Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КУРСОВАЯ РАБОТА. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С. П. КОРОЛЕВА»

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

 

 

Направление

44. 03. 02 Психолого-педагогическое             образование

Профиль

Психология и педагогика инклюзивного образования

 

 

 

Работа защищена

        «____»___________2021 г.

Оценка_________________

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»

на тему «Психодиагностика агрессии младших школьников и подростков »

 

 

 

Обучающийся
группы №7300-440302Z

 

/Иванова А. С.

 

 

 

Научный руководитель

к. п. н., доцент

 

/Родина Л. И.

 

 

 

Зав. кафедрой

д. п. н., доцент

 

/Соловова Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2021

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С. П. КОРОЛЕВА»

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

 

 

Направление

44. 03. 02 Психолого-педагогическое             образование

Профиль

Психология и педагогика инклюзивного образования

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

     по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»

на тему «Психодиагностика агрессии младших школьников и подростков »

обучающемуся

Иванова А. С.

группы №

7300-440302Z

 

Задание:

1. Психодиагностика агрессии младших школьников и подростков 

 

 

 

Обучающийся

 

/ Иванова А. С.

 

Научный руководитель

к. п. н., доцент

 

/Родина Л. И.

 

Дата выдачи задания

«___» __________________ 2021г.

 
         

 

 

Содержание

Глава 1. 1. Теоретические аспекты по проблеме агрессии младших школьников и подростков

1. 1 Основные подходы к проблеме агрессии

1. 2 Методы диагностики агрессии

ХАРАКТЕРИСТИКА ТОГО ВОЗРАСТА С КОТОРЫМ ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ.

Глава 2. 2. Психодиагностика агрессии у младших школьников и подростков

2. 1 Цель, гипотеза и задачи исследования

2. 2 Методика исследования ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ У ВАС ОПЫТНАЯ РАБОТА.

2. 1. ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ (ОПРЕДЕЛЁННОГО ВОЗРАСТА)

2. 2. ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ (ОПРЕДЕЛЁННОГО ВОЗРАСТА)

 

Заключение

Список литературы

 

Введение

Актуальность исследования. В онтогенезе человека одним из самых сложных периодов является время перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. В это время происходит перестройка ранее сложившихся физиологических и психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Проявлениям агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого разными институтами социализации, в том числе не только семьей, школой, но и средствами массовой информации.

Агрессивность в личностных характеристиках детей формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворения своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток к подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани.

 Современные дети живут в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с типом и ритмом технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Дети и подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в обществе. Сегодня, в целом, в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Происходит «деформация» семьи, которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В результате для многих подростков и детей характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам которые предлагаются различными средствами информации. Провоцирующие агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста и подростки.

Предмет исследования – агрессия младших школьников и подростков.

Цель исследования – провести психодиагностику агрессии младших школьников и подростков.

Гипотеза исследования - существуют различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек подростков

– проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности человека;

– ознакомиться с определением понятия «агрессия», видами и структурными компонентами;

– изучить специфику агрессии у подростков;

–выявить и проанализировать основные формы проявления агрессивности в поведении у подростков;

– теоретически изучить гендерные различия проявления агрессивности.

Методы исследования: описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, опросник.

Методологическую основу исследования составили: личностно-деятельностный подход к исследованию психических явлений, представленный в работах Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др.; теоретические представления о сущности и психологических механизмах и уровнях агрессивного поведения зарубежных ученых: А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковитца, Р. Бэрона и Д. Ричардсон, З. Фрейда и др.; и отечественных исследователей: С. Н. Ениколопова, Н. Д. Левитова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, И. А. Фурмонова и др.;

1 Теоретические аспекты по проблеме агрессии младших школьников и подростков

1. 1 Основные подходы к проблеме агрессии  ЭТО ЧТО?

Агрессия представляет собой любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Рассмотрим наиболее известные из них

Теория влечения (психоаналитический подход).

По мнению основоположника этой теории. Фрейда, агрессивное поведение инстинктивное и неизбежно по своей природе. Оно связано с тем, что в человеке существует два базовых инстинкта: либидо – сексуальный – и танатос – инстинкт влечения к смерти. Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Отсюда очевидно, что уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию.

-база исследования; Государственное бюджетное образовательное учреждение (ГБОУ).

-структура курсовой работы ведение, три главы, заключение, список использованной литературы.

1. 2 Методы диагностики агрессии

Глава 2. 2. Психодиагностика агрессии у младших школьников и подростков

2. 1 Цель, гипотеза и задачи исследования

2. 2 Методика исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ЭТО ЧТО?

В нашей работе мы провели изучение проблемы агрессивности у младших школьников и подростков.

Теоретическое изучение проблемы показало, что единой точки зрения на источник и морфологию агрессии нет, что усложняет понимание данной проблемы. В личностных характеристиках детей агрессивность формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, но на развитие агрессивности могут влиять и природные факторы. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме непосредственного аффективного высвобождения накопившихся эмоций. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности. В отличие от детей младшего школьного возраста, агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально – психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.

Рассматривая специфику проявления агрессии в ходе теоретического исследования мы выдвинули гипотезу, согласно которой, агрессия тем больше выражена, чем более экстравертирован и менее эмоционально устойчив индивид. Фактически, такое описание полностью соответствует общепринятому в психологии описанию холерического темперамента, то есть таких характерных черт, свойственных индивиду, как импульсивность, невротичность, порывистость, повышенная возбудимость, т. е. в целом эмоциональная неустойчивость – с одной стороны и яркая выраженность эмоциональных переживаний, общительность и обращенность вовне, широкий круг знакомств и потребность в контактах, стремление действовать под влиянием момента, вспыльчивость, беззаботность, оптимистичность, добродушие, веселость – с другой.

 

Проведенная нами диагностика продемонстрировала тесную взаимосвязь между экстравертированностью и эмоциональной неустойчивостью, подтвердив тем самым выдвинутую гипотезу.

В педагогической психологии часто говорится о том, что с поступлением в школу у детей темперамент претерпевает «смещение» в сторону холерического (а значит, согласно результатам проведенной нами диагностики, и рост агрессивности).

Остается непонятным, какова феноменология такого смещения, в какой период и под влиянием каких факторов оно происходит наиболее интенсивно. Особая проблема заключается в том, что нет очевидной ясности и в том, есть ли и каковы внешние и внутренние детерминанты холерического темперамента ребенка, не влияющие непосредственно на развитие агрессивности. Возникает и другая трудность – должны ли использоваться особые методы профилактики и коррекции агрессивности, характерные для каждого отдельного возраста, и каковы другие факторы, помимо возраста, которые могут быть учтены для эффективного управления этим явлением. Эти вопросы играют большую роль в рассматриваемой проблеме и могут послужить основой для дальнейших исследований.

 

Список использованной литературы.

 1. Алфимова, М. В. Трубников, В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. – №6. – С. 112-121.

2. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. – М., 1999. – 512с.

3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М., 2001. – 420c.

4. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении, взгляд на себя и других. – М., 1996. – 346c.

5. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2002. – 528c.

6. Бэрон, Р. Ричардсон, Д. Агрессия. – СПб., 1997. – 261c. 7. Вельдер, Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. — №3. – 368c.

8. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Методы исследования в психологии. – М., 2002. – 213c.

9. Завражин, С. А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте// Вопросы психологии. – 1993. – №5. – 123c.

10. Кернберг, О. Ф. Агрессия при расстройствах личности. – М., 1998. – 364c.

11. Ковалев, П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб., 1996. – 358c.

12. Крысько, В. Г. Социальная психология. – М., 2001. – 208c.

13. Лалаянц, И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. – №6. – с. 20-21.

14. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»). – М., 1994. – 246c.

15. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопросы психологии. – 1992. – 465c.

 16. Психология человеческой агрессивности / под ред. К. В. Сельченок. – Минск., 1999. – 204c.

17. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1991. С. 212-214. 18. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. – 48c.

19. Реан, А. А., Трофимова, Н. Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 1999. — №3.

20. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. – М. 1999. – 384c. 21. Румянцева, Т. Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. – №5/6.

22. Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. – №1.

23. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996. – 210c.

24. Фридман, Л. М., Кулагина, И. Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991. – 288c.

25. Фурманов, И. А. Детская агрессивность. – М., 1996. – 254c.

/



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.