МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА. МАТЕМАТИКА. «СТОЛБЧАТЫЕ И ЛИНЕЙНЫЕ ДИАГРАММЫ». Введение. Технологическая карта. 3.Создание проблемной ситуации и. целеполагание. Чтобы Алисе не скуч
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРСКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРОФИ ГОДА»
Номинация: Лучший урок для учащихся 1-4 классов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
МАТЕМАТИКА
3 КЛАСС
«СТОЛБЧАТЫЕ И ЛИНЕЙНЫЕ ДИАГРАММЫ»
Составила:
Ивкина Татьяна Максимовна
учитель начальных классов
Гурьевский МО
Введение
Актуальность разработки обусловлена тем, что сейчас во многих мониторинговых работах есть задания, для выполнения которых учащиеся должны иметь представление о работе с графиками, таблицами, диаграммами. Дети должны уметь выполнять задания, находить нужную информацию и интерпретировать её, так же понимать приведённые значения: читать, сравнивать, делать выводы.
Тема «Столбчатые и линейные диаграммы» является очень интересным и наглядным способом отражения графической информации, предполагает активную работу ученика по поиску и визуализации информации. Благодаря учебно-познавательному интересу к новому учебному материалу и открывающимся новым способам решения учебных задач развиваются личностные универсальные учебные действия, а также специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Технологическая карта
Название программы:
| Школа России
| Предмет
| Математика
| Тема
| «Столбчатые и линейные диаграммы»
| Класс
|
| Цель
| Познакомить с понятиями «линейная диаграмма» и «столбчатая диаграмма»
| Задачи
| - обучающие: организовать работу по формированию понятий: " столбчатая диаграмма" и " линейная диаграмма", подготовить детей к определению алгоритма построения столбчатых и линейных диаграмм, учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы;
- развивающие: способствовать развитию мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала, навыков работы с информационными технологиями;
- воспитательные: прививать культуру общения, воспитывать стремление быть успешным в достижении своих целей, бережное отношение к своему времени.
| Планируемые результаты
| - предметные: строить и анализировать диаграммы;
-личностные: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, использовать полученные знания в повседневной жизни;
-метапредметные: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения, работать в паре, слушать и понимать речь других, договариваться о правилах поведения в группе.
| Оборудование
| Компьютер, интерактивная доска, презентация к занятию, видео файлы, конверт с заданиями для работы в группе, шарики на подставке с надписями для рефлексии (Мне интересно, мне весело, я доволен собой, мне грустно и т. д)
|
Этап урока
| Деятельность и действия учителя
| Деятельность и действия ученика (ов)
| Используемые методы, приемы, формы
| Формируемые УУД
| Результат взаимодействия
| 1. Мотивация к учебной деятельности.
Психологический настрой на работу.
| Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу.
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу! Подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Я надеюсь, что такое настроение у вас останется на протяжении всего нашего урока!
На столе стоят разноцветные шарики. Выберите шарик, который соответствует вашему настроению, и поставьте его себе на парту.
| Визуальный контроль готовности рабочего места и кабинета к уроку.
Взаимное приветствие.
Выбирают шарик и ставят себе на стол
| Контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к занятию. Взаимное приветствие.
| Регулятивные:
настраивание на успешную деятельность.
Личностные:
мотивационная готовность к учебной деятельности.
Коммуникативные:
формирование умение слушать и слышать.
| Готовность учащихся к обучению.
| 2. Актуализация знаний
| Ребята, я приглашаю вас сегодня совершить космическое путешествие с уже известными нам героями – профессором Селезневым и его друзьями: Алисой, Севой, Веней и Громозекой. (Слайд 2)
Но в космосе возможны любые ситуации, поэтому проверим вашу сообразительность.
- Куда же мы с вами отправимся путешествовать вы узнаете разгадав ребус. (Слайд 3)
– Какое слово у вас получилось? (Марс)
– Что вы знаете о нем? (Это небесное тело, планета. ) - На чем полетим? (звездолете) -Начинаем путешествие, полетели! (Слайд 5. Файл 1 «Полет на марс»)
-Чтобы Алисе не скучно было в полете профессор Селезнев предлагает задание «Найди и исправь ошибку» (Слайд 5)
-Мы приземлились на Марс.
- Посмотрите, кто нас встречает (Сдайд 6. Файл 2 «Встреча с Громозекой»)
-Громозека рад нашей встрече. И предлагает на планете Марс поработать. (На доске представлены различные виды информации: рисунок, схема, таблица. ) (Слайд 7)
-Что вы видите на слайде? (краткие записи задач)
- В виде чего они представлены? (рисунок, схема, таблица)
- Обсудите и составьте с соседом по парте задачи, представленные на слайде.
| Разгадывают ребус.
Отвечают на вопросы
Смотрят отрывок из мультфильма
Выполняют задание на доске и в тетрадке
Смотрят отрывок из мультфильма
Ответы детей
Работа в паре.
Составляют задачи по схеме, рисунку, таблице.
| Беседа в ходе фронтальной работы.
Постановка задачи.
| Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативное:
уметь свои мысли оформлять в устной форме.
Познавательные:
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др. ).
| Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую
|
3. Создание проблемной ситуации и
целеполагание
|
Чтобы Алисе не скучно был профессор Селезнев предлагает задание
- Составьте по рисунку задачу, который вы видите на доске.
(Слайд 8)
(На доске рисунок (диаграмма), по которому дети должны составить задачу. )
- Смогли выполнить задание?
- В чем затруднение?
- Какой возникает вопрос?
- Как думаете, как называется такая модель? (Слайд 9. Файл 3 «Диаграмма»)
- Такая модель называется – диаграммой. (Слайд 10)
-Что такое диаграмма?
(Диаграмма – это наглядное графическое изображение соотношения числовых величин. )
- Назовите тему и цель урока.
(Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем)
-Чтобы нам получить новые знания, нам нужно обратиться к профессору Селезнёву.
|
Формулируют учебную проблему.
Дети называют действия, которые не умеют делать.
Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем
| Наблюдение. Проблемная
ситуация.
Работа с текстом
Беседа в ходе фронтальной работы.
| Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после
предварительного обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме, отстаивать и спорить свою позицию, учитывать разные мнения.
| Уметь анализировать данные.
| Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.
| 5. Открытие нового знания
| Профессор Селезнёв предлагает прочитать задание ( Слайде 11) Рассмотрите два вида рисунка (1-таблица, 2- диаграмма)
-Можете ли вы рассказать, кто победил, с помощью рисунка№1?
- Кто победил, с помощью рисунка№2?
-Сравните, как представлена одна и та же информация в №1 и в №2.
-Какая информация более наглядна, понятна?
Диаграммы позволяют отобразить данные более наглядно, облегчить их восприятие, помочь при анализе и сравнении.
-В зависимости от того, с помощью чего изображаются числа, диаграммы могут быть разных видов.
-С помощью чего была построена первая диаграмма? (Слайд 12)
-Как будет называться диаграмма? (линейная)
-Посмотрите другую диаграмму, с помощью чего построена она? Как она будет называться? (столбчатая)
Диаграммы бывают разные.
(Слайд 13)
| Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, выводят окончательную схему алгоритма.
Знакомства с разными видами диаграмм
| Фронтальная работа.
.
| Коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме, отстаивать и спорить свою позицию, учитывать разные мнения,
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать самостоятельно правильность выполнения действия.
| Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия
| 6. Усвоение новых знаний и способов усвоения
| Сегодня я приглашаю вас в загадочный и интересный мир графиков и диаграмм. Мы вместе с вами убедимся в том, что очень важно не просто иметь представление о диаграммах, но и уметь читать и строить их при помощи линейки, карандаша.
Алиса предложила прочитать диаграмму и записать ее в таблицу. (Слайд 14)
-На линейной диаграмме показано, сколько различных опытов провели наши герои на Марсе.
-Сколько опытов провел Громозека?
-Кто провел наибольшее число опытов? Наименьшее число?
Кто провел меньше 5 опытов? Больше 5?
-Составьте еще несколько вопросов и ответьте на них.
-Наши учёные не только делают эксперименты и ставят опыты, изучают животных, но и выполняют обязанности по звездолёту, в частности дежурят. Робот Веня составил график дежурства. Прочитайте таблицу.
-По заданной таблице (Слайд 15)постройте линейную диаграмму.
-Учиться чертить диаграмму будем по плану представленному на слайде (Слайд 16)
| Учатся читать диаграмму, отвечают на вопросы.
Самостоятельно составляют вопросы по диаграмме.
Составляют и задают вопросы.
Учащиеся на интерактивной доске и в рабочих тетрадях строят диаграммы по алгоритму.
Чертят диаграмму и выполняют все по плану
| Самоконтроль
| Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
| Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.
| 7. Релаксация (физминутка)
| (Слайд17 - 19)
Физминутка для глаз.
Координирует деятельность учащихся.
| Следят только глазами за движущимися предметами.
| | Регулятивные:
управлять своей деятельностью.
| Снять утомление.
| 8. Повторение
|
В космосе время летит быстро. И мы не заметили, что пришла пора возвращаться на Землю. Но Дуня попросила помощи. Поможем ей? (Слайд 20)
-Послушайте текст:
Алиса Селезнёва, домашний робот Сева, неутомимый археолог Громозека, профессор Селезнёв и забавный гном Веня в течение суток ухаживали за космическими животными (Сколько часов в сутках? ). Только одна ворона Дуня с утра (как обычно) плохо себя чувствовала. Работать Дуня не могла и придумала себе такое занятие: она ходила по звездолётом наблюдала за космонавтами. Кто как работает? Увидев это, профессор Селезнёв посоветовал вороне к вечеру начертить таблицу для информационного стенда, куда бы Дуня внесла результаты своих наблюдений. Но Дуня сказала, что диаграмма более наглядна, особенно столбчатая, и по ней сразу будет видно, кто меньше всех заботился о космических животных за прошедшие сутки. Только диаграмму она никогда не строила и ей надо помогать.
– Давайте поможем Дуне выполнить просьбу профессора. Начинаем работу.
-Тогда делимся на 2 экипажа(группы) и приступаем к работе.
Как нужно работать в группе?
(Слайд 21)
Команды получают конверты с заданиями и раздаточным материалом. (Приложение «Задание для групп»)
Выступление групп.
-В чём испытывали затруднения при построении диаграммы?
-Кого в группе можно отметить за хорошую работу?
| Вспоминают правила работы в группах.
Проверка выполнения заданий.
Высказывают своё мнение
|
Самостоятельная
работа.
Взаимоконтроль.
| Регулятивные УУД:
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь правильно вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД Уметьпреобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
| Развиваем умения:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
| 9. Подведение итогов урока.
| Организует психологическую разгрузку и снятия напряжения, подводит учащихся к выводу о проделанной работе.
-Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
- Какой была тема урока?
- Какие цели вы ставили?
- Удалось ли достичь этих целей?
-Можем вернуться на Землю
(Слайд 22. Файл 4 «Возвращение домой»)
| Выполняют задания учителя.
Дети называю цели урока, умения, которые получили на уроке.
Смотрят отрывок мультфильма.
| | Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
| Анализ конкретных результатов обучения:
-какие получены достижения;
-что было удачным на уроке, а что менее удачным;
-объяснение причины своих неудач.
| 10. Рефлексия
| Использует рефлексивный прием
Вспомните. Вначале урока вы определили своё настроение.
Сейчас оно у вас изменилось? Возьмите новый шарик или поменяйте, который соответствует вашему настроению в конце урока.
(Слайд 23)
Благодарит за занятие, прощается с детьми.
| Оценивают свою работу на уроке
|
| Регулятивные УУД:
Уметьоценивать свою деятельность.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами
и условиями коммуникации.
| Уметь: делать выводы, принимать решения, общаться, обращаться за помощью (если нужно).
|
Список литературы:
1. Истомина Н. Б. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2012
2. Истомина Н. Б. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2012
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010.
4. Молокова А. В. Начальная школа: Современный урок в условиях информатизации учебно-методическое пособие Изд-во ГЦИ «Эгида». – Новосибирск, 2010.
5. Поурочные разработки по математике к УМК М. И. Моро и др., О. А. Мокрушина, М: Вако, 2012 г
6. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2011.
7. Учебник «Математика». 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1, под ред. М. И. Моро. М.: Просвещение, 2014. – (Школа России)
|