Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5.3. Источники права в период сословно-представительной монархии. Акты Земских соборов, уставные (указные) книги приказов, царское законодательство, боярские приговоры.



1) Источники права в период сословно-представительной монархии:

1. Обычное право и правовой обычай

2. Законодательство, созданное Боярской думой или царём (царские указы, боярские приговоры, уставы и уложения - своего рода отраслевые акты, грамоты: жалованные, судные, губные, таможенные, уставные)

3. Уставные (указные) книги приказов — это сборник нормативных актов.

4. Акты Земских соборов

5. Судебники (главный из них Судебник 1550 года)

6. Стоглав 1551 года - собрание постановлений Собора

7. Соборное Уложение 1649 года.

Система источников русского права в XVI–XVII вв. сохраняет ту же структуру, что и в предыдущий период. Правовой обычай и обычное право регулируют не только многие вопросы гражданско-правовых отношений, но и играют важную роль в сфере публичного права. Именно правовой обычай в значительной мере определял статус и полномочия царя, земских соборов, Боярской думы, функционирование других органов власти.

Одновременно с укреплением центральной власти возрастают удельный вес и значение письменных источников права. От имени царя и Боярской думы издается большое количество указов, грамот, уставов, приговоров. Наиболее важную роль среди них играли:

· - жалованные грамоты, которыми предоставляли определенные льготы и привилегии отдельным областям, учреждениям или лицам. Как правило, этими грамотами освобождали от налогов и повинностей (временно или постоянно), жаловали в собственность или пользование недвижимое имущество, предоставляли право на занятие определенным промыслом, даровались различные иммунитеты в сфере суда и управления. Такие грамоты по традиции именовались тарханными;

· - судные грамоты - определяли правила суда и выдавались судьям в качестве инструкций;

· - губные грамоты - предоставляли органам местного самоуправления право предупреждения определенных категорий преступлений, розыска и суда преступников;

· - таможенные грамоты - определяли порядок таможенного и финансового управления и способы взимания внутренних таможенных пошлин. Выделяли два вида таможенных грамот: первые определяли порядок откупов и деятельность откупщиков, вторые - порядок деятельности казенных учреждений;

· - уставные грамоты - определяли порядок местного управления и самоуправления, устанавливали компетенцию земских учреждений в сфере финансового, административного, уголовного и отчасти гражданского права. Наиболее известны Важская 1552 г. и Двинская 1556 г. уставные грамоты.

2) Акты Земских соборов:

- Высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Заседания проходили в царских палатах в 3 главных формах: 1 - открытие Земского собора после торжественного богослужения в Успенском соборе и первое общее собрание во дворце, на котором прочитывалась речь царя (им самим или от его имени думским дьяком). В речи излагалась цель созыва Собора и ставились вопросы для обсуждения. Вторая часть работы - обсуждение поставленных вопросов и выработка ответов на них каждой составной частью Собора в отдельности, т. е. по палатам. Третий акт - свод мнений и формулировка общего решения на втором общем заседании. Решение оформлялось в виде приговорной грамоты (часть их с указанием всех членов Собора поименно сохранилась).

Участники собора слушали вступительную речь вместе, а потом совещались уже отдельно по чинам и сословиям. Свод мнений и постановка решения делалась во втором общем собрании. Источники не указывают его, но оно необходимо предполагается в соборах избирательных.

Все, происходящее на соборе, заносилось дьяками в соборный акт - протокол, который скреплялся печатями царя, патриарха и высших чинов, а низшие чины скрепляли его крестным целованием. Обе формы скрепления соборного приговора показывают, что этот приговор имел не только нравственное, но и юридическое значение. Таким образом, он был не просто результатом совещания, а формальным обязательством и притом общим, круговым, связывавшим всех членов собора в нечто целое, в корпорацию своего рода, по крайней мере, в отношении к соборному приговору. Все они в конце резолюции обязывались государю своему служить правдою и добра хотеть ему и его детям «и их землям» и против его недругов стоять, «кто во что пригодится, до своего живота по сему крестному целованию» [15, c. 332]. Кроме того, соборный акт подписывался участвовавшими в соборе, причем, вследствие большого числа безграмотных, подписывались другие или же одно лицо расписывалось за целую группу. Соборный приговор, или акт, утвержденный государем, приводился исполнительной властью в действие, для чего писались в провинции грамоты с приказанием исполнить на основании соборного приговора те или другие мероприятия, которые были постановлены собором.

3) Уставные (указные) книги приказов:

Появились в связи с необходимостью преодоления пробелов и модернизации права после издания Царского судебника. Способ образования их таков: недостаточность постановлений царского Судебника, предвиденная им самим, восполнялась от 1550 г. по 1649 г. отдельными указами, которые должны были приписываться к Судебнику. Запросы о законе (инициатива) исходили от приказов (каждого по своему ведомству), причем или представлялось для разрешения самое дело, вызвавшее запрос (судебно-законодательная инициатива), или, по мере накопления таких вопросов, из них составлялись и представлялись списки (независимо от дел), так называемые «статейные списки» законодательных вопросов (собственно – законодательная инициатива). В каждом приказе собирались указы определенной направленности и образовывали специальные уложения.

Изложенным путем образовались следующие специальные уложения:

· Указная книга судных дел (или ведомства казначеев, как названа она в нашем издании, так как указы, содержащиеся в ней, обращены к казначеям, ведавшим суд гражданский при Грозном; Указные книги судных приказов или утрачены, или не изданы еще); указы ее относятся ко времени Иоанна IV (1550–1582 гг. ), за исключением одного (1588 г. ); содержание ее составляют нормы обвинительного процесса, обязательственного и отчасти вотчинного права.

· Указная книга приказа холопьего суда (1597–1620 гг. ), в ней законы о холопстве и прикреплении крестьян.

· Указная книга земского приказа (1622–1648 гг. ) – сборник узаконений, относящихся к управлению городом Москвой (о тяглых городских имуществах, о формах обвинительного процесса и полицейские постановления по городу Москве, важнейшие из статей: X, XIII и XXXI).

· Указная книга поместного приказа, собранная после пожара 1626 г. из отрывков уцелевших дел в самом поместном приказе (1587–1624 гг. ), из сообщений («памятей») из других приказов о законах, подведенных в решениях дел, производившихся в этих приказах (1611–1625 гг. ), и, наконец, из новых узаконений после пожара (1629–1651 гг. ). Без сомнения, много узаконений о поместьях и вотчинах до 1626 г. совершенно исчезло.

· Уставная книга разбойного приказа составляет исключение из прочих: в основании ее лежит не Судебник, а особое уголовное уложение, созданное Иоанном IV около 1555 г.; затем в смутную эпоху деятельность разбойного приказа и движение уголовного законодательства вовсе прекратились, а потому в 1617 г. составлена новая Уставная книга в разряде дьяком Трет. Корсаковым и подьячим Никитой Постниковым из прежней Уставной книги и дополнительных узаконений к ней времен царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. Затем к ней присоединены новые законодательные вопросы без ответов (ответы были получены уже в Уложении царя Алексея Михайловича). Наконец, с 20-х годов XVI в. (1624–1631 гг. ) приписаны новые уголовные законы по запросам приказа.

4) Царское законодательство

(жалованные, указные, духовные грамоты и указы)

Грамотой стали называться лишь отдельные виды документов. Это, прежде всего, жалованные и указные грамоты. Они выдавались великими и удельными князьями, митрополитами, архиепископами. Термин " грамота" употреблялся для обозначения актов феодального землевладения и хозяйства - данные, деловые, духовные, закладные, купчие и др. Они фиксировали передачу, раздел имущества, завещательные распоряжения, запись займа, обеспеченного залогом имущества, запись купли-продажи и обмена имущества. Существовавшая в русском феодальном государстве практика облекать всякий акт, исходивший от главы государства и устанавливавший определенные права, привилегии или обязанности, в форму пожалования, дает основания считать их жалованными грамотами. Однако особый вид льгот или пожалований определил их разновидности. Утверждение собственности феодалов на землю путем пожалования на службу недвижимого имущества, передачи государственных, пустующих земель, закрепление за ними слобод оформлялось жалованными грамотами. Пожалование привилегий землевладельцам в области суда, фиксации податного иммунитета и временных льгот по податям, взимаемым с населением их земель, оформлялось несудимыми, тарханными и льготными грамотами. Указанные грамоты, адресованные различным представителям власти на местах, касались вопроса земельных споров, иммунитетных прав. Характер пожалования (" пожалован есми" ) носят губные грамоты и наказы.

Указ — вид и название нормативного или индивидуального акта, обычно издаваемого главой государства.

Духовные грамоты князей, в частности, показывают, чем владели князья, иногда – как они приобрели те или иные владения, и в целом в динамике позволяют проследить процесс собирания или дробления земель соответствующих княжеств.

5) Боярские приговоры

Боярская дума была политическим учреждением, которое определяло государственный и общественный порядок и им руководило. Полномочия Думы не были регламентированы законом, а основывались на обычном праве. Вопросы могли поступать в Думу разным путём. Результатом законотворческой деятельности Думы стали боярские приговоры, которые по юридической силе были равны царским указам, так как составлялись «по указу государя».

Боярские приговоры были наиболее важными законодательными актами, связанными с феодальным землевладением, крепостным правом, основами финансовой политики и прочими важнейшими сторонами деятельности государства. Таким образом, основные законодательные акты того времени проходили ещё через Боярскую думу. Особенно возрастало число боярских приговоров после различных социальных потрясений.

Поскольку эти приговоры имели такую же силу закона; отменить их царь мог только на новом заседании Думы, «поговорив» со своими боярами. Приговоры помечались обыкновенно на самих делах, доложенных в Думе, и излагались кратко, либо пространно, если решали сложное и необычное дело; и краткие и пространные приговоры облекались потом в форму указов.

 

 

ü Центральное место среди источников права XVI в. занимает Судебник 1550 г., получивший название Царского судебника. Он представлял собой новую редакцию Судебника 1497 г. В нем были отражены изменения в российском законодательстве за прошедшие полвека. Судебник был утвержден во время реформ Ивана IV. Он состоял из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и отраженным в нем правовым институтам превосходил Судебник 1497 г. Подробнее и обстоятельнее в нем были представлены отношения дворян и крестьян. Есть основания полагать, что этот Судебник был принят после его обсуждения представителями разных сословий. Вне сомнения, он был направлен на достижение общегосударственной стабильности после межсословных разногласий в период малолетства Ивана IV. О значении закрепленных в нем правовых принципов свидетельствует тот факт, что в момент учреждения опричнины царь настойчиво добивался не принимать их во внимание, желая развязать себе руки при переходе к террору против противников усиления царской власти. После смерти Ивана IV различные правительства в России стремились восстановить в полном объеме правовые принципы, закрепленные в Судебнике 1550 г.

ü В Стоглаве 1551 г., представлявшем собой собрание постановлений собора, содержались в основном нормы церковного права, а также некоторые нормы гражданского, семейного и уголовного права. Он состоял из 100 глав и был представлен в виде ответов церковного собора на вопросы царя. В нем была предпринята попытка частично ограничить церковное и монастырское землевладение. В Стоглаве отменялось освобождение священнослужителей от подсудности своему епископу по всем делам, кроме разбойных, душегубных и татебных. Были внесены изменения и в церковное управление, в соответствии с которыми епископы должны были обеспечить избрание в городах и селах старост, обязанных осуществлять контроль за церковным порядком и деятельностью низшего духовенства. Кроме того, было принято решение внести исправления в церковные книги, в городах открыть училища для обучения детей чтению, письму и церковному пению, а также обустроить богадельни для нищих и запретить применение языческих обычаев.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.