Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 4. Общественно-политические процессы в Восточной Европе



Лекция 4. Общественно-политические процессы в Восточной Европе

и Приазовье в XVII вв.

 

Неудачи украинского народа в Освободительной войне, объединение Левобережной Украины с Россией усилили передвижение населения из Правобережной Украины на Левобережную и ускорили заселение Слобожанщины и Запорожья, которое по условиям Андрусовского перемирья (1667 г. ) было признано за Россией. В 1660 г. на Тор была направлена большая партия украинских переселенцев (более 760 выходцев из Правобережья) и русских ратных людей во главе с белгородцем С. Кошелевым для строительства «жилого города» вблизи соляных промыслов.

Прибыв на Тор, Кошелев стал подбирать удобное место для будущего города. Пока он согласовывал этот вопрос с белгородским воеводой, «черкасы разбежались» и не с кем было строить город. Воевода приказал С. Кошелеву с ратными людьми возвратиться в Белгород, а провиант и пищали, которые предназначались для защиты города, доставить до Цареборисова, восстановленного в 1656 г.

16 апреля 1663 г. белгородский воевода Г. Ромодановский получил новое царское распоряжение: « На Тору поставить стоялый острог со всеми крепостьми. В том остроге устроить на вечное житье людей из украинных городов». В июне он отправил на Тор 600 «ратных людей» для строительства города, а для поселения в нем — по 50 валуйчан и чугуевцев и 12 семей из Харькова. Возглавлявший эту экспедицию Я. Филимонов сообщал Г. Ромодановскому, что прибыв на Тор, они стали у озер обозом, то есть устроили из возов лагерь, и обнесли его рвом. Филимонов, как Протасьев и Кошелев, считал, что наиболее удобным местом для города является район Маяцкого озера, где летом 1663 г. было возведено небольшое укрепленное поселение. Длина его стен составляла 205 сажень при 2 проезжих и 4 глухих башнях. Под прикрытием Маяцкого острога на Торе в 1664 г. были заведены казенные соляные варницы и началось производство казенной соли. Однако острог находился от промыслов на расстоянии почти 5 верст и не мог поэтому служить надежной защитой для солеваров. Татары продолжали совершать на Тор набеги и забирать в плен солепромышленников. Поэтому весной 1666 г. на Тор направили из Белгорода В. Струкова и поручили ему составить план строительства оборонительных сооружений, чтобы защитить не только промыслы, но и пограничные поселения. Обследовав местность, Струков пришел к выводу, что Маяцкий острог построен в неудобном месте и не защищает ни «государевых мест, ни Торских соляных промыслов». Он предложил перенести его к устью Тора, а от него по левому берегу реки, до впадения в нее Сухого Торца, от последнего вверх по Голой Долине и до Северского Донца построить разного вида оборонительные сооружения, которые защитили бы не только промыслы, пограничные поселения, но и направлявшихся на Тор солеваров от внезапных набегов татар и других «воинских людей». Для выполнения на линии всех работ необходимо было направить не менее По всей видимости, невозможность выделить такое количество людей на сооружение укрепленной линии не позволила возвести запланированные сооружения вокруг Торских соляных промыслов. В 1676 г. рядом с ними построили Соляной городок. В январе 1677 г. в нем уже числилось 245 семей черкас, которые устроились дворами, а другие продолжали прибывать и селиться. 30 января 1678 года в Соляной городок прибыл Б. Протасов с поручением «всякое строение и заводы, и людей переписать; и тому всему учинить переписные книги». В доставленных им в Разряд книгах отмечается: «В 184 (1676 г. —В. П. ) в Соляном построено 2 башни проезжие и 4 башни глухих, между башнями 161 сажень стены. Вокруг города выкопан ров шириной в 2, 5, глубиной в 19, 5 саженей. Внутри острога находилась приказная изба, караульня, погреб для преступников и колодец. На крепостных стенах были установлены 6 пищалей, доставленных из Цареборисова и Маяков. В связи с частыми нападениями на Соляной городок татар, его жители просили правительство «прибавить наряду», т. е. вооружения. В случае невыполнения просьбы они угрожали покинуть городок.

В связи с усилением набегов татар на Слободскую Украину во время войны за Чигирин (1673-1679 гг. ) царское правительство распорядилось построить Изюмскую оборонительную линию. В качестве ее продолжения в 1684 г. построили Торскую укрепленную линию. Отчет Харьковского полковника Г. Донца, под руководством которого строилась Торская черта казаками слободских полков и служилыми людьми южных городов, свидетельствует, что летом 1684 г. при устье реки Тор (Казенного Торца), куда В. Струков предлагал перенести Маяцкий городок, был построен новый острог. Первоначально его называли Городком, а после переноса в начале XVIII в. в более удобное место, так как на прежнем он подтапливался весенними паводками, за ним закрепилось название Райгородок. От него по левому берегу Тора и Сухого Торца, Голой Долины, а затем степью до Северского Донца были насыпаны земляные валы, а в лесных местах вырубаны засеки. Неявка казаков Охтырского полка и части служилых людей на строительство линии не позволила ее окончить, но и в неоконченном виде она прикрыла Торские соляные промыслы и поселения, возникшие в Подонцовье, от внезапных набегов татар.

Частые набеги татар на Торские соляные промыслы, низкое качество соляной рапы в озерах побуждали местных солеваров, прежде всего жителей Соляного городка, к поискам новых источников. В 1683 г. казаки Сухаревского юрта, который впервые упоминается в 1666 г. при устье Бахмута, открыли соляные источники в среднем течении той же реки. Эксплуатировали их первоначально «наездом», то есть приезжали летом с казанами и дровами, вываривали нужное количество соли и возвращались домой. Торяне и маячане, которые выпасали на Бахмуте скот, косили траву, держали летом пасеки, убедившись, что бахмутские соляные источники во много раз по концентрации соли превосходят торские, после разорения в 1697 г. татарами варниц на Торе, переселились на Бахмут и завели тут новое поселение, а для его защиты в 1702 г. построили небольшой острог. Таким образом было положено начало еще одному укрепленному городу — Бахмуту.

Наряду с Подонцовьем заселялись и другие районы края. По речке Волчьей и ее притокам упоминаются запорожские зимовники. К концу XVII в. относятся первые упоминания о зимовниках запорожцев в верховьях Кальмиуса (ныне город Донецк), Кривого Торца, Крынки и по другим речкам. Однако уничтожение Старой (Чертомлыцкой) Сечи в 1709 г., переход запорожцев в пределы Крымского ханства и перенесение русско-турецких границ, установленных в 1700 г., с побережья Азовского моря на реке Темерник (правый приток Дона), Тузлов, верховья Миуса, Крынки, Лугани, Бахмута, Кривого и Сухого Торца в междуречье Самары и Орели повлекли отток населения из Подонцовья и Приазовья. В связи с этим в начале XVIII в. интенсивное заселение края приостановилось, даже наблюдалось уменьшение количества жителей городов и сел.

С заселением Подонцовья и Приазовья усиливается роль сельского хозяйства — основного вида занятий не только казаков-зимовчан, но и городского населения. Во время возведения городов для горожан отводилась пашенная земля и сенокосы. Однако жалобы жителей Соляного свидетельствуют, что местное население отдавало предпочтение скотоводству. Это объясняется не только меньшей трудоемкостью скотоводства по сравнению с земледелием, но и быстрой его отдачей, а также использованием его продукции в качестве сырья сельскими и городскими ремесленниками.

Отрицательно влияли на занятие земледелием и набеги татар. В частности, жители новопостроенных городков жаловались правительству, что из-за непрекращающихся набегов татар они не могут производить полевые работы и просили обеспечить их хлебом. Не получило еще широкого распространения земледелие и среди казачества. Принимая во внимание тот факт, что в 1690 г. атаман донских казаков издал указ, запрещавший заниматься казакам земледелием, можно предполагать, что оно угрожало военной организации казачества. Освоивший землю в дикой степи казак не хотел с ней расставаться и его трудно было мобилизовать в далекие походы, которые угрожали его хозяйству. Поэтому казаки предпочитали требовать за свою службу по охране границ хлеб у правительства. Земледелием занимались лишь те, кто не брал участия в походах по старости или увечьям, а также казацкая старшина, использовавшая в своих хозяйствах труд наемных работников — «парубков».

Как и прежде, важное место среди занятий принадлежало промыслам. Больше всего источники упоминают о вылове рыбы в местных реках и морях. Запорожцы по жребию распределяли между куренями рыбные угодья как на реках, так и в морях, прежде всего в Азовском, Днепровско-Бужском лимане, а также при Гарде (ныне город Первомайск) на реке Буг. Туда направлялись вместе с казаками полковник, есаул и писарь. Целое лето, если казаки не отправлялись в поход, они заготавливали рыбу, которая была наиболее распространенным продуктом питания и охотно обменивалась приезжими чумаками на другие товары, прежде всего на ремесленные изделия, спиртные напитки, доставляемые на Сечь из других районов.

Рыбный промысел требовал достаточного количества соли. Это способствовало расширению соледобычи не только в речных лиманах и солончаках Причерноморья, но и на Торе и в других близких к нему местах.

После возведения Маяцкого городка в марте 1664 г. из царской канцелярии белгородскому воеводе Г. Ромадановскому поступило распоряжение завести на Торе казенные варницы. Для их оборудования доставить из Ельца 100 котлов и другой инвентарь. Для реализации распоряжения в мае того же года воевода направил на Тор 230 человек работников и 88 стрельцов в качестве охраны промыслов. В течение летнего сезона они построили три варницы, в которых размещалось 40 котлов (из 100 котлов доставили лишь 40), на них выварили 5558 пудов соли. Из них 5158 пудов крестьяне Чугуевской волости доставили зимой в Белгород.

Составленная летом 1665 г. опись Торских соляных промыслов позволяет представить состояние казенных варниц. Каждая из них представляла собой сарай 46 сажень в длину, а 3 — в ширину, покрытый лубьем. Под сплошной стеной размещались печи, в которые были вмонтированы котлы. Во время составления описи соль вываривалась лишь в 20 котлах, так как остальные уже испортились. Около печей имелись корыта, садовницы и другой инвентарь для хранения и просушивания соли. За сезон 1665 г. в казенных варницах добыли 9331 пуд соли, из которых 7211 отправили в Белгород.

Кроме казенных варниц, на Торе работали и частные, принадлежавшие жителям Цареборисова, Чугуєва, Салтова, Нового Оскола, Усерда, Рыбинска, Сум, Харькова, Землянска, Змиева, Лебедина, Ахтырки, Колонтаева, Котельвы, Брянска, Богацка, Боровска, Олешни, Плотвы, Кузьминска, Зеньковска, Грунска, в которых насчитывалось 418 котлов. Во время составления описи соль вываривалась лишь в 323, а остальные стояли пустыми, так как их «хозяева и работные люди разъехались». Составитель описи сообщал, что летом на Тор для выварки соли приезжают до 10 тыс. человек из Левобережной Украины и порубежных русских городов. Варят они соль 2-3 недели, кому сколько надобно, и уезжают обратно. Составлявший опись заводов С. Титов подчеркивал, что не только казенное, но и частное солеварение велось с перебоями из-за нехватки рабочих рук и частых набегов татар. Если учесть, что в среднем каждый мог вывезти до 60 пудов соли, то на Торе вываривали за год до 0, 5 млн. пудов соли.

Описание соляных заводов при Торских озерах 1665 г.:

«На торских озерах около госуд. солеварных куреней и амбаров построена церковь во имя Николы Чудотворца всяких чинов людьми которые приезжая на Тор соль варят, да близко той церкви почав ставлен острог. От степи поставлено того острогу 22 сажени. Да надолбы от степи от соленого озера до пресного поставлены в одну кобылину на 350 саж. На торских же озерах построены два амбара в сосновом, лесу покрыты лубьем, в которые амбары сыпана государева соль.

Первый амбар мерою в длину полчетверта саженя поперек полтора саженя меж углов. Другой амбар мерою в длину 3 саж. поперек 11/3 саж. А те амбары строил на великого государя Степан Перцов. Да третей амбар, в котором была государева соль, ослонен дубовым тыном, покрыт лубьем, а по сказке Степана Перцова, что де тот амбар усердского черкашенина Алешки Молышенка. На торских же озерах построены для государева соленого варенья три ж куреня а на сохах чищены и покрыты лубьем. В длину те курени 46 е., поперек по 3 е., а в тех куренях 15 печей худых 25 печей добрых, а в тех печах умазаны 20 котлов, двадцать котлов из печей вынены, и все 40 котлы худы во многих местах прогорели и плочены, а заводу в тех куренях 40 корыт больших и малых, 30 садовниц, лукошки лубеныя..., что из котлов соль вынимают 4 ушата, 2 черпала, а ныне на торских озерах на великого государя соли не варят — работников нет; а по сказке Степана Перцова те работники с торских озер разбежались, а иные по нарядам из городов не присланы, а хто именем на торских озерах и которых городов всяких чинов люди на вел. Государя соль варили попеременно и до которого числа, и хто имянем и с которых городов в который перемене лет и с которого числа с торских озер от соленаго варенья учали бегать и тому дал Степан Перцов книги и писал он Степан те книги своею рукою.

А для соленого варенья от торских озер лес в 4 в. и тот вырублен а в длину того лесу на 5 в., а поперек тож, а в том лесу молодой подрастает».

Можно предположить, что именно угроза татарских набегов и побуждала торских солеваров вести поиски новых соляных источников на левой стороне Северского Донца. В 1681 г. Иван Клушин и его отец Тимофей, а также Емельян Сазонов разведали соляные источники на правом берегу реки Жеребец и обратились к белгородскому воеводе за разрешением вываривать там соль. Спустя восемь лет Сазонов разведал соляные источники и на левой стороне Жеребца. В 1691 г. на правой стороне Жеребца (ныне город Кировск) числилось 40 соляных колодцев, а на левой (ныне село Торское) — 30, из рапы которых вываривалась соль. Однако их рапа оказалась низкой концентрации и вскоре они были заброшены.

Более высокой концентрации оказалась рапа соляных источников, разведанных казаками Сухаревского юрта на среднем течении Бахмута. Поскольку сухаревцы пользовались этими источниками «наездом», то есть сезонно, то с 1697 г. сюда стали переселяться торяне и маячане, варницы которых были разрушены во время татарского набега. В 1701 г. они пробурили первую скважину и стали добывать соль. Бахмутская рапа оказалась самой высокой концентрации, что и повлекло столкновения между донскими казаками и старшиной слободских полков за эти источники.

Обе стороны обратились к царю с просьбой закрепить соляные источники за ними. На Бахмут была отправлена комиссия, которая должна была выяснить, кто первым начал осваивать источники. Оказалось, что хотя донские казаки открыли источники, промышленное их освоение начали слобожане. Поэтому Петр I в октябре 1704 г. распорядился соляные промыслы переписать на казну, а местное украинское население подчинить Изюмскому полковнику, русское — торскому приказному человеку. Это решение царя вызвало негодование среди донских казаков. Во главе с атаманом солеваров К. Булавиным они зимой 1705-1706 гг. разорили промыслы. Часть солеваров возвратилась в Тор, другая — перешла на Жеребец. Петр I направил на Бахмут дьяка Горчакова с указанием разобраться в случившемся, но К. Булавинвзял его под арест и не допустил к расследованию дела. Торские солевары платили казне 10-ю бочку соли из добытой на промыслах.

Большое внимание, как сельские, так и городские жители уделяли пчеловодству. Как возле зимовников, так и вблизи городов упоминаются пасеки. Собранный мед не только удовлетворял потребности самих хозяев, но и предназначался для рынка. Меньше во второй половине XVII в. уделялось внимания охоте.

Основными товарами, поступавшими за пределы региона, были рыба и соль. За ними приезжали купцы из разных мест Украины и России. Немало их доставляли в разные места и местные жители. Так, жители Соляного городка с 1 сентября 1684 г. по 31 августа 1685 г. через Маяцкую заставу провезли 486 возов соли и рыбы. При том купец А. Иванов провез 48 возов рыбы. Вовлечение местного населения в торговые операции способствовало формированию купечества.

Таким образом, заселение края способствовало развитию сельского хозяйства и уменьшению роли охоты и других видов мелких промыслов среди занятий населения.

Важнейшим элементом культуры в эпоху средневековья была религия. Религиозная жизнь края теснейшим образом была связана с Святогорским монастырем. Как свидетельствуют письменные и археологические источники, до 80-х гг. XVII в. он размещался в пещерах. Только с этого времени начинается строительство наземных построек. Имеются все основания предполагать, что этому процессу способствовало заключение Бахчисарайского договора в 1681 г. между Россией и Крымским ханством. В связи с этим уменьшилась угроза татарских набегов, и монастырь стал больше заниматься хозяйством, для чего стали возводиться постройки под прикрытием меловых скал, вдоль Донца. Однако, обвал части меловой скалы показал опасность размещения под ней построек. Этим, очевидно, и объясняется строительство на вершине скалы Николаевской церкви, являющейся шедевром украинского народного зодчества конца XVII в. Археологические исследования показали, что использованные на ее постройку материалы очень близки к строительным материалам, из которых построен Изюмский Преображенский собор. Строительство Николаевской церкви на меловой скале возвысило роль монастыря в регионе как духовногои культурного центра и привлекло к нему многих паломников.

Пополняется библиотека монастыря. Только в марте 1679 г. в ответ на обращение архимандрита оказать монастырю помощь из Монастырского приказа по указанию царя монастырской библиотеке было передано 11 книг, в том числе «Евангелие напрестольное» на бархате и «Евангелие толковое», отпечатанное в 1652 г., «Требник» печати 1639 г., «Часослов» (1653 г. ), «Шестиглав» (1663 г. ) и др. Кроме монастырской церкви, упоминаются церкви в городах и селах. При церквах устраивались приходские школы, в которых обычно обучали детей читать и считать, не говоря о молитвах и пениях церковных песен, колядок.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.