Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая работа № 5



 

Педагогика

 

Тема 2. 4

Содержание понятия «образование»

Образовательная система России.

 

Практическая работа № 5

 

Анализ ФЗ РФ от 29. 12. 2012г. №273-ФЗ  «Об образовании в РФ»

(использовать интернет-ресурс)

 

1. Прочитать и выписать основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования на основе анализа Федерального закона РФ №273- ФЗ «Об образовании в РФ» (указать статью, где говорится о принципах)

2. Составить таблицу структуры системы образования в России по материалам ст. 10 Федерального закона РФ №273- ФЗ «Об образовании в РФ»

 

Параграф для изучения темы

Образовательная система России

Образовательная система России – комплекс институтов образования, объединяющий институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др. ). В системе образования следует выделить две стороны:

  • а) управление сверху вниз (вертикальное);
  • б) систему учебных заведений и воспитательных учреждений для детей и молодежи.

Система образования также рассматривается как сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности.

Образовательная программа – это документ, в котором фиксируется и аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) – социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ.

В нашей стране принят государственный образовательный стандарт общего образования третьего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Основные функции стандартов в области общего образования – это функции, направленные на обеспечение права на полноценное образование посредством Стандарта гарантированных Конституцией РФ " равных возможностей" для каждого гражданина " получения качественного образования", т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования; на обеспечение единства образовательного пространства страны за счет перехода к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования; на обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; критериально-оценочная функция. Федеральный государственный образовательный стандарт несет в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов и определяет структуру системы образования в России.

Государственные образовательные стандарты и составленные па их основе программы реализуются в системе образовательных учреждений.

Образовательное учреждение – это организация, осуществляющая образовательный процесс, реализующая одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающая содержание (питание и проживание) и воспитание.

По своим организационно-управленческим формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (общественными, частными, религиозными).

В связи с тем что образовательные учреждения России реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, выделяют образовательные учреждения нескольких типов:

  • – дошкольные;
  • – общеобразовательные (начальные, общего основного среднего образования, общего полного среднего образования);
  • – профессиональные (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования);
  • – дополнительного образования (детей, взрослых);
  • – специальные (коррекционные) для учащихся с отклонениями в развитии;
  • – учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • – другие учебные заведения, осуществляющие учебный процесс.

Все образовательные учреждения осуществляют взаимодействие с семьей, виды и формы взаимодействия школы и семьи представлены в разделе " Теория воспитания".

Внутри каждого из указанных типов могут быть различные виды учебных заведений. Так, учебные заведения общего среднего образования подразделяются на обычные общеобразовательные школы, а также гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов

Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентирующегося на формирование широко образованной личности, готовой к творческой деятельности в различных областях, исследуемых фундаментальными науками. Она функционирует в составе V–XI классов. В гимназии основной акцент ставится на изучение гуманитарных дисциплин и иностранных языков.

Лицей открывается только на базе того или иного высшего учебного заведения, с которым он образует единый учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов, начиная с VIII класса. Лицей предназначен для осуществления усиленной подготовки по отдельным предметам по профилю вуза.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением ряда предметов дает расширенное образование по одному или нескольким предметам, осуществляя раннюю профилизацию учащихся. С этой целью школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских институтов, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени общеобразовательной подготовки – с 1 по 11 класс.

Кроме того, в России действуют и другие виды учебных заведений: воскресные школы, учебные комплексы " детский сад – школа", вечерние и заочные школы для работающей молодежи и др.

Образовательные учреждения Российской Федерации могут реализовывать те или иные образовательные программы – одну или несколько, используя различные формы обучения, способы организации учебного процесса. В соответствии с Законом РФ " Об образовании" допускается освоение гражданами образовательных программ в следующих формах:

  • 1) очной, вечерней (очно-заочной), заочной;
  • 2) экстерната, самообразования, семейного образования.

Первая форма отличается наличием постоянной и непосредственной связи в системе " преподаватель – обучаемый". Эта связь может осуществляться с разной степенью интенсивности, использования форм непосредственного общения. При очной форме это общение весьма значительно, составляет в среднем 6 часов в день. При вечерней форме обучения время такого общения вдвое, а при заочной форме обучения – втрое меньше по сравнению с очной формой. Поэтому в этих формах, в которых бо́ льшая часть контингента обучается без отрыва от работы, значительную роль приобретает самообразование.

При второй форме освоения образовательных программ обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательных программ. При этом преподаватель непосредственно не участвует в процессе его подготовки, ограничиваясь предложением пакетов методических указаний, контрольных тестов и т. п. В последнее время в этой форме обучения все бо́ льшую роль приобретают электронные носители информации, широко используемые в таких разновидностях этой формы, как дистанционное обучение и интернет-образование. Ответственность за качество обучения при этой форме лежит прежде всего на самом обучаемом или, если это ребенок, на сто родителях.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Дети и подростки направляются в такие образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

Для подростков с общественно опасным девиантным поведением, достигших 11-летнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования.

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах. В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в дошкольных учреждениях, в школах открываются подготовительные классы. При необходимости для учащихся создаются интернаты (общежития) с соответствующим штатом, группы продленного и полного дня, комплектуемые на добровольных началах.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях – техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) – университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования – учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов в России включает дошкольные детские дома (для детей 3–7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

Основные функции системы образования направлены на обеспечение права на полноценное образование для каждого гражданина, т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.