|
|||
Виды публичных выступлений по форме ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В риторике различаются также виды публичной речи по форме (формы публичного выступления): Доклад Сообщение Выступление Лекция Беседа
Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему. Доклады делаются обычно на серьезные, научные, производственные, политические темы. По времени доклады могут длиться от 10-15 минут до двух-трех часов (например, доклады правительства). Сообщение - небольшое по времени (5-10 минут) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение - это маленький доклад на частную тему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту какой-либо проблемы. Сообщения готовятся заранее, их надо продумать, почитать литературу. Выступление - краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки - 3-5 минут, тема выступления может быть выбрана человеком заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление). Лекция - связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции используются в учебной обстановке - в школе, в вузе, научно-популярные лекции на те или иные темы читаются для широкого круга слушающих. В лекции обязательно должны быть выделены отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20 -30 минут до часа-полутора (вузовская лекция). Беседа - развернутый, подготовленный (то есть заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая - не более 20-30 человек, когда слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают. Задания 1. Какие утверждения правильные? 1. Ответ ученика на уроке – это убеждающее выступление. 2. Информационная речь – это лекция, рассказ учителя. 3. Тост – это развлекательное выступление. 4. Речь на открытии нового учебного заведения – протокольно-этикетное выступление. 5. Речь на траурном митинге – это протокольно-этикетное выступление. 6. Анекдот для публики – это развлекательное выступление. 7. Речь с оценкой заслуг юбиляра – убеждающее выступление. 8. Речь с оценкой заслуг юбиляра – развлекательное выступление. 9. Доклад – всегда подготовленное выступление. 10. Сообщение – это краткое неподготовленное выступление. 11. Выступление – это подготовленное или неподготовленное сообщение. 12. Лекция строится по строгому плану. 13. Беседа эффективна в небольшой аудитории. 14. Лекции читаются в вузах, в сфере высшего образования. 15. В беседе слушатели отвечают по ходу лекции на вопросы оратора.
2. Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели): · выступление кандидата на выборах перед избирателями; · объявление одноклассникам о завтрашней экскурсии; · разговор начальника с вами в его кабинете; · устный отчет о проделанной работе на собрании коллектива; · выступление на митинге; · рассказ студента родителям о делах в институте; · представление почетного гостя аудитории; · тост, который произносит отец на юбилее его начальника; · выступление на похоронах; · рассказ дворовым друзьям о происшествии во время экскурсии; выступление, в котором вы поздравляете с праздником своих преподавателей; поздравление ректором выпускников вуза; объявление по радио; анекдот для публики: поздравление школьником учительницы с 8 марта от имени класса; 9 «Расскажу вам интересный случай» (выступление на занятии по риторике); новости, которые читает диктор в программе «Время»; инструкция, как играть в какую-либо игру для детей в лагере отдыха; похвальное слово школе (на выпускном вечере); речь учителя о необходимости организации летних оздоровительных лагерей для школьников (на родительском собрании); речь о вреде курения перед учащимися школы; приглашение сокурсников посетить выставку книг в библиотеке; реклама жевательной резинки (по телевизору); аннотация книги для товарищей (на занятии по риторике); речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов); рассказ попутчикам о себе (в поезде дальнего следования) 2. Определите, какая форма публичного выступления используется (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа):
председатель Совета министров отчитывается о работе правительства за год; речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге; учитель объясняет материал на уроке; получасовое выступление ученого на научной конференции; десятиминутное выступление студента на научной конференции; в ходе объяснения учителя по теме урока с подготовленными материалами выступают три ученика (по три минуты); на классном часе выступает психолог, рассказывая о проблемах психологии, задавая вопросы учащимся и отвечая на их вопросы; в студенческой группе выступает сотрудник библиотеки с обзором новых поступлений.
|
|||
|