|
|||
Лекция №25. Сыпной тиф.Понятие о болезни Брилля.. Сыпной тиф- острый трансмиссивный антропонозный риккетсиоз, проявляющийся интоксикацией, лихорадкой, тифозным статусом, экзантемой, поражением сердечно- сосудистой и нервной систем. Болезнь Брилла- отдалён
МПД 22. 10. 2021г. дисциплина ОП06 «Инфекционные заболевания с курсом ВИЧ-инфекции» Специальность 32. 02. 01 «Медико-профилактическое дело» Лекция №25 Сыпной тиф. Понятие о болезни Брилля. План лекции 1. Определение 2. Этиология, эпидемиология 3. Патогенез, клиника, осложнения 4. Диагностика, лечение 5. Профилактика Мотивация изучения темы: Сыпной тиф- острый трансмиссивный антропонозный риккетсиоз, проявляющийся интоксикацией, лихорадкой, тифозным статусом, экзантемой, поражением сердечно- сосудистой и нервной систем. Болезнь Брилла- отдалённый рецидив сыпного тифа; наблюдают спорадически в отсутствии педикулёза. Проявляется типичными симптомами сыпного тифа, но более лёгким течением. Цели занятия: Учебные: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У-1-проводить забор и доставку материалов от инфекционного больного в лаборатории, заполнять соответствующую документацию. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: З-1-этиологию, клинику и диагностику инфекционных заболеваний, принципы их лечения и меры профилактики. Санитарный фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1-ОК 15. Санитарный фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: ПК 5. 1, ПК 5. 2, ПК 5. 4, ПК 5. 6, ПК 5. 7, ПК 5. 9 Воспитательные: 1- Воспитать вежливость, отзывчивость, тактичность, взаимовыручку, необходимые для межличностного и профессионального общения; 2- Сформировать и поддерживать стремление к знаниям; 3- Воспитывать творческое отношение к приобретению новых знаний; 4- Формировать уважительное отношение к личности. Развивающие: - Развивать такие межличностные процессы как логическое мышление, абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, дифференцирование; - Развивать познавательную активность и умение применять приобретенные знания на практике. Лекция №25. Тема: Сыпной тиф. Болезнь Брилля. Это острое антропонозное заболевание, характеризуется поражением сосудистой и нервной системы, явлениями интоксикации, сыпью. Этиология. Возбудитель-риккетсия Провачека, внутриклеточный паразит, устойчива к низким температурам и высушиванию, чувствительна к нагреванию и дез. средствам. Эпидемиология. Источником является больной человек. Механизм передачи трансмиссивный. Переносчиком является платяная вошь, реже головная. Риккетсии проникают в эпителий кишечного тракта вши, где размножаются и выходят в просвет кишечника. Когда заражённая вошь кусает здорового человека, то риккетсии вместе с калом попадают на кожу, укус вшей сопровождается зудом и человек втирает риккетсии в ранку. Восприимчивость высокая. Большой риск заражения у работников прачечных, бань, транспорта, дезинфекторов. Вспышки носят сезонный характер-подъём в зимне-весенний период. Риск заражения возрастает при большом распространении педикулёза, при ухудшении санитарно-гигиенического состояния населения. Патогенез. Проникнув в организм человека, риккетсии интенсивно размножаются в эндотелии кровеносных сосудов, чаще капиллярах. Возникают множественные очаги воспаления, которые вызывают появление сыпи на коже. Значительные изменения происходят в сосудах головного мозга, что приводит к развитию серозного менингита и энцефалита. Поражаются периферические нервы и ганглии. С появлением антител наступает выздоровление, иммунитет стойкий. Клиника. Инкубационный период 6-25 дней. Начальный период-1-4 дня. В первые дни жалобы на резкую головную боль, разбитость, бессонницу, нарастание общей слабости, повышение температуры до 39-41 град. Больной разговорчив, возбуждён, лицо гиперемировано, красные глаза «кроличьи». На 2-3 день появляется геморрагическая петехиальная сыпь на конъюнктиве(энантема)-симптом Киари-Авцина, на 3-4 день появляется сыпь на мягком нёбе-симптом Розенберга. Разгар заболевания начинается с 4-5 дня: появляется сыпь на коже (экзантема), розеолёзно-петехиальная, локализуется на боковых поверхностях туловища и сгибательных поверхностях конечностей. У больных гипотония, тахикардия. С 4-6 дня увеличивается печень, селезёнка, появляется симптом Говорова-Годелье-язык дрожит при высовывании, как будто спотыкается о зубы. Повышается ломкость капилляров-это можно установить с помощью жгута и щипка. При тяжёлом течении может развиться тифозное состояние бред, галлюцинации, инфекционный психоз больной дезориентирован в пространстве и времени, менинго-энцефалит: симптомы менингеальные. С 12-14 дня температура снижается, но больные много спят, аппетит снижен, общая слабость, постепенно эти симптомы уменьшаются, наступает выздоровление. Осложнения: тромбофлебит, эндокардит, тромбоэмболия легочной артерии, кровоизлияние в мозг, миокардит, гангрена нижних конечностей, абсцесс, флегмона. Болезнь Брилля -это рецидив сыпного тифа после длительного скрытого периода, это спорадическое заболевание при отсутствии завшивленности и источника инфекции. Болеют лица пожилого возраста, которые в прошлом переболели сыпным тифом. У людей с иммунодефицитом риккетсии могут надолго остаться и после многолетнего латентного периода вызвать возврат тифа-это и будет болезнь Брила. Болезнь Брила имеет лёгкое течение, температура не выше 38-38, 5 град, сыпь розеолёзная или отсутствует, осложнения бывают редко. Диагностика. Основной метод диагностики-серологический-РСК, РНГА. Если выявляют IgM-это сыпной тиф, если IgG-болезнь Брила. Лечение: обязательная госпитализация: назначают антибиотики, дезинтоксикационную терапию, витамины, сердечные, успокоительные, при тяжёлом течении-глюкокортикостероиды. Профилактика. 1. За контактными в очаге устанавливают медицинское наблюдение-25 дней: ежедневное измерение температуры, осмотр на педикулёз. 2. Выявление и ликвидация педикулёза среди населения. 3. Отправить экстренное извещение в сан-эпид надзор. 4. Специфические прививки-по эпидпоказаниям. Список литературы: Основные источники: - Бунин К. В. Инфекционные болезни, с. 244 – 256. Дополнительные источники: - Малов В. А. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии, 416 с. Покровский С. Г. Инфекционные болезни и эпидемиология, 232 с.
|
|||
|