Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культурологическая мысль в России



4. Первая культурологическая концепция в отечественной науке принадлежит Н. Я. Данилевскому (1822 – 1885), основоположнику теории культурно-исторических типов. В своей книге «Россия и Европа» (1869) он обосновал идею о том, что культура как живой организм находится в движении и развитии. Культуры рождаются, живут, дряхлеют и умирают, при этом можно четко выделить стадии развития культуры.

Н. Я. Данилевский утверждал, что Рим, Греция, Индия, Египет и другие культуры имели свой древний, средневековый и современный периоды, т. е. существует множество цивилизаций. Каждая из них возникает, развивает свои собственные формы и ценности и затем погибает вместе с ними. Русский философ разделял все народы на три основных класса: позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы; негативных творцов истории, которые не создали цивилизации, но способствовали гибели дряхлых, умирающих цивилизаций (гунны, монголы); и, наконец, народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается на ранней стадии. Поэтому последние не стали ни созидательной, ни разрушительной силой.

По мнению, Данилевского, лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческими типами», он насчитывает десять таких цивилизаций. Россию Данилевский относил к молодой славянской цивилизации, которая еще не достигла расцвета своих творческих сил.

Н. Я. Данилевский выделил некоторые закономерности развития цивилизаций:

1. Любое племя или народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе, представляют культурно-исторический тип, если они духовно способны к историческому развитию и прошли стадию детства.

2. Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости.

3. Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам культур другого исторического типа. Каждый тип создает свою собственную цивилизацию, испытывая большее или меньшее влияние чужих предшествующих и современных цивилизаций. Так, многочисленные попытки распространить греческую цивилизацию среди восточных народов потерпели крах; англичане потерпели аналогичное поражение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Индию. Однако эта закономерность не распространяется на отдельные элементы или черты цивилизаций, которые могут передаваться от одной к другой.

По Данилевскому, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех областях деятельности, а только в одной. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская – в религиозной, римская – в области права и политической организации. Славянская цивилизация, по его мнению, будет трех или даже четырехсоставной, т. е. её творчество проявится в трех-четырех областях: религиозной, научной, политико-экономической и эстетической. Прогресс человечества, считал Данилевский, не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле исторической деятельности исходить в разных направлениях.

Другим выдающимся российским культурологом был Питирим Сорокин (1889 – 1968). Исторический процесс, по мнению П. А. Сорокина, есть циклические колебания культур, каждая из которых – самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих её тип. Сорокин выделяет три типа культур: чувственный (чувственное познание, преобразование и эксплуатация внешнего мира); идеациональный (преобладает рациональное мышление, развитие внутреннего мира человека); идеалистический (смешанный тип самосовершенствование и преобразование внешнего мира).

В русской философии исследования культуры развивались под влиянием как русской исторической школы (В. О. Ключевский, С. М. Соловьев и др. ), так и оригинальных русских философов (Вл. Соловьев, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев и др. )

В XX в. свой вклад в развитие культурологии внесли Э. Маркарян, предложивший деятельностный подход в изучении культуры, и М. С. Каган, сторонник системного подхода. Основоположниками семиотики являются Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский. Культуру повседневности исследовал Г. С. Кнабе.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.