Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды публичных выступлений по форме



В риторике различаются также виды публичной речи по форме (формы публичного выступления):

 Доклад                                             

 Сообщение

 Выступление

 Лекция

 Беседа

 

Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему. Доклады делаются обычно на серьезные, научные, производственные, политические темы. По времени доклады могут длиться от 10-15 минут до двух-трех часов (например, доклады правительства).

Сообщение - небольшое по времени (5-10 минут) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение - это маленький доклад на частную тему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту какой-либо проблемы. Сообщения готовятся заранее, их надо продумать, почитать литературу.

Выступление - краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки - 3-5 минут, тема выступления может быть выбрана человеком заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).

Лекция - связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции используются в учебной обстановке - в школе, в вузе, научно-популярные лекции на те или иные темы читаются для широкого круга слушающих. В лекции обязательно должны быть выделены отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20 -30 минут до часа-полутора (вузовская лекция).

Беседа - развернутый, подготовленный (то есть заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая - не более 20-30 человек, когда слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.

Задания

1. Какие утверждения правильные?

1. Ответ ученика на уроке – это убеждающее выступление.

2. Информационная речь – это лекция, рассказ учителя.

3. Тост – это развлекательное выступление.

4. Речь на открытии нового учебного заведения – протокольно-этикетное выступление.

5. Речь на траурном митинге – это протокольно-этикетное выступление.

6. Анекдот для публики – это развлекательное выступление.

7. Речь с оценкой заслуг юбиляра – убеждающее выступление.

8. Речь с оценкой заслуг юбиляра – развлекательное выступление.

9. Доклад – всегда подготовленное выступление.

10. Сообщение – это краткое неподготовленное выступление.

11. Выступление – это подготовленное или неподготовленное сообщение.

12. Лекция строится по строгому плану.

13. Беседа эффективна в небольшой аудитории.

14. Лекции читаются в вузах, в сфере высшего образования.

15. В беседе слушатели отвечают по ходу лекции на вопросы оратора.

 

2. Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели):

· выступление кандидата на выборах перед избирателями;

· объявление одноклассникам о завтрашней экскурсии;

· разговор начальника с вами в его кабинете;

· устный отчет о проделанной работе на собрании коллектива;

· выступление на митинге;

· рассказ студента родителям о делах в институте;

· представление почетного гостя аудитории;

· тост, который произносит отец на юбилее его начальника;

· выступление на похоронах;

· рассказ дворовым друзьям о происшествии во время экскурсии;  выступление, в котором вы поздравляете с праздником своих преподавателей;  поздравление ректором выпускников вуза;  объявление по радио;  анекдот для публики:  поздравление школьником учительницы с 8 марта от имени класса; 9  «Расскажу вам интересный случай» (выступление на занятии по риторике);

новости, которые читает диктор в программе «Время»;

инструкция, как играть в какую-либо игру для детей в лагере отдыха;

похвальное слово школе (на выпускном вечере);

речь учителя о необходимости организации летних оздоровительных лагерей для школьников (на родительском собрании);

речь о вреде курения перед учащимися школы;

приглашение сокурсников посетить выставку книг в библиотеке;

реклама жевательной резинки (по телевизору);

аннотация книги для товарищей (на занятии по риторике);

речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов);

рассказ попутчикам о себе (в поезде дальнего следования)

2. Определите, какая форма публичного выступления используется (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа):

 

председатель Совета министров отчитывается о работе правительства за год;

речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге;

учитель объясняет материал на уроке;

получасовое выступление ученого на научной конференции;

десятиминутное выступление студента на научной конференции;

в ходе объяснения учителя по теме урока с подготовленными материалами выступают три ученика (по три минуты);

на классном часе выступает психолог, рассказывая о проблемах психологии, задавая вопросы учащимся и отвечая на их вопросы;

в студенческой группе выступает сотрудник библиотеки с обзором новых поступлений.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.