|
|||
Практическое работа. Тема: Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).. Краткие теоретические сведения.Практическое работа Тема: Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Цель: На примере искусственной экосистемы проследить изменения под воздействием условий окружающей среды. Оборудование: аквариум, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник, справочная литература, ксерокопии изображений растительных и животных организмов аквариума, таблица». Краткие теоретические сведения. Аквариум - это искусственная экосистема, функционирование и развитие которой регулируется человеком. Различают 3 разновидности аквариумов: а) хищный (цихлидариум); б) смешанного питания (рыбы малых и средних размеров); в) видовой.
При создании аквариума смешанного питания используют растения трех групп: плавающие на поверхности воды (водяная капуста, ряска малая); плавающие в толще воды (элодея канадская, элодея зубчатая) и те, которые укореняются в грунт (валиснерия спиральная, криптоко- рина).
Аквариум заселяют видами рыб с разными типами питания: · фитофаги (лабео, кольчужный сом); · зоофаги (неон, минор, конго); · смешанного питания (барбусы, гуппии, меченосцы).
Кроме рыб, в аквариуме есть · моллюски (физа пузырчатая, котушка роговая, котушка белая), · кольчатые черви (трубочник), · ракообразные (дафнии, креветки пресноводные), · одноклеточные (инфузория-туфелька).
Цепи питания в аквариумах короткие по такой причине: для функционирования аквариума необходимо постоянное внесение кормов человеком. Так как известно, что с одного трофического уровня на другой передается только 1% энергии, то количество трофических уровней, которые могут обеспечиваться энергией, аккумулированной в кормах, ограниченное. И потому цепи в аквариумах характеризуются наличием 2-4-х звеньев. Примеры цепей питания: • зеленые водоросли - кольчужный сом; • инфузория-туфелька - физа пузырчатая (моллюск); • хламидомонада - инфузория-туфелька - дафния; • зеленые водоросли - лабео; • бактерии - дафния - неон и т. д. Ход работы: 1. Рассмотрите картинку аквариума и его обитателей. Дафния Циклоп Улитка 2. Опишите аквариум как экосистемы по параметрам.
1. Укажите факторы среды.
2. Укажите компоненты экосистемы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятиям: продуценты, консументы, редуценты. 2. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума
Составьте пищевые цепи в аквариуме. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если: · падают прямые солнечные лучи; · в аквариуме обитает большое количество рыб. · в одну из двух банок с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости, добавить ряску;
Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.
|
|||
|