Конспект логопедического занятия по дифференциации мягкого согласного [Л’] и твердого [Л] в речи у детей с ринолалией.
Тема: Дифференциация [Л’] и [Л]
Лисенок в лесу
Этап логопедической работы: послеоперационный
Цель: Дифференциация звуков [Л] и [Л’] в речи.
Задачи:
–Коррекционные речевые:
а) Учить различать звуки [л] и [л’];
б) учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
в) учить образованию слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, родительного падежа, числительных прилагательных
г) продолжать обучать звуковому анализу слов;
д) учить определять позицию звука [Л’] в словах.
–Коррекционные неречевые:
а) формировать доброжелательность
б) формировать контроль за собственной речью
–Педагогические задачи:
а) воспитывать умение внимательно слушать и верно выполнять инструкции логопеда
Материал: игрушка лисенок, фигурки, картинки деревьев, листики клена
Предварительная работа: разъяснение терминов (твердый звук, мягкий звук, обозначение звука); образец верного выполнения упражнений
Использованная литература:
План занятия:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Проверка домашнего задания – 5 мин.
3. Работа по коррекции дыхания
–объявление темы и постановка цели занятия
–отгадывание загадки про Рыбку (заинтересовывающий момент)
–массаж
–упражнения на активацию мышц мягкого неба
–упражнения на выработку диафрагмального дыхания
4. Организация окончания занятия – 2 мин.
5. Объяснение домашнего задания – 2-3 мин.
Ход занятия:
Этапы и задачи
| Деятельность логопеда
| Деятельность пациента
| Оборудование
| Подготовительный этап
Приветствие
Беседа о правилах поведения на занятиях
|
-Здравствуй, Юля!
-Сегодня к нам в гости пришла девочка Лена со своим другом Лисенком. Им нужна наша помощь. Лена мне уже рассказал свою историю, а теперь я расскажу ее тебе, чтобы мы вместе придумали как помочь друзьям.
-Но, прежде чем помочь им, давай вспомним правила поведения на занятии.
-Посмотри на себя, убраны ли волосы, аккуратно ли выглядит твое платье, застегнута обувь?
-Что необходимо сделать, когда желаешь ответить на вопрос?
- Молодец, совершенно верно!
-Что необходимо делать, когда я объясняю и показываю, как выполняется упражнение?
-Правильно!
|
-Здравствуйте, Мария Александровна!
Юля осматривает себя, приводит свой внешний вид в порядок.
- Нужно поднять руку и дождаться пока меня спросят!
-Надо внимательно слушать, не перебивать и не отвлекаться!
|
| Работа по закреплению полученного голоса
- Объявление темы и сообщение цели занятия.
-История Лены и Лисенка
(завязка)
Характеристика звука [Л’]
Звуковой анализ слов
Родительный падеж
Игра «Чего не стало? »
Пальчиковая гимнастика:
«Апельсин»
«Язычки-дразнилки»
«Поймай звук»
| История:
Лена гуляла по лесу, где росли Клён, Липа, Ольха, Ель, Лиственница.
Лена собирала ягоды: малину, землянику, калину.
И под клёном девочка увидела маленького Лисёнка. Он горько плакал: ле-лё-лю! Ле-лё-лю (повторяем плач Лисёнка)
Лисёнок гулял по лесу вместе с мамой Лисой, побежал за мотыльком и потерялся. Нам нужно помочь найти ему дорогу домой. А поможет нам в этом звук [л’].
- Давай покажем как летает мотылек
-После каждого задания будем класть кленовый листочек на тропинку, по которой Лисенок вернется домой.
Расскажи, что ты знаешь о звуке [л’]? Звук [л’] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные?
Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [л’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?
-Ты помнишь под каким деревом Лена нашла Лисенка?
- Правильно, под кленом. А ещё там рядом росла небольшая липа.
Давай разберем эти слова. (клен и липа)
«ЛИПА» Какой первый звук в слове «липа»? Какой фишкой обозначим этот звук? Почему?
Какой второй звук в этом слове? Какой фишкой обозначим этот звук? Почему?
Какой третий звук в слове «липа»? Какой фишкой обозначим этот звук? Почему?
Какой четвёртый звук в этом слове? Какой фишкой обозначим этот звук? Почему?
Сколько всего звуков в этом слове?
Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?
Кладем первый листочек на тропинку.
Аналогично со словом Клен.
Кладем второй листочек на тропинку.
- Какие деревья еще были влесу, где гуляла Полина? Тополь, Ель, Лиственница.
Выкладываются картинки деревьев.
С числительными понятиями – один – много - 2, 3, 4, 5.
Тополь-тополей, ель-елей, лиственница-лиственниц.
Кладем третий листочек на тропинку.
- Чтобы положить еще один листочек, надо размять наши пальчики и выполнить небольшую зарядку.
Мы делили апельсин
Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)
Кладем четвертый листочек на тропинку.
-Давай вспомним какие ягоды собирала Полина в лесу: малину, землянику, калину.
Какой сок получится из ягод малины? (малиновое)
Какой сок получится из ягод земляники? (земляничный)
Какой сок получится из ягод калины? (калиновый)
Кладем пятый кленовый листочек на тропинку.
Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент: Лё-ле-ле-Ле-лю-лю-Ля-ли-ли-ли-Ле-ли…
Ребенок, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в «язычок». Вместо «язычка» можно дать свистки, дудочки или бубны.
-Молодец! Кладем шестой кленовый листочек на тропинку.
Как только услышишь звук [л’] будешь хлопать в ладоши. (ЛИСА, ЗЕЛЁНЫЙ, ПОЛЕ, ЛОЖКА, СТАЛЬ, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ЛЕСКА, ШПИЛЬКА, ЛАСКА, ЛИСТОК).
-Определи позицию звука [л’] в словах.
ЛИСА, ЗЕЛЁНЫЙ, поле, СТАЛЬ, листок, шпилька.
-Молодец! Кладем седьмой кленовый листочек на тропинку.
-Чтобы положить последний листочек на тропинку и прийти к дому, Лесенку надо позвать маму. Кто его мама? Правильно Лиса. А как мы назовем ее ласково? Лисонька, Лисичка.
Кладем последний восьмой листочек клена на тропинку.
Вот и нашел Лисёнок свой дом. Лисенок и Лена говорят нам спасибо!
И танцуют от радости и поют: Ля-Ли-Ля-! Ле-Лю-Ля!
Давай повторим с ними эту песенку!
|
(Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).
- Звук [Л’] согласный, мягкий, звонкий.
- Синим.
- Зеленым.
ЛЬ - губы спокойные, зубы чуть приоткрыты, спинка языка поднята, кончик смыкается с дёснами, боковые края опущены, воздушная струя проходит по краям языка.
- Под кленом!
- «Л»
- зеленой
- потому что это мягкий звук. - «и»
- красной
- потому что это гласный звук. - «п»
- синей
- потому что это твёрдый звук. - «а»
- красной
- потому что это гласный звук. - четыре - два
- два
|
| Организация окончания занятия
(анализ и оценка деятельности ребенка, объяснение домашнего задания)
| Ты сегодня большой молодец! Ты справился со всеми заданиями и помог друзьям!
Какой звук тебе сегодня в этом помогал? Звук [л’]
Что тебе понравилось сегодня больше всего?
А может что-то было трудно выполнить?
А домашним задание станет выучить скороговорку:
Тополиный пух
Над калиной, над малиной, пух летает тополиный. Ивы, клёны, пихты, ели, дуб и липы побелели.
-До скорой встречи Юля. Жду тебя в среду!
|
- До свидания, Мария Александровна.
|
|
|