоретическое обоснования этого требования. Из отрицания врожденных знаний, идеей и признания внешнего опыта главным средством педагогического воздействия Локк приходит к выводу об исходном равенстве детей (их ум от рождения – незаполненный чистый лист, «мы рождаемся невеждами во всем») и определяющий роли воспитания в их развитии. Этим обосновывается неправомерность сословного деления общества. Однако изначальное «естественное равенство» всех детей неизбежно нарушается в силу неравенства индивидуальных способностей. Различные степени прилежания и усердия, по утверждению Локка, «способствовали тому, что люди приобретали имущество различных размеров». Таким образом, имущественное и классовое неравенство становится, по его схеме, «естественным явлением». По мнению Локка, само воспитание закрепляет господствующее в обществе деление на классы.

Джон Локк – сторонник образования, сообщающего учащимся реальные, практические полезные знания, сочетающего умственное образование с обучением ремеслам, с ручным трудом, т. е. он отдавал приоритет реальному образованию учащейся молодежи. Отдавая некоторую дань современным ему традициям светского воспитания (танцы, фехтование, верховая езда и т. д. ) он последовательно настаивал на практической направленности обучения, необходимого для подготовки к жизни, коммерческой деятельности – «для деловых занятий в реальном мире». Им была предложена развернутая программа реального образования, включавшая изучение как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, а также знаний, требующихся для промышленности и торговли.

Однако понимание задач обучения и целей воспитания Д. Локком было весьма далеким от узкого понимания практицизма в образовании, его воспитанник должен быть не только подготовленным к успешному ведению коммерческих дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособленным к «добродетельной жизни» и практической деятельности, «проявлять интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране». Весь труд и все искусство воспитания должны быть направлены к тому, чтобы вооружить душу добродетелью, закрепить ее в ней». Обучение, по мнению Д. Локка, и должно выступать средством развития основополагающих гражданских, нравственных качеств.

Локковская концепция воспитания и образования трактовалась в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Поэтому задача формирования характера, нравственных качеств человека, способного утверждать нравственные идеалы, выдвигалось на первый план. Однако во взаимодействии личности и общества Д. Локк приоритет отдавал индивидуальному, а не общественному началу, чем подчеркивал значительность индивидуальности как реальной силы буржуазного общества.

В его труде «Некоторые мысли о воспитании» определены наиболее благоприятные условия и простые и краткие методы реализации разработанных им новых целей и задач воспитания. Новаторство педагога – философа заключалось в том, что он рассматривал процесс воспитания человека как единство физического, психического и умственного развития. Здесь раскрыта программа воспитания «джентльмена» (делового человека буржуазного мира).

Как представитель новой буржуазии Джон Локк видит основную задачу воспитания в том, чтобы обеспечить воспитаннику приобретение опыта, необходимого для практической деятельности, подготовку из него «добродеятельного и мудрого человека», светского и искусного в делах «джентльмена». Этот «джентльмен» должен быть способен отказаться от своих желаний, действовать наперекор собственным наклонностям и следовать исключительно тому, что разум указывает как лучшее, хотя бы влечение тянуло в другую сторону. Только в этом случае он будет поступать как человек мудрый, но мудрость понимается Локком, в отличие от Коменского, не в возвышенном смысле, не в плане высокой нравственности, а в плане сугубо практической деятельности, «Мудрость я понимаю в общепринятом смысле умелого и предусмотрительного ведения своих дел в этом мире» («Мысли о воспитании»). Мудрость, по его мнению, должна быть положена в основу умеренной, скромной, сдержанной, бережливой, аккуратной и расчетливой жизни и деятельности «джентльмена».

Задачам нравственного воспитания подчинена и образовательная программа Локка, цель которой заключается в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям, а также к сообщению начальных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы в будущем более основательно заняться любой областью знания по собственному выбору. С целью формирования гражданских качеств личности Д. Локк считал необычайно важным добиться господства разума над чувствами. В самоорганизации и самодисциплине он видел существенное условие разумного поведения и управления собою при различных обстоятельствах жизни. Требование Д. Локка, чтобы здравый смысл служил регулятором поведения человека, имело явно выраженный социальный характер, что отмечал еще Маркс, анализируя философские воззрения Д. Локка, «что буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок».

В содержание воспитания, по Д. Локку, входит формирование и развитие таких нравственных качеств как: разумность, умеренность, скромность, сдержанность, предусмотрительность, благовоспитанность, аккуратность и многие другие качества. Однако вопрос о нравственном воспитании, по Локку не так прост. Концепция нравственного воспитания Локка была обусловлена, с одной стороны, материалистическим отрицанием врожденных идей и моральных норм, с другой стороны, идеи нравственного воспитания исходили из его теории о договорном происхождении государства, сформулированной в его работе «Два трактата о государственном правлении», где Д. Локк говорит о том, что законодательная власть устанавливается на основе «естественного закона самосохранения», т. е. стремления людей безопасно пользоваться своей собственностью. Естественный закон морали оказался прямо подчинен идее интересов буржуазного государства». Вместо прежней нравственности, основанной всецело на религии и «врожденных идеях», он выдвинул эмпирическое, сенсуалистическое понимание морали, вытекающее из принципа пользы и интересов индивидуума.

Основным требованием в области нравственного воспитания у Локка выступает дисциплина духа. Выработка характера, нравственное дисциплинирование, развитие воли, по Локку, – важнейшие задачи воспитания. Необходимо с раннего возраста приучать и упражнять детей в умении побеждать собственные свои прихоти, обуздывать страсти и следовать тому, что строго одобряет разум. Крепость тела заключается в способности человека обуздать себя, подчинить свои желания велениям рассудка. К этой дисциплине следует приучать ребенка уже в самом раннем возрасте.

Дисциплина, по мнению Д. Локка, должна устанавливаться различными приемами, с учетом возраста детей. В раннем возрасте, пока еще нельзя полагаться на разумное самообладание ребенка, дети должны видеть в своих родителях и воспитателях безусловный авторитет, который устанавливается твердостью последних, должны чувствовать «почтительный страх» перед родителями. «Сначала страх и уважение должны дать вам власть над их душой, а затем любовь и дружба поддержат ее в более зрелые годы».

Важной чертой личности Локк считал благовоспитанность, которую он понимал в смысле внутренней деликатности души, общей благожелательности и внимания ко всем людям, без небрежности, непочтительности, без сознания своего превосходства, без преувеличения оценки самого себя. Грубость, презрительность, насмешки, церемонность – все это несовместимо с благовоспитанностью. Благовоспитанность выражается и во внешних формах, во внешней опрятности, изяществе движений и даже голосе.

Д. Локк расширил представление о педагогических средствах и методах нравственного воспитания, отвергнув авторитарное, внешнее давление на детей, он установил зависимость поведения от мотивов, этих «могущественных стимулов души», и попытался выявить механизм, управляющий ими. Поэтому Локк настаивал на том, чтобы воспитание проводилось на основе глубокого и тщательного изучения природы детей на основе наблюдения над ними и правильного использования природных особенностей, потребностей, интересов детей. Например, он рекомендовал тщательно разбираться в причинах лени, «шалопайства» детей, в особенности во время игры, а также в свободное от учебных занятий время, проследить, какими занятиями увлекается ребенок, какие у него интересы и потребности.

Телесные наказания им, по традиции, не исключались. Допуская наказания, когда это требуется, педагог в то же время категорически против побоев, которые, по его мнению, углубляют в детях порочные наклонности, создают рабский характер, способны породить лишь «душевную пришибленность ребенка».

Искусство воспитания, по мнению Д. Локка, состоит в использовании каждого благоприятного случая и создания таковых для пробуждения ребенка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительные привычки. Методику формирования поведения ребенка Д. Локк органически связывал с методикой формирования его нравственного сознания. Он рекомендовал убеждение как один из методов нравственного воздействия, обращая внимание на то, что дети хорошо воспринимают доступные их уровню понимания доводы воспитателя, чувствительны к одобрению и порицанию, усваивают наглядные примеры поведения со стороны взрослых.

Д. Локк первый из педагогов обратил внимание на значимость физического воспитания и дал подробно разработанную теорию физического развития, обосновав ее тем же принципом пользы, который лежит в основе его способности легко переносить перенагрузки, усталость, невзгоды и перемены. А потому не следует, по его мнению, слишком тепло одеваться, полезно всегда ходить с непокрытой головой, ежедневно мыть ноги холодной водой, значительную часть дня, но всякое время года проводить на воздухе. «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.... », ... а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» («Мысли о воспитании»). Для физического воспитания важна и одежда ребенка, которая не должна стеснять естественное развитие тела, и пища, умеренная и простая. Философ придавал большое значение здоровому режиму детей, чтобы они как можно раньше ложились спать и вставали, особенно не следует допускать, чтобы дети, проснувшись, нежились в постели.

Большое значение Локк придает играм детей на свежем воздухе. «Все игры и развлечения детей должны быть направлены к развитию у них хороших и полезных привычек, иначе они будут приводить к дурным».

Взгляды Д. Локка на физическое воспитание, особенно его ценные практические указания, во многом были использованы и развиты спустя 3/4 века Ж. -Ж. Руссо, который дал им несколько иное обоснование.

Когда ребенку привили основы морали, когда обеспечено развитие его характера, когда добились нравственного и физического здоровья, тогда, по мнению Локка, следует позаботиться и о воспитании разума, т. е. приступить к обучению как подготовке к будущей практической жизни.

Отрицая традиционное школьное образование, в котором он видел опасность отрицательного влияния на еще не сформировавшуюся личность, Д. Локк разработал методику домашнего воспитания, при котором родители несут огромную воспитательную функцию. Поэтому Д. Локк обращает серьезное внимание на взаимоотношения родителей и детей. «Страх и почтительность должны дать вам, – писал он, – первую власть над их душами, а любовь и дружба – закрепить ее». Осмыслив необходимость гуманного отношения к ребенку как принцип, определяющий выбор педагогических средств в воспитании и обучении, он решительно отверг догматизм в обучении, подавлении личности воспитанника. Ребенок, по выражению Д. Локка, существо, обладающее собственной ценностью и потому требующее к себе уважения.

Как педагог-гуманист Локк, протестуя против зубрежки и догматики, царившей в современной ему школе, разработал новые методы обучения, названные им «мягкими». «Мягкие истоды» ориентированы на естественные интересы и положительные эмоции детей, они обусловлены стремлением сделать обучение привлекательным и интересным. Он рекомендует для этого использовать игровые моменты на занятиях, применять наглядность в виде картинок, обучать при помощи практического закрепления приобретенных умений и навыков и др.

Д. Локк расширил содержание педагогического процесса, поставив вопрос о стимулах и мотивации учебной деятельности. «Когда выбран предмет и душа, как и тело, расположена к учению, то, что же остается, как не приняться за него? ». Долг педагога – «поддержать душу всегда настроенной к общению и восприятию истины». В «Мыслях о воспитании» он пишет: «где нет желания, не может быть никакого усердия», и далее пишет: «нужно заботиться, чтобы дети всегда делали с удовольствием то, что для них полезно».

На первых порах обучения ребенок должен получить ясное представление о реальных вещах и явлениях, что явится основной последующего развития логического мышления. В работе «Мысли о воспитании» им были разработаны специальные приемы и способы формирования умения рассуждать. Весьма современна мысль Д. Локка о том, что умение рассуждать делает ум способным самостоятельно приобретать знания. Самообразование он определяет как почти единственный способ усовершенствовать разум в полную меру его способностей.

Отвергая схоластическую систему образования. Д. Локк стремился придать образованию и обучению практическую направленность. Локк выступил за расширение общего состава учебного курса за счет введения предметов из различных областей научного знания. Помимо чтения, письма и рисования, он предлагает обучать математике, приучающей ум к точному и последовательному мышлению; истории, дающей человеку картину мира и «природы» человеческого рода, великие и полезные наставления мудрости, предупреждения от ошибок; гражданскому праву, бухгалтерии, ремеслам и пр. Обосновывая введение в содержание образования предметов естественнонаучного цикла и предметов практического характера, Локк аргументировал это способностью точных наук развивать самостоятельность мышления, умение систематизировать, доказывать, что очень необходимо деловому человеку.

Мысли, относительно проблем обучения и воспитания, изложены также в его незаконченном труде, который он собирался озаглавить «Опыт о человеческом разуме» и который мы знаем под названием «О воспитании разума», где он разрабатывает методологические подходы к учебному процессу, принципам и методам обучения. По твердому убеждению великого педагога, процесс обучения должен строиться не на принуждении, а на интересе и развитии интереса, чтобы знание было «так же приятно для разума, как свет для глаз». Надо больше обращать внимание на саму сущность предметов и явлений, как они даны природой, для того, чтобы получить ясную идею о вещах, а затем уже приступать к обучению словом, что полностью совпадает с изложением этого постулата Я. А. Коменским. Он рекомендовал добиваться самостоятельности мышления учащихся, освобождения его от давления авторитетов. Ценны педагогические высказывания Д. Локка относительно развития детской любознательности. Любопытство у детей есть не что иное, как влечение к знанию.

Д. Локк – буржуазный педагог. Его концепция воспитания и обучения джентльмена отвечала буржуазной эпохе, интересам нарождающейся буржуазии. В отношении же воспитания и обучения детей простого люда он выдвинул реакционный проект так называемых «рабочих школ». По его мнению, дети «рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество. Поэтому в каждом приходе следует организовывать рабочие школы, куда в обязательном порядке направлять детей с 3 до 14 лет, родители которых обращаются за пособиями в приход. Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта», который им необходимо потом отработать. Согласно его проекту, предполагалось, что выручка от детского труда (вязанья, шитья и т. д. ) пойдет на окупание их же содержания. Школе вменялось в обязанность жестко следить за воспитанием подопечных в духе религиозности, исполнительности, подчинению правилам внутреннего распорядка. Обучению, соответственно проекту о рабочих школах, отводилось незначительное место. Хотя этот проект и не был утвержден, но его идеи нашли отражение в последующее время в ряде законопроектов по школе Англии. «Записки о рабочих школах» четко продемонстрировали сущность интересов нарождающейся буржуазии Англии, в которой нашли отражения не столько забота о просвещении народных масс, сколько то, чтобы найти более надежные средства осуществления эксплуататорской политики, наиболее надежно держать народ в повиновении и зависимости от власть держащих.

Философские, социально-политические и педагогические воззрения Д. Локка составили целую эпоху в науке, оказав мощное воздействие на дальнейшее развитие передовых социальных и философско-педагогических идей. Его идеи были подхвачены и развиты передовыми мыслителями многих западноевропейских стран, в частности, французскими материалистами XVIII в., в педагогической концепции Ж-Ж. Руссо, в педагогической теории и практике швейцарского педагога И. Песталоцци, а также и у русских просветителей XVIII в., в частности, М. В. Ломоносов высоко отзывался о Д. Локке, называл его имя в числе «премудрых человечества учителей».

Д. Локк для своего времени был подлинным педагогом-новатором, философом воспитания. Он первый из педагогов построил свою педагогическую систему с опорой на эмпирическую психологию. Локк углубил и обобщил практику воспитания, выделив характерные черты и направления воспитания, выстроив определенную систему, где большое внимание обращено на физическое воспитание (игры, спорт), на воспитание воли и характера, на выработку черт энергичного и «делового человека».

Его идеи о психологическом механизме усвоения знаний, об активной деятельности субъекта воспитания, о развитии самостоятельного мышления, о развитии интереса к учению через использование игровых форм обучения, через опору на положительные эмоции детей и многое другое представляют несомненный интерес для решения современных педагогических проблем. А потому наследие Д. Локка сохраняет и до настоящего времени свою актуальность и ценность.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытожив, можно сказать, что Джон Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, целях, задачах, содержании образования, методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека. Он внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм и рационализм, а также развил новые педагогические идеи, которые можно представить следующим образом:

— ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;

— все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

— воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

— основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся. на добродетель;

— здоровье ребенка — первая задача воспитания;

— пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

— следует отказаться от принуждения в воспитании;

— польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», а не просто человека.

Основная цель воспитания – счастье человека, основывающееся на добродетели «добродетель в прямом смысле является высокий и трудно достижимый целью воспитания».

Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка.


ИСТОЧНИКИ:

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн.

2. Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци/ [сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский]. М: педагогика, 1988.

3. Латышина Д. И. История образования и педагогической мысли. М: Гардарики, 2005.

4. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. М. Юрайт, 2016

5. История образования и педагогической мысли/ сост. И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева [и др. ] М: Академия, 2002.

6. Э Нарский И. С., Философия Джона Локка, М., 1960; Зайченко Г. А., Джон Локк, M., 1988 (библ. ).


 

КОММЕНТАРИЙ К ТЕЗИСУ

Прокомментируйте тезис Э. Торндайка: «Искусство обучения как искусство создавать и задерживать стимулы с тем, чтобы вызвать или предотвратить те или иные реакции».

 

Выражаясь психологическими терминами, можно определить искусство обучения как искусство создавать и задерживать стимулы (в русской психологической литературе это же понятие обычно обозначается равносильным термином «раздражитель») с тем, чтобы вызвать или предотвратить те или другие реакции. В этом определении слово «стимул» употреблено в широком смысле и означает всякое явление, оказывающее какое-либо влияние на человека, — слово, к нему обращенное, взгляд, фразу, которую он прочтет, воздух, которым он дышит, и т. д.

Термин «реакция» употреблен в смысле всякой новой мысли, чувства, интереса, физического действия или какого-либо умственного или физического состояния, вызванного этим стимулом. Задача учителя — вызвать желательные и предотвратить нежелательные изменения в природе человека, вызывая или предотвращая известные реакции. Средства, которыми располагает учитель, — это те стимулы, которые могут воздействовать на ученика: слова, жесты и вид учителя, состояние и обстановка класса, учебники, употребляемые учеником, предметы, которые он видит, и тому подобный ряд вещей и событий, на которые распространяется влияние учителя. Реакции со стороны ученика — это разнообразные мысли, чувства и физические движения, возникающие во всевозможных комбинациях.

Направляя интересы ребенка в нужное русло, учитель использует три пути. Первый путь - связать выполняемую работу с чем-то важным для ученика, доставляющим ему удовлетворение, например, с положением (статусом) среди сверстников. Второй - использовать механизм подражания: учитель сам интересующийся своим учебным предметом, заинтересует и класс, в котором преподает. Третий - сообщать ребенку такую информацию, которая рано или поздно вызовет интерес к предмету.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.