Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 Социальное



Духовное

ü Биосоциальная сущность человека (Биосоциальная природа человека, Природное и общественное в человеке, Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

1. Проявление биологической природы человека: а) функционирование внутренних органов и систем; б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе и т. д. ); в) генотип человека и механизмы наследственности и т. д.

2. Проявления социальной природы человека: а) социальные потребности и интересы; б) мышление; в) сознание и самосознание; г) мировоззрение и т. д.

3. Отличия человека от животных: а) способность к членораздельной речи; б) наличие сознания; в) использование сложных орудий труда и т. д.

4. Единство биологического и социального в человеке: а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека; б) удовлетворение биологических потребностей в рамках социальных норм; в) развитие природных задатков в процессе деятельности и т. д.

 

ü Роль потребностей в деятельности человека (Потребности и интересы человека в структуре деятельности, Потребности и интересы)

1. Структура деятельности: а) субъект; б) объект; в) мотив; г) цель; д) средства; е) действия; ж) результат.

2. Мотивы деятельности: а) потребности; б) интересы; в) убеждения и т. д.

3. Уровни потребностей: а) биологические; б) социальные; в) идеальные (духовные)

 

ü Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром (Деятельность человека, Деятельность людей и её многообразие, Мышление и деятельность, Деятельность людей и её многообразие)

1. Особенности (характеристики) деятельности: а) преобразовательная; б) направленность на получение результата; в) социальный характер; г) осознанная и др.

2. Структура деятельности: а) субъект; б) объект; в) мотив; г) цель; д) средства; е) действия; ж) результат.

3. Различные классификации видов деятельности: а) практическая и духовная; б) труд, игра, учение, общение; в) созидательная и разрушительная; г) экономическая, социальная, политическая и др.

4. Мышление как процесс познавательной деятельности

 

ü Содержание и формы (виды) духовной деятельности

1. Основные цели духовной деятельности: а) формирование общественного сознания; б) формирование ценностей; в) удовлетворение идеальных потребностей общества; г) производство духовных благ и т. д.

2. Виды духовной деятельности: а) прогностическая; б) познавательная; в) ценностно-ориентировочная и т. д.

3. Основные отрасли духовного производства: а) наука; б) искусство; в) религия; г) мораль и т. д.

4. Духовная культура как результат духовной деятельности

 

ü Общение как форма (вид) деятельности

1. Структура общения: а) субъект; б) мотивы общения; в) цель; г) средства достижения цели; д) результат и др.

2. Цели общения: а) обмен информацией; б) гармонизация личности; в) налаживание контактов между людьми и др.

3. Средства общения: а) невербальные; б) вербальные;

4. Виды общения: а) по связям (личное и деловое); б) по субъектам (межличностное и групповое); в) по направленности (прямое и опосредованное). г) по времени (кратковременное и длительное).

 

ü Мировоззрение и его роль в жизни человека (Мировоззрение, его виды и формы )

1. Структура мировоззрения: а) знания; б) принципы; в) убеждения; г) духовные ценности.

2. Пути формирования мировоззрения: а) стихийный; б) осознанный (целенаправленный)

3. Основные виды мировоззрения: а) мифологическое, б) религиозное, в) научное и т. д.;

4. Уровни мировоззрения: а) обыденно-практический; б) теоретический;

 

 

ü Познавательная деятельность (Познание -процесс духовного освоения человеком материального мира, Виды знаний, Многообразие форм познания, Многообразие форм познания мира, Множество путей познания мира)

1. Познание как процесс получения знаний о мире.

2. Этапы (ступени) познания: а) чувственное (ощущение, восприятие, представление); б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение).

3. Основные пути (формы) познания мира: а) мифологическое познание; б) жизненный опыт; в) научное познание; г) философское познание; д) искусство и др.

4. Научное познание мира и его особенности: а) эмпирический и теоретический уровни; б) стремление к объективности; в) доказательность; г) системность и др.

5. Особенности социального познания: а) совпадение субъекта и объекта познания; б) уникальность и неповторимость социальных явлений; в) высокая доля субъективизма в изучении социальных явлений, связь с интересами субъекта и др.

 

ü Проблема познаваемости мира

1. Этапы (ступени) познания: а) чувственное (ощущение, восприятие, представление); б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение).

2. Философские теории о познаваемости мира: а) оптимизм; б) скептицизм; в) агностицизм и т. д.

3. Причины, по которым полное познание невозможно: а) безграничность мира; б) несовершенство органов чувств и инструментов познания; в) динамичность мира и т. д.

 

ü Понятие истины и её критерии

1. Истина как цель и результат познания.

2. Свойства истины: а) объективность; б) конкретность; в) историчность.

3. Виды истины: а) относительная; б) абсолютная

4. Критерии истины а) практика; б) соответствие законам логики; в) соответствие ранее открытым законам и т. д.

 

ü Наука как форма (область) духовной культуры (Наука и её функции на современном этапе общественного развития, Наука как социальный институт, Научное познание, Научное познание как один из видов познания)

1. Особенности научного познания: а) стремление к объективности; б) рациональная обоснованность; в) проверяемость; г) системность и т. д.

2. Уровни научного познания: а) эмпирический; б) теоретический

3. Методы научного познания: а) научное наблюдение; б) описание; в) классификация; г) научный эксперимент; д) выдвижение гипотез; е) научное моделирование и т. д.

4. Функции науки: а) познавательно-объяснительная; б) мировоззренческая; в) производственная; г) прогностическая и т. д.

5. Виды наук по объекту исследования: а) естественные; б) социальные; в) гуманитарные; г) точные.

 

ü Наука и ее связь с другими формами духовной культуры

1. Особенности научного познания: а) стремление к объективности; б) рациональная обоснованность; в) проверяемость; г) системность и т. д.

2. Взаимосвязь науки и образования: а) наука производит объективные знания о мире; б) через образование человек приобщается к этим знаниям; в) роль образования в подготовке научных кадров и др.

3. Наука и мораль: а) мораль формирует научную этику; б) мораль позволяет оценить результаты научных открытии и возможности их использования; в) наука культивирует честность и объективность в стремлении к истине и т. д.

4. Связь науки и искусства: а) проверка учёными подлинности произведений искусства; б) деятели искусства используют инновационные разработки ученых (новые инструменты и технические приемы);

 

ü Человек –объект и субъект познания

1. Формы познания: а) чувственное (ощущение, восприятие, представление); б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение).

2. Особенности социального познания: а) ограниченное применение эксперимента; б) воздействие наблюдателя на объект; в) ангажированность исследователя; г) совпадение субъекта и объекта познания.

3. Науки о человеке: а) антропология; б) психология; в) анатомия и т. д.

 

 

ü Общество(Общество как система, Общество как открытая система, Системное строение общества: элементы и подсистемы)

1. Общество как часть материального мира: а) обособление от природы; б) влияние природы на общество; в) позитивное и негативное влияние общества на природу и т. д.

2. Основные социальные институты: а) семья; б) государство; в) религия; г) образование и т. д.

3. Сферы общественной жизни: а) экономическая; б) политическая; в) социальная; г) духовная.

4. Виды общественного движения: а) по направлению (прогресс, регресс); б) по охвату и глубине изменений (революция, эволюция).

5. Типы обществ: а) традиционное; б) индустриальное; в) постиндустриальное.

 

ü Общество как динамическая система

1. Особенности общества как динамической системы: а) способность к саморазвитию; б) взаимосвязь и взаимодействие элементов общества; в) возникновение новых элементов и исчезновение старых элементов и др.

2. Виды общественного движения: а) по направлению (прогресс, регресс); б) по охвату и глубине изменений (революция, эволюция).

3. Основные социальные институты: а) семья; б) государство; в) религия; г) образование и т. д.

4. Сферы общественной жизни: а) экономическая; б) политическая; в) социальная; г) духовная.

 

ü Общество и природа (Влияние природных факторов на развитие общества, Влияние природы на человека и общество)

1. Общество и природа как части материального мира.

2. Влияние природы на общество: а) темпы и направление общественного развития; б) экономическая специализация; в) особенности характера людей в разных природных зонах; г) природные катаклизмы и их социальные последствия и т. д.

3. Значение природы для человека и общества: а) источник ресурсов; б) естественная среда обитания; в) источник вдохновения и красоты и т. д.

4. Негативное воздействие общества на природу: а) уничтожение лесов; б) использование не возобновляемых природных ресурсов; в) загрязнение окружающей среды; г) истребление видов животных и растений и т. д.

5. Позитивное воздействие человека на природу: а) восстановление лесов; б) уничтожение пустынь, осушение болот; в) создание особо охраняемых природных зон; г) борьба с вредителями леса и т. д.

6. Партнерские отношения природы и общества как залог будущего человечества.

 

ü Социальные институты (Основные институты общества)

1. Социальный институт как часть системы общества.

2. Особенности социального института: а) выполняет общественные функции (осуществляемая им деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества); б) регулируется социальными нормами (содержит установки и образцы поведения);

в) является устойчивой формой организации деятельности (наличие организационной структуры); г) возникает на основе совместной деятельности больших масс людей; д) складывается исторически.

3. Основные социальные институты: а) семья; б) государство; в) религия; г) образование и т. д.

4. Наиболее важные функции социальных институтов: а) нормативная; б) регулирующая; в) защитная; г) интегративная; д) функция социализации и т. д.

 

ü Духовные ценности как компонент духовной культуры общества

1. Отрасли производства духовных ценностей: а) научная деятельность; б) искусство; в) религия и т. д.

2. Институты, производящие и сохраняющие духовные ценности: а) школа; б) музеи; в) церковь; г) библиотеки и т. д.

3. Виды духовных ценностей: а) нравственные (моральные); б) эстетические; в) религиозные; г) мировоззренческо-философские.

4. Функции духовных ценностей: а) интегративная; б) сохранение преемственности общества; в) ориентационная; г) функция социализации; д) регулятивная и т. д.

 

ü Формы и разновидности культуры(Культура и её формы)

1. Культура как всё созданное человечеством.

2. Функции культуры а) нормативная б) функция социализации в) интегративная г) коммуникативная.

3. Формы культуры а) элитарная

в) массовая.

4. Признаки народной культуры а) создаётся коллективной творческой деятельностью народа; б) отражает его жизнь, традиции, мировосприятие, ценности, наиболее важные события истории; в) имеет анонимный характер; г) обычно распространяется без записи, из уст в уста и т. д.

5. Признаки массовой культуры а) не требует специальных знаний: б) рассчитана на коммерческий успех: в) широкий охват аудитории г) стандартизированные произведения и др.

6. Признаки элитарной культуры а) некоммерческий характер; б) авторское самовыражение; в) сложность содержания и трудность восприятия и т. д

 

ü Искусство

1. Искусство как форма познания и социальный институт.

2. Особенности искусства: а) субъективность; б) образность и наглядность; в) опора на чувственное восприятие; г) использование особых способов отражения окружающей действительности и т. д.

3. Виды искусства: а) по форме выражения (живопись, литература, скульптура, архитектура); б) пространственные, динамичные, пространственно-временные; в) по количеству используемых средств (простые, сложные); г) по времени возникновения (традиционные и современные) и т. д.

4. Структура искусства: а) виды; б) жанры; в) стили.

5. Функции искусства: а) познавательная б) коммуникативная в) эстетическая г) функция социализации и т. д.

 

ü Мораль в системе социальных норм (Мораль и золотое правило» нравственности, Нормы морали в системе социальных норм)

1. Виды социальных норм: а) моральные; б) правовые; в) религиозные; г) корпоративные.

2. Особенности норм морали: а) ориентируются на духовные ценности; б) регулируются общественным мнением, совестью человека; в) существуют в устной форме; г) возникает стихийно и т. д.

3. Признаки, объединяющие мораль и другие социальные нормы: а) регулирование общественных отношений; б) нормативность; в) направлены на неопределенный и неограниченный круг лиц.

4. Основные нравственные категории: а) добро и зло; б) справедливость; в) долг; г) гражданственность и т. д.

5. Функции морали: а) регулирующая; б) познавательная; в) оценочная; г) интегративная; д) функция социализации и т. д.

«Обязательными» являются пункты 1, 2 и 3.

ü Религия как социальный институт (Религия как одна из форм духовной культуры)

1. Понятие религии как социального института.

2. Структура религии: а) религиозное сознание; б) религиозный культ; в) религиозные организации.

3. Функции религии: а) мировоззренческая; б) воспитательная; в) психологическая и т. д.

4. Типы религий: а) национальные религии; б) мировые религии(буддизм, христианство, ислам); в) ранние формы религии (анимизм, шаманизм и т. д)

5. Характерные черты мировых религий: а) большое число верующих; б) эгалитаризм; в) наднациональный уровень.

ü Образование в Российской Федерации (Образование как социальный институт, Образование, его значение для личности и общества)

1. Система образования: а) общее образование; б) профессиональное образование; в) дополнительное образование; г) профессиональное обучение.

2. Функции образования: а) передача знаний и культурного опыта общества; б) социализация новых поколений; в) обеспечение потребностей развития общества и государства; г) интегративная (обеспечение единства общества) и т. д.

3. Тенденции развития современного образования: а) гуманизация; б) информатизация; в) интернационализация; г) гуманитаризация; д) демократизация; е) непрерывность;

4. Основные принципы образования в РФ: а) гуманистический характер; б) обеспечение права на образование в течение всей жизни; в) светский характер; г) общедоступность; д) свобода выбора форм образования и самообразования и т. д.

ü Общественный прогресс (Проблема общественного прогресса)

1. Направления общественного развития: а) прогресс; б) регресс.

2. Виды прогресса по глубине и скорости изменений: а) эволюция (реформа); б) революция.

3. Критерии общественного прогресса: а) развитие науки и техники; б) рост уровня жизни; в) рост продолжительности жизни; г) уровень нравственности и т. д.

4. Относительность и противоречивость прогресса: а) разная скорость прогресса в различных сферах; б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других; в) неоднозначность критериев прогресса.

5. Человек как универсальный критерий прогресса.

 

ü Глобализация современного общества

1. Причины глобализации: а) развитие транспорта; б) развитие средств связи; в) углубление международного разделения труда и т. д.

2. Основные направления глобализации: а) деятельность транснациональных корпораций; б) развитие мирового рынка;

в) глобализация миграции; г) мгновенное перемещение информации по всей Земле и т. д.

3. Положительные последствия глобализации: а) доступность информации; б) удешевление товаров и услуг за счёт мирового разделения труда; в) повышение разнообразия товаров и услуг; г) благоприятные условия для туризма; д) ускорение развития науки и т. д.

4. Негативные последствия глобализации: а) развитие глобальной культуры в ущерб национальным культурам; б) распространение международного терроризма; в) распространение эпидемий; г) исчезновение языков малых народов; д) насаждение единого стандарта потребления и т. д.

5. Глобальные проблемы современного общества.

ü Экологические проблемы современности. (Проблемы экологии в современном мире; Экологический кризис как глобальная проблема современности)

1. Основные проявления экологической проблемы: а) загрязнение окружающей среды; б) исчезновение многих биологических видов; в) глобальное потепление; г) разрушение озонового слоя и т. д.

2. Основные причины возникновения экологических проблем: а) неконтролируемое использование природных ресурсов; б) сброс неочищенных отходов; в) использование неэкономичных и «грязных» технологий; г) низкая экологическая культура населения и т. д.

3. Способы разрешения экологических проблем: а) ограничение производства и потребления; б) создание нормативно-правовых актов, регулирующих отношения человека и природы; в) наложение юридической ответственности на физических и юридических лиц, нанесших ущерб окружающей среде; г) создание заповедников, заказников и других охраняемых природных территорий; д) экологическая пропаганда, экологическое воспитание и т. д.

ü Многовариантность общественного развития (типы обществ)

1. Общество как динамичная система.

2. Общественный прогресс и его формы: а) эволюция; б) революция.

3. Виды обществ: а) традиционное (аграрное); б) индустриальное; в) постиндустриальное (информационное).

4. Признаки традиционного общества:

а) низкая скорость социальных изменений; б) сословность, низкий уровень мобильности; в) высокий авторитет религии и традиций; г) большая часть людей работает в сельском хозяйстве и т. д.

5. признаки индустриального общества: а) развитое фабричное производство; б) появление массовой культуры; в) значительная часть людей трудится в промышленности; г) распространение индивидуализма и т. д.

6. Признаки постиндустриального (информационного) общества: а) ключевым фактором производства становится информация; б) компьютеризация; в) появление интернета и других средств мгновенной связи; г) большая часть населения работает в сфере услуг и т. д.

                                                                         Экономика

ü Экономика как наука (Экономика и экономическая наука)

1. Разделы экономической науки: а) микроэкономика; б) макроэкономика.

2. Микроэкономика и её предмет: а) поведение отдельных потребителей; б) поведение отдельных фирм; в) рынки факторов производства; г) отраслевые рынки и др.

3. Макроэкономика и её предмет: а) экономический рост; б) инфляция; в) безработица; г) денежное обращение; д) государственный бюджет и др.

4. Функции экономики как науки: а) познавательная; б) мировоззренческая; в) прогностическая и т. д.

ü Объекты микроэкономики

1. Микроэкономика как часть экономической науки.

2. Домохозяйства: а) домохозяйства как потребители товаров и услуг; б) домохозяйства как поставщики ресурсов; в) распределение доходов между домохозяйствами.

2. Фирмы: а) сущность фирмы; б) малый и крупный бизнес; в) цели деятельности фирмы.

3. Сектора экономики:

а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) сфера услуг; г) торговля и т. д.

4. Рынки товаров и услуг.

ü Производство экономических благ

1. Основные виды экономической деятельности: а) производство; б) распределение; в) обмен; г) потребление и т. д.

2. Виды экономических благ: а) общественные и частные; б) материальные и нематериальные; в) товары и услуги и т. д.

3. Факторы производства: а) земля; б) капитал; в) труд; г) предпринимательские способности; д) информация.

4. Факторные доходы: а) рента; б) процент; в) зарплата; г) прибыль.

ü Общественные блага в рыночной экономике

1. Виды благ: а) свободные (даровые); б) экономические (частные, общественные).

2. Особенности общественных благ: а) неделимость; б) неисключаемость; в) неконкурентность (нет конкуренции в потреблении); г) нерыночное формирование стоимости.

3. Виды общественных благ: а) чистые; б) смешанные.

4. Чистые общественные блага: а) свет маяка; б) правопорядок; в) национальная оборона и т. д.

5. Смешанные общественные блага: а) общественный транспорт; б) здравоохранение;

в) школьное образование и т. д.    

6. Производство общественных благ как функция государства в рыночной экономике.

Пункты 3, 4, 5 будут зачтены как один пункт.

ü Факторы производства и факторные доходы

1. Виды факторов производства: а) труд; б) капитал; в) земля; г) предпринимательские способности; д) информация.

2. Факторные доходы: а) заработная плата; б) рента; в) процент; г) прибыль.

3. Информация как новый фактор производства в постиндустриальном обществе.

4. Ограниченность факторов производства. а) количество трудоспособного населения, уровень квалификации, религиозно-культурные традиции (труд); б) рельеф, площадь, объем полезных ископаемых (земля); в) физический и моральный износ, объем денежной массы, уровень инфляции (капитал) и т. д.

ü Экономические системы

1. Функции экономической системы: а) распределение экономических благ; б) организация производства; в) эффективное использование ограниченных ресурсов и т. д.

2. Виды экономических систем: а) традиционная; б) командно-административная; в) рыночнаяг ) смешанная.

3. Особенности традиционной системы: а) приверженность традициям; б) общинность; в) господство натурального хозяйства; г) экстенсивные методы производства и т. д.

4. Особенности командно-административной системы: а) государственная собственность на средства производства б) централизованное планирование производства и потребления в) директивное ценообразование и т. д.

5. Особенности рыночной системы: а) рыночное ценообразование; б) свобода предпринимательства;

в) многообразие форм собственности; г) свобода выбора и конкуренции и т. д.

6. Смешанная экономика в современной России.

ü Конкуренция в рыночной экономике (Конкуренция и её роль в рыночной экономике, Конкуренция и её функции в рыночной экономике, Конкуренция и типы рыночных структур, Конкуренция производителей в условиях рыночной экономики, Содержание и функции рыночной конкуренции)

1. Совершенная конкуренция и её признаки: а) свободное распространение экономической информации; б) однородный (недифференцированный) товар; в) отсутствие барьеров для входа и выхода с рынка; г) множество конкурирующих производителей и продавцов, ни один из которых не может определять ситуацию на рынке в целом и др.

2. Виды несовершенной конкуренции: а) монополистическая конкуренция; б) олигополия; в) монополия и др.

3. Функции конкуренции: а) регулирующая; б) стимулирующая; в) санирующая; г) инновационная и т. д.

4. Недостатки монополии: а) завышение цен на продукцию; б) падение качества; в) снижение объёмов производства; г) снижение количества инноваций и т. д.

5. Антимонопольная деятельность государства.

ü Неценовые факторы спроса и предложения в условиях рынка (Рынок и рыночный механизм ценообразования, Рыночный механизм и его особенности, Спрос и предложение, Рынок как саморегулирующаяся система, Ценообразование в условиях рынка)

1. Неценовые факторы спроса и предложения как составляющая рыночного механизма.

2. Условия функционирования рынка: а) свобода субъектов рынка; б) многообразие форм собственности; в) конкуренция производителейг) наличие личного интереса, стремление получить выгоду и др.

2. Функции рынка: а) посредническая; б) информационная; в) регулирующая; г) распределительная и т. д.

3. Виды неценовых факторов спроса: а) вкусы и предпочтения потребителей;

б) уровень доходов потребителей; в) цены на взаимозаменяемыеи взаимодополняемые товары; г) ожидания изменения цен и т. д.

4. Основные виды неценовых факторов предложения: а) издержки производства; б) количество продавцов на рынке; в) технологии; г) ожидания продавцов и т. д.

5. Виды конкурентных рынков: а) чистой конкуренции; б) монополистической конкуренции; в) рынок олигополии; г) рынок монополии.

ü Конкурентные рынки и их функции

1. Типы рынков: а) по масштабам (местный, региональный, национальный, мировой); б) по объекту купли-продажи (рынок товаров, услуг, информации и т. д. ); в) по отношению к закону (легальный и нелегальный рынок) и т. д.

2. Виды конкурентных рынков: а) совершенной (чистой) конкуренции; б) монополистической конкуренции; в) олигополии; г) монополии.

3. Функции рынка: а) посредническая; б) распределительная; в) информационная; г) регулирующая; д) санирующая и т. д.

4. Условия функционирования рынка: а) свобода ценообразования; б) свобода предпринимательства; в) признание и защита всех форм собственности; г) развитая система общественного разделения труда и т. д.

5. Защита конкуренции как одна из задач государства в рыночной экономике.

ü Рыночная экономика (Рынок как система экономических отношений)

1. Основные признаки рыночной системы (условия функционирования рынка): а) многообразие форм собственности; б) свободное ценообразование; в) конкуренция производителей; в) полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя и т. д.

2. Основные функции рынка: а) посредническая; б) информационная;

в) регулирующая; г) распределительная и т. д.

3. Рыночный механизм: а) спрос; б) предложение; в) конкуренция; г) равновесная цена.

4. Позитивные стороны рыночной экономики: а) способствует эффективному распределению ресурсов; б) стимулирует научно-технический прогресс; в) способствует расширению ассортимента товаров и услуг; г) отсутствие дефицита и т. д.

5. «Провалы» рынка: а) не учитывает внешние эффекты; б) порождает тенденцию монополизации; в) в недостаточной мере стимулирует производство общественных благ и т. д

ü Предпринимательская деятельность (Предпринимательство)

1. Признаки предпринимательства: а) нацеленность на получение прибыли; б) новаторство; в) инициативность; г) риск и т. д.

2. Функции предпринимателя: а) соединение факторов производства; б) внедрение инноваций; в) создание востребованного продукта и т. д.

3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: а) индивидуальный предприниматель; б) производственный кооператив; в) хозяйственное товарищество; г) хозяйственное общество и др.

4. Условия развития предпринимательства: а) обеспечение свободы предпринимательства; б) поддержка конкуренции; в) правовая защита частной собственности; г) благоприятная налоговая и таможенная политика и т. д.

ü Основные источники финансирования бизнеса

1. Признаки предпринимательства: а) нацеленность на получение прибыли; б) новаторство; в) инициативность; г) риск и т. д.

2. Виды источников финансирования: а) внутренние; б) внешние.

3. Внутренние источники финансирования бизнеса: а) прибыль фирмы; б) амортизационные отчисления; в) доходы от сдачу в аренду неиспользуемых активов и т. д.

4. Внешние источники финансирования бизнеса: а) банковский кредит; б) средства от выпуска ценных бумаг (акций, облигаций и др. ); в) государственное финансирование (субсидии) и т. д.

5. Влияние объёмов внешних источников на независимость производителя.

ü Виды издержек в краткосрочном периоде

1. Виды постоянных издержек в краткосрочном периоде: а) проценты по банковским кредитам; б) амортизационные отчисления; в) оклад управляющего персонала; г) арендная плата; д) страховые выплаты и т. д.

2. Виды переменных издержек в краткосрочном периоде: а) сдельная зарплата; б) транспортные расходы; в) затраты на электроэнергию; г) затраты на сырье и материалы и т. д.

3. Как снизить издержки для развития фирмы? а)более рациональное использование сырья; б) внедрение новых энергосберегающих технологий; в) выведение подразделений фирмы в регионы с более низким уровнем оплаты труда и др.

ü Эффективность деятельности фирмы (Фирма в экономике, Деятельность фирмы в условиях конкуренции, Формирование прибыли фирмы, Закон предложения и деятельность фирм)

ü 1. Показатели эффективности фирмы: а) уровень прибыли; б) выручка; в) капитализация и т. д.

ü 2. Прибыль фирмы: а) бухгалтерская; б) экономическая.

ü 3. Издержки фирмы: а) постоянные издержки; б) переменные издержки.

ü 4. Постоянные издержки: а) арендная плата; б) выплата процентов по кредитам; в) страховые взносы; г) заработная плата управленческого персонала и т. д.

ü 5. Переменные издержки фирмы:

а) приобретение сырья; б) оплата энергии; в) оплата транспортных услуг; г) расходы на тару и упаковку и т. д.

6. Внутренние источники финансирования бизнеса: а) прибыль фирмы; б) амортизационные отчисления; в) доходы от сдачу в аренду неиспользуемых активов и т. д.

7. Внешние источники финансирования бизнеса: а) банковский кредит; б) средства от выпуска ценных бумаг (акций, облигаций и др. ); в) государственное финансирование (субсидии) и т. д.

8. Долговременные конкурентные преимущества: а) уникальные технологии б) узнаваемый бренд в) высококлассные специалисты и т. д.

9. Кратковременные конкурентные преимущества: а) дешевые ресурсы б) дешевая рабочая сила в) налоговые льготы.

При формулировке «Эффективность деятельности фирмы» «обязательными» являются пункты 1-5.

ü Деньги и проблемы денежного обращения (Деньги и их функции)

1. Основные функции денег: а) мера стоимости; б) средство платежа; в) средство обращения; г) средство накопления.

2. Структура денежной массы: а) наличные; б) безналичные деньги; в) электронные деньги как вид безналичных денег.

3. Виды инфляции: а) инфляция спроса и инфляция издержек; б) ползучая, галопирующая, гиперинфляция; в) скрытая и открытая инфляция.

4. Причины инфляции: а) рост государственных расходов; б) чрезмерное расширение денежной массы; в) сокращение объёмов производства и т. д.

5. Мировые деньги и валютный рынок.

ü Финансовые институты

1. Функции финансовых институтов: а) распределительная; б) контрольная;

в) регулирующая; г) стабилизирующая; д) фискальная; е) стимулирующая и т. д.

2. Виды финансовых институтов: а) банки; б) инвестиционные фонды; в) страховые компании; г) негосударственные пенсионные фонды; д) фондовые биржи и т. д.

3. Особенности центрального банка: а) хранит и управляет золотовалютными резервами; б) выдает кредиты коммерческим банкам; в) производит эмиссию; г) следит за стабильностью финансового рынка.

4. Особенности коммерческих банков: а) кредитуют физических и юридических лиц; б) принимают вклады и депозиты; в) обеспечивают расчеты юридических лиц; г) принимают на хранение ценности и т. д.

ü Банк как финансовый институт (Банки и банковская система; Банковская система, Коммерческий банк)

1. Уровни банковской системы: а) центральный банк; б) коммерческие банки.

2. Функции Центрального банка: а) установление учётной ставки; б) кредитование коммерческих банков; в) выдача лицензий финансовым организациям; г) эмиссия национальной валюты и т. д.

3. Функции коммерческого банка: а) приём вкладов; б) кредитование предприятий и граждан; в) обслуживание счетов фирм; г) обмен валюты и т. д.

4. Виды банковских операций: а) активные; б) пассивные.

В 2021 году «обязательными» были пункты 2, 3, 4. В теме «Коммерческий банк» исключается пункт 2.

ü Ценные бумаги

2. Виды ценных бумаг: а) долевые; б) долговые.

3. Наиболее популярные ценные бумаги:

а) акция; б) облигация; в) вексель и т. д.

4. Особенности обыкновенной акции: а) даёт право принимать участие в управлении предприятием; б) размер дивидендов зависит от размера прибыли; в) регулярные дивиденды не гарантированы и т. д.

5. Особенности привилегированной акции: а) фиксированный размер дивидендов; б) не даёт права голоса на собрании акционеров; в) даёт преимущественное право на получение части имущества АО в случае его ликвидации и др.

ü Рынок труда (Человек на рынке труда)

1. Факторы формирования предложения на рынке труда: а) заработная плата; б) престиж профессии; в) сложность труда; г) структура профессионального образования; д) потребность работника в свободном времени и др.

2. Причины изменения спроса на рынке труда: а ) экономическая конъюнктура; б) механизация/автоматизация/компьютеризация труда; в) соотношение затрат на оплату труда и на оборудование и др.

3. Факторы формирования заработной платы: а) успешность деятельности фирмы; б) характер и качество труда работника; в) квалификация работника и др.

4. Различие заработной платы работников и его причины: а) сложность и тяжесть труда; б) разница в образовании, опыте, таланте работников; в) степень профессионального риска; г) различие в престиже профессии и т. д.

5. Основные требования к работнику на рынке труда: а) квалификация; б) образование; в) соблюдение трудовой дисциплины; г) профессионализм; д) опыт работы и т. д.

ü Заработная плата работника

1. Зарплата –факторный доход по труду.

2. Виды и формы заработной платы в РФ: а) сдельная, повременная, смешанная; б) номинальная, реальная.

3. Реальная и номинальная зарплата в условиях инфляции.

4. Факторы, влияющие на размер зарплаты: а) образование работника; б) опыт работника; в) востребованность профессии; г) должность и т. д.

5. Минимальная заработная плата, установленная государством.

ü Безработица (Безработица в условиях рыночной экономики)

1. Безработица –характерный признак рынка труда.

2. Основные виды безработицы: а) фрикционная; б) циклическая; в) структурная; г) сезонная.

3. Положительные последствия безработицы: а) способствует росту предпринимательской активности в стране; б) подталкивание граждан к повышению квалификации, уровня образования; в) формирование трудового резерва и т. д.

4. Отрицательные последствия безработицы: а) снижение доходов и сокращение совокупного спроса; б) ухудшение качества жизни безработных и их семей; в) увеличивается отток квалифицированных кадров за рубеж; г) рост преступности и т. д.

5. Борьба с безработицей: а) поддержка предпринимательской инициативы и самозанятости населения; б) программы профессионального образования; в) открытие бирж труда, центров занятости и т. д.

ü Инфляция (Инфляция как экономическое явление)

1. Классификации видов инфляции: а) по степени открытости (открытая, скрытая); б) по темпам роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция); в) по источникам возникновения (инфляция спроса, инфляция предложения) и т. д.

2. Причины инфляции: а) ростгосударственных расходов; б) чрезмерное расширение денежной массы; в) сокращение объёмов производства и т. д.

3. Негативные последствия высокой инфляции: а) снижение уровня жизни; б) нарушение денежного обращения; в) снижение экономической активности и т. д.

4. Антиинфляционная политика государства: а) изъятие из обращения “лишних” денег; б) сокращение государственных расходов; в) стимулирование производства и т. д.

ü Экономический рост и развитие

1. Типы экономического роста: а) интенсивный; б) экстенсивный.

2. Факторы интенсивного роста: а) повышение производительности труда; б) совершенствование техники и технологий; в) повышение квалификации работников; г) совершенствование управления производством и т. д.

3. Факторы экстенсивного роста: а) увеличение производственного капитала; б) увеличение трудовых, природных ресурсов; в) увеличение масштабов производства и т. д.  

4. Измерители экономического роста государства: а) ВВП (валовой внутренний продукт); б) ВНП (валовой национальный продукт); в) национальный доход и т. д.

5. Основные показатели экономического развития: а) уровень и качество жизни; б) уровень реальных доходов населения; в) уровень безработицы; г) объём производства; д) производительность труда и т. д.

ü Экономический цикл (Цикличность экономического развития, Характеристика экономического цикла)

1. Этапы (фазы) экономического цикла: а) подъем (оживление); б) пик (высшая точка подъёма); в) спад (рецессия); г) кризис («депрессия», низшая точка спада).

2. Причины цикличности экономики: а) внешние (крупные инновации, войны, климатические изменения и т. д. ); б) внутренние (монетарная политика, кредитный цикл, кризисы перепроизводства и т. д. ).

3. Виды экономических циклов: а) краткосрочные; б) среднесрочные; в) долгосрочные.

4. Роль государства в стабилизации экономики (антикризисная политика).

«Обязательными» являются пункты 1, 2, 3

ü Мировая экономика(Международное разделение труда в условиях глобализации)

1. Формы международных экономических отношений: а) международная торговля; б) миграция рабочей силы; в) международное движение капиталов;

г) экономическая интеграция; д ) валютно-финансовые и кредитные отношения и т. д.

2. Факторы международного разделения труда: а) научно-технический прогресс; б) структура национального производства; в) спрос на мировом рынке; г) географические особенности стран и регионов и т. д.

3. Мировой рынок: а) мировой рынок товаров и услуг; б) мировой рынок рабочей силы; в) мировой финансовый рынок; г) мировой рынок научно-технических достижений и т. д.

4. Виды обменных отношений в международной торговле: а) импорт; б) экспорт.

5. Государственная политика в области международной торговли: а) протекционизм; б) фритредерство; в) смешанная торговая политика современного государства.

6. Международные экономические союзы и организации: а) ВТО; б) Евразийский союз; в) БРИКС; г) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (ASEAN) и т. д.

ü Мировая торговля (Организация международной торговли, Влияние международной торговли на национальную экономику, Политика государства в международной торговле, Роль международной торговли в международных экономических отношениях)

1. Внешнеторговая политика государства: а) протекционизм; б) фритредерство; в) смешанная торговая политика современного государства.

2. Основные показатели мировой торговли: а) экспорт; б) импорт; в) внешнеторговый оборот страны и др.

3. Виды мировой торговли (мировой рынок): а) торговля сырьём (нефть, газ, уголь, руда и т. д. ); б) торговля технологиями (наукоёмкие, информационные); в) торговля продукцией сельского хозяйства; г) торговля оборудованием, машинами и др.

4. Тарифные методы государственного регулирования: а) таможенные пошлины таможенные тарифы на импорт; б) зоны свободной торговли; в) таможенные союзы и т. д.

5. Виды методов гос. регулирования внешней торговли: а) тарифные (импортные пошлины и экспортные пошлины); б) нетарифные.

6. Нетарифные методы государственного регулирования: а) лицензирование; б) установление квот; в) эмбарго г) выдача субсидий и т. д.

ü Семейная экономика (Семейный бюджет, Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина)

1. Семья как потребитель –один из основных субъектов экономики.

2. Составные части семейного бюджета: а) расходная; б) доходная.

3. Источники доходов семей: а) заработная плата; б) социальные выплаты (пенсия, пособия и т. д. ); в) доходы от предпринимательской деятельности (прибыль); г) доходы от собственности (дивиденды, рента, проценты по вкладу и т. д. ); д) иные доходы (доход от продажи продукции, произведённой в подсобном хозяйстве и т. д. ).

4. Структура расходов семей: а) квартплата и плата за коммунальные услуги; б) питание; в) транспортные расходы; г) крупные покупки (приобретение бытовой техники, одежды и т. д. )

5. Рациональное экономическое поведение: а) стремление к максимальной полезности; б) стремление к минимальным расходам ресурсов; в) планирование семейного бюджета; г) отказ от крупных спонтанных покупок и т. д.

6. Важная роль экономического воспитания в формировании рационального экономического поведения.

ü Роль государства в рыночной экономике(Государственное регулирование экономики; Государство в рыночной экономике; Функции государства в смешанной экономике; Особенности государственной экономической политики в условиях рынка; Роль государства в условиях рыночной экономики; Государственное регулирование экономики в условиях рынка)

 1. Экономические функции государства: а) правовое регулирование рынка; б) защита конкурентной среды; в) производство общественных благ; г) стабилизация и обеспечение экономического роста; д) стабилизация курса национальной валюты; е) преодоление отрицательных внешних эффектови т. д.

2. Методы экономического регулирования: а) прямые (правовое регулирование); б) косвенные.

3. Косвенные методы экономического регулирования: а) денежно-кредитные (монетарная политика); б) бюджетно-налоговые (фискальная политика).

4. Инструменты монетарной политики: а) изменение нормы обязательных банковских резервов; б) изменение ключевой (учётной) ставки; в) операции на открытом рынке и т. д.

5. Основные инструменты фискальной политики: а) налоги; б) трансферты; в) государственные закупки товаров и услуг.

6. Государство как основной производитель и собственник экономических благ в плановой (командно-административной) экономике.

ü Роль государства в различных экономических системах

1. Причины государственного вмешательства в экономику.

 2. Роль государства в командной (плановой) экономике: а) установление цен; б) планирование; в) распределение ресурсов (факторов производства); г) создание и управление государственными предприятиями и т. д.

 3. Роль государства в рыночной экономике: а) правовое регулирование рынка; б) защита конкурентной среды; в) защита экономической свободы и права собственности и т. д.

ü Доходы населения и социальная политика

1. Социальная политика как забота государства о гражданах.

2. Задачи социальной политики: а) защита наименее обеспеченных слоев населения; б) обеспечение социально-политической стабильности общества; в) развитие социальной инфраструктуры; г) справедливое распределение доходов.

3. Политика формирования доходов населения.

4. Основные виды социальной поддержки: а) пенсии; б) пособия по безработице; в) социальные льготы и т. д. 4. Виды доходов: а) номинальный доход; б) располагаемый доход; в) реальный доход.

5. Бедность как угроза благополучию общества.

ü Государственный бюджет (Государственный бюджет и государственный долг)

1. Государственный бюджет как финансовый план государства.

2. Порядок рассмотрения, принятия и исполнения государственного бюджета в РФ: а) разработка Правительством РФ; б) утверждение Федеральным Собранием; в) исполнение Правительством РФ.

3. Источники доходов бюджета: а) налоги; б) доходы государственных предприятий; в) внутренние и внешние кредиты; г) штрафы и т. д.

4. Расходные статьи бюджета: а) национальная оборона; б) национальная экономика; в) социальная политика; г) обслуживание государственного долга и т. д.

5. Виды бюджета: а) сбалансированный бюджет; б) дефицитный бюджет (расходы превышают доходы); в) профицитный бюджет (доходы превышают расходы).

6. Государственный долг и его обслуживание: а) внешний долг; б) внутренний долг; в) дефолт как неспособность государства платить по своим долгам.

ü Налоги (Налоги и их воздействие на экономику страны, Налоги и их роль в экономической жизни общества, Налоги и налоговая система РФ)

1. Особенности налогов: а) обязательные платежи; б) безвозмездные платежи; в) взимаются только государством и т. д.

2. Структура налога: а) субъект налогообложения (налогоплательщик); б) объект налогообложения; в) ставка налогообложения; г) налоговая база; д) налоговые льготы и т. д.

3. Функции налогов: а) фискальная; б) распределительная (социальная); в) регулирующая; д) контрольная и т. д.

4. Классификация налогов: а) по уровню бюджета (федеральные, региональные, местные); б) по способу взимания (прямые, косвенные); в) по характеру ставок (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные)

ü Фискальная политика –механизм государственного регулирования экономики

1. Правительство как субъект фискальной политики.

2. Виды фискальной политики в зависимости от задачи: а) стимулирующая; б) сдерживающая.

3. Цели фискальной политики: а) стимулирование устойчивого экономического роста; б) стабилизация уровня цен; в) обеспечение полной занятости (борьба с безработицей).

4. Основные инструменты фискальной политики: а) налоги; б) трансферты; в) государственные закупки товаров и услуг.

                                                                         Социальное

ü Социальная группа

1. Особенности социальной группы: а) устойчивость; б) наличие значимого общего признака; в) общая деятельность; г) наличие групповых ценностей и социальных норм; д) установки и образцы поведения и т. д.

2. Основания для классификации социальных групп: а) численность (малая и большая); б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная); в) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная); г) по базовым системообразующим признакам (профессиональные, этнические, демографические, территориальные и т. д. ).

3. Признаки малой социальной группы: а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей; б) наличие общей цели или интереса; в) наличие общих внутригрупповых норм и правил; г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры и т. д.

4. Роль социальных групп в жизни общества: а) осуществление социального контроля; б) социализация индивидов; в) организация совместной деятельности людей и т. д.

5. Социальная группа как субъект социального взаимодействия.

ü Малые социальные группы

1. Понятие «малая социальная группа».

2. Особенности малой группы: а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей; б) небольшое число участников; в) устойчивый состав; г) наличие общей цели или интереса и т. д.

3. Функции малых социальных групп: а) функция социализации; б) функция психологической поддержки; в) досуговая; г) защитная и т. д.

4. Типичные примеры малых групп: а) семья; б) спортивная команда; в) компания друзей; г) бригада рабочих и т. д.

ü Социальная стратификация (Социальная стратификация общества, Проблема социальной стратификации)

1. Основания социальной стратификации: а) доходы (богатство); б) объём власти; в) престиж профессии; г) уровень образования.

2. Исторические типы стратификации: а) рабство; б) кастовая система; в) сословная система; г) классовая система;

3. Социальная стратификация современного общества: а) высший класс; б ) средний класс; в) низший класс.

4. Средний класс как основа современного общества.

5. Маргинальность как промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо социальными группами.

ü Социальная мобильность (Роль социальной мобильности в изменении социального статуса человека)

1. Виды социальных статусов: а) предписанный; б) приобретаемый.

2. Виды социальной мобильности: а) горизонтальная и вертикальная; б) индивидуальная и групповая; в) внутрипоколенная и межпоколенная; г) организованная и стихийная и т. д.

3. Направления вертикальной мобильности: а) вертикальная восходящая; б) вертикальная нисходящая.

4. Социальные лифты: а) бизнес; б) армия; в) брак; г) образование и т. д.

ü Социальная стратификация и мобильность

1. Основания социальной стратификации: а) доходы (богатство); б) объём власти; в) престиж профессии; г) уровень образования.

2. Исторические типы стратификации: а) рабство; б) кастовая система; в) сословная система; г) классовая система.

3. Социальная мобильность как изменение своего социального положения.

4. Виды социальной мобильности: а) горизонтальная и вертикальная; б) индивидуальная и групповая; в) внутрипоколенная и межпоколенная; г) организованная и стихийная и т. д

5. Направления вертикальной мобильности: а) вертикальная восходящая; б) вертикальная нисходящая.

6. Социальные лифты: а) бизнес; б) армия; в) брак; г) образование и т. д.

ü Молодёжь как социальная группа

1. Особенности социального положения молодёжи: а) неустойчивое социальное положение; б) высокий уровень мобильности; в) благоприятные перспективы для выбора профессии и создания семьи; г) активный поиск своего места в жизни, освоение новых ролей и т. д.

2. Проблемы молодёжи в современном обществе: а) безработица; б) низкая заработная плата; в) отсутствие жилья; г) алкоголизм и наркомания и т. д.

3. Особенности молодежной субкультуры: а) развлекательно –досуговая направленность; б) «вестернизация» культурных потребностей; в) малое стремление к индивидуальности; г) высокая роль внешней атрибутики и т. д.

4. Основные цели молодёжной политики РФ: а) обеспечение прав молодежи; б) гарантия трудоустройства и занятости;

в) стимулирование предпринимательской активности; г) поддержка молодой семьи; д) поддержка талантливой молодёжи и т. д.

ü Семья как малая группа (Семья как социальная группа)

1. Признаки семьи как малой группы: а) немногочисленный состав членов группы; б) устойчивый состав; в) наличие эмоциональных отношений между членами группы; г) наличие конкретных личных взаимодействий и т. д.

2. Другие особенности семьи: а) соединяется кровным родством или брачными узами; б) общий быт; в) является первой социальной группой в жизни человека; г) стремление к рождению и воспитанию детей и т. д.

3. Функции семьи: а) репродуктивная; б) воспитательная; в) хозяйственно-бытовая (экономическая); г) функция первичного социального контроля; д) социально-статусная; е) досуговая и т. д.

4. Виды семей: а) по составу (нуклеарная, расширенная); б) по характеру распределения семейных обязанностей (патриархальная, партнерская); в) по количеству супругов (полная, неполная) и т. д.

ü Типы семей

1. Функции семьи: а) репродуктивная; б) воспитательная; в) хозяйственно-бытовая (экономическая); г) функция первичного социального контроля; д) социально-статусная; е) досуговая и т. д.

2. Виды семей по составу: а) нуклеарные; б) расширенные.

3. Виды семей по характеру распределения семейных обязанностей: а) патриархальные (традиционные); б) партнёрские (демократические).

4. Виды семей по количеству супругов: а) полные; б) неполные.

ü Семья как социальный институт (Семья и брак)

1. Особенности семьи: а) соединяется кровным родством или брачными узами; б) общий быт; в) немногочисленный состав; г) устойчивый состав; д) тесные эмоциональные связи между членами группы; е) стремление к рождению и воспитанию детей и т. д.

2. Функции семьи: а) репродуктивная; б) воспитательная; в) хозяйственно-бытовая (экономическая); г) функция первичного социального контроля; д) социально-статусная; е) досуговая и т. д.

3. Виды семей: а) по составу (нуклеарная, расширенная); б) по характеру распределения семейных обязанностей (патриархальная, партнерская); в) по количеству супругов (полная, неполная) и т. д.

4. Проблема разрушения семьи в современном мире

ü Нации и межнациональные отношения (Нации и межнациональные отношения в современном мире, этнические общности)

1. Понятие нация: а) как этническая группа; б) как общегражданская общность.

2. Признаки этноса: а) наличие территории проживания; б) общность языка, традиций, обычаев; в) общность исторического и социокультурного опыта; г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности и т. д.

3. Разновидности этнических групп: а) род; б) племя; в) народность; г) нация.

4. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений: а) межнациональная интеграция; б) межнациональная дифференциация.

5. Демократические принципы межэтнических отношений: а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества; б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций; в) право граждан на определение своей национальной принадлежности; г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе; д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

ü Межнациональные конфликты и пути их разрешения (Этносоциальные конфликты, пути их разрешения)

1. Причины межнациональных конфликтов: а) социально-экономические (снижение уровня жизни, рост неравенства); б) территориальные (несовпадение государственных и этнических границ); в) конфессиональные (религиозные); г) исторические (память о прошлых обидах) и т. д.

2. Основные пути разрешения межнациональных конфликтов: а) запрет деятельности, возбуждающей национальную рознь; б) гарантии прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности; в) содействие развитию национальной культуры и языков; г) создание эффективно действующих международных организаций; д) достижение соглашения на основе взаимных уступок и т. д.

3. Демократические принципы межэтнических отношений: а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества; б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций; в) право граждан на определение своей национальной принадлежности; г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе; д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

Пояснения написаны из-за общей сложности терминов, не звучащих в других вопросах.

ü Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

1. Основные направления национальной политики РФ: а) улучшение жизни всех народов России; б) укрепление межнациональной дружбы; в) сохранение целостности территории страны.

2. Конституционные принципы национальной политики РФ: а) принцип равноправия и самоопределения народов России; б) право человека на национальное самоопределение; в) запрет дискриминации по национальному признаку; г) запрет разжигания национальной розни; д) гарантия прав национальных меньшинств и т. д. е) сохранение и развитие языков и культур народов РФ и т. д.

3. Крупнейшие этносы России: а) русские; б) татары; в) украинцы; г) башкиры и т. д.

4. Русский язык как государственный язык РФ.

5. Право республик в составе РФ на свой государственный язык.

6. Меры государства по воспитанию толерантности и уважения к другим этносам.

ü Социальный контроль и его роль

1. Элементы социального контроля: а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

2. Формы социального контроля: а) внутренний (самоконтроль); б) внешний (формальный и неформальный).

3. Функции социального контроля: а) регулирование общественных отношений; б) социализация индивидов; в) обеспечение стабильности общества; г) интегративная (обеспечение единства и сплоченности общества) и т. д.

4. Виды социальных санкций: а) формальные и неформальные; б) позитивные и негативные.

5. Девиантное поведение.

ü Социальные нормы (Социальные нормы как элемент социального контроля, Социальные нормы как средство регулирования общественных отношений, Виды социальных норм)

1. Элементы социального контроля: а) социальные нормы; б) социальные санкции.

2. Признаки социальных норм: а) рассчитаны на многократное применение; б) определяют меру свободы человека в обществе; в) имеют универсальный характер (распространяются на всё общество); г) регулируют общественные отношения, требуют определенного поведения; д) обеспечены механизмами принуждения; е) отражают потребности общества и т. д.

3. Виды социальных норм: а) моральные; б) правовые; в) корпоративные; г) религиозные и т. д.

4. Функции социальных норм: а) функция контроля; б) регулирующая; в) оценочная; г) функция социализации и т. д.

6. Динамичность социальных норм.

ü Отклоняющееся поведение человека (Отклоняющееся поведение и его типы, Негативное отклоняющееся поведение как социальная проблема)

1. Отклоняющееся поведение как нарушение социальных норм

2. Виды отклоняющегося поведения:: а) позитивное; б) негативное.

3. Распространённые формы негативного отклоняющегося поведения а) алкоголизм; б) наркомания; в) хулиганство; г) бытовое насилие и т. д.

4. Делинквентное поведение как нарушение норм права: а) преступления; б) проступки.

5. Причины негативных отклонений: а) биологические причины (генетическая предрасположенность и т. д. ); б) психологические причины; в) недостатки социализации; г) протестные настроения и т. д.

6. Позитивное отклоняющееся поведение как фактор общественного прогресса.

ü Социализация индивида (Социализация личности)

1. Социализация как процесс, длящийся всю жизнь.

2. Роль социализации в становлении личности: а) освоение системы знаний о мире, человеке и об обществе; б) усвоение моральных ценностей и идеалов; в) освоение практических умений, навыковг) воспроизведение и передача социального опыта, достижений культуры и др.

3. Этапы социализацииа) первичная социализация; б) вторичная социализация.

4. Агенты (институты) социализацииа) семья; б) ближайшее окружение; в) система образования; д) трудовой коллектив и т. д

ü Социальная роль

1. Взаимосвязь социального статуса и социальной роли

2. Структура социальной роли: а) описание типов поведения, соответствующего роли; б) предписания или нормы, определяющие требования к роли; в) оценка выполнения роли; г) меры поощрения или наказания, стимулирующие выполнение роли.

3. Ролевой набор личности: а) основные (типичные) социальные роли; б) ситуационные социальные роли.

4. Базовые социальные роли человека: а) потребитель; б) семьянин; в) гражданин; г) собственник; д) труженик и т. д.

5. Социализация как процесс освоения индивидом социальных ролей.

ü Социальный конфликт (Социальный конфликт и егоразрешение, Социальные конфликты и пути их разрешения; Социальные конфликты и их роль в общественной жизни)

1. Структура социального конфликта: а) причины и повод; б) участники; в) объект (предмет) конфликта; г) результаты и т. д.

2. Виды социальных конфликтов: а) политические, экономические, этносоциальные и др. б) локальные, региональные, глобальные и др. в) межличностные, межгрупповые и др.

3. Стадии социального конфликта: а) предконфликтная; б) стадия открытого конфликта; в) разрешение конфликта.

4. Способы разрешения конфликта: а) компромисс; б) переговоры; в) арбитраж и т. д.

5. Негативные последствия конфликтов: а) подрыв социальной стабильности; б) разрушение социальныхинститутов; в) физические и психологические травмы участников; г) снижение уровня безопасности в обществе и т. д.

6. Позитивные последствия конфликтов: а) выявление скрытой проблемы; б) выявление лидеров; в) усиление групповой сплоченности; г) стимул к прогрессивному развитию участников конфликта и т. д.

По некоторым свидетельствам, в теме «Социальные конфликты и их роль в общественной жизни» обязательными являлись пункты 1, 4, 5, 6. Но этот набор, во многом, случаен, поэтому лучше запомнить все.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.