Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мой интеллект. Эмоциональный интеллект. Воздействуем словом на эмоции. Слова – это команды



  Мой интеллект

Эмоциональный интеллект. Воздействуем словом на эмоции

Слово и эмоции разделены в нашем мозге – они расположены в разных его зонах. За эмоции отвечает затылочная часть мозга, лимбическая система (эмоциональный мозг), которая сформировалась аж 50 млн. лет назад. За речь отвечает передняя часть мозга, как часть церебральной системы (неокортекса), которая сформировалась много позже – 2 млн. лет тому назад. Прежде всего – ее левая часть. Также височные доли мозга, в которых расположены речевые центры – зона Вернике и область Брока.

Кстати, а рептильный мозг (мозговой столб и мозжечок) вообще сформировался 100 млн. лет назад! И он отвечает за физиологию и физику (движения, ориентация в пространстве) нашего тела. Без него мы бы не выжили! Его еще называют – крокодиловый мозг. Наверное, у крокодилов мозг совсем не меняется. Но речь сейчас не об этом…

Эмоции – следствие ощущений, фактически часть первой сигнальной системы. Речь – это вторая сигнальная система. Но ведь все это находится в одной черепушке и, конечно же, активно взаимодействует: речь и, конечно, связанное с ней мышление (хотя, как часто по жизни слышим бессвязную речь! ) влияет на эмоции, а эмоции на то, что мы говорим, а очень часто – кричим или, даже, орем в исступлении.

Слова – это команды

Слова – это не просто набор звуков, они несут смысл и этим смыслом воздействуют на речь. Слова, фактически, – это мыслекоманды.

Я попытался их как-то классифицировать по отношению к эмоциям:

1. Утверждение – «Я радуюсь», «Я грущу», «Я восхищаюсь», «Я злюсь», «Как хорошо, приятно, восхитительно», «Как отвратительно, неприятно, паршиво», «Мне очень приятно, я летаю! », «Мне некогда не было так хорошо! », «Здесь мне комфортней, чем там», «Сегодня у меня отличное настроение! ». Эти слова идентифицируют, констатируют, фиксируют, утверждают наступившую эмоцию, ее вид (положительная отрицательная, стеническая, астеническая) и характеристики (интенсивность, длительность, редкость), сравнивают ее атрибуты (время, место, привязка к ситуации, событию) и активизируют ее.

Если мы вербально зафиксировали эмоцию, то затем можем управлять ею – усиливать, ослаблять, переключать на другую ментально – «Что-то грустные мысли полезли в голову, нужно подумать о хорошем. Света вчера рассказала, что Андрюшка сделал первые шаги – растет…» – или действиями: «Настроение на нуле, пойду выпью чашечку кофе, посмотрю комедию».

Если мы находимся в отрицательном, нейтральном или астеническом эмоциональном состоянии, то команды-утверждения помогают перейти в нужное состояние, они становятся приказными (команда как приказ): «Я в позитиве! », «Хватит скучать, ну-ка соберись! ». Команды-приказы можно отдавать, предупреждая эмоционально негативную ситуацию: «Блин, вон начальник идет! Я спокоен, спокоен, невозмутим, абсолютно невозмутим».

2. Отрицание – команды с частичкой «не»: «Не огорчайся, не грусти, не бойся, не тушуйся, не злись, не гневись, не падай духом, не завидуй, не…».

Эти команды направлены на отрицательные и астенические эмоции. Мы используем их, фиксируя свое негативное эмоциональное состояние и пытаясь выйти из него, либо предупредить его.

Такие команды могут идти от других людей, которые замечают, в каком состоянии мы находимся, и пытаются как-то помочь нам. Муж говорит любимой жене: «Ну не плачь, милая! Я с тобой! Все образуется».

3. Настрои. Эти команды похожи на команды-утверждения, но они указывают на какую-то желаемую, нужную в данной ситуации черту характера человека и активизируют соответствующую эмоцию: «Я – смелый, я – добрый, я – любящий, я – творческий…». В приведенных примерах – это положительные черты и эмоции. Но, в зависимости от мировоззрения и ситуации они могут быть отрицательными. Вспомним Великую Отечественную войну, советские солдаты – защитники Родины, говорили себе (настраивали себя): «Я – беспощадный, безжалостный, ненавидящий. Я буду убивать, мстить! ».

4. Регулирование. Если вы попали в какую-то эмоционально окрашенную ситуацию, то речевые команды могут быть очень полезны:

1) Участие в позитивной ситуации: «Порадуйся вместе с ним», «Посочувствуй ему», «Полюби его»…

2) Предупреждение негативной ситуации: «Не ввязывайся», «Промолчи», «Пройди мимо», «Проигнорируй», «Выжди», «Не вспоминай это …».

3) Выдержка негативной ситуации (перетерпевание негативной ситуации): «Не отвечай, помолчи», «Подумай о другом (ком-то, чем-то)», «Пропусти мимо ушей», «Сожми кулаки», «Сосчитай до 100», «Не допусти вспышки гнева» …

4) Выход из эмоциональной ситуации: «Расслабься», «Переключи разговор на другую тему», «Уйди», «Согласись и прерви разговор», «Займись-ка вот этим».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.