Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чеботарёва Н.А., зав. Естественно-математической лабораторией



Чеботарёва Н. А., зав. Естественно-математической лабораторией

МБОУ СОШ № 125 г. Снежинск

Применение технологии «Edutainment» в организации

летней профильной многопредметной смены

на базе естественно-математической лаборатории

МБОУ СОШ № 125

В 2009 году школа стала победителем областного конкурса на получение предметной лаборатории естественно-математического цикла.

И с этого временина базе лабораторииработает профильная многопредметная смена. Главными участниками смены все эти годы были учащиеся 5-8 классов всех школ города, не просто интересующиеся естественными науками, но и показывающие высокие результаты в освоении математики, физики, химии, биологии и информатики, прежде всего победители и призёры олимпиад и так называемый «олимпийский резерв». Такое направление деятельности соответствовало цели и задачам профильной многопредметной смены, обозначенным в Программе.

В 2014 году мы столкнулись с трудностями в реализации путёвок на профильную смену. Лейтмотивом отказов со стороны родителей и детей стала фраза «в вашем лагере, как в школе, а не как в лагере» и «я был в профильном лагере, мы там тоже учились, но было весело». То есть очень чётко обозначилось противоречие в понимании профильной смены её участниками: для учителей ключевыми были слова «профильная» и «многопредметная», а для детей и их родителей – ключевым было слово «летняя». Одни хотели в эти 8 дней дать детям как можно больше новых знаний, углубить и расширить имеющиеся знания по предметам естественно-математического цикла, другие были не против новых знаний, но все-таки хотели больше развлечений и отдыха от учёбы. Конечно, тогда мы реализовали все 72 путёвки, провели все запланированные занятия и мероприятия, но мысль о том, что надо что-то менять, не отпускала.

В течение 2014-2015 учебного года родилась новая Программа профильной многопредметной смены, которая была успешно реализована летом 2015 года и применяется до сих пор с некоторыми изменениями и дополнениями. К слову, эта программа в 2015 году получила Грант ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ имени академика Е. И. Забабахина» в номинации «Инновации в образовании», а в 2018 году – третье место в региональном конкурсе по реализации программ дополнительного образования в сфере отдыха и оздоровления детей в номинации «Лучшая программа дополнительного образования в сфере отдыха и оздоровления детей естественнонаучной направленности».

С чего мы начали работу над изменениями в Программе?

Во-первых, мы обозначили для себя атрибуты и ритуалы летнего лагеря, которые были важны и привлекательны для детей, и которые мы могли бы реализовать в течение восьми дней. Это тематическая направленность смены, церемонии открытия и закрытия смены, мероприятия, в которых участвуют все отряды, и творческие коллективные дела для каждого отряда. Ещё одна неотъемлемая часть любого детского лагеря – это вожатые. И, конечно, должна быть какая-то особенность, «фишка», которая отличает один лагерь от другого.

Во-вторых, оставляя для себя ключевыми понятия «профильная» и «многопредметная», мы сформулировали требования к организации процесса обучения, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Стало понятно, что особое внимание в работе профильной многопредметной смены необходимо уделить метапредметным результатам обучения, которые определяются как «универсальные способы деятельности: познавательные, коммуникативные, регулятивные, обеспечивающие владение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

В качестве технологии обучения мы выбрали игровую образовательную технологию «Edutainment», которая очень близка методам активного обучения в современном отечественном образовании. Основными характеристиками использования эдьютейнмента являются: неформальная обстановка и положительная атмосфера на «занятиях», отсутствие строгих рамок и запретов, отсутствие контроля со стороны обучающегося, учёт индивидуальных темпов работы, непредсказуемость конечного результата, возможность активного общения и взаимного обогащения знаниями. Эта технология, как и методы активного обучения, направлена на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности и даёт возможность применения полученных знаний на практике.

Что же отличает работу нашего лагеря?

Теперь принять участие в работе профильной смены может любой учащийся среднего звена школ города, родителям (законным представителям) достаточно написать заявление установленного образца и оплатить путёвку. С 2018 года по просьбе Управляющего совета школы в лагерь принимаются и будущие пятиклассники. В 2020 году Программа была адаптирована под условия ограничений, связанных с распространением Covid-19: мы были вынуждены вдвое сократить количество реализуемых путёвок, а следовательно, и количество педагогических работников, зачисленных в штат профильной смены. Для соблюдения санитарно-эпидемиологических норм утреннего фильтра и гигиенических процедур нам пришлось внести некоторые коррективы в распорядок дня.

Традиционно профильная смена начинается через одну-две недели после окончания учебного года и промежуточной аттестации, когда учащиеся немного отдохнули от школьных занятий. Прошедшим летом сроки проведения смены переносились трижды, но мы всё-таки её провели с 15 по 24 июля.

Начинается смена всегда с церемонии открытия. Именно с Церемонии, с заглавной буквы «Ц». Мы стараемся сделать открытие торжественным событием, которое задаёт участникам настрой на все 8 дней работы смены. Потому что 8 дней – это очень небольшой промежуток времени, и хочется, чтобы эти 8 дней были насыщены событиями, которые останутся для детей приятными воспоминаниями. Кстати, чтобы освежить эти приятные воспоминания, мы начинаем церемонию с видеоролика о самых интересных моментах предыдущей смены.

Проводят церемонию открытия вожатые. С 2015 года мы стали приглашать старшеклассников нашей школы поучаствовать в работе профильной смены в качестве вожатых в счёт летней практики. И очень приятно, что дети, которые стали «выпускниками» профильной смены, возвращаются в неё уже вожатыми.

Теперь каждая профильная смена имеет тематическую направленность. Так в 2015 году смена была посвящена 60-летию градообразующего предприятия РФЯЦ ВНИИТФ. В 2016 году праздновалось 55-летие первого полёта человека в космос и профильная смена была посвящена книгам Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка на Луне». 2017 год в России был объявлен Годом экологии и темой профильной смены стал «Маленький принц» Антуана де-Сент Экзюпери. В 2018 году профильная смена была посвящена высоким технологиям и книге Люси и Стивена Хокингов «Джордж и код, который не взломать». В 2019 году мы объединили 2 темы: год театра в России и год исчезающих языков. В 2020 году смена была посвящена 75-летию Атомной промышленности России и 65-летию г. Снежинска. В 2021 году мы провели две смены: летнюю и зимнюю. Летняя смена «Наследники Архимеда» посвящалась Архимеду - древнегреческому математику, физику и инженеру. Зимняя смена «ПРОнауку (ПРО физику, информатику, медицину, обществознание)» объединила учащихся 9 классов в соответствии с планируемым профилем обучения в старшей школе.

Мы придумали свою «фишку», ту самую особенность, которая отличает нашу профильную смену от других. По нашему твёрдому убеждению, интеллект, логика и фантазия – главное богатство человека. А богатство должно приносить своим обладателям прибыль. Поэтому в 2015 году на территории профильной смены мы открыли «Снежинское отделение Интеллектуального банка России». Каждый из 70 участников профильной смены на церемонии открытия получает именную «Сберегательную книжку личных интеллектуальных достижений», в которой в течение всей смены фиксируются заработанные им баллы.

Баллы конвертируются в «валюту» в соответствии с темой смены: в 2015 году это были просто баллы, в 2016 году – «сантики» («лунная валюта» из «Незнайки на Луне»), в 2017 году – «золотые звёзды» («валюта» из «Маленького принца»), в 2018 – «нанорубли» (в соответствии с темой «Высокие технологии»), в 2019 – театральные контрамарки, в 2020 году – «атомрубли», в 2021 году в соответствии с темой: летняя смена «таланты», зимняя – «наукоины».

На церемонии закрытия объявляются фамилии самых интеллектуально богатых участников смены по параллелям. Им вручаются именные свидетельства и подарки.

По сути сберкнижки – это те же дневники. Но в отличие от дневников сберкнижки учащиеся подают для проставления баллов без напоминания. Шкалу баллов на занятии каждый учитель устанавливает самостоятельно в зависимости от степени сложности заданий или «включенности» участника в работу команды. Детям эта наша идея со сберкнижками понравилась. В своих отзывах о прошедшей смене они всегда просят оставить в следующем году сберегательные книжки.

В 2018 году мы ввели в обращение бумажные деньги – «нанорубли». Это позволило оптимизировать работу «банка»: дети в течение дня зарабатывали «наличный капитал», а в конце дня воспитатели и вожатые принимали «вклады» и делали записи в сберкнижках. С 2019 года «валюту» стали печатать на листах с клейкой основой. В течение дня, получив такие наклейки, ученики сами вклеивали в свою сберкнижку и в конце дня сдавали воспитателю. После этого сберегательные книжки передавали куратору смены, и данные вносили в сводную ведомость. Таким образом, к концу смены мы имеем сведения об интеллектуальных накоплениях каждого участника профильной смены, эти цифры потом вносятся в именные сертификаты, которые дети получают на церемонии закрытия.

С 2015 года в работе профильной смены принимает активное участие школьный педагог-психолог. «Программа психологического сопровождения детей в летнем пришкольном лагере» является частью Программы профильной смены. Цель программы: создание условий для раскрытия личностного и творческого потенциала ребёнка, приобретения им нового успешного социального опыта в период летней смены, формирования положительного отношения к здоровому образу жизни.

Педагог-психолог проводит с детьми психологические практикумы и тренинги по развитию самоорганизации и самоконтроля. Эти занятия всегда проходят в форме работы над групповым проектом. При этом команды формируются из учащихся одной параллели по принципу добровольного выбора.

Так в 2015 году при работе над проектом «Поколение NEXT: будущее Снежинска определяем МЫ! » учащиеся вместе с психологом сформулировали определение поколения, рассмотрели особенности каждого поколения, определили жизненные ценности своей группы и оформили работу в виде символов на пазле. В ходе защиты проектов пазлами «заполнилась» территория города Снежинска. Таким образом, подводя итоги работы, был сделан вывод о том, какое будущее ожидает наш родной город. Следует отметить, что в работе над проектом приняла участие и команда учителей.

В 2017 году был реализован профориентационный проект «Маленький принц, космос математика, планета профессий и страшный зверь кроссенс». В ходе работы над проектом учащиеся рассмотрели особенности ряда профессий, связанных с математикой, выполнили творческие задания, направленные на выявление взаимосвязи мира профессий, науки математики и сюжетных линий произведения А. Экзюпери «Маленький принц». В результате были написаны ассоциативные описания в виде синквейна и составлены кроссенсы на профессии, связанные с математикой. Этот проект стал частью творческого проекта «Активизация формирования у учащихся МБОУ СОШ № 125 компетенций ответственного выбора будущей профессии», который в 2017 году получил Грант ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ имени академика Е. И. Забабахина» в номинации «Инновации в образовании»

Мы включили в план работы профильной смены мероприятия, в которых принимают участие все отряды. Это метапредметная олимпиада и метапредметный проект по теме смены.

На церемонии открытия каждый отряд получает техническое задание на выполнение метапредметного творческого проекта. Время работы над проектом – 6 дней (по 1 часу в день). Дети сами решают, будут ли они работать над проектом в группах, или индивидуально. Публичная защита группового или индивидуального проекта проводится в виде рекламы.

В конце смены 2016 года учащиеся представляли свои действующие модели воздушного шара, на котором Незнайка с друзьями совершил своё путешествие. А в ходе работы над метапредметным проектом «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» в 2017 году дети создавали из экологического «мусора» действующие композиции по мотивам сказки А. Экзюпери «Маленький принц». В 2019 году защита метапредметного творческого проекта прошла в форме театрализованного конкурса «Капустника», в котором принимали участие все, в том числе вожатые. Отряды разбивались на театральные труппы, выбирали название труппы, сочиняли и ставили мини-спектакли (продолжительностью до 5 минут) на основе четверостишья-эпиграфа, рисовали к спектаклям афиши. Жюри оценивало работу художников, сценаристов, режиссёров, костюмеров, бутафоров и, конечно, актёров.

В 2020 году защита метапредметного проекта прошла в форме конкурса туристических агентств. Каждое агентство (а их на конкурсе было 6) составляло и обосновывало оптимальный маршрут экскурсии по Снежинску для делегации из 50 гостей, приехавших на празднование 65-летия города, рассчитывало стоимость и продолжительность экскурсии (в часах и минутах), готовило рекламный видеоролик с фрагментом экскурсии (продолжительностью не более 3 минут) и выступление на конкурсе с защитой своего проекта (общее время выступления с демонстрацией видеоролика не должно превышать 10 минут). Жюри оценивало обоснованность оптимальности маршрута, стоимость и продолжительность экскурсии, творческую составляющую, оригинальность, содержательность, законченность сюжета, общее эмоциональное восприятие видеоролика и конкурсного выступления. Надо отметить, что представленные на конкурс работы удивили всех членов жюри и вызвали восторг и чувство гордости за наших воспитанников. Все представления были театрализованными, экскурсии – малозатратными, проходили по нетрадиционным маршрутам, сопровождались историческими справками и грамотными комментариями «экскурсоводов». Туристическое агентство «Третья планета» даже провело экскурсию для инопланетян по точкам общепита г. Снежинска. Туристическое агентство «Компас» провело семейную экскурсию «Самый, самый, самый первый…» - первая улица города, первый дом, первая школа, первый памятник, первая комсомольская стройка в нашем городе, первый детский сад, первое общежитие, первый клуб, памятник первому директору градообразующего предприятия. После жарких споров жюри объявило победителя – туристическое агентство «В лодке», которое представило на конкурс экскурсию по озеру Синара. Ребята показали всем присутствующим наш город с другой, для многих неожиданной стороны – со стороны озера, по берегу которого протянулся город. Рассказали много интересного о самом озере и его обитателях. И конечно, всех просто очаровала красивая легенда о появлении озера Синара и его названия.

В 2021 году (летняя смена) в ходе работы над метапредметным проектом участники профильной смены конструировали действующие модели изобретений Архимеда. На защите своей работы рассказывали об истории изобретений, их применении Архимедом и возможном применении в настоящее время. И конечно же, демонстрировали работу изготовленных моделей.

Метапредметный проект зимней смены 2021 года – театрализованный конкурс «Новогодний капустник».

В 2018 году мы попытались заменить метапредметный проект интеллектуальной игрой «Простые вещи» и интеллектуальным квестом «Таинственные острова». В ходе квеста команды решали ребусы, различные головоломки, отвечали на вопросы из истории естественно-математических наук, решали конструкторские задачи. Квест так понравился и детям, и взрослым, что мы включили его в число обязательных мероприятий смены.

Игра «Простые вещи» составлена по одноимённой рубрике научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера»: за отведённое время (80 минут) команды должны подготовить рассказ о простой вещи (очки, салфетка, кошелёк, тарелка и т. п. ) с точки зрения специалистов из разных областей научных знаний (физиков, химиков, математиков, художников, писателей, криминалистов и т. д. ). При этом командам необходимо придумать при каких обстоятельствах все эти специалисты «встретились» и стали обсуждать простую вещь, которая выпала команде по жребию. В 2019 году командам предстояло добавить к простой вещи искусственный интеллект. Игра называлась «Простые вещи. Стартап. Когнификация». В результате и эта игра вошла в число обязательных мероприятий смены.

Как и в «Школе Росатома», наша летняя Метапредметная олимпиада проводится в 2 этапа. Для неё формируются команды по 4 человека из учащихся 4-8 классов (по одному из каждой параллели, 4 и 5 классы считаем одной параллелью) по принципу жеребьёвки. В короткие сроки участникам необходимо распределить роли, организовать работу по выполнению заданий, добыть и обработать информацию, представив её в различных видах на листе ватмана и провести публичную презентацию результатов своей работы, то есть продемонстрировать коммуникативную, социальную, информационную и продуктивную компетенции.

В 2015 году команды работали над проектом организации экскурсии для делегации гостей города, прибывших на празднование юбилея ВНИИТФ, – разрабатывали маршрут и текст экскурсии, рассчитывали затраты на её проведение (временные и финансовые). Именно из метапредметной олимпиады 2015 года идея экскурсии перекочевала в метапредметный проект 2020 года.

В 2016 году команды составляли технологическую карту создания воздушного шара по отрывку из «Приключений Незнайки», изготавливали десятикарманный жилет для Пончика, плели корзинки из газетных трубочек, с опорой на заранее подготовленный мастер-класс.

В 2017 году метапредметная олимпиада была посвящена экологической проблеме уничтожения видов растений и животных.

В 2018 году команды решали проблемы хранения информации в сети Интернет и отвечали на вопрос «Что произойдёт, если все лампочки на Земле внезапно погаснут? Можете ли вы представить себе жизнь в темноте, без электричества? ».

В 2019 году метапредметная олимпиада была посвящена проблемам исчезающих языков. Например, в групповом туре за 35 минут команды составляли муюво-русский словарь и с помощью этого словаря переводили с языка муюв на русский и с русского на муюв. (Муюв – австронезийский язык, на котором говорят около пяти тысяч человек, живущих на островах Вудларк, входящих в состав государства Папуа-Новая Гвинея. ).

В 2020 году метапредметная олимпиада была посвящена 65-летию города Снежинска. В групповом туре, используя фотографии некоторых городских достопримечательностей, команды должны были определить, какие из них находятся в нашем городе, и назвать их. Используя карту Снежинска, указать, как можно точнее, место расположения памятников и популярных мест города Снежинска, указывая номер фотографии. Провести классификацию в виде схемы представленных в задании городских достопримечательностей, указав номера фотографий. При этом критерии и категории классификации команды выбирали самостоятельно. Во втором туре команды сначала работали вместе: им надо было прочитать текст (это была статья о Снежинске), озаглавить этот текст и составить план текста. А затем каждый член команды выполнял индивидуальное задание: вспомнить, о чём был текст и учащимся 4, 5 и 6 классов написать по этому тексту синквейн, а семи- и восьмиклассникам высказать свою точку зрения на информацию в тексте, используя метод «Пресс».

Летняя метапредметная олимпиада 2021 года была самой продолжительной в истории профильной смены: проходила в течение четырёх дней и состояла из пяти этапов. Команды готовили и защищали стендовые доклады о жизни и деятельности Архимеда после просмотра фильма «Архимед. Повелитель чисел». Создавали из деревянных шпателей и канцелярских резинок действующую модель катапульты, опираясь на видеоинструкцию «Как сделать катапульту». Проводили исследование дальности полёта «снаряда» катапульты в зависимости от длины рычага и материала, из которого сделан «снаряд». Настраивали действующую систему подвижных блоков из подручного материала. Мастерили рычажные игрушки (плоские и объёмные).

Для проведения зимней метапредметной олимпиады 2021 года мы позаимствовали задания муниципального этапа VIII метапредметной олимпиады школы «Росатома» для 8 класса (об особенностях юлианского и григорианского календарей).

Кроме перечисленных мероприятий в план работы профильной смены обязательно включены посещение интерактивной экспозиции «Занимательная физика» в Снежинском городском музее (для учащихся 4–5 классов) и профориентационная экскурсия в СФТИ-МИФИ для учащихся 6–8 классов. К сожалению, в 2020 году нам пришлось минимизировать сотрудничество с нашими социальными партнёрами и отказаться от посещения музея и института.

Мы изменили и подход к проведению учебных занятий по предметам естественно-математического цикла: большая часть занятий теперь носит прикладной характер и предполагает совместную деятельность обучающихся, направленную на развитие познавательной активности – краткосрочные проекты по биологии, географии, астрономии; мини-проекты по математике и информатике; занятия с элементами конструкторской деятельности и самостоятельного поиска информации по физике; лабораторные и практические работы по химии, биологии и физике.

Информация о ходе профильной смены ежедневно размещается на стенде в виде фотоотчётов, объявлений результатов прошедших мероприятий, а также на сайте школы и в группе ВКонтакте «Естественно-математическая лаборатория шк. №125»

Работа профильной смены завершается торжественным закрытием, на котором мы подводим итоги смены, и вспоминаем самые интересные её моменты (к этому времени монтируется новый видеоролик и оформляется выставка работ учащихся), награждаем дипломами победителей и призёров всех проведённых состязаний, объявляем имена самых интеллектуально богатых участников смены по параллелям и вручаем им соответствующие свидетельства. Кроме того, каждый участник смены получает подарок и именной сертификат. Этот сертификат вместе с вручёнными грамотами даёт участнику право на получение одной отметки «отлично» в течение первой четверти нового учебного года по каждому учебному предмету, указанному в сертификате. А победители и призёры метапредметной олимпиады и конкурса метапредметных творческих проектов имеют право на получение «пятёрки» в новом учебном году по любому предмету по собственному выбору. Подарки и благодарности педагогического коллектива профильной смены за помощь в организации учебных занятий, участие в работе экспертных комиссий интеллектуальных игр и добросовестное выполнение обязанностей получают вожатые. И, конечно, мы всегда благодарим наших учителей, без которых ни одна профильная многопредметная смена не состоялась бы.

В ходе реализации Программы профильной смены мы получаем следующие результаты:

- проявление высокой познавательной активности и укрепление внутренней (субъектной) позиции всех участников профильной смены на предметных занятиях, интеллектуальных играх и состязаниях, о чём свидетельствуют высокие баллы, заработанные учащимися, устойчивое положительное отношение к учебным занятиям и интеллектуальным состязаниям, повышение активности, самооценки и саморегуляции школьников. Уровень познавательной активности сохраняется и на следующий учебный год.

- Развитие социальных и коммуникативных компетенций учащихся проявляется в отсутствии конфликтов и конфликтных ситуаций, в доброжелательной атмосфере, царящей на занятиях и в неформальном общении всех участников профильной смены. Несмотря на то, что чаще всего при проведении мероприятий учащимся предоставляется право самим формировать команды, составы команд не повторяются, дети стремятся к общению и работе с большим количеством не только своих сверстников, но и других участников смены.

- О развитии организаторских способностей учащихся и их коллективистских качеств свидетельствует скорость, с которой дети справляются с заданиями, работая в группах (при том, что составы команд не повторяются).

- Положительные эмоции и позитивные отзывы учащихся и их родителей, и педагогов, занятых в работе профильной смены, свидетельствуют о том, что возникшее в 2014 году противоречие в понимании профильной смены её участниками, устранено, а значит, Программа профильной многопредметной смены успешно достигает поставленной цели.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.