Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Группа: 3-ТОА-21. Тема. Основные единицы синтаксиса.  Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании.. Литература



 

Дата: 28. 03. 2022 г.

Группа: 3-ТОА-21

Дисциплина: ОДБ. 01 Русский язык

Тема. Основные единицы синтаксиса.  Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании.

Цель:

обобщить знания по теме «Словосочетание»;

совершенствовать умения определять виды и типы связи слов в словосочетаниях;

формировать синтаксические навыки;

воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Литература

1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2016.

2. Воскресенская Е. О. Русский язык. 10 класс. Тетрадь для успешного овладения орфографическими и пунктуационными навыками. – Х.: Издательство «Ранок», 2013. – С. 20-23.

3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

 

Домашнее задание:

1. Записать конспект в тетрадь.

2. Выполнить упражнения.

 

1. Словосочетание – это два, три или несколько слов, соединенных общим смыслом и грамматически, но не являющихся законченным предложением.

В словосочетании обязательно есть одно главное слово и одно или несколько зависимых, объединенных с главным по смыслу, падежу, роду и т. д. Главным словом обозначается предмет, действие или признак, а зависимые слова служат для расширения или пояснения смысла главного слова.

Наиболее часто словосочетания классифицируют по типу связи между главным и зависимыми словами. Лингвисты различают три основных типа такой связи:

-согласование, когда главное слово задает род, число и падеж, а зависимое согласуется с ним. В этой связи главное слово всегда является существительным, а зависимые могут быть прилагательными, причастиями, числительными либо местоимениями (синий шарик, на шумной улице, под тем же названием);

-управление, когда зависимое слово используется в форме косвенного падежа, а главное может быть существительным либо глаголом (интерес к собеседнику, идти напропалую, бежать за автобусом);

— примыкание, когда зависимость обозначается только интонационно и лексически, без использования служебных слов либо изменения морфологии (громко петь, идти не спеша, мальчик постарше).

Упражнение 1.

Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:

1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).


Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.

Упражнение 2.

Заполните таблицу

 

Согласование Управление Примыкание
  Здание элеватора  
     
     

 

 


Здание эл.. ватора, легкое пр.. к.. сновение, к.. сательная к окружности, .. десь не курят, качественное прил.. гательное, ра.. пространенное пр.. дл.. жение, пр.. гласить на танец, пр.. дл.. гать помощь, пр.. спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост.. новка, наш пр.. подаватель, пр.. клонный возр.. ст, пр.. клонить к.. лена, пр.. имущество в игре, пр.. ехал пр.. смотреться, не(за)чем беспокоит(? )ся, пр.. одолеть пр.. пятствия, его сб.. режения, бежал не огляд.. ваясь.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.