Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Программа. нейропсихологической коррекции. речевой сферы.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 913 г. Москвы

 

Программа

нейропсихологической коррекции

речевой сферы

                              

                             Возраст: 5-9 лет

                                                           Срок реализации: 1 учебный год

                                           Составили программу:

                                                               Свободина Н. Г., учитель-логопед
                                                    Стрельцова Н. В., инструктор

                                            физического воспитания

 

 

Раздел 1. ВНИМАНИЕ с. 2-9

Раздел 2. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ с. 10-15

Раздел 3. ОБЩИЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР с 16-26

Раздел 4. ИГРЫ С МЯЧОМ с. 27-40

Раздел 5. РАСТЯЖКИ с. 41-47

Раздел 6. ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР с. 48-53

Раздел 7. БАЗОВЫЕ СЕНСОМОТОРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с 54-58

Раздел 8. БАЗОВЫЕ СЕНСОМОТОРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С

ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с. 59-73

Раздел 9. МЕЛКАЯ МОТОРИКА с. 74-82

Раздел 10. СОМАТОГНОЗИСДАКТИЛЬНЫЕ И КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ      ПРОЦЕССЫ с. 83-91

Раздел11. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС с. 92-96

Раздел12. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И

«КВАЗИПРОСТРАНСТВЕННЫЕ» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ с. 97-108

Раздел 13. СЛУХОВОЙ ГНОЗИС с. 109-120

 Раздел 14. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ с. 212-140

Раздел15. ПАМЯТЬ с. 141-150

Раздел 16. НОМИНАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ с. 151-154

Раздел17. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ОБОБЩАЮЩАЯ И СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ с. 155-164

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..... ............................................................. 3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН............................................................. 7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.................................................................. 10

Занятие 1-2................................................................................................................................. 10

Занятие 3-4................................................................................................................................. 14

Занятие 5-6................................................................................................................................. 17

Занятие 7-8................................................................................................................................. 20

Занятие 9-10.............................................................................................................................. 23

Занятие 11-12............................................................................................................................ 28

Занятие 13-14............................................................................................................................ 31

Занятие 15-16............................................................................................................................ 35

Занятие 17-18............................................................................................................................ 38

Занятие 19-20............................................................................................................................ 41

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЫ....................................................................................................................... 44

Литература................................................................................................................................. 47

 

 


                                 

                                        

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа представляет собой цикл занятий для детей с низконормативным и условно отклоняющимся типом развития, имеющих общее недоразвитие речи, нарушения речевой и двигательной сфер, нарушения пространственного восприятия и восприятия схемы тела (соматогнозиса). Занятия могут проводиться для детей с разным уровнем интеллектуального развития и разными особенностями личности. Являясь технологией работы, построенной в рамках нейропсихологической парадигмы, программа соединяет в себе логопедическую и нейропсихологическую коррекцию. Научно-практическая новизна программы состоит в том, что когнитивные и двигательные методы коррекции используются одновременно и взаимно дополняют друг друга, что позволяет быстрее запустить механизмы развития речи. Оба метода не просто иерархиезированы и последовательно соединены друг с другом, а тесно вплетены друг в друга. Дети с низконормативным и условно отклоняющимся типом развития - это, как правило, дети, страдающие нарушением ритмологических основ жизнедеятельности. Полноценное же развитие психических процессов предполагает в своей основе слаженную работу различных функциональных систем детского организма, что в свою очередь, обеспечивается запуском ритмов и их синергичной работой во всех этих системах. Таким образом, воздействие на ритмологические системы организма позволяет развивать все высшие психические функции, что способствует активному общему развитию ребёнка. Научная обоснованность.


В отечественной логопедии нарушения речи никогда не рассматриваюсь изолированно, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания педагога. Методологически программа опирается на теорию о трёх функциональных блоках мозга (по А. Р. Лурия), на учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации, на метод «замещающего онтогенеза»

 

(А. В. Семенович, Б. А. Архипов), на учение Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности и операциях восприятия и порождения речевого высказывания. Методически - на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно- ориентированных, этологических, логопедических и иных психотехник применительно к детскому возрасту. Актуальность и перспективность.

Увеличение числа детей, имеющих различные проблемы со здоровьем и несформированность в той или иной мере практически всех высших психических функций, ставит нас перед необходимостью искать новые пути помощи и коррекции. Современными нейрофизиологическими исследованиями установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребёнка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание ЦНС. Программа разработана таким образом, что воздействие производится, прежде всего, на сенсомоторный уровень развития ребёнка, т. к, именно он является базальным для дальнейшего развития речи и других ВПФ. Двигательные методы восстанавливают, активизируют и простраивают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности, одним из которых является речь. Когнитивные же методы позволяют осознанно применять приобретённые навыки и способствуют развитию произвольной регуляции деятельности и речи ребёнка.

 

Практическая направленность.

Программа направлена на стабилизацию и активацию энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, на оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. В процессе освоения программы формируются коммуникативная и обобщающая функции речи, происходит коррекция речедвигательной сферы, артикуляционной, мелкой и общей

 

 

моторики; развивается сфера пространственных представлений, прежде всего происходит усвоение схемы тела (соматогнозиса); будет удовлетворён один из основных принципов развития речи - востребованность извне, что, в свою очередь, повлечёт за собой общее развитие ребёнка. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.

Системный подход к развитию физического и психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу методов смежных с логопедией наук. Межпредметные связи с нейропсихологией, нейрофизиологией, лингвистическими науками позволяют расширить рамки воздействия, оказываемого на развитие ребенка. Связи с педагогикой, логопедией, методиками обучения родному языку, возрастной психологией помогают установить контакт с детьми, выбрать наиболее оптимальные методы воздействия, обучения и воспитания ребёнка, предупредить аномальное развитие его личности.

 Цели и задачи.

Цель - коррекция речевой и двигательной сфер, коррекция ритмологических

основ жизнедеятельности.

Задачи:

1) Формирование схемы тела (соматогнозиса).

2) Развитие общей моторики и координации движений.

3) Формирование реципрокной координации.

4) Развитие дыхания.

5) Формирование артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.

6) Развитие мелкой моторики.

7) Развитие речи.

8) Развитие коммуникативных навыков.

Общие сведения о программе, регламент и принципы работы.

Занятия по данной программе следует проводить, поделив детей на подгруппы по 10-15 человек. Такое количество детей позволяет в полной мере


осуществить принцип индивидуального подхода, организовать взаимопомощь, использовать сильные стороны каждого ребенка. При необходимости можно проводить занятия и с большим количеством детей, однако следует учитывать, что при этом педагогу будет труднее отследить правильность выполнения упражнений. Данные занятия показаны детям, имеющим проблемы в физическом развитии, развитии двигательной сферы (двигательная заторможенность или расторможенность), в развитии речи, в развитии эмоционально-личностной сферы (повышенная\неустойчивая эмоциональность, неустойчивость и истощаемость нервных процессов).

Периодичность занятий 1 раз в неделю, с обязательным обучением родителей. При условии выполнения упражнений 4-5 раз в неделю.

Длительность занятия: 35-40  минут.

Основное содержание занятий составляют игры и упражнения, направленные на коррекцию двигательной сферы и общей моторики, координацию речедвигательных анализаторов, ориентацию в пространстве, в схеме собственного тела, осознание своей деятельности через речь. Поэтому данная программа не требует обязательного раздела «Здоровьесбережение», т. к. сама по себе является здоровьесберегающей технологией. Требования к ведущему группы.

Занятия проводятся одним или двумя педагогами (если в состав группы входят дети, имеющие сложную структуру дефекта, или группа состоит из большого числа детей). Это могут быть воспитатели, педагоги по физическому воспитанию, музыкальные работники, психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги. Все вышеперечисленные категории педагогических работников должны иметь педагогическое образование и обладать начальными знаниями возрастной психологии. Следует в дальнейшем обучить их основам логопедии, нейропсихологии, физиологии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

месяц

Количество часов
1.

декабрь

2.

январь

3.

февраль

4.

март

5.

апрель

6.

май

 

 

Всего: 28

Разминка: ходьба, бег

 

Дыхательная гимнастика

Растяжки, оптимизация тонуса

Глазодвигательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Фонематическое восприятие

Ползание

Итоговое занятие

 

       

Общая структура занятий:


 

1. Вводные занятия:

Вводные занятия предполагают различные формы знакомства участников группы и ведущих; разработку ритуалов приветствия; детям проговариваются «правила группы» до тех пор, пока дети не запомнят их. Как показывает практика, вводных занятий должно быть не менее трёх и ритуалы должны повторяться ведущими без модификаций.

2. Разминка: обязательна на каждом занятии и включает в себя различные виды ходьбы и бега, которые должны быть отработаны и превратиться в навык.

3. Дыхательная гимнастика: предполагает обучение ритмичному полному дыханию строго в нейропсихологической парадигме.

4. Растяжки, оптимизация тонуса: данные упражнения способствуют активации мышечной деятельности, повышению двигательной активности организма, улучшению подвижности суставов, развитию соматогнозиса.

5. Глазодвигательная гимнастика: способствует развитию полей зрения, формированию базовых реципрокных взаимодействий.

6. Артикуляционная гимнастика: предполагает развитие речевого праксиса, способствует развитию правильного звукопроизношения.

7. Пальчиковая гимнастика: развивает мелкую моторику, способствует развитию ритмичных  движений и стимулирует речевую активность.

8. Фонематическое восприятие: данные упражнения предполагают активное развитие неречевого слуха, что является базой для слуха фонематического, и способствуют концентрации внимания.

9. Ползание: данные упражнения способствуют развитию реципрокной координации, являясь обязательным компонентом метода замещающего онтогенеза.

10. Консультирование родителей, домашнее задание: необходимое условие работы группы. Как правило, родители присутствуют на занятиях, и затем дома вместе с ребёнком отрабатывают всё, что делалось на занятии, т. к. без систематического воздействия у ребёнка не произойдёт закрепления соответствующего навыка. Дыхательные и глазодвигательные упражнения на первых этапах работы отрабатываются только во время групповых занятий под руководством ведущего. Во время занятия ведущий обучает родителей приёмам работы с собственным ребёнком и объясняет механизмы воздействия на те, или иные телесные паттерны у конкретного ребёнка.

 

Общая структура занятий:

I. Ритуал приветствия: разрабатывается совместно участниками группы на первых двух занятиях.

II. Разминка: ходьба, бег, прыжки, физические упражнения, подготавливающие к основной работе.

III. Основная часть: система логопедических игр и психотехнических упражнений, направленных на развитие того или иного двигательного анализатора, речевого аппарата (метод замещающего онтогенеза):

1) дыхательные упражнения;

2) упражнения, способствующие оптимизации тонуса и повышающие уровень активации, энергоснабжения и статокинетический баланс психических процессов:

3) глазодвигательные упражнения;

4) игры и упражнения, направленные на развитие слухового внимания; фонематического восприятия;

5) игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики;

6) артикуляционная гимнастика;

7) речевые игры ( работа на фонетическом, лексическом, семантическом уровнях ведётся параллельно на протяжении всего курса); работа над гласными А, О, У, И, Ы, Э;

8) двигательные упражнения (схема тела, ориентирование в пространстве, формирование реципрокных взаимодействий);

9) подвижные игры;

10) релаксация;

11) подведение итогов занятия, домашнее задание.

IV. Ритуал прощания.

V. Консультирование родителей, домашнее задание.

 

 

                                       СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                                           Занятие 1

I. Организационный момент.

Ритуал приветствия: знакомство педагога с детьми, знакомство детей друг с другом.

« Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

     На 1 хлопок здороваемся руками

На 2 хлопка - плечиками

На 3 хлопка - спинками

1) «Давайте познакомимся»:

2) Дети встают в круг, в руках у педагога мяч. Участники группы называют свои имена. Педагог бросает мяч одному из детей и называет своё имя. Ребёнок, получивший мяч, бросает его другому ребёнку и называет своё имя и т. д.

3) «Здравствуйте»:

Проводится, начиная с 4-ого - 5-ого занятия.

Участники группы встают в круг, берутся за руки. Покачивая руками, дети хором говорят: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте». Затем хором, обращаясь к каждому ребёнку, приветствуют его: «Здравствуй, Коля» и т. д.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.