2. Выбор темы проекта и проблемы исследования
2. Выбор темы проекта и проблемы исследования
Рекомендации о выборе темы проекта.
Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других.
Попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь.
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что из изучаемого в колледже хотелось бы узнать глубже?
5. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратитесь педагогам, или друзья подскажут интересную идею.
Основные критерии выбора темы:
1. Сначала надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему? Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
2. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней студента и педагога
3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
4. Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания.
Какими могут быть темы исследования?
Все темы можно условно объединить в несколько групп:
фантастические -темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях
экспериментальные -темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов
теоретические (реферативные) -темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
практические –темы, предполагающие изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, проведение собственных практических наблюдений, работ по интересующей студента проблеме.
творческие -темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др. и представления продукта проектной деятельности в виде сказки, сценария, презентации, выступления, интервью, буклета, электронной или стенгазеты и др.
Требования к выбору темы проекта
- актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;
- содержательность, информативность и разработанность в науке;
- возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;
- формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;
- название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;
- тема должна быть конкретной.
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
- между известным и неизвестным;
- между знаниями и умениями;
- между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
- между потребностями и возможностями их реализации.
Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями. Проще говоря, ситуация может приобрести проблемный характер если:
- имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,
- требуется установить сходства и различия,
- важно установить причинно-следственные связи,
- необходимо обосновать выбор,
- требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,
- стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая и ее решение должно быть важно.
Продукты проектной деятельности
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию.
Вам представлены продукты проектной деятельности.
Прочитав их предложи свои варианты?
Внешние продукты проектной деятельности
| Web-сайт – Веб-сайт,
| Серия иллюстраций,
| Анализ данных социологического опроса
| Сказка
| Атлас
| Справочник
| Бизнес-план- план
| Словарь
| Видеофильм
| Сравнительно-сопоставительный анализ
| Видеоклип
| Статья
| Электронная газета
| Сценарий
| Электронный журнал
| Виртуальная экскурсия
| Законопроект-
| Сборник сочинений-
| Карта
| Дневник путешествий
| Коллекция
| Костюм
| Дизайн
| Выставка
| Модель
| Игра
| Музыкальное произведение – сочинение
| Фотоальбом
| Мультимедийный продукт
| Пакет рекомендаций
| Прогнозы
| Письмо
| Публикация
| Прогноз
| Буклет
| Технологическая карта
| Интерьвю
| Реферат
|
Внутренние продукты проектной деятельности
| - Вербально-лингвистические.
| - Моторно-двигательные.
| - Логико-математические.
| - Межличностные.
| - Визуально-пространственные.
| - Внутриличностные.
| - Натуралистические.
| - Музыкально-ритмические.
| - Практические
| | | |
|
| Задание №3. Изучить предполагаемые темы проектов. (См. список тем ниже)
Каждый обучающийся готовит список из 1-2 тем, которые могли бы стать темой его индивидуального учебного проекта, интересной как в профессиональном так и в образовательном плане. В режиме мозгового штурма студент решает, какая из представленных тем достойна разработки в качестве индивидуального учебного проекта.
После определения темы проекта, необходимо определить тип выбранного проекта, обосновать актуальность данной темы индивидуального проекта, сформулировать идеи, цели проекта и конкретные задачи его индивидуального учебного проекта.
Занесите полученные результаты в таблицу.
|