Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект логопедического занятия по дифференциации  мягкого согласного [Л’] и твердого [Л] в речи у детей с ринолалией.



Тема: Дифференциация [Л’] и [Л]

Лисенок в лесу

Этап логопедической работы: послеоперационный                        

Цель: Дифференциация звуков [Л] и [Л’] в речи.

Задачи:

–Коррекционные речевые:

а) Учить различать звуки [л] и [л’];

б) учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

в) учить образованию слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, родительного падежа, числительных прилагательных

г) продолжать обучать звуковому анали­зу слов;

д) учить определять позицию звука [Л’] в словах.

–Коррекционные неречевые:

а) формировать доброжелательность

б) формировать контроль за собственной речью

–Педагогические задачи:

а) воспитывать умение внимательно слушать и верно выполнять инструкции логопеда

 

Материал: игрушка лисенок, фигурки, картинки деревьев, листики клена

Предварительная работа: разъяснение терминов (твердый звук, мягкий звук, обозначение звука); образец верного выполнения упражнений

Использованная литература:

План занятия:

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Проверка домашнего задания – 5 мин.

3. Работа по коррекции дыхания

–объявление темы и постановка цели занятия

–отгадывание загадки про Рыбку (заинтересовывающий момент)

–массаж

–упражнения на активацию мышц мягкого неба

–упражнения на выработку диафрагмального дыхания

4. Организация окончания занятия – 2 мин.

5. Объяснение домашнего задания – 2-3 мин.

Ход занятия:

Этапы и задачи Деятельность логопеда Деятельность пациента Оборудование
Подготовительный этап   Приветствие Беседа о правилах поведения на занятиях   -Здравствуй, Юля!   -Сегодня к нам в гости пришла девочка Лена со своим другом Лисенком. Им нужна наша помощь. Лена мне уже рассказал свою историю, а теперь я расскажу ее тебе, чтобы мы вместе придумали как помочь друзьям.   -Но, прежде чем помочь им, давай вспомним правила поведения на занятии. -Посмотри на себя, убраны ли волосы, аккуратно ли выглядит твое платье, застегнута обувь? -Что необходимо сделать, когда желаешь ответить на вопрос?   - Молодец, совершенно верно!   -Что необходимо делать, когда я объясняю и показываю, как выполняется упражнение?   -Правильно!   -Здравствуйте, Мария Александровна!     Юля осматривает себя, приводит свой внешний вид в порядок.   - Нужно поднять руку и дождаться пока меня спросят!   -Надо внимательно слушать, не перебивать и не отвлекаться!  
Работа по закреплению полученного голоса  - Объявление темы и сообщение цели занятия. -История Лены и Лисенка (завязка)   Характеристика звука [Л’]   Звуковой анализ слов   Родительный падеж Игра «Чего не стало? »   Пальчиковая гимнастика: «Апельсин»     «Язычки-дразнилки»   «Поймай звук» История: Лена гуляла по лесу, где росли Клён, Липа, Ольха, Ель, Лиственница. Лена собирала ягоды: малину, землянику, калину. И под клёном девочка увидела маленького Лисёнка. Он горько плакал: ле-лё-лю! Ле-лё-лю (повторяем плач Лисёнка) Лисёнок гулял по лесу вместе с мамой Лисой, побежал за мотыльком и потерялся. Нам нужно помочь найти ему дорогу домой. А поможет нам в этом звук [л’]. - Давай покажем как летает мотылек -После каждого задания будем класть кленовый листочек на тропинку, по которой Лисенок вернется домой.   Расскажи, что ты знаешь о звуке [л’]? Звук [л’] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? - Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? - Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [л’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?     -Ты помнишь под каким деревом Лена нашла Лисенка? - Правильно, под кленом. А ещё там рядом росла небольшая липа. Давай разберем эти слова. (клен и липа) «ЛИПА» Какой первый звук в слове «липа»? Какой фишкой обозначим этот звук? Почему? Какой второй звук в этом слове? Какой фишкой обозначим этот звук? Почему? Какой третий звук в слове «липа»? Какой фишкой обозначим этот звук? Почему? Какой четвёртый звук в этом слове? Какой фишкой обозначим этот звук? Почему? Сколько всего звуков в этом слове? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков? Кладем первый листочек на тропинку. Аналогично со словом Клен. Кладем второй листочек на тропинку. - Какие деревья еще были влесу, где гуляла Полина? Тополь, Ель, Лиственница. Выкладываются картинки деревьев.   С числительными понятиями – один – много - 2, 3, 4, 5. Тополь-тополей, ель-елей, лиственница-лиственниц. Кладем третий листочек на тропинку. - Чтобы положить еще один листочек, надо размять наши пальчики и выполнить небольшую зарядку. Мы делили апельсин Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает) Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика) Эта долька – для чижа Эта долька – для котят Эта долька — для утят Эта долька — для бобра А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти) Кладем четвертый листочек на тропинку.   -Давай вспомним какие ягоды собирала Полина в лесу: малину, землянику, калину. Какой сок получится из ягод малины? (малиновое) Какой сок получится из ягод земляники? (земляничный) Какой сок получится из ягод калины? (калиновый)   Кладем пятый кленовый листочек на тропинку.   Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент: Лё-ле-ле-Ле-лю-лю-Ля-ли-ли-ли-Ле-ли… Ребенок, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в «язычок». Вместо «язычка» можно дать свистки, дудочки или бубны. -Молодец! Кладем шестой кленовый листочек на тропинку. Как только услышишь звук [л’] будешь хлопать в ладоши. (ЛИСА, ЗЕЛЁНЫЙ, ПОЛЕ, ЛОЖКА, СТАЛЬ, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ЛЕСКА, ШПИЛЬКА, ЛАСКА, ЛИСТОК). -Определи позицию звука [л’] в словах. ЛИСА, ЗЕЛЁНЫЙ, поле, СТАЛЬ, листок, шпилька. -Молодец! Кладем седьмой кленовый листочек на тропинку. -Чтобы положить последний листочек на тропинку и прийти к дому, Лесенку надо позвать маму. Кто его мама? Правильно Лиса. А как мы назовем ее ласково? Лисонька, Лисичка. Кладем последний восьмой листочек клена на тропинку. Вот и нашел Лисёнок свой дом. Лисенок и Лена говорят нам спасибо! И танцуют от радости и поют: Ля-Ли-Ля-! Ле-Лю-Ля! Давай повторим с ними эту песенку!     (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).     - Звук [Л’] согласный, мягкий, звонкий.     - Синим.     - Зеленым.   ЛЬ - губы спокойные, зубы чуть приоткрыты, спинка языка поднята, кончик смыкается с дёснами, боковые края опущены, воздушная струя проходит по краям языка. - Под кленом!   - «Л» - зеленой - потому что это мягкий звук. - «и» - красной - потому что это гласный звук. - «п» -  синей - потому что это твёрдый звук. - «а»  - красной  - потому что это гласный звук. - четыре - два  - два  
Организация окончания занятия (анализ и оценка деятельности ребенка, объяснение домашнего задания)   Ты сегодня большой молодец! Ты справился со всеми заданиями и помог друзьям! Какой звук тебе сегодня в этом помогал? Звук [л’] Что тебе понравилось сегодня больше всего? А может что-то было трудно выполнить? А домашним задание станет выучить скороговорку: Тополиный пух Над калиной, над малиной, пух летает тополиный. Ивы, клёны, пихты, ели, дуб и липы побелели.   -До скорой встречи Юля. Жду тебя в среду!       - До свидания, Мария Александровна.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.