|
||||
Практические заданияЗадание 1: В уставе одного из субъектов РФ предусматривается следующая система органов государственной власти: Президент – руководитель (лидер) субъекта РФ, Государственный Совет – высший законодательный и исполнительно-распорядительный орган власти, Верховный Суд – высший суд общей юрисдикции на территории субъекта РФ, Главный прокурор – глава прокуратуры субъекта РФ, назначаемый Главой администрации субъекта РФ. Какие нарушения Конституции РФ и Федерального закона от 21. 12. 2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» здесь допущены?
Задание 2: На основе Конституции РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», постановлений Конституционного Суда РФ по делам о проверке конституционности ряда положений уставов Алтайского края, Читинской области и Конституции Республики Алтай ответьте на следующие вопросы: 1) Должна ли система органов государственной власти субъектов РФ строиться по аналогии с моделью разделения властей, предусмотренной на федеральном уровне? 2) Какие формы взаимоотношений законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекты РФ обязаны устанавливать в своих конституциях и уставах, а какие формы взаимоотношений могут быть предусмотрены на уровне власти субъектов РФ?
Задание 3: Сформулируйте и аргументируйте ответ. Вам, Мэру города Москвы, поступило уведомление от трех организаторов митинга, планируемого на 12. 06. 2022 г., на Васильевском спуске, в 6 часов утра, с предполагаемым количеством участников свыше 5 тысяч человек. Каково Ваше решение о проведении массовой акции? Задание 4: Выберите и аргументируйте со ссылкой на нормативные правовые акты правильный ответ. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ осуществляет свои полномочия: - только на профессиональной постоянной основе; - только на профессиональной основе в определенный период; - только без отрыва от основной деятельности; - на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности.
Задание 5: Выберите и аргументируйте со ссылкой на нормативные правовые акты правильный ответ. Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме: - указа (постановления); - закона субъекта Российской Федерации; - приказа; - распоряжения.
Задание 6: Заполните пропуск и аргументируйте со ссылкой на статью нормативного правового акта: - кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший возраста _____ лет; - конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать ______ год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.
Задача 7: Органами государственной власти субъектов Российской Федерации являются: - законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; - исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; - судебные органы государственной власти субъектов РФ; - хозяйственные органы государственной власти субъектов РФ; - контрольно-счетные органы субъектов РФ.
Задача 8: В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют: - образуемые ими органы государственной власти; - органы государственной власти и органы местного самоуправления; - глава субъекта, законодательные и судебные органы субъекта РФ; - законодательные, исполнительные и судебные органы субъекта РФ.
Задача 9: Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: - представляет субъект РФ во взаимоотношениях с другими субъектами РФ; - подписывает законы, принятые законодательным органом субъекта РФ; - формирует высший исполнительный орган субъекта РФ; - награждает государственными наградами Российской Федерации.
Задание 10: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассматривая в кассационном порядке дело по жалобе Н. А. Елисеевой, пришла к выводу о необходимости обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 г. «О порядке отзыва депутата Московской областной думы». По мнению Н. А. Елисеевой (депутата Московской областной думы, отозванной избирателями), институт отзыва, предусмотренный данным областным Законом, противоречит Конституции РФ и Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Противоречит ли Конституции РФ институт отзыва депутата Московской областной думы? Как решается данный вопрос в действующем законодательстве? См. также: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 г. «О порядке отзыва депутата Московской областной думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ // СЗ РФ. 1997. № 2, ст. 348.
Задание 11: В Уставе (Основном законе) Тамбовской области (в прежней редакции) был закреплен ряд положений, касающихся взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью области, а именно: - при назначении Главой Администрации области своих первых заместителей необходимо предварительное согласование такого назначения с областной Думой (ст. 54, 68, 75 Устава); - порядок формирования, полномочия и организация работы структурных подразделений Администрации области определяется Уставом области, положениями об этих органах, федеральным и областным законодательством; - подотчетность и подконтрольность Администрации области областной Думе; - Глава Администрации области подписывает и обнародует принятые областной Думой законы после их подписания председателем областной Думы (ч. 2 ст. 55, 75 Устава); - к полномочиям областной Думы относится утверждение руководителя внутренних дел области. Соответствовали ли принципам разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации приведенные положения Устава (Основного закона) Тамбовской области? См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области // СЗ РФ. 1997. № 51, ст. 5877.
Задание 12: Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в 1998 г. стал Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», предусматривавший, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательных и иных представительных органов власти. Однако эти ограничения, согласно ст. 28 указанного Закона, не распространялись на государственных служащих, избранных депутатами Государственного Совета Республики Коми и местных представительных органов власти до вступления в силу названного Закона. В связи с чем 15 из 50 депутатов Государственного Совета продолжали занимать различные должности в исполнительных органах государственной власти Республики Коми. Исходя из положений ст. 5, 11, 71-73, 76, 77 Конституции РФ, закрепляющих право субъектов Федерации самостоятельно устанавливать собственную систему органов государственной власти, дайте обоснованный ответ на следующий вопрос: вправе ли органы государственной власти Республики Коми устанавливать приведенные законодательные исключения из конституционного принципа «несовместимости должностей»? См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 29 мая 1998 г. по делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» // СЗ РФ. 1998. № 23, ст. 2626.
Задание 13: Законом Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной думы» установлены особые условия привлечения депутатов Воронежской областной думы к уголовной и административной ответственности, в том числе касающиеся порядка задержания, ареста, обыска, личного досмотра и т. д. Таким образом, все такого рода меры не могут быть применены без согласия областной думы, а вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается областной думой по представлению прокурора области. Имеет ли право субъект РФ самостоятельно устанавливать подобные гарантии депутатской неприкосновенности? Обоснуйте Ваше мнение ссылкой на действующее законодательство. См.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 1998 г. по запросу Воронежской областной думы о проверке конституционности статей 19 и 20 Закона Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной думы» // СЗ РФ. 1998. № 35, ст. 4463. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Задание 14: Конституция Республики Алтай (в прежней редакции) устанавливала ряд положений, касающихся взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью Республики, устройства судебной власти, а именно: - Глава Республики Алтай (РА), Председатель Правительства РА, может быть отрешен от должности Государственным Собранием – Эл Курултай РА в случае совершения им умышленного преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РА (ст. 126 Конституции РА); - Глава РА, Председатель Правительства РА, назначает на должность министров, председателей комитетов и руководителей ведомств РА, а также освобождает их от должности с согласия Государственного Собрания – Эл Курултай РА (ст. 118 Конституции РА); - согласно ст. 154 Конституции РА городские и районные суды РА образуются и действуют в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай. Соответствовали ли принципу разделения властей и принципам разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации приведенные положения Конституции Республики Алтай? Обоснуйте свой ответ ссылкой на статьи Конституции РФ. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 25, ст. 2728.
Задача 15: Глава администрации области принял Постановление «О лицензировании деятельности по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств». Президент РФ, руководствуясь ч. 2 ст. 85 Конституции РФ, приостановил своим Указом действие данного Постановления, предложив главе области привести его в соответствие с Конституцией РФ и Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Глава администрации области отказался выполнить Указ Президента РФ. Какой имеется правовой выход из сложившейся ситуации?
Должен ли глава администрации области нести какую-либо ответственность за неисполнение Указа Президента РФ? В каких случаях глава исполнительной власти субъекта РФ может быть отрешен от должности? Каков порядок и основания отрешения высшего должностного лица субъекта РФ от должности?
Задача 16: Какие органы являются федеральными органами государственной власти, а какие – органами государственной власти субъекта Российской Федерации: - Арбитражный Суд Свердловской области; - Верховный Суд Республики Татарстан; - территориальная избирательная комиссия; - Комитет по обеспечению деятельности мировых судей в Оренбургской области; - Прокуратура Челябинской области; - окружная избирательная комиссия; - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.
Задача 17: Группа из 8 депутатов Законодательного Собрания Кировской области предоставила кандидатуру депутата Кировской городской думы Петрова И. Л. на пост сенатора Российской Федерации от законодательного (представительного) органа Кировской области в Законодательное Собрание Кировской области. Законодательное Собрание Кировской области приняло постановление о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации указанное лицо. Законно ли данное решение? Соблюдена ли процедура назначения сенатора Российской Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ?
|
||||
|