Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА. МАТЕМАТИКА. «СТОЛБЧАТЫЕ И ЛИНЕЙНЫЕ  ДИАГРАММЫ». Введение. Технологическая карта. 3.Создание проблемной ситуации и. целеполагание. Чтобы Алисе не скуч



 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРСКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРОФИ ГОДА»

 

Номинация: Лучший урок для учащихся 1-4 классов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

МАТЕМАТИКА

3 КЛАСС

«СТОЛБЧАТЫЕ И ЛИНЕЙНЫЕ  ДИАГРАММЫ»

Составила:

Ивкина Татьяна Максимовна

учитель начальных классов

 

 

Гурьевский МО

 

Введение

Актуальность разработки обусловлена тем, что сейчас во многих мониторинговых работах есть задания, для выполнения которых учащиеся должны иметь представление о работе с графиками, таблицами, диаграммами. Дети должны уметь выполнять задания, находить нужную информацию и интерпретировать её, так же понимать приведённые значения: читать, сравнивать, делать выводы.

Тема «Столбчатые и линейные диаграммы» является очень интересным и наглядным способом отражения графической информации, предполагает активную работу ученика по поиску и визуализации информации. Благодаря учебно-познавательному интересу к новому учебному материалу и открывающимся новым способам решения учебных задач развиваются личностные универсальные учебные действия, а также специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

 

Технологическая карта

Название программы: Школа России  
Предмет Математика
Тема «Столбчатые и линейные диаграммы»  
Класс  
Цель Познакомить с понятиями «линейная диаграмма» и «столбчатая диаграмма»
Задачи - обучающие: организовать работу по формированию понятий: " столбчатая диаграмма" и " линейная диаграмма", подготовить детей к определению алгоритма построения столбчатых и линейных диаграмм, учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы; - развивающие: способствовать развитию мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала, навыков работы с информационными технологиями; - воспитательные: прививать культуру общения, воспитывать стремление быть успешным в достижении своих целей, бережное отношение к своему времени.
Планируемые результаты - предметные: строить и анализировать диаграммы; -личностные: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, использовать полученные знания в повседневной жизни; -метапредметные: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения, работать в паре, слушать и понимать речь других, договариваться о правилах поведения в группе.
Оборудование Компьютер, интерактивная доска, презентация к занятию, видео файлы, конверт с заданиями для работы в группе, шарики на подставке с надписями для рефлексии (Мне интересно, мне весело, я доволен собой, мне грустно и т. д)

 

 

Этап урока Деятельность и действия учителя Деятельность и действия ученика (ов) Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия
1. Мотивация к учебной деятельности.     Психологический настрой на работу.   Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу. Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу! Подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Я надеюсь, что такое настроение у вас останется на протяжении всего нашего урока! На столе стоят разноцветные шарики. Выберите шарик, который соответствует вашему настроению, и поставьте его себе на парту.   Визуальный контроль готовности рабочего места и кабинета к уроку. Взаимное приветствие.   Выбирают шарик и ставят себе на стол     Контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к занятию. Взаимное приветствие. Регулятивные: настраивание на успешную деятельность. Личностные: мотивационная готовность к учебной деятельности. Коммуникативные: формирование умение слушать и слышать. Готовность учащихся к обучению.
2. Актуализация знаний Ребята, я приглашаю вас сегодня совершить космическое путешествие с уже известными нам героями – профессором Селезневым и его друзьями: Алисой, Севой, Веней и Громозекой. (Слайд 2) Но в космосе возможны любые ситуации, поэтому проверим вашу сообразительность.  - Куда же мы с вами отправимся путешествовать вы узнаете разгадав ребус.    (Слайд 3) – Какое слово у вас получилось? (Марс) – Что вы знаете о нем? (Это небесное тело, планета. )                                                                                            - На чем полетим? (звездолете) -Начинаем путешествие, полетели! (Слайд 5. Файл 1 «Полет на марс») -Чтобы Алисе не скучно было в полете профессор Селезнев предлагает задание «Найди и исправь ошибку» (Слайд 5)                                                                                          -Мы приземлились на Марс. - Посмотрите, кто нас встречает   (Сдайд 6. Файл 2 «Встреча с Громозекой»)  -Громозека рад нашей встрече. И предлагает на планете Марс поработать. (На доске представлены различные виды информации: рисунок, схема, таблица. ) (Слайд 7) -Что вы видите на слайде? (краткие записи задач) - В виде чего они представлены?          (рисунок, схема, таблица) - Обсудите и составьте с соседом по парте задачи, представленные на слайде. Разгадывают ребус. Отвечают на вопросы Смотрят отрывок из мультфильма   Выполняют задание на доске и в тетрадке   Смотрят отрывок из мультфильма Ответы детей   Работа в паре.   Составляют задачи по схеме, рисунку, таблице. Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативное: уметь свои мысли оформлять в устной форме.   Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др. ). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

3. Создание проблемной ситуации и

целеполагание

                                                                           Чтобы Алисе не скучно был профессор Селезнев                                                                                                  предлагает задание

- Составьте по рисунку задачу, который вы видите на доске.

 (Слайд 8)

(На доске рисунок (диаграмма), по которому дети должны составить задачу. )

- Смогли выполнить задание?

- В чем затруднение?

- Какой возникает вопрос?

- Как думаете, как называется такая модель? (Слайд 9. Файл 3 «Диаграмма»)

- Такая модель называется – диаграммой. (Слайд 10)

-Что такое диаграмма?

(Диаграмма – это наглядное графическое изображение соотношения числовых величин. )

 

- Назовите тему и цель урока.

(Пытаются сформулировать цели урока совместно с учителем)

-Чтобы нам получить новые знания, нам нужно обратиться к профессору Селезнёву.

 

Формулируют учебную проблему.

 

Дети называют действия, которые не умеют делать.

 

 

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

Наблюдение. Проблемная

ситуация.

Работа с текстом

Беседа в ходе фронтальной работы.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после

предварительного обсуждения;

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме, отстаивать и спорить свою позицию, учитывать разные мнения.

 

 

Уметь анализировать данные.
Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.
5. Открытие нового знания Профессор Селезнёв предлагает прочитать задание ( Слайде 11) Рассмотрите два вида рисунка (1-таблица, 2- диаграмма) -Можете ли вы рассказать, кто победил, с помощью рисунка№1? - Кто победил, с помощью рисунка№2? -Сравните, как представлена одна и та же информация в №1 и в №2. -Какая информация более наглядна, понятна? Диаграммы позволяют отобразить данные более наглядно, облегчить их восприятие, помочь при анализе и сравнении. -В зависимости от того, с помощью чего изображаются числа, диаграммы могут быть разных видов. -С помощью чего была построена первая диаграмма? (Слайд 12) -Как будет называться диаграмма? (линейная) -Посмотрите другую диаграмму, с помощью чего построена она? Как она будет называться? (столбчатая)   Диаграммы бывают разные. (Слайд 13)   Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, выводят окончательную схему алгоритма.   Знакомства с разными видами диаграмм Фронтальная работа.   .   Коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме, отстаивать и спорить свою позицию, учитывать разные мнения, Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать самостоятельно правильность выполнения действия. Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия
6. Усвоение новых знаний и способов усвоения Сегодня я приглашаю вас в загадочный и интересный мир графиков и диаграмм. Мы вместе с вами убедимся в том, что очень важно не просто иметь представление о диаграммах, но и уметь читать и строить их при помощи линейки, карандаша. Алиса предложила прочитать диаграмму и записать ее в таблицу. (Слайд 14) -На линейной диаграмме показано, сколько различных опытов провели наши герои на Марсе. -Сколько опытов провел Громозека? -Кто провел наибольшее число опытов? Наименьшее число? Кто провел меньше 5 опытов? Больше 5? -Составьте еще несколько вопросов и ответьте на них.   -Наши учёные не только делают эксперименты и ставят опыты, изучают животных, но и выполняют обязанности по звездолёту, в частности дежурят. Робот Веня составил график дежурства. Прочитайте таблицу. -По заданной таблице (Слайд 15)постройте линейную диаграмму. -Учиться чертить диаграмму будем по плану представленному на слайде (Слайд 16)   Учатся читать диаграмму, отвечают на вопросы.   Самостоятельно составляют вопросы по диаграмме.     Составляют и задают вопросы.     Учащиеся на интерактивной доске и в рабочих тетрадях строят диаграммы по алгоритму.   Чертят диаграмму и выполняют все по плану Самоконтроль Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.
7. Релаксация (физминутка)  (Слайд17 - 19)  Физминутка для глаз. Координирует деятельность учащихся. Следят только глазами за движущимися предметами.   Регулятивные: управлять своей деятельностью. Снять утомление.
8. Повторение   В космосе время летит быстро. И мы не заметили, что пришла пора возвращаться на Землю. Но Дуня попросила помощи. Поможем ей? (Слайд 20) -Послушайте текст: Алиса Селезнёва, домашний робот Сева, неутомимый археолог Громозека, профессор Селезнёв и забавный гном Веня в течение суток ухаживали за космическими животными (Сколько часов в сутках? ). Только одна ворона Дуня с утра (как обычно) плохо себя чувствовала. Работать Дуня не могла и придумала себе такое занятие: она ходила по звездолётом наблюдала за космонавтами. Кто как работает? Увидев это, профессор Селезнёв посоветовал вороне к вечеру начертить таблицу для информационного стенда, куда бы Дуня внесла результаты своих наблюдений. Но Дуня сказала, что диаграмма более наглядна, особенно столбчатая, и по ней сразу будет видно, кто меньше всех заботился о космических животных за прошедшие сутки. Только диаграмму она никогда не строила и ей надо помогать. – Давайте поможем Дуне выполнить просьбу профессора. Начинаем работу. -Тогда делимся на 2 экипажа(группы) и приступаем к работе. Как нужно работать в группе? (Слайд 21)   Команды получают конверты с заданиями и раздаточным материалом. (Приложение  «Задание для групп») Выступление групп. -В чём испытывали затруднения при построении диаграммы?  -Кого в группе можно отметить за хорошую работу? Вспоминают правила работы в группах. Проверка выполнения заданий.     Высказывают своё мнение   Самостоятельная работа. Взаимоконтроль. Регулятивные УУД: Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь правильно вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок   Познавательные УУД Уметьпреобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Развиваем умения:            - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
9. Подведение итогов урока. Организует психологическую разгрузку и снятия напряжения, подводит учащихся к выводу о проделанной работе. -Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке. - Какой была тема урока? - Какие цели вы ставили? - Удалось ли достичь этих целей? -Можем вернуться на Землю   (Слайд 22. Файл 4 «Возвращение домой») Выполняют задания учителя.   Дети называю цели урока, умения, которые получили на уроке. Смотрят отрывок мультфильма.   Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Анализ конкретных результатов обучения: -какие получены достижения; -что было удачным на уроке, а что менее удачным; -объяснение причины своих неудач.
10. Рефлексия Использует рефлексивный прием Вспомните. Вначале урока вы определили своё настроение. Сейчас оно у вас изменилось? Возьмите новый шарик или поменяйте, который соответствует вашему настроению в конце урока. (Слайд 23) Благодарит за занятие, прощается с детьми. Оценивают свою работу на уроке   Регулятивные УУД: Уметьоценивать свою деятельность. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Уметь: делать выводы, принимать решения, общаться, обращаться за помощью (если нужно).

 

 

Список литературы:

1. Истомина Н. Б. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2012

2. Истомина Н. Б. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2012

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010.

4. Молокова А. В. Начальная школа: Современный урок в условиях информатизации учебно-методическое пособие Изд-во ГЦИ «Эгида». – Новосибирск, 2010.

5. Поурочные разработки по математике к УМК М. И. Моро и др., О. А. Мокрушина, М: Вако, 2012 г

6. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2011.

7. Учебник «Математика». 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1, под ред. М. И. Моро. М.: Просвещение, 2014. – (Школа России)

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.