|
|||
Понятие безопасности освоения морских нефтегазовых месторождений и его соотношение с понятиями «энергетическая безопасность», «безопасность энергетической деятельности».
2. Указ Президента от 13. 05. 2019 г. № 216 – Доктрина энергетической безопасности РФ Энергетическая безопасность - состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством РФ требований к топливо- и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств РФ. 3. Жизнин Станислав Захарович «Энергетическая дипломатия. Международная энергетическая безопасность. Международное сотрудничество в сфере энергетических технологий: терминологический словарь: словарь» 2017
Энергетическая безопасность — состояние защищенности граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз надежному и бесперебойному топливо- и энергоснабжению, которое позволяет поддерживать необходимый уровень национальной и экономической безопасности.
Энергетическая безопасность может иметь краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные аспекты.
Для разных стран это понятие может различаться. В частности, для большинства промышленно развитых стран, в энергоснабжении которых большая часть принадлежит импортным энергетическим ресурсам, энергетическая безопасность в первую очередь связана с обеспечением бесперебойных долгосрочных поставок энергетических ресурсов из внешних источников на приемлемых экономических условиях. Поэтому в этих странах особое внимание обращается на обеспечение безопасности поставок нефти и газа, в первую очередь на предотвращение отрицательных непредвиденных обстоятельств, которые могут отразиться на поставках энергетических ресурсов, а также на предотвращение или уменьшение политических, экономических, технических и других рисков. 3. Жизнин Станислав Захарович «Международное сотрудничество в сфере энергетических технологий: учебное пособие» 2021
В ходе обсуждения тематики энергетической безопасности чаще всего внимание привлекается к обеспечению надежности поставок энергетических ресурсов, отсутствию их сбоев, в т. ч. из-за угроз техногенных катастроф и аварий. Энергетическая безопасность во многом определяется положением на мировых энергетических рынках, которые все более отчетливо приобретают глобальный характер. В этом плане особое значение придается стабильности и предсказуемости этих рынков, включая динамику ценовой конъюнктуры, а также связям между товарными энергетическими и финансовыми рынками. Следует отметить, что экологические факторы также стали важными аспектами обеспечения энергетической безопасности. Все большее значение для энергетической безопасности имеет состояние ресурсно-сырьевой базы мировой энергетики и мощностей для хранения нефти, нефтепродуктов и газа.
Можно выделить несколько групп проблем, от решения которых зависит обеспечение международной энергетической безопасности. 1. Это проблемы развития энергоресурсной базы и вопросы ее географического положения. Прежде всего, речь идет о реальной ситуации вокруг крупнейших доказанных и прогнозных месторождений традиционных минеральных энергетических ресурсов (углеводороды, уголь, урановая руда), а также мощных гидроэнергетических потенциалов с точки зрения экономической рентабельности их освоения и доставки продукции на основные рынки сбыта. 2. Проблемы транспортировки энергетических ресурсов. Прежде всего, они связаны с морскими путями доставки нефти, нефтепродуктов, СПГ и угля с использованием имеющейся и перспективной транспортной инфраструктуры. 3. Проблемы, связанные с разработкой и внедрением современных энергетических технологий в сфере производства, транспортировки и потребления всех видов энергетических ресурсов. Сюда же следует включить технологии, улучшающие показатели в сфере энергосбережения, энергоэффективности, а также снижающие вредное воздействие мировой энергетики на окружающую среду.
4. Боровский Юрий Викторович «Энергетическая безопасность как понятие и проблема: учебное пособие» Практика широкого использования термина «энергетическая безопасность» зародилась в США и отчасти Канаде после первого мирового нефтяного кризиса и получила дальнейшее развитие по всему миру. Стало принято отождествлять «энергетическую безопасность» (англ, energy security) главным образом с «безопасностью энергоснабжения» (англ, security of (energy) supply) или гарантированным доступом страны к необходимому и приемлемому по цене объему (импортной) энергии. Эта традиция появилась в 1970-1980-е гг. и сохраняется поныне.
Американский ученый Дэниел Ергин — в числе авторов, заложивших основу базового толкования проблемы энергетической безопасности в смысле безопасности энергоснабжения. Он отметил, чго «главная цель, стоящая перед государством в области энергетической безопасности. —обеспечить надежные. достаточные по объему и приемлемые по цене поставки энергии, нивелировав тем самым угрозу основополагающим национальным ценностям н целям».
Аналогичной точки зрения придерживается другой американский специалист Чарльз Эбингер. Он полагает, что на базовом уровне энергетическая безопасность означает защищенный от сбоев доступ страны к необходимым объемам энергии по приемлемым ценам.
В таком же ключе рассуждает бельгийский ученый Самуэль Фурфари. По его мнению, «энергетическая безопасность (или безопасность энергоснабжения) может считаться обеспеченной лишь тогда, когда в настоящий момент и обозримом будущем энергетические продукты, необходимые для нормального функционирования экономики и жизнедеятельности граждан, физически присутствуют на рынке, доступны всем потребителям и отвечают установленным экологическим стандартам».
Показательным может быть и определение, которое содержится в энциклопедическом сборнике под названием «Нефть» (фр. Ее Petrole), выпущенном официальным издательством Франции La Documentation Francaise: «энергетическая безопасность означает способность страны обеспечивать свои потребности в энергии с учетом ее возможной зависимости от внешних поставщиков».
Тем не менее, существует немало политических лидеров, экспертов, обозревателей, прежде всего в США, которые со времен первых мировых нефтяных кризисов трактуют «энергетическую безопасность» в несколько ином смысле — смысле «энергетической независимости» - ученые Карлоса Паскуаля и Джонатана Элкинда. Традиция отождествления «энергетической безопасности» и «энергетической независимости» уходит своими корнями в конец 1973 г. 7 ноября 1973 г. — в разгар перового мирового нефтяного кризиса — президент Ричард Никсон инициировал нроекч «Независимость» (англ. Project Independence) в ответ на «недружественные» действия арабских стран ОПЕК. Цель проекта состояла в достижении США своей энергетической самодостаточности к 1980 г. за счет реализации серии программ в области энергосбережения, развития альтернативных источников энергии и ряда других мер. Тогда Никсон выразил уверенность в том. что американская наука. технологии и промышленность нивелируют зависимость страны от импортной нефти. Примечательно, что проект «Независимость» также предполагал учреждение Министерства энергетики в рамках Администрации президента США. Так, с легкой руки Ричарда Никсона в американском обществе укоренилось ассоциирование терминов «энергетическая безопасность» и «энергетическая независимость».
Однако «Энергетическая независимость» — это исключительно поиск альтернативы внешним поставкам углеводородов (или других дефицитных энергоносителей) внугри страны, например. за счет увеличения собственной добычи, а также развития атомной, гидро-, ветряной, солнечной, геотермальной энергетики, производства био- или синтетического топлива и т. д. Смысловое ноле «безопасности энергоснабжения» гораздо шире. Оно также включает поиск альтернативы импорту дефицитных энергоносителей внутри страны. Но при этом у нее сеть еще два ключевых компонента: защита страны от сбоев с поставками углеводородов, а также диверсификация источников импортных поставок углеводородов и маршрутов их транспортировки (см. схему I).
В первом случае речь идет о создании страной собственных стратегических запасов нефти и по возможности газа на экстренный случай. К резервированию нефти США и другие страны МЭА приступили еще в 1974 г. Они даже договорились перераспределять накопленные запасы в критические моменты.
5. Категории «энергетическая безопасность» и «безопасность энергетической деятельности» (больше речь не о выполнении контрактов, а именно о безопасности освоения - добычи, транспортировки) органично связаны, но не тождественны. Основные «срезы» безопасности энергетической деятельности: 1) антикриминальная (в том числе антитеррористическая) защищённость энергетических объектов и субъектов, осуществляющих их эксплуатацию; 2) промышленная безопасность объектов энергетики; 3) экологическая безопасность, в связи с функционированием энергетических объектов.
6. Безопасность освоения морских нефтегазовых месторождений должна рассматриваться в контексте безопасности энергетической деятельности, с учётом: 1) специфика морского недропользования: 2) особенности правового режима морских пространств; 3) специфика правового регулирования создания и эксплуатации буровых платформ, 4) риски и опасности, сопряжённые с освоением морских месторождений.
Правовое обеспечение безопасности освоения морских нефтегазовых месторождений осуществляется при помощи комплекса применимых норм международного и национального права.
7. Основное средство предотвращения угроз – установление прибрежными государствами зон безопасности - статья 60 конвенции ООН по морскому праву: 4. Прибрежное государство может там, где это необходимо, устанавливать разумные зоны безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности как судоходства, так и искусственных островов, установок и сооружений. 5. Ширина зон безопасности определяется прибрежным государством с учетом применимых международных стандартов. Эти зоны устанавливаются таким образом, чтобы они разумно соотносились с характером и функцией искусственных островов, установок или сооружений и не простирались вокруг них более чем на 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано компетентной международной организацией. О протяженности зон безопасности дается надлежащее оповещение. Бразилия предлагала увеличить до 1 морской мили вокруг стационарных платформ и 2 морских миль вокруг плавучих установок. Австралия и Канада предлагала увеличить до 5 морских миль. 6. Все суда должны уважать эти зоны безопасности и соблюдать общепринятые международные стандарты в отношении судоходства вблизи искусственных островов, установок, сооружений и зон безопасности. 7. Искусственные острова, установки и сооружения и зоны безопасности вокруг них не могут устанавливаться, если это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства.
|
|||
|