Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Санкт-Петербургский государственный университет



 

 

 

Санкт-Петербургский государственный университет

 



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Методологические основы физической культуры

Methodological Foundations of Physical Training



Язык(и) обучения

 

русский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 3

 

Регистрационный номер рабочей программы:

 

 

Раздел 1. Характеристики учебных занятий

Дисциплина читается обучающимся основной образовательной программы высшего образования

Психология физической культуры и спорта по направлению 37. 04. 01 Психология (очная форма обучения), профессиональная траектория «Психология физической культуры и спорта» по уровню магистратура в 1 семестре.

1. 1. Цели и задачи учебных занятий

Аннотация. Методологические основы физической культуры и спорта являются базовым основанием понимания принципов и механизмов развития физических качеств человека, неразрывно связанных с духовным и нравственным формированием личности человека. Физкультурно-спортивное движение как социальное явление имеют экономическое, политическое, нравственное значение в жизни общества. Физическая культура как форма воспитания детей и юношества являются естественными средствами развития и адаптации к социальным условиям жизни. Спорт являются уникальной деятельностью – это единственная сфера жизнедеятельности, где человек сознательно стремится к максимальным нагрузкам. Изучение теоретических основ, методических принципов организации и ведения занятий и тренировок, дозирования нагрузок, этапов формирования двигательных навыков спорта и физического воспитания необходимо для понимания психологических механизмов регуляции функционирования психики и соматики занимающегося, поведения, результативности и КПД занятия физической культурой и спортом.

Annotation.

The methodological foundations of physical culture and sports are the basic basis for understanding the principles and mechanisms for the development of a person’s physical qualities, which are inextricably linked with the spiritual and moral formation of a person’s personality. Physical culture and sports as a social phenomenon have economic, political, moral importance in the life of society. Physical culture as a form of parenting children and youth are natural means of development and adaptation to social conditions of life. Sport is a unique activity - this is the only sphere of life, where a person consciously strives for maximum loads. The study of the theoretical foundations, methodological principles of organizing and conducting classes and training, dosing loads, the stages of formation of motor skills of sports and physical education is necessary to understand the psychological mechanisms of regulation of the functioning of the psyche and somatics of the student, behavior, performance and efficiency of physical culture and sports

Цель курса - формирование у студентов знание теоретических основ занятия физической культурой и спортом.

Задачи:

•     Понимание теоретических основ научно-методического обеспечения занятия физической культурой и спортом.

•     Систематизация общих и специфических методических принципов, методов спортивной тренировки; Анализ концептуальных авторских подходов к технологии планирования многолетнего занятия физической культурой и спортом.

 

1. 2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения курсов базовой общепрофессиональной части: Анатомия и физиология человека. Ч. 1 (Б001); «Общая психология» (Б008); «Общий психологический практикум» (Б009).

1. 3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)

Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:

 

ПКП-1 Способен выявлять и анализировать информацию о потребностях индивидуума, группы, организации, способен определять цели работы, которые должны быть приняты клиентом и достижимы.

ПКП-2 Умеет применять методы диагностики для оценки индивидуумов, групп и организаций адекватные контексту оказания услуги.

ПКП-4 Способен проверять и оценивать существующие методы, техники и модели психологической помощи в профессиональном спорте и в физкультурно-оздоровительной деятельности; умеет определять области психологии спорта и других видов физической культуры, актуальные для решения прикладных задач и научных проблем.

ПКП-6 Способен анализировать информацию о проблемах спортсмена, занимающегося физкультурно-оздоровительной деятельностью, тренера, спортивного коллектива и потребностях других заказчиков услуг (родители юного спортсмена, менеджеры спортивных команд и т. п. ) с помощью интервью, наблюдения и других психодиагностических методов, умеет организовывать психодиагностические мероприятия, обрабатывать и предоставлять диагностическую информацию, разрабатывать рекомендации, проводить психологическое консультирование.

ПКП-7 Способен выбирать, разрабатывать, модифицировать и реализовывать приемы и методы психопрофилактики и психорегуляции для занимающихся спортивно-оздоровительной деятельностью, с учётом индивидуальных особенностей клиентов и задач конкретного вида физической культуры и спорта.   

ПКП-8 Способен разрабатывать и реализовывать комплексные программы психологического сопровождения спортсменов, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью, спортивных и физкультурно-оздоровительных коллективов.

УКМ-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию их решений и действий.

В процессе освоения дисциплины, обучающиеся формируют следующие знания, умения и навыки:

Знания

1. Методические принципы организации тренировочных/учебных занятий в профессиональном спорте и в физкультурно-оздоровительной деятельности

2. Виды и специфические особенности мероприятий психологического содействия в спорте и других видах физической культуры по развитию функциональных качеств занимающихся. .

3. Этапы и  формы развития функциональных возможностей в спортивно-физкультурной деятельности.

Умения

1. Применять методические подходы в управлении развитием индивидуальности (физических и психологических качеств) занимающегося в спорте, физкультурно-оздоровительной деятельности и активном отдыхе.

2. Оценивать эффективность диагностических, профилактических и коррекционных мероприятия психологической помощи с учётом изменений задач спортивной подготовки.

3. Составлять индивидуализированные комплексные программы спортивной/физкультурной занимаюегося спортом, физкультурно-оздоровительной  деятельностью.

Навыки

1. Владеть приёмами учета научно-обоснованных программ развития спортивных качеств занимаюегося спортом, физкультурно-оздоровительной деятельностью.  

2. Ориентироваться в психологических проблемах занимающихся спортом и другими видами физической культуры, ставить диагностические задачи, реализовывать мероприятия психодиагностики.

3. На основании результатов диагностики и задач спортивной деятельности организовывать и проводить мероприятия психопрофилактики и психокоррекции индивидуальных трудностей занятия спортом, двигательной ктивностью.

1. 4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

− интерактивные лекции (аудиторная работа);

− проведение презентаций и показ учебных фильмов по некоторым темам;

− кейсы (разбор ситуаций на бланках и видео) и групповые дискуссии (аудиторная и самостоятельная работа под руководством преподавателя);

− групповая работа – форма обучения, при которой осуществляется совместная деятельность парой или группой студентов (3-5 человек), направленная на решение поставленной задачи;

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

2. 1. Организация учебных занятий

2. 1. 1 Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

период обучения (модуль)

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические занятия

лабораторные работы

контрольные работы

коллоквиумы

текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя

в присутствии преподавателя

сам. раб. в т. ч. с использованием методических материалов текущий контроль (сам. раб. ) промежуточная аттестация (сам. раб. ) итоговая аттестация (сам. раб. )

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-12

 

5-12

5-12

 

 

 

 

5-12

 

 

 

1-1

 

1-1

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации

Период обучения (модуль)

формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 1

Нет

экзамен

-

2. 2. Структура и содержание учебных занятий

Основной курс     Основная траектория Очная форма обучения

           Период обучения (модуль): Семестр 1

№ п/п

Наименование темы (раздела, части)

Вид учебных занятий

Количество часов

Введение

лекции

семинары

практические занятия

сам. раб. по методическим материалам

Тема 1. Введение в теорию и методику физической культуры и спорта

лекции

семинары

практические занятия

сам. раб. по методическим материалам

Тема 2. Общие основы теории и методики физической культуры

лекции

семинары

практические занятия

сам. раб. по методическим материалам

Тема 3. Теоретические основы обучения двигательным действиям

 

лекции

семинары

практические занятия

сам. раб. по методическим материалам

Тема 4. Теория спортивной тренировки

 

лекции

семинары

практические занятия

сам. раб. по методическим материалам

Тема 5. Комплексность подготовки спортсмена. Особенности соревновательной деятельности.

 

лекции

семинары

практические занятия

сам. раб. по методическим материалам

Введение

Содержание разделов

Тема 1.

Введение в теорию и методику физической культуры и спорта

1. Общие и специфические признаки физической культуры: физические упражнения, как формы специально организованной двигательной активности человека; комплекс материальных и духовных ценностей в совершенствовании физических возможностей человека.

2. Вводная характеристика спорта как особой сферы жизнедеятельности. Специфика тренировочной, соревновательной деятельности как формы социальной активности.

3. Соотношение понятий физическая культура и спорт.

4. Предмет теории и методики физической культуры и спорта.

Тема 2

Общие основы теории и методики физической культуры

1. Социальная роль физкультурно-спортивного движения. Двигательная активность как физиологическая потребность развития и сохранения функциональных возможностей организма, как социальная потребность в социальной адаптации в юношеском и зрелом возрасте.

2. Организованная двигательная активность как основной фактор воздействия на физическое развитие. Средства и методы формирования физической культуры личности человека.

3. Физические упражнения как основные специфические средства формирования физической культуры личности. Способы регулирования нагрузки и отдыха. Способы организации освоения двигательных действий. Следовые эффекты физических упражнений.

4. Общепедагогические принципы процесса физического воспитания. Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности. Принцип доступности и индивидуализации. Принцип непрерывности процесса физического воспитания. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Принцип адаптированного сбалансирования динамических нагрузок. Принцип циклического построения занятий (микроциклы, мезоциклы, макроциклы). Принцип возрастной адекватности направлении физического воспитания.

Тема 3

Теоретические основы обучения двигательным действиям

1. Обучение двигательным действиям как одна из основных сторон формирования физической культуры. Способы и механизмы управления двигательными действиями. Закономерности формирования умений и навыков – 5 этапов формирования двигательного навыка. Профилактика травматизма в процессе освоения двигательных действий.

2. Формирования координационных способностей. Критерии оценки координационных способностей. Психофизиологические свойства, обусловливающие координационные задатки. Методические приемы оценки развития координации.

3. Основные физические качества – сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Биомеханика движений – функциональная соподчиненность биохимических, физиологически, психических и психологических механизмов движения.

4. Сила – рабочая активность мышц. Разновидности мышечной силы: динамическая; статическая; скоростно-силовая; силовая выносливость. Факторы, обусловливающие проявление силы. Методы развития.

5. Быстрота – скоростные параметры движений. Формы проявления быстроты. Взаимосвязь быстроты скоростных способностей и способы оценки уровня их развития. Предпосылки, обусловливающие проявление скоростных способностей: подвижность нервных процессов, уровень развития скоростно-силовых способностей, эластичность мышц, совершенство техники, биохимические факторы.

6. Выносливость - способность противостоять утомлению. Разновидности проявления выносливости и способы оценки уровня их развития. Факторы, составляющие основу проявлений выносливости: функциональная производительность систем организма, эффективность и экономичность техники, морфотип и состав тела, личностные качества. Методы совершенствования возможностей систем энергообеспечения, повышения экономичности деятельности, эффективности использования функционального потенциала.

6. Формирование гибкости осанки и телосложения. Гибкость как комплекс свойств, обусловливающих подвижность частей тела относительно друг друга. Способы оценки уровня развития гибкости. Предпосылки, обусловливающие проявления гибкости: анатомические особенности суставов, эластические

свойства мышц и связочного аппарата, качество межмышечной координации.

7. Планирование и контроль в процессе физического воспитания.

Тема 4

Теория спортивной тренировки

1. Система многолетней спортивной подготовки. Этап отбора и начальной подготовки Этап специализированной подготовки. Этап высших спортивных достижений. Структура годичных циклов. Структура многолетнего планирования тренировки. Требования к кандидатам и членам сборных команд.

Организация и проведение централизованных сборов. Работа комплексной научной группы. Модельные характеристики членов сборной команды РФ.

2. Общие принципы спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Непрерывность тренировочного процесса. Цикличность тренировочного процесса. Волнообразность динамики тренировочных нагрузок. Единство постепенности возрастания тренировочных нагрузок и тенденция к «предельным» (максимальным) тренировочным нагрузкам.

Тема 5

Комплексность подготовки спортсмена.

1. Функциональная подготовка и особенности внимания.

2. Техническая подготовка и особенности памяти.

3. Тактическая подготовка и особенности установок.

4. Стратегическая подготовка и цели спортивной деятельности.

5. Психологическая подготовка – принцип информационной определенности, принцип отсутствия свободного времени.

6. Состояние тренированности.

Особенности соревновательной деятельности.

1. Особенности соревновательной деятельности. Стрессогенность. Личностная значимость. Стремление к достижению максимального результата. Публичность соревнований. Правила и условия соревнований.

2. Стратегия подготовки - выбор средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов.

3. Объективизация спортивного результата, анализ причин успеха или неудачи.

4. Внесения своевременных коррекций в планы подготовки.

5. Выбор тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников.

6. Моделирование в тренировке условий протекания реальных состязаний. Фазовость предсоревновательного, соревновательного и послесоревновательного периодов

 

Раздел 3. Обеспечение учебных занятий

3. 1. Методическое обеспечение

3. 1. 1 Методические указания по освоению дисциплины

Основные средства:
•     учебно-методические материалы по темам 1-5;
•     интернет-ресурсы, видеоматериалы по темам 3-5.
Дополнительные:
•     электронные презентации по темам курса;
•     схемы и таблицы, иллюстрирующих положения тем курса;
тренажерные средства развития физических качеств.
Глоссарий
Аэробика, активность, адаптация, антропометрические показатели, антропометрический профиль, акклиматизация, быстрота,. врачебный контроль, воля, выносливость, гомеостаз, гипоксия и гипероксия, градация интенсивности физических нагрузок, гипокинезия, \гидроаэробика, двигательная активность, двигательное умение, двигательный навык, диагностика состояния здоровья, закаливание, здоровый образ, здоровый стиль, зоны физических нагрузок, калланетика, ловкость, лечебная физкультура, максимальное потребление кислорода (МПК), метаболизм, методические принципы физического воспитания, методы физического воспитания и спортивной тренировки, массовый спорт, мотивация выбора, номограмма, организм, общая физическая подготовка (ОФП), онтогенез, прикладные знания, прикладные физические качества, прикладные психические качества, специальные прикладные качества, прикладные умения и навыки, прикладные виды спорта, производственная физическая культура, профессиональный травматизм, профессионально-прикладная физическая подготовка, педагогический контроль, \планирование перспективное спортивной подготовки, планирование текущее спортивной подготовки, планирование оперативное, переутомление, профессиональный спорт, профессиональная направленность, резистентность, рефлекс, работоспособность, рекреация, спорт, саморегуляция, социально-биологические основы физической культуры, социально-экологические факторы, саморегуляция, самооценка, самочувствие, специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, спорт высших достижений, современные системы физических упражнений, структура подготовленности занимающегося, самоконтроль, сила, стретчинг, трудоспособность, тест, туризм, терренкур, утомление, усталость, функциональная проба, физические (двигательные) качества, функциональное состояние, физиологическая и функциональная система организма, физическая культура, физическая культура личности, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие, физическое образование, физическая подготовленность, функциональная подготовленность, ценности физической культуры.

3. 1. 2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

Программа учебной дисциплины.
Список основной и дополнительной литературы.
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

4 Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Физкультурно-спортивное движение.
1.     Определение понятий «физическая культура» и «спорт».
2.     Принципиальные различия занятий физической культурой и спортом.
3.     Физкультурно-спортивное движение – экономическое, политическое, гуманитарное значение.
4.     Объективные факторы влияния занятий физической культурой на организм.
5.     Субъективные факторы занятия физической культурой.
6.     Физическая культура и спорт как образ жизнедеятельности.
7.     Формы занятия физической культурой.
8.     Этапы формирования двигательных навыков.
9.     Принципы развития физических качеств.
10.   Нетрадиционные системы физических упражнений.
11.   Массовый спорт, его цели и задачи.
12.   Спорт высших достижений.
13.   Национальные виды спорта.
14.   Характеристика основных групп видов спорта.
15.   Детский, юношеский спорт как этап спортивного совершенствования.
16.   Спорт как свободное время препровождение.
17.   Международное спортивное движение.
18.   Индивидуальность выбора видов спорта или систем физических упражнений.
19.   Проблемы достижения высоких спортивных результатов.
20.   Принципы сопряженного подхода в развитии физических качеств.
21.   Виды функциональных нагрузок комплексного воздействия на организм занимающегося.
22.   Характеристика нетрадиционных систем физических упражнений.

Спорт высших достижений.
1.     Этап отбора и начальной подготовки: задачи, структура годичного цикла.
2.     Этап специализированной подготовки: задачи, структура годичных циклов.
3.     Виды подготовки и содержание микроциклов этапов спортивной подготовки.
4.     Этап высших спортивных достижений: задачи, планы, средства.
5.     Структура многолетнего планирования тренировки.
6.     Виды подготовки на этапе высших спортивных достижений.
7.     Содержание работы комплексной научной группы.
8.     Общие принципы спортивной тренировки.
9.     Специфические принципы спортивной тренировки.
10.   Особенности тренировки квалифицированных юных спортсменов.
11.   Методические принципы и технологии современного спорта.
12.   Научно-методическое обеспечение тренировочного процесса.
13.   Моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
14.   Медико-биологический контроль спортсменов.
15.   Педагогический контроль эффективности учебно-тренировочного процесса.
Темы семинаров
1. Введение в теорию и методику физической культуры и спорта
Вопросы
1.     Физическая культура и спорт как органические части культуры общества и личности.
2.     Общие и специфические признаки физической культуры.
3.     Характеристика спорта как особой области человеческой культуры.
4.     Соотношение понятий физическая культура и спорт.

2. Физическая культура и спорт как социальное явление
Вопросы
1.     Физическая культура как социальное явление жизни общества.
2.     Специфические функции физической культуры.
3.     Общекультурные, общевоспитательные и другие социальные функции физической культуры
4.     Формы физической культуры.
5.     Соотношение понятий: культура, физическая культура, физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическое образование.

3. Средства и методы формирования физической культуры человека
Вопросы
1.     Средства и методы физического воспитания.
2.     Способы регулирования нагрузки и отдыха, способы организации освоения двигательных действий.
3.     Теория поэтапного формирования двигательного действия.
4.     Закономерности и этапы формирования умений и навыков.
5.     Взаимодействие навыков.
6.     Возможности изменения сформированных умений и навыков.
7.     Профилактика травматизма в процессе освоения двигательных действий

4. Методические подходы развития физических способностей
Вопросы
1.     Морфофункциональные комплексы физических качеств.
2.     Свойства опорно-двигательного аппарата, механизмы. энергообеспечения функциональных систем.
3.     Закономерности развития физических способностей.
4.     Принципы развития физических способностей.
5.     Силовые способности и методика их воспитания.
6.     Скоростные способности и методика их воспитания.
7.     Выносливость и методика ее воспитания.
8.     Гибкость и методика ее воспитания.
9.     Координационные способности и методика ее воспитания.
5. Организационно-методические принципы тренировочного процесса.
Вопросы
1.     Структура годичных циклов: периоды, этапы и микроциклы тренировочного процесса.
2.     Общие принципы спортивной тренировки.
3.     Анализ методических подходов к тренировочному процессу.
4.     Анализ методических подходов к тренировочным нагрузкам.
5.     Методы тренировки по видам подготовки: физической, двигательной (быстрота, координация), функционально-двигательной, технической, психологической.
6.     Основные параметры тренировочной нагрузки.
7.     Оценка уровня функциональной и психологической подготовки.

6. Факторы соревновательной деятельности.
Вопросы
1.     Направленность соревновательной деятельности.
2.     Структура соревновательной деятельности.
3.     Характеристики соревновательной деятельности – общие и специальные.
4.     Условия и обеспечение соревновательной деятельности.
5.     Факторы успешности соревновательной деятельности.
6.     Роль психологии в структуре соревновательной деятельности.

Что такое психологическое сопровождение спортивной деятельности, его мероприятия и этапы?

В чём суть индивидуализации психологических воздействий?

Классифицируйте мероприятия психодиагностики, психорегуляции, психопрофилактики реабилитации в системе психологической подготовки.

3. 1. 3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

Форма промежуточной аттестации – экзамен в устной форме

3 вопроса, 30 минут на подготовку.

Осуществляется контроль успеваемости по результатам выполнения заданий в рамках практических занятий по основным темам курса. Преподаватель проверяет самостоятельные работы студентов, срок выполнения которых назначается в соответствии с темами лекционных и практических занятий. Выступление с докладами по 1-6 темам семинаров, интерактивность при обсуждении докладов сокурсников – вопросы и выступление

1. Выполнение заданий по темам курса

Задания выполняются на 1-8 неделях курса.

Оценивается: соответствие выполнения задания методическим требованиям.

2. Выступление с докладом на семинаре. Задания выполняются на 2-8 неделе курса. Оцениваются: подготовленность студента к докладу, соответствие доклада теме и методическим требованиям.

Примечание. В случае пропуска занятий по уважительной причине студент представляет реферат по конкретному вопросу программы пропущенной темы лекции, семинара.

 

На основании результатов ставится оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».  

Оценка «отлично» ставится, если представлены 90-100% мероприятий диагностики и коррекции функциональных нагрузок и методов формирования физических качеств на каждом этапе занятия спортом или физической культурой.

Оценка «хорошо» ставится, если описаны 60-89% мероприятий по заданным вопросам.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если описаны 40-59% мероприятий.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если описаны менее 40% мероприятий и так же не раскрывается содержание дополнительных вопросов.

3. 1. 4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)

Перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Социально-экономическое значение физкультурно-спортивного движения в жизни общества.

2. Культурологическое значение физической культуры в жизни общества.

3. Методология физической культуры - деятельностный, аксеологический, результативный, технологический, нормативный подходы.

4. Физическая культура как социальное явление, ее структура и функции.

5. Понятие «физическое развитие» человека.

6. Здоровье и двигательная активность человека.

7. Эффективность физических упражнений – факторы кумулятивности.

8. Спортизация физического воспитания как социальное явление современности.

9. Принципы физического воспитания и тренировки

10. Физические качества и двигательные способности.

11. Основы обучения движениям: этапы формирования умения, навыка, автоматизма.

12. Формирование психических качеств и качеств личности в процессе физического воспитания.

13. Возможность и условие коррекции физического развития средствами физической культуры и спорта.

14. Физические качества – кондиционные и координационные способности.

15. Закономерности развития двигательных способностей, формирования двигательных качеств.

16. Общая выносливость – методы развития и оценки.

17. Сила – методы развития и оценки.

18. Быстрота – методы развития и оценки.

19. Ловкость и координация движения.

20. Дыхание при занятиях физическими упражнениями и спортом. Контроль переносимости функциональной нагрузки.

21. Значение мышечной релаксации в занятиях физической культуры и спортом.

22. Значение уровня физической подготовки в занятиях физическими упражнениями.

23. Значение процесса восстановления при занятиях физической культурой и спортом, формы восстановления.

24. Двигательный режим в сочетании функциональной нагрузки и отдыха.

25. Самоконтроль за физическим развитием и функциональным состоянием организма.

26. Внешние признаки утомления и переутомления в процессе занятий физическими упражнениями.

27. Характеристика физической подготовленности.

28. Гуманистическая направленность функций спорта. Негативные явления в спорте.

29. Цель спортивной подготовки как представление о предполагаемом спортивном результате.

30. Характеристика задач в области физической, технической, тактической, психологической, интеллектуальной (когнитивной) и интегральной подготовки.

31. Физическая (функциональная) подготовка спортсмена. Задачи общей и специальной физической подготовки.

32. Техническая подготовка. Объективные критерии оценки технического мастерства.

33. Тактическая подготовка как способ ведения соревновательной борьбы, как программа поведения на соревнованиях.

34. Психологическая подготовка спортсмена, ее содержание, виды и значение.

35. Интеллектуальная (когнитивная) подготовка спортсмена, ее значение и место в спортивной деятельности.

36. Спортивная тренировка как многолетний процесс: стадии и этапы.

37. Перспективное, текущее и оперативное планирования подготовки спортсменов.

38. Комплексность контроля подготовки спортсмена: оперативный, текущий, этапный. Их содержание и направленность.

39. Пробы Руфье и Яроцкого.

40. Проба Ромберга и Штанге.

41. Тест Купера.

 

3. 1. 5 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Анкета обратной связи

3. 2. Кадровое обеспечение

3. 2. 1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

Чтение лекций - преподаватели, имеющие учёную степень доктора психологических (или медицинских) наук, кандидата психологических (или медицинских) наук или степень PhD, а также преподаватели, имеющие большой опыт научно-исследовательской и научно-методической деятельности в этой области.

Проведение практических занятий может осуществляться преподавателями, не имеющими учёной степени, но имеющими стаж работы в практической сфере по данной теме не менее 5 лет и стаж преподавательской деятельности не менее 3 лет.

3. 2. 2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Не требуется

3. 3. Материально-техническое обеспечение

3. 3. 1 Характеристики аудиторий (помещений, мест) для проведения занятий

Стандартно-оборудованная аудитория

3. 3. 2 Характеристики аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования

Для проведения занятий (по заявке преподавателя) требуется выделение аудитории для проведения интерактивных лекций, оборудованных компьютером с мультимедийным проектором и акустической системой, настенным экраном, подключенные к Интернету.

3. 3. 3 Характеристики специализированного оборудования

Не требуется

3. 3. 4 Характеристики специализированного программного обеспечения

Не требуется

3. 3. 5 Перечень и объем расходных материалов

Маркеры, фломастеры, бумага формата А4, канцелярские товары, картриджи принтеров, диски, флеш-накопители в объёме, необходимом для организации и проведения занятий (по заявкам преподавателей, подаваемым в установленные сроки).

3. 4. Информационное обеспечение

4. 1. 1 Список обязательной литературы

Сафонов В. К. Психология спортсмена: слагаемые успеха. М., 2018
Теория и методика физической культуры: Учебник для студентов вузов – 2 изд. / Ю. Ю. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2013.

4. 1. 2 Список дополнительной литературы

Спортивная медицина - Учебник-3-е изд. / Г. А. Макарова - М.: 2012.
Ильин Е. П. Психология спорта. СПб., 2008.
Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов / А. В. Родионов, - М., 2004.
Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.
Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов / А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. - Мн.: Тесей, 2003.

 

3. 4. 3 Перечень иных информационных источников

 

  1. Информационные ресурсы Санкт-Петербургского государственного университета:

URL: http: //www. lib. pu. ru

2. " ФизкультУРА" www. fizkult-ura. ru.

3. Библиотека международной спортивной информации (БМСИ) www. bmsi. ru.

4. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту Российского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта, Молодежи и Туризма (РГУФКСМиТ) lib. sportedu. ru.

5. Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта(ВНИИФК) www. vniifk. ru.

6. Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (СПб НИИФК) www. spbniifk. ru.

 

  1. Электронный каталог библиотеки НГУ им. П. Ф. Лесгафта http: //lib. lesgaft. spb. ru/MarcWeb2/

Раздел 4. Разработчики программы

Фамилия, имя, отчество

Учёная

Учёное

Должность

Контактная информация

степень

звание

(служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Сафонов Владимир Константинович

к. пс. н

доц.

Доцент кафедры общей психологии

e-mail: general. psychology@spbu. ru

 

328-94-13

                                             

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.