|
|||||||||||||||||||||||||||||
Тема:«Рыбы».
Н. А. Егорова, Е. А. Юрина
Волгоград 2012 Одним из важных средств взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Эта тетрадь разработана нами для того, чтобы родители, выполняя вместе с ребенком задания, могли закрепить знания, умения и навыки, полученные на логопедических занятиях. Предлагаемое пособие было составлено с опорой на рекомендации Дидактические игры и наглядный материал подобраны в соответствии с темой и этапом коррекционной работы. В рамках каждой лексической темы представлены разнообразные задания, направленные на развитие у ребенка: - лексики -грамматического строя речи -связной речи -зрительного восприятия -внимания, памяти, логического мышления. Все задания должны выполняться ребенком с помощью взрослого, который читает задания, в случае необходимости поясняет их и наблюдает за тем, как ребенок справляется с ними. Преимущество данного пособия состоит в том, что родителям не нужно по заданию логопеда переписывать домашние задания, что экономит их время. Как мы считаем, объем предлагаемого материала для работы дома не перегружен и это способствует полному и качественному его выполнению, не вызывая у ребенка негатив к занятиям. Систематическая работа по тетради может способствовать более успешному устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Тема: «Игрушки».
1. Вспомнить, какие игрушки есть у вашего ребёнка. Из чего они сделаны, из каких частей состоят.
2. Нарисовать по три игрушки, про которые можно сказать: Моя
3. Игра «Без чего? ». Назови игрушки, которые нарисовал художник, скажи, что он забыл нарисовать. Чего не хватает у каждой игрушки?
4. Выучить стихотворение С. Я. Маршака
Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь. Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой! Тема: «Овощи».
3. Дидактическая игра «1-2-5». Посчитай овощи: огурец, помидор, баклажан, кабачок.
Помидор-помидорчик Огурец-… Перец-… Баклажан-… Чеснок -… Лук - …
Что это? Цвет, форма, вкус. Как употребляют в пищу? Тема: «Фрукты». 1. Запомнить название фруктов, уметь называть их цвет, форму, вкус.
2. Закрасить нужным цветом и соедини линией одинаковые фрукты.
3. Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать. Выучи любую.
Само с кулачок, Я сладкий, рос на юге. Красный бочок, Как солнышко в листве. Потрогаешь – гладко, Оранжевый и круглый, А откусишь – сладко. Я нравлюсь детворе.
4. Про что можно сказать? (нарисуй подходящий фрукт) Вкусный, сочный, ароматный? Вкусная, сочная, ароматная? Вкусное, сочное, ароматное? Вкусные, сочные, ароматные? 5. Составить загадку – описание фрукта по плану и вклеить картинку. Что это? Цвет, форма, вкус, какой на ощупь? Как употребляют в пищу? Тема: «Сад-огород» 1. Повторить названия овощей и фруктов. Уметь различать их, знать, где растут фрукты (в саду, на дереве) и овощи ( в огороде, на грядке).
2. Назови и нарисуй как можно больше овощей и фруктов, про которые можно сказать: один …
3. Подбери признаки и сравни сливу и лук (что это - фрукт или овощ, какие по цвету, форме, вкусу, на ощупь, по месту произрастания).
4. Выучи стихотворение:
Яблоко! Оно
5. Найди лишний плод и закрась (лишний по форме – синим цветом, по месту произрастания – красным).
Тема: «Осень». 1. Запомнить название времен года: лето, осень, зима, весна. Знать осенние месяцы. 2. Соединить каждую предметную картинку с изображением определенного времени года. Объяснить свои действия. 3. Выучить стихотворение:
Листопад, листопад, Осыпается наш сад, Листья желтые летят, Под ногами шелестят.
4. «Подскажи словечко».
Мы ждали … (осень) Долго не было … (осени) Мы рады … (осени) Мы одеваемся тепло … (осенью) Мы поем песни об … (осени) Мы любим … (осень) Тема: «Деревья». 1. Вспомнить название деревьев, уметь называть их.
2. Найди такой же листочек и раскрась его. 3. Назови части дерева, изображенного на рисунке. Пусть мама запишет за тобой их названия.
4. Назови листья:
У клена - …, у березы - …, у ивы - …, у тополя - …, у рябины - …, у дуба - …, у липы - …. 5. Нарисуй три листочка так, чтобы желтый был между красным и зеленым. Тема: «Грибы». 1. Вспомни 6-8 названий грибов, назови 3-5 съедобных и 1-2 несъедобных гриба.
2. Закрасить нужным цветом грибы, обведи ядовитые грибы. 3. Игра: «Один - много»
Боровик – боровики, Моховик - … Сыроежка - … Корзина - … Пень - … Лес - … Поляна - …
4. Что лучше найти – пять мухоморов или один боровик? Почему? 5. Выучить стихотворение: На пеньке сидят детишки, Все в веснушках, шалунишки Эти смелые ребята, Называются опята. 6. Нарисуй красный мухомор с белыми крапинками и белый мухомор с красными крапинками. Тема: «Одежда. Обувь». 1. Вспомнить какую одежду мы носим осенью, почему люди одеваются так?
2. Раскрась картинки и соедини линией изображение обуви, головного убора, теплой одежды, с подходящим словом (моя – красной линией, мой – синей, мои – зеленой, моё – желтой)
3. Какое слово не подходит?
Дождь, дождевик, дождливый, подожди, дождевой. Осень, осенний, синий. Желтый, желтеть, жесткий, желтизна. Капля, капать, копать, капелька, накапало.
4. Отгадай загадку и выучи ее.
Чтоб не мерзнуть, пять ребят В печке вязаной сидят. (варежки) Объясни, чем отличаются варежки от перчаток? Тема: «Перелетные птицы». 1. Уточнить название перелетных птиц, знать строение птиц, внешние признаки. Кто лишний и почему? Ласточка, бабочка, цапля, журавль Грач, воробей, скворец, дрозд. 2. Взял фотограф аппарат, сделал снимки для ребят, только снимки все слились. Что за птицы? Разберись!
3. В теплом гнездышке птенчик сидит. Как ты думаешь, чем он покрыт? … (раскрась).
4. Составь рассказ о том, что было сначала, что стало потом.
Тема: «Домашние птицы».
1. Назови всю семью: 2. Кто спрятался на картинках? 3. Кто как разговаривает?
Курица - куд-куда – кудахчет, ко – ко – ко – квохчет; петух – ку-ка-ре-ку – кукарекает; утка – кря – кря – крякает; гусь – га – га – га - гогочет; индюк – бл – бл – болбочет.
4. Кто здесь лишний, скажи, красным цветом укажи. Тема: «Домашние животные». 1. Назови всю семью: Кошка, кот, котята, корова - …, свинья - …, овца - …, лошадь - …, крольчиха - …. 2. Какое домашнее животное: Лает - …, ржет - …, мычит - …, блеет - …, хрюкает -…. 3. Чьи части тела видишь ты – рога и гриву, пятачок, хвосты …? (Составь предложение, отвечая на вопрос: кто где живет. Например: коза живет в хлеву)
4. Кто здесь лишний, зачеркни и свой выбор объясни.
Тема : «Мебель» 1. Назови предметы мебели (стол, стул и т. д. ). Знать из каких частей состоит стол (ножки, столешница), стул (спинка, сиденье, ножки), кресло и диван (сиденье, спинка, подлокотники, ножки), шкаф (дверцы, ручки, полки, ножки).
2. Назови изображенные на рисунке предметы ласково. Посчитай каждый предмет до пяти. Например: один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев.
3. Играет Мальвина в мячик, куда закатился он. Точно линию веди и с пунктира не сходи (закрепить употребление «маленького слова» - предлога ПОД).
Тема: «Зимующие птицы». 1. Послушай, выбери и назови зимующих птиц: снегирь, ласточка, соловей, ворона, воробей, дятел, утка, синица, сова. 2. Рассмотри картинку и расскажи: - Куда дети повесили кормушку? - Куда насыпали корм? - Придумай свое предложение про снегиря с маленьким словом под.
3. Упражнение«Подбери слова»: закончи предложения.
Тема: «Зима». 1. Вспомни и перечисли названия времен года. Назови зимние месяцы. Какие праздники бывают зимой?
2. Каким (какой) может быть:
Снег – белым, пушистым, … Зима - … (теплой, суровой, …) Мороз - …(трескучим, сильным, …) 3. Продолжи предложения:
Зимой люди ходят в …
4. Закончи предложение одним и тем же словом «снеговик» в нужной форме: Мы решили слепить …(снеговика). Мы приделали нос-морковку нашему …. Мы показали соседям нашего …. Мы играли со …. Мы рассказали о …. 5. Найди пять отличий
Тема: «Посуда». 1. Рассмотри посуду, которая есть на вашей кухне, какая из них чайная, столовая, кухонная.
2. Белоснежке нужна только посуда. Оставь только посуду, зачеркни всё остальное. Объясни свой выбор.
3. Для чего они нужны? Ложка – чтобы есть суп; Нож - … Тарелка - … Сковорода - … Вилка - … Чашка - … Кастрюля - … Чайник – … 4. Что делают гномики? Закончи предложения. * В стакан воду... (наливают). Из стакана воду... (выливают). Из стакана в стакан воду... (переливают). В стакан воду... (доливают, подливают). В стаканы воду... (разливают). На скатерть воду... (проливают). Тема: «Транспорт» 1. Назвать основные виды транспорта, его назначение (перевозит людей, грузы). Кто управляет транспортом?
2. Перечисли, что может: Летать - … Ездить - … Плавать - … 3. Сколько машин нарисовано на картинке? Найди и разукрась их.
4. Помоги машине доехать до дома. Проведи линию посередине дороги, не отрывая карандаша от бумаги. Придумай предложения с маленькими словами по, к, от, и со словами-действиями: поехала, подъехала, отъехала, объехала, заехала…
Тема: «Рыбы». 1. Вспомнить названия рыб, обитающих в наших реках. Объяснить, какие из них хищные и почему они так называются. 2. Назови части тела рыбы. 3. Игра «Выбери нужное действие». Рыбка к камню… (отплыла или подплыла) Рыбка от берега … (переплыла или отплыла) Рыбка всю реку… (вплыла или переплыла) Рыбка мимо водорослей… (подплыла или проплыла) 4. Сосчитай рыбок: карась, окунь, ёрш, лещ. 1 карась, 2 карася, 3…, 4…, 5 карасей 5. Закрась рыбок, плывущих влево желтым цветом, а вправо – коричневым.
Тема: «Животные холодных стран».
У моржа – моржонок, 3. «Посчитай» животных на картинке: 4. Назови, что чъё 1. Расскажите ребенку о празднике — Дне защитника Отечества. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили наши отцы, деды и прадеды. День защитника Отечества — это праздник всех военных. А кто такие военные? Военные — это люди, которые защищают нас, наш народ, нашу страну, наше Отечество, нашу Родину. Мы называем Родиной то место, где мы родились и живем. Когда мы вырастем, то сможем защищать свою Родину. Скажите, что военные имеют разные специальности. Расскажите ребенку, что он сам сможет их назвать, если научится образовывать новые слова по образцу: танк - танкист, десант - десантник, артиллерия - артиллерист, море - моряк, граница -пограничник, связь - связист, телефон - телефонист.
2. Игра «Угадай профессию». Мчится крепость, Конь бежит— земля дрожит, Вся в броне, Из ноздрей дым валит. Тащит пушку на себе. (Поезд; профессия — машинист. )
3. Игра «Найди пару». Найди и раскрась только пару, которая относится к теме «Защитники Отечества». Тема: «Ранняя весна» 1. Назови весенние месяцы. Что происходит в природе в каждый из этих месяцев? Какой месяц самый холодный, какой самый теплый?
2. Сосчитай до пяти:
3. Подбери слово:
4. Ответь на вопросы и перескажи: По опушкам лесов, на солнечных полянах ранней весной расцветают подснежники. Снег еще не растаял в глубоких оврагах. А под деревьями цветут, белым и голубым ковром расстилаются цветы. Это подснежники – первые весенние цветы нашего леса. Вопросы: 1. Что ты узнал из рассказа о подснежниках: когда они расцветают? Где растут? Какого они бывают цвета? 2. Какие еще весенние цветы ты знаешь? 5. Найди отличия: Тема: « Профессии»
повар варит (что? ) — _______________, врач лечит (кого? ) — ________________, учитель учит (кого? ) — __________________, продавец продает (что? ) — _____________________, воспитатель воспитывает (кого? ) — ___________.
3. Закончи предложения:
Найди отличия:
2. «Назови семью»: папа – лев, мама – львица, детёныш – львёнок (детёныши - львята); У тигров - … У верблюдов - … У жирафов - … 3. Игра «Зачем? » Зачем обезьянке хвост? Зачем слону хобот? Зачем тигру клыки? Зачем верблюду горб? Зачем дикобразу колючки? Зачем черепахе панцирь? Зачем жирафу длинная шея? 4. Найди отличия: 5. Игра «Четвёртый лишний». лев, тигр, морж, зебра. верблюд, зебра, лев, жираф. носорог, бегемот, тигр, волк. Тема: Наш город. Дом. 1. Продолжи предложение Наш город называется …(…). Я живу в городе …(…). Я любуюсь городом …(…). Я не уеду из города …(…). 2. Посмотри на картинки и скажи, из чего построены эти дома. Как называется дом, который построен из соломы - …. (соломенный) из дерева – …. (деревянный) из кирпича - …. (кирпичный) Назови все части кирпичного дома: фундамент, стены, крыша, окна, (стекло, рама), двери, этаж, балкон, подъезд, лестница, ступеньки. 3. Посчитай сколько этажей в каждом доме и скажи, какой это дом. Пример: В этом доме семь этажей. Он семиэтажный.
Тема : «Космос» 1. Запомнить названия космических тел: солнце, звезда, планета, комета, спутник. 2. Какое слово не подходит? Почему? Солнце, сон, солнечный, солнышко. Космос, косматый, космонавт, космический. Луна, лунный, полночь, прилуниться. Планета, планетный, план, планетарий. 3. Что лишнее и почему? Солнце, Луна, лампа. Звезда, планета, ракета. Марс, Сатурн, космонавт, Меркурий. 4. Подскажи словечко и нарисуй этот предмет. Утром выглянем в оконце – Ночью светит нам она, Нам навстречу светит …………. Белолицая…………
Понеслись к другой планете Космонавты на …………… 5. Найди и раскрась две одинаковые ракеты. 6. Выучи стихотворение: В небо ракета стрелою взлетела, В ней космонавт сидит сильный и смелый. Тема: «Человек. Части тела».
3. Чем мы: Смотрим - …. Едим - …. Слушаем - …. Нюхаем - …. Хлопаем - …. Жуем - ….
1. Назови членов своей семьи, знать как их зовут по имени и отчеству.
2. Кто лишний и почему?
Мама, соседка, бабушка, дочка. Мама, март, апрель, май. 3. Кто из этих людей твои родственники? Мама, соседка, подруга, бабушка, 4. Решил Егорка про семью мультфильм нарисовать, да только перепутал все. Поможешь исправить?
Тема: «Насекомые»
3. Дидактическая игра «От 1 до 5». Посчитай насекомых: пчела, комар, кузнечик, стрекоза..
Тема: «Цветы».
Лист - … Цветок - … Тюльпан - … Лепесток - … Гвоздика - … Ромашка - …
а. Название цветка; б. Цвет; в. Части цветка (корень, стебель, листья, цветок); г. Где растет (лес, поле, сад, клумба).
Тема : «Лето» 1. Внимательно рассмотри картинку. Какое время года на ней изображено? Найди ошибку художника. Расскажи, какие признаки лета ты знаешь? Раскрась картинку.
2. Рассмотри предметы, изображенные на рисунке, и назови их ласково. Догадайся, какой предмет в каждом ряду лишний. Почему? Раскрась все предметы, кроме лишних.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|