![]()
|
|||||||
Деревья осенью»
Проект
Тема: «Экологический проект в подготовительной группе " Деревья осенью" »
Выполнила: Горшкова Н. С. _ Воспитатель МБДОУ №26 Зеленодольского района _
2014 год__________________ Сроки проведения проекта: в течение 3 месяцев (сентябрь-ноябрь) Участники проекта: Дети, воспитатели, специалисты Проблема: Бережное отношение к окружающей природе Вид проекта: Исследовательско — творческий Актуальность: Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит — как и я. Цель проекта: Исследовательско - творческая деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность. Задачи исследования: Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе. Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.
Прогнозируемый результат: Расширение знаний детей с правилами поведения на природе; Формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса. План работы по подготовке проекта: На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план). Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. Презентация Проекта, открытое занятие. Содержание этапов проекта. Подготовительный, исследовательский, заключительный (обобщающий) Подготовительный этап: Познание, коммуникация: беседы, наблюдения Художественно-эстетическая деятельность: Лепка «Ветка рябины», «Деревце за деревце» и др. Рисование «Соседи дерева», «Семья дерева» и др. Коллективная аппликация «Осеннее панно» и др. Музыка - хоровод «Березонька», песня «Калинка», прослушали в музыкально - поэтическом сопровождении Э. Верхарн «Из солнечных лучей... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И.
Экологический проект «Деревья осенью» развивает интерес к представителям растительного мира-деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного). В ходе реализации проекта большое внимание мы уделяли развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Татарстана.
Подготовительный этап. Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе с родителями создали экологический паспорт участка; сшили костюмы деревьев для развлечения; изготовили поделки из природного материала, также участвовали в акции «Посади дерево». Вместе с детьми собирали гербарий. На занятиях по изобразительной деятельности - организовали выставку «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце». На музыкальном занятии - выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении Э. Верхарн «Из солнечных лучей... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой. Работа с детьми. Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства: Как зовут тебя дерево? Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым? Есть ли У тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов? Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод? Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)? Исследовательский этап.
Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу. Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву - листья, корни, ствол, кора? У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему? На занятиях по изодеятельности Предложить нарисовать соседей дерева. У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий. Пусть по гладят кору, при жмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле - уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Проводилась работа на основе регионального компонента. Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы построили по следующей системе.
Занятия. Занятие 1. Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад». Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Бунина «Листопад», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям. Занятие 2. «Деревья нашего двора». Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу. Занятие 3. «Осень золото роняет» - экскурсия в осенний лес. Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев. Занятие 4. «День дерева» Цель: Обобщать представления детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы. Закладывать основы экологической культуры Игровая деятельность. Дидактические игры: «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка). «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины - осиновый и т. д. ). «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию. Наблюдения и исследовательская деятельность. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам. Художественно-продуктивная деятельность. Выставка: «Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» - рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины». Чтение художественной литературы: «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них. «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям. «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства. Заключительный, обобщающий этап. В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья - наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу. Итогом проекта «Деревья осенью» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации: Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем. Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья. Любить свой край, любить природу!
|
|||||||
|