Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Донецк довоенный



Планировка и застройка. Возникновение и развитие Юзовки, как и других промышленных городов и по­селков дореволюционного Донбасса, — наглядный при­мер того, какое влияние оказывали экономические за­коны капитализма на формирование населенных пунк­тов. Поселения, как правило, возникали у шахт и про­чих предприятий стихийно и беспланово. Наличие частной собственности на землю приводило к тому, что рабочие расселялись на территориях, принадлежа­щих владельцу предприятия, т. е. в непосредственной близости от места работы; увеличение количества ра­ботающих приводило к увеличению поселка, его раз­растанию. Закладка новой шахты или завода сопро­вождалась созданием поселений, обособленных от ос­тальных населенных мест. Вследствие этого Донбасс, особенно в районах угледобычи, представлял собой густую сеть разрозненных промышленных поселений, не имеющих четкой планировочной структуры. С раз­витием промышленности отдельные поселки, разраста­ясь, сливались между собой, образуя иногда весьма значительные по размерам населенные пункты. Так со­здавались в прошлом Донецк, Макеевка, Горловка, Енакиево и другие города.

 

Процесс формирования планировочной структуры социалистического Донецка начался в послереволюци­онный восстановительный период. Развитие города осуществлялось, в основном, путем наращивания сло­жившихся кварталов ранее существовавших отдельных шахтных и заводских поселков. Наиболее распростра­нена была усадебная застройка малоэтажными жилыми домами.

В годы первого пятилетнего плана (1928—1933 гг. ) началось бурное развитие промышленности. В Донецке с каждым годом увеличивалось строительство, расширя­лась городская территория. Так, в 1926 г. в черту го­рода были включены поселки Ветка, Смолянка, Кали-новка и поселок при железнодорожной станции, кото­рые составили вместе с прежними территориями три городских района — Калининский, Куйбышевский и Сталинозаводской (в настоящее время — Ленинский район).

Первый проект генерального плана Донецка разра­ботан в 1932 г. в Одесском филиале Гипрограда архи­тектором П. Головченко при участии архитектора А. Станиславского, инженера В. Гриценко, экономиста М. Василевского. В 1937 г. в связи со значительным развитием промышленности города, намеченным вто­рым пятилетним планом, этот проект бы частично пе­реработан. Генпланы 1932 и 1937 гг. имели огромное политическое и социальное значение: это были первые в истории Донецка градостроительные документы, ре­гулирующие и направляющие бурно развивающееся строительство, они намечали пути и методы подлинно революционного преобразования бывшей Юзовки в со­циалистический город.

Основным принципом реконструкции и развития Донецка, заложенным в проектах, являлось максималь­ное оздоровление города путем правильного функцио­нального зонирования и планировочной организации его территории, в том числе: рациональное взаимораз­мещение промышленности, складского хозяйства, тран­спортных устройств и селитьбы, озеленение и обводне­ние города и пригородной зоны, правильная органи­зация жилых кварталов с созданием здоровых условий для жизни населения, формирование общественного центра. Численность населения города на проектную перспективу в 15—20 лет была принята в 400 тыс. чел., а его селитебная территория должна была составить 3824, 5 га.

 

 

 

Четкая организация пространства с учетом местных особен­ностей, обилие зеленых насаждений и обширных искусствен­ных водоемов характерны для первого проекта генплана До­нецка, разработанного в 1932 г. Гипроградом. Схема генплана.

 

Отличительная особенность генплана 1932 г. — мак­симальный учет специфики местных природных усло­вий, в том числе особенностей климата, рельефа местности, инженерной геологии и пр. Главная композици­онная идея проекта заключалась в создании вдоль ре­ки Кальмиуса и балки Бахмутки двух мощных водно-зеленых диаметров, состоящих из крупных массивов насаждений и каскадов прудов, расчленяющих город в меридиональном направлении на три части. Именно эти, существующие в настоящее время, обширные вод­но-зеленые образования определили композиционную структуру центральных районов современного Доне­цка и особенности пространственной организации его застройки.

Принятая за основу прямоугольная сетка улиц горо­да, с некоторым отклонением их продольных направле­ний к западу, подчинена рельефу и учитывала форму строительных площадок, определившихся направлени­ем угольных пластов. Формирование общественного центра намечалось на возвышенном плато междуречья, а основной композиционной осью города становилась улица Артема, проложенная по гребню водораздела с юга на север и пространственно объединяющая ряд площадей. Поперечные улицы-проспекты пересекали поймы Кальмиуса и Бахмутки в перпендикулярных к ним направлениях. Все это способствовало достиже­нию органической связи создаваемого города с природ­ным окружением, определяло возможности простран­ственного выявления архитектурных ансамблей и фор­мирования силуэта города, упрощало осуществление застройки, проведение работ по вертикальной плани­ровке территорий, устройству водостоков, водопрово­да, канализации, строительству мостов, плотин и пр. Большое внимание уделялось озеленению городских и пригородных территорий: в целом по городу проекти­ровалось 2327, 58 га различных видов зеленых насаж­дений, что должно было составить (при перспективной численности населения в 400 тыс. чел. ) 58, 07 м2 на 1 жителя.

В проектах генеральных планов 1932 и 1937 гг. име­лись и недостатки, связанные прежде всего с недоуче­том темпов развития города и его территориального роста. Как отмечалось, генпланом 1937 г. предусматри­вался рост численности населения на проектный пе­риод до 400 тыс. чел., однако уже по переписи 1939 г. население города составило 642 тыс. чел. В 1938 г. в городскую черту включены поселки Рутченково, Ли-диевка № 2/7, Петровка, Трудовское, Алексеевка и дру­гие, образовавшие три новых района города — Киров­ский, Петровский и Буденновский (в настоящее время Пролетарский), что также не было предусмотрено ген­планом. Были и другие недостатки. Однако, как пока­зал опыт, одним из важнейших факторов, способство­вавших последующему градостроительному развитию Донецка, явилось правильное определение основной композиционной идеи построения архитектурно-плани­ровочной структуры города в первом проекте генераль­ного плана, а также сохранение преемственности и единства целей на последующих этапах его корректи­ровки и в процессе реализации в натуре.

Годы второй и третьей пятилеток — с 1933 г. до Ве­ликой Отечественной войны — это период интенсивно­го развития промышленности, культуры и городского хозяйства Донецка. Возрастающие объемы строитель­ства, укрепление его экономической и технической ба­зы, наличие генерального плана — все создало благо­приятные условия для развития города. Большинство новых жилищ в эти годы размещались в различных промышленных поселках, однако уже с 1934 г. значи­тельные объемы гражданского строительства осуще­ствлялись в центральной части города, что дало воз­можность приступить к ее реконструкции. Здесь началось создание новой уличной сети, укрупнение ис­торически сложившихся мелких кварталов; сокраща­лось количество улиц, т. к. они до реконструкции составляли 35—45% площади кварталов; некоторые ули­цы закрывались и превращались во внутриквартальные пешеходные аллеи. Ширина новых улиц составляла 25—40 м, а бульваров — от 50 до 70 м.

Все это дало возможность применить новые прогрес­сивные приемы планировки и застройки кварталов зданиями в 2—3, а в отдельных случаях — 4 и 5 эта­жей, осуществить мероприятия по озеленению и благо­устройству их территорий, привести уличную сеть в соответствие с требованиями развивающегося город­ского транспорта, а также начать работы по формиро­ванию городского общественного центра. К 1940 г. жилой фонд Донецка по сравнению с 1926 г. возрос более чем вдвое и составлял 2 млн. м2.

Однако в процессе становления и развития сложно­го городского организма, в его формировании, наряду с положительным влиянием нового планового начала, имели место и недостатки. Например, основные объе­мы строительства все еще размещались на разрознен­ных участках различных шахтных и заводских посел­ков, многие из которых находились даже за пределами городской черты; штучное, рассредоточенное строи­тельство отдельными зданиями имело место и в цент­ральной части.

Распыление нового строительства задерживало ре­конструкцию и развитие основного ядра города, фор­мирование его общественного центра. Несмотря на то что в центре было построено значительное количество крупных объектов (комплекс индустриального инсти­тута, студенческий городок, педагогический институт, большое количество жилых домов, гостиница, оперный театр, два кинотеатра, ряд административных зданий и т. д. ), застройка его еще не получила в то время це­лостного архитектурно-пространственного завершения.

Строительство, проводившееся в годы первых пяти­леток, не всегда направлялось на создание единой планировочной системы города. Застройка поселков зачастую носила характер случайного наращивания кварталов и создания новых селитебных образований без должного учета функциональных, экономических и других факторов.

К таким примерам относится, прежде всего, группа жилых кварталов в южной части Калининского района города, планировочная схема которых решалась в виде гигантского серпа и молота, вписанных в прямоуголь­ную сетку прилегающих улиц. К счастью, эта формаль­ная идея осуществлена строительством не в полном объеме. Аналогичным примером является планировоч­ная организация центра Петровского района, решен­ного в виде двух больших — круглой и шестигран­ной — площадей, расположенных на незначительных расстояниях друг от друга; площади стали основой двух самостоятельных радиально-кольцевых систем улиц (в одном случае кольцевые улицы решены в ви­де спирали, а в другом — повторяют очертания шести­гранной площади). Следует упомянуть также и о по­селке завода имени 15-летия комсомола Донбасса, пла­нировка части которого была построена с применением коротких диагоналей, не вписывающихся в сложив­шуюся сетку улиц прилегающих кварталов.

В восстановительный период наиболее распростра­ненным типом застройки являлись одноэтажные 1- и 2-квартирные жилые дома. Примерами застройки 2-квартирными жилыми домами могут служить рабочие поселки Стандарт, Рутченково, поселки в Петровском и других районах города. Двухэтажные жилые дома в основном строились двухсекционными, квартиры име­ли 2—3 жилые комнаты, кухню и другие вспомогатель­ные помещения; в строительстве широко применялись местные материалы, в том числе песчаник, добываемый в городских карьерах. С развитием экономики страны, ростом и укреплением материально-технической базы строительных организаций увеличивается количество 2-3- и 4-этажных жилых домов. Многоэтажное жи­лищное строительство в этот период не получило ши­рокого распространения.

Усиленными темпами строились дороги с твердым покрытием, создавалась разветвленная сеть трамвайных путей, которая к 1940 г. составила 86, 4 км, вступили в строй троллейбусная трасса, автобусный и таксомо­торный парки. В 1940 г. в городе было 852, 3 га зеленых насаждений общего пользования; озеленялись и благо­устраивались жилые и промышленные территории, со­здавались защитные посадки вдоль железных дорог, во­дохранилищ. Строились школы, здания вузов, техни­кумов, кинотеатры, клубы, Дворцы культуры, театры, лечебные и спортивные учреждения. Началось форми­рование общегородского и районных общественных центров.

Все это коренным образом изменило условия труда и жизни горняков и металлургов, в значительной степени улучшило санитарно-гигиеническое состояние города, во многом обогатило эстетически среду жизни населе­ния.

Промышленные здания и сооружения. Развитие про­мышленного строительства Донецка в период 1920— 1940 гг. — это яркие страницы становления и форми­рования советской школы промышленного зодчества. Ее истоки и особенности берут начало в законодатель­ных актах и мерах, продиктованных новым социаль­ным строем в первые годы Советской власти.

Уровень механизации шахт дореволюционной поры был крайне низким, отсутствовала элементарная сани­тарная охрана труда, облик поверхности шахт произ­водил гнетущее впечатление: хаотичное скопление по­строек, отсутствие простейшего благоустройства, за­хламленность промышленных площадок, бесформенные отвалы породы...

Впервые в истории горного дела нашей страны в 1920 г. были утверждены временные, а в 1922 — основ­ные «Правила безопасности ведения горных работ». На поверхности шахт предусматривалось обязательное строительство специальных умывален и бань с душами, гардеробных для хранения одежды, сушилок, медпунк­тов и т. д. Уже в 1920—1926 гг. на шахтах Донецка появляются здания этого назначения. Донецк был в чи­сле первых и основных промышленных центров, где вырабатывались отечественная методика и принципы проектирования шахт, приемы компоновки сооружений и зданий шахтной поверхности, их типология. Веду­щую роль в этом сыграли созданные в 1925 г. при объе­динении Донуголь проектное бюро (Харьков) и на его базе крупнейший проектный институт Гипрошахт (1928 г. ) с филиалами в Днепропетровске (1928 г. ), Донецке (1932 г. ) и др.

Существенным достижением отечественного шахто-строения явилась одна из первых крупнейших шахт Донецка и всего бассейна, построенная по проектам советских специалистов — Рутченковская № 17-17-бис (1927—1932 гг. ), отличавшаяся высоким для того вре­мени уровнем механизации технологических процес­сов и рядом других прогрессивных решений. Правда, как следствие применения обычных клетьевых подъе­мов, здесь еще сохранились в облике шахтной поверх­ности такие особенности, как громоздкие устройства самокатной откатки, сложные по конфигурации зда­ния и сооружения, неорганизованность размещения их на площадке. В то же время появились новые типы зданий — административно-бытовой комбинат, предна­значенный для обслуживания рабочих и имеющий большое социальное значение, и др. Подобно Рутчен-ковской сооружены другие новые шахты — Буденнов-ская № 6 (1931 г. ), Евдокиевка № 16/17 (1932 г. ) и т. д.

Коренное техническое перевооружение угольной промышленности в 30-х годах, стандартизация и типи­зация шахтного оборудования отечественного произ­водства, постепенное внедрение скиповых подъемни­ков, опрокидных клетей и другого новейшего оборудо­вания сопровождались развитием и совершенствовани­ем принципов архитектурной организации шахтной поверхности.

Уже в 1934—1935 гг. установились такие требования, как учет рельефа и специфики местности, функцио­нальное зонирование промплощадки и компактность ее планировки, выбор архитектурно-композиционных осей. Большое внимание уделялось организации крат­чайших путей и прямоточности грузопотоков, группи­рованию зданий со взаимосвязанными технологически­ми функциями.

В это время прорабатываются оптимальные вариан­ты взаимного расположения административно-бытового комбината, железнодорожных путей, терриконика и аварийного склада, а также всех этих элементов по от­ношению к шахтному поселку. Административно-быто­вым комбинатам придается облик крупных обществен­ных зданий, в их сторону ориентируются главные улицы поселков. Большое внимание уделяется благоус­тройству промышленной площадки и предшахтной тер­ритории: прокладке дорог и тротуаров, озеленению, малым архитектурным формам. Примерами реализации таких решений могут служить шахты Никополь-Мари­упольская, № 5-бис Трудовская и ряд других. К этому времени территории новых шахт неузнаваемо отлича­лись от шахт начала 30-х годов, правда существенным недостатком являлось то, что на поверхности крупной шахты возводилось все еще до 40—60 разнотипных и относительно небольших разобщенных зданий и соору­жений.

Сложные по конфигурации одноэтажные здания пер­вых административно-бытовых комбинатов с неполным

составом помещений (например, на шахте Рутченков-ской № 17—17-бис) к 1935 году стали уже пройденным этапом. Формировался тип 2 —3-этажного здания тако­го комбината с четкой прямоугольной или угловой формой и более полным составом помещений (на шах­те Никополь-Мариупольской, 1938—1939 гг. и др. ).

Начиная с 1933 г. по проектам советских специали­стов сооружаются первые крупные центральные обога­тительные фабрики, например, Чумаковская, Кальми-усская, Ново-Моспинская и др. В 1926—1927 гг. на Рутченково сооружен крупнейший в Европе коксохими­ческий завод, в 1931 г. вступил в строй рудоремонтный.

Огромные работы были осуществлены по реконструк­ции и благоустройству металлургического завода.

В итоге социалистической индустриализации про­мышленность Донецка к 1940 г. была полностью реор­ганизована на самой передовой научно-технической основе, а такие ведущие ее отрасли, как каменноуголь­ная, металлургическая, коксохимическая, машинострои­тельная и другие, по существу, — созданы заново.

Архитектура жилых зданий. После установления Советской власти со всей остротой встала проблема жилищ для трудящихся. Взамен непригодных для жиз­ни землянок в Донецке началось строительство новых жилых домов. Отсутствие централизованного водопро­вода и особенно канализации вынуждало в первые го­ды строить преимущественно малоэтажные дома; в го­сударственном строительстве использовались проекты 2- и 4-квартирных домов.

В 1924 г. для рабочих металлургического завода воз­водится большой жилой массив Стандарт. Он вырос на территории, прилегавшей к плотной застройке старой Ларинки, и выгодно отличался от дореволюционных рабочих кварталов. Здесь построены 2-квартирные до­ма, размещаемые в 2 — 3 м от красной линии улицы. В последующем это расстояние увеличивалось до б м,

что давало возможность окружить дом зеленой огра­дой, которая в условиях жаркого лета защищала жили­ще от зноя и сухих ветров.

Был создан и широко распространился новый тип индустриального жилого дома шахтеров, объединивше­го лучшие элементы городского и сельского жилища. Дом располагался на участке площадью 600—800 м2. Непосредственно за домом находился хозяйственный двор с подсобными постройками. Такая планировка участка была экономична, удобна и позволяла изоли­ровать зеленью хозяйственные постройки. Наличие участка давало возможность каждой рабочей семье иметь сад, огород и другое хозяйство для личного поль­зования.

Квартиры в поселке Стандарт были минимальны­ми — одна жилая комната, кухня-столовая и кладовая. В дальнейшем в состав квартиры входили одна или две спальни, а также застекленная веранда.

Во внешнем облике простых по форме жилых домов большое значение играли цвет и детали. Прорисовка функционально оправданных деталей и полихромия в отделке сооружений придавала усадьбе нарядность.

Широкие улицы, обсаженные деревьями, и нарядные, утопающие в зелени садов дома придавали новым ра­бочим поселкам привлекательный вид. В них были со­зданы значительно лучшие условия жизни, чем в от­дельных кварталах для привилегированных работников дореволюционной России. Даже в лучших старых по­селках количество квартир на 1 га было в полтора ра­за больше, чем в новых, а плотность застройки — выше в 4 раза.

Теперь поселок Стандарт уходит в прошлое: на мес­те одноэтажных домов из песчаника строятся 9-этаж­ные крупнопанельные из железобетона. Рядом с тем местом, где начинался поселок, будут построены здания общественного центра Ленинского района. Аналогична

судьба и многих других жилых образований, возник­ших в довоенные годы.

С начала 30-х годов благодаря развитию строитель­ной индустрии доля многоэтажных домов, возводимых в Донецке, стала быстро возрастать. Исчезли мелкие кварталы: на их месте появились кварталы площадью от б до 12 га на 1, 5 — 2, 5 тыс. жителей, что определя­лось вместимостью типовых зданий детских учрежде­ний и блока обслуживания с клубом, столовой, прачеч­ной и т. д.

В архитектуре жилых домов Донецка, как и обще­ственных зданий предвоенного периода, прослеживают­ся два этапа. Здания, построенные или начатые строи­тельством до 1933 г., в большинстве случаев отмечены чертами конструктивизма: развитый, функционально оправданный план, ленточное горизонтальное остекле­ние в контрасте с вертикальным остеклением в местах входов. В ряде случаев встречаются сооружения, в объемно-пространственной характеристике и декоре фасадов которых сдержанно использованы приемы классики или украинского народного зодчества. В зда­ниях, проектировавшихся и строившихся после 1933 г., превалируют формы классики и только изредка клас­сическая ордерная система сочетается с элементами народного зодчества.

Именно в 20-х годах зарождается новый тип много­этажного жилого дома массового строительства, в ко­тором все подчинено созданию наиболее гигиеничных условий для жизни. Так, в дореволюционных доходных домах лестницы обычно освещались верхним светом, слабо проникавшим сквозь пыльные стекла световых фонарей на крыше; в новых же домах лестничные клет­ки располагались таким образом, чтобы в них попадал солнечный свет. Секции проектировались двухквартир­ными, благодаря чему в каждой квартире возможно было сквозное проветривание; солнечные лучи проникали в квартиру и утром, и вечером; во многих домах ванные и туалеты освещались первым светом. Комна­ты имели раздельные входы. В облике жилого дома утверждался принцип — красиво то, что полезно, ло­гично, целесообразно; никаких лишних деталей, пред­назначенных только для украшения. Основным компо­зиционным элементом служила гладкая стена, покры­тая цементной или терразитовой штукатуркой. Стена прорезалась вертикалями сплошного остекления лест­ничных клеток и квадратными или лежачей формы ок­нами, которые нередко размещались и на углах зда­ний. Примерами такого решения могут служить 4-этаж­ные жилые дома, построенные в одном из кварталов Театрального проспекта по проектам архитектора Я. А. Штейнберга, студенческое общежитие на ул. Ар­тема и др.

В конце 30-х годов вместо домов с 2-квартирными секциями появляются дома с 3- и 4-квартирными сек­циями. Такие изменения вызваны необходимостью включить в состав домов однокомнатные квартиры и увеличить качество двухкомнатных. Это было харак­терно для всех крупных городов Украины и в первую очередь — для Донецка.

Бурный рост промышленности в предвоенные годы способствовал росту города, стремительному увеличе­нию численности его населения, а это приводило к то­му, что многокомнатные квартиры вынужденно заселя­лись несколькими семьями. Разрешению этой проблемы должно было способствовать строительство малоком­натных квартир.

Во второй половине 30-х годов все большее значе­ние приобретают поиски выразительного облика жи­лых домов, которые должны были украсить центр До­нецка. В композиции зданий все больше используют­ся элементы декора. Примерами могут служить жилой дом на ул. Челюскинцев, 184, построенный по проекту

архитектора Е. И. Краснянского, ряд жилых домов на ул. Артема и др. Их фасады украшены ризалитами, пи­лястрами, декоративными деталями. В объемах этих зданий отразилось стремление к монументализации.

Дома строили из кирпича и облицовывали штука­туркой серого или коричневато-серого цвета с добав­лением кусочков слюды, поблескивающих на солнце. Характерной особенностью жилых и общественных зданий центра Донецка предвоенных и первых после­военных лет являлось использование белых и желтова­тых колеров для покраски деталей фасада. Светлые колонны, наличники окон, рустованная кладка, обрам­ляющая лестничные клетки и орнаментированные вставки, ярко выделялись на темном фоне стены и со­здавали мажорный колорит. Этот же принцип отделки характерен и для жилых домов в рабочих поселках, что свидетельствует об использовании архитекторами народных традиций. Цветовое сходство в отделке зда­ний объединяло их композиционно. Это хорошо видно на примере застройки восточной стороны ул. Артема между Театральным проспектом и бульваром Шевчен­ко: построенные в разное время и отличающиеся про­странственным решением и деталями жилые дома, зда­ния института Донгипрошахт и библиотеки им. Круп­ской, расположенной на противоположной стороне улицы, представляют собой целостный ансамбль благо­даря единому приему цветовой отделки.

Архитектура общественных зданий. Наиболее рас­пространенным типом массовых общественных зданий Донецка в первые годы Советской власти стала школа: ее посещали не только дети, но и взрослые — сталева­ры и шахтеры — по обязательной программе ликвида­ции неграмотности. В каждом поселке в срочном по­рядке строили, как правило, свою школу. Огромная работа в этой области была проведена опытным инже­нером Донецкого окружкома народного просвещения С. И. Харченко, по проектам и под руководством ко­торого в городе и области построены десятки школ, продолжительное время полноценно выполняющих свои функции.

Школы С. И. Харченко запроектированы для угло­вых участков; в плане они имеют Г-образную форму, вход размещен с угла, который с этой целью несколько срезан. Планировка коридорная, по одну сторону из широкого коридора организованы входы в классы. Эти школы строили из различных материалов: плитняка, известняка-ракушечника, шлаконабивные; архитектур­ный облик отражает их планировочную структуру — двухэтажное здание заметно выделялось в одноэтаж­ной застройке рудника. Таким примером может быть школа шахты «Гигант-Глубокая», построенная по про­екту С. И. Харченко в 1923 г.

С 1934 г. в Донецке, как и в других крупных городах республики, начинается строительство школ по типо­вым проектам. Выделились три основных типа школ — двухкомплектная школа-десятилетка на 880 мест, одно-комплектная школа-десятилетка на 660 мест и непол­ная школа-семилетка на 420 учеников. Для этих школ характерна, прежде всего, комплектность объемов. Не­смотря на разную конфигурацию плана, во всех шко­лах применен единый планировочный принцип — к классам с одной стороны примыкает просторный ко­ридор-рекреация. Лучшие из таких школ построены на бульваре Пушкина, на улицах Кобозева и Артема, в поселке шахты Мушкетовская-Заперевальная и в ряде других районов города.

В предвоенные годы особенно остро стоял в Донбас­се вопрос о подготовке кадров специалистов. В связи с этим в Донецке построено одно из первых в респуб­лике высших учебных заведений — горный (тепер По­литехнический) институт (1928—1929 гг., архитектор Я. А. Штейнберг). Здание института во многом типично


 

Горный (теперь Политехнический) институт — первое высшее учеб­ное заведение Донецка. Центральная часть главного фасада. 1928— 1929 гг.

 

 

для высших учебных заведений того времени: кроме групповых аудиторий, здесь запроектирована огромная поточная аудитория с амфитеатром. Она ос­вещается через треугольные эркеры, которые создают своеобразие пластической характеристики фасада зда­ния. Вместо лестниц в здании запроектированы удоб­ные пандусы.

В 30-е годы начинается строительство детских садов и ясель на основе использования типовых проектов. Наиболее распространенным был проект детского са-да-ясель на 60 мест, созданный архитектором Т. М. Вол-кобой. Двухэтажное здание имеет компактные объемы и удобную планировку помещений, рассчитано на три группы; в архитектуре отражено стремление творчески

использовать мотивы украинского народного зодче­ства, о чем, в частности, свидетельствует трапециепо-добная форма завершения фронтона выступающей час­ти главного фасада. Из многих сооружений, построен­ных по этому проекту, сохранилось без перестроек лишь одно здание по улице Красноармейской, 88, ко­торое сейчас занимает поликлиника городской больни­цы № 5.

Не меньшее внимание уделялось зданиям для учреж­дений здравоохранения. Так, по типовому проекту из­вестного архитектора В. А. Эстровича в Донецке по­строена одна из лучших по тем временам поликлиника. План здания напоминает букву Н: со стороны глав­ного и тыльного фасадов организованы два курдоне-ра — неглубокий с главного и более глубокий с тыль­ного. Фасады здания удивительно пластичны не только в основных объемах, но и в прекрасно прорисованных деталях ордерной системы. В настоящее время здание поликлиники входит в комплекс сооружений Област­ной клинической больницы.

В 1936 г. на проспекте Ильича началось строитель­ство комплекса больницы им. М. И. Калинина по про­екту архитекторов В. Н. Дюмина и Г. А. Делеура; в различных районах города велось также строитель­ство поликлиник и родильных домов.

Уже в первые годы Советской власти в Донецке большое внимание уделялось строительству бань. В те времена бани выполняли не только гигиенические функции: они становились своеобразными центрами медико-санитарного и культурного просвещения; при них создавались комнаты-читальни и лекционные залы. В 1927—1933 гг. в Донецке возведены два таких бан­ных комплекса: на бульваре Шевченко (архитектор B.       И. Богомолов) и на улице П. Кобозева (архитектор C. А. Утин). Эти сооружения хорошо сохранились и по сей день выполняют свои функции.

 

Дворец культуры металлургического завода им. В. И. Ленина — один из первых рабочих клубов Донецка. 1929 г. Восстановлен в 1955 г.

 

Трудно переоценить значение шахтерского клуба, который нес в народные массы культуру, пропаганди­ровал знания и не удивительно, что свой клуб в пер­вые годы Советской власти имелся на каждой шахте. Первые клубы строились из недолговечных материалов и до наших дней не сохранились. Ряд интересных ка­питальных клубных зданий были перестроены в после­дующее время, в том числе клуб строителей (он же клуб ИТР) по ул. Артема, возведенный в 1929 г. по проекту архитектора Г. А. Яновицкого. По проекту этого же автора в 1927 г. построен клуб работников ГПУ на проспекте Дзержинского, сблокированный с пятиэтажным трехсекционным домом.

Клуб металлургического завода им. В. И. Ленина построен по проекту ленинградского архитектора А. И. Дмитриева. Клуб состоял из зрелищной (зал на 1200 мест) и клубной частей, включающей лекционный зал, библиотеку с книгохранилищем, балетную студию, зимний зал для проведения танцевальных вечеров и 25 аудиторий для кружков — от духовых инструментов до изостудии. Архитектурная трактовка интерьеров всех без исключения помещений основана на художе­ственном осмыслении и мастерском исполнении моно­литных железобетонных перекрытий, которые очень хорошо увязаны с размерами и назначением помеще­ний. Это предельно простые квадратные кессоны в за­ле библиотеки, балки с утами в зале балетной студии и десять железобетонных балок, которые как бы вее­ром расходятся от центра в полукруглом в плане по­мещении лекционного зала. На фасадах большие плос­кости стекла сочетаются с глухими поверхностями стены.

В предвоенный период начато строительство одной из крупных в республике библиотеки им. Н. К. Круп­ской (архитектор Э. Л. Гамзе, в послевоенный период строительство завершалось по проекту архитектора Н. И. Порхунова). Здание занимает угловой участок на пересечении улицы Артема и бульвара Тараса Шев­ченко. Главный вход размещен с угла и акцентирован по второму этажу колоннадой несколько упрощенного коринфского ордера. В первом этаже — книгохранили­ще, основные залы расположены на втором этаже. Это одно из зданий, которое традиционно и достойно пред­ставляет архитектурный облик Донецка.

В предвоенный период в городе построены еще Два крупных общественных здания: кинотеатр им. Т. Г. Шевченко и театр оперы и балета. Трехзаль­ный кинотеатр им. Т. Г. Шевченко (архитектор А. И. Теплицкий) — один из первых в Советском Со­юзе многозальных кинотеатров. Здание размещено на

 


Библиотека им. Н. К. Крупской. 1937 г. Строительство завершено в 1951 г.

 

 

углу улицы Артема и Театрального проспекта. Его об­лик запоминается благодаря трем мощным аркам, за которыми размещены входы в кассовый вестибюль. Из кассового вестибюля зрители попадают в холл, от­куда по двум парадным трехмаршевым лестницам под­нимаются на второй этаж в просторное фойе. Перво­начально кинотеатр имел три зрительных зала с об­щей вместимостью 1500 человек, а также помещения для гардеробов. После внутренней реконструкции здания в нем было организовано четыре зала с мес­тами для 2200 зрителей: 2 зала по 700 и 2 — по 400 мест.

Значительным событием в культурной жизни Укра­ины было открытие театра оперы и балета в Донецке,

 

 

Многозальный кинотеатр им. Т. Г. Шевченко. 1938 г.

 

 

построенного в 1935 — 1940 гг. по проекту архитектора Л. И. Котовского. Объемно-пространственная компози­ция театра традиционная, с последовательным разме­щением кассового вестибюля, фойе с гардеробами, бу­фетами и другими обслуживающими помещениями, которые с трех сторон окружают подковообразный в плане зрительный зал. Далее размещена сценическая часть. Обычную колоннаду на фасаде заменила высо­кая пятипролетная аркада, которая образует в уровне второго этажа лоджии. Зрительный зал театра имеет 1500 мест; несмотря на большие размеры, в нем сред­ствами архитектуры созданы атмосфера уюта, прекрас­ная акустика, хорошо просматривается сцена, обеспе­ченная необходимой механизацией.

Административные здания Донецка представляли трехэтажное здание Окружкома (теперь обкома Компартии Украины),


 

Оперный театр — предмет гордости жителей шахтерской столицы. 1940 г.

 

 

построенное в 1932 г. по проекту архитектора Л. И. Котовского; четвертый этаж над­строен в 1934 г. по проекту архитектора Н. И. Порху-нова. План сооружения достаточно сложный, а для об­лика характерны формы конструктивизма.

Монументальными сооружениями являются здания Госбанка (1934 г., архитектор В. А. Эстрович), а также научно-исследовательского института гигиены труда на проспекте Б. Хмельницкого (1936 г., архитектор Н. И. Порхунов). На улице Артема было построено несколько крупных торговых учреждений общегород­ского значения; среди них здание Центрального га­стронома с рестораном «Москва» (1936 г., архитектор И. А. Голосов) и Центрального универмага (1937 г., архитектор В. К. Карпов) и другие.

Возрождение из руин

Планировка и застройка. После освобождения от фашистских захватчиков Донецк представлял собой сплошные развалины. Развернувшееся в больших объе­мах строительство требовало быстрого создания про­ектной документации по восстановлению и реконструк­ции города; проведение этих работ было поручено Гипрограду.

Специалисты Гипрограда сразу же, на месте, присту­пили к разработке проекта первоочередных мероприя­тий по восстановлению Донецка. Проект был закончен в 1944 г., а в 1945 г. Гипроград составил схему гене­рального плана города, в которой были решены основ­ные положения дальнейшего развития города, послужив­шие обоснованием к проекту первоочередных ме­роприятий по его восстановлению. Схема была разра­ботана для трех центральных районов: Калининского, Сталинозаводского и Куйбышевского. Разрабатывались также ряд проектов детальной планировки, в том чис­ле центральной административно-общественной пло­щади города, привокзальной площади, районов Кали-новки, Октябрьского поселка и др. В 1946—1947 гг. со­здан проект реконструкции центра, а в 1947—1948 гг. — комплексная схема размещения текущего строительства на 1948—1952 гг. Параллельно с этими работами в боль­шом объеме проводились топографическая съемка тер­ритории города в его административных границах, а также работы по уточнению промышленной геологии, что позволило в 1947 г. приступить к составлению ге­нерального плана.

Первый послевоенный проект генплана Донецка в его современных административных границах разрабо­тан Гипроградом в 1949 г. (архитекторы В. И. Нови­ков, Д. М. Баталов, Э. Г. Теплицкий, Д. С. Бойченко, О. Н. Трикаш, П. М. Лежнев, инж. -эконом. А. С. Чмы­хов и др. ). В связи с тем что к тому времени в городе уже имелась значительная промышленность, проек­том предусматривалось ограничение дальнейшей кон­центрации промышленных предприятий. Кроме разви­тия существующих производств, намечались закладка новых мощных шахт для добычи каменного угля, а так­же строительство лишь тех новых предприятий, кото­рые призваны обеспечить потребности населения го­рода, — пищевой и легкой промышленности, промыш­ленности стройматериалов и строительной индустрии.

Большое внимание уделялось развитию внешнего транспорта — железнодорожного, автомобильного и воздушного; предусматривалось значительное строи­тельство автомобильных, в том числе скоростных до­рог, создание обходных трасс для транзитного движе­ния. Протяженность линий трамвая планировалось до­вести до 93 км, а троллейбуса — до 25. Намечались также большие объемы работ по дальнейшему разви­тию бытового и промышленного водоснабжения, канализации, энергоснабжения, теплофикации и газифика­ции города. Особое внимание уделялось работам по. озеленению и обводнению городских и пригородных территорий. Так, площадь зеленых насаждений города должна была увеличиться с 1696 га до 6525, в том чис­ле насаждений общего пользования с 313 до 1603 га, что составляет на 1 жителя соответственно 7, 2 и 24, 7 м2.

Восстановительное строительство осуществлялось ин­тенсивными темпами. В марте 1944 г. начал работать металлургический завод, стали выдавать уголь шахты. Наряду с восстановлением разрушенных жилых домов развернулось новое жилищное строительство, подня­лись из руин наиболее значительные общественные здания: Дом Советов, Главный почтамт и АТС, комби­нат Донецкуголь, Управление Донецкой железной до­роги, гостиница «Донбасс», кинотеатр «Комсомолец», библиотека им. Н. К. Крупской, Дворец культуры име­ни И. Франко, учебные корпуса политехнического и медицинского институтов и многие другие.

В восстановительный период с октября 1943 по 1954 гг. все еще преобладала тенденция к созданию новых и наращиванию существующих разрозненных поселков при отдельных промышленных предприятиях. В центральной же части города выборочно отстраива­лись и реконструировались разрушенные и сожженные во время войны капитальные здания, возводились от­дельные новые дома вдоль главных улиц.

Наряду с этим, в соответствии с генпланом, осуще­ствлялись работы по капитальной реконструкции цен­тра и дальнейшему совершенствованию уличной сети. Так, в 1947 г. из центра вынесены остатки старого кир­пичного завода, который размещался в районе пере­сечения проспекта 25-летия РККА и улицы Универ­ситетской — здесь была начата закладка бульвара им. А. С. Пушкина; велись работы по сносу старой за­стройки на месте современной центральной площади


 

 

 

В Донецке большое внимание уделяется формированию городских

транспортных магистралей.

Улица Артема удобна для пешеходов и транспорта.

Важная транспортная артерия города — улица Челюскинцев.

Озелененный проспекч Ильича связывает Донецк с Макеевкой.

 

им. В. И. Ленина — в северной ее части уже в 1949 г. заложен сквер.

До 1950 г. застройка центра осуществлялась, в ос­новном, вдоль улицы Артема на участке от металлур­гического завода до бульвара Т. Г. Шевченко. Разви­тие же центра в широком направлении сдерживалось, в частности, тем, что с западной стороны непосред­ственно к ул. Артема примыкали территории товарной станции с торговыми и строительными базами, склада­ми. После 1950 г., когда были сняты железнодорожные линии, а для складов и баз, в соответствии с генпланом, выделены другие участки, началась прокладка новой улицы — Университетской, застройка ее осуществля­лась быстрыми темпами. Появилась также возможность продолжить бульвар А. С. Пушкина до пересечения с бульваром Т. Г. Шевченко. Кроме того, с выносом товарной станции поперечные проспекты получили вы­ход в сторону балки Бахмутки и далее в Куйбышев­ский район города.

В этот же период велись большие работы по созда­нию первого большого пруда на реке Кальмиус, нача­лось осуществление реконструкции проспекта Ильича, расширение проезжей части и тротуаров улицы Арте­ма, в том числе вдоль ее выхода к железнодорожному вокзалу, а также вдоль Киевского проспекта, положе­но начало реконструкции района бывшей Семеновки, расположенной на приречных склонах, продлению в северном направлении улицы Челюскинцев и ряд дру­гих работ.

Промышленные здания и сооружения. В первые же дни после освобождения в Донецке развернулись ра­боты по восстановлению разрушенных промышленных предприятий. Уже в феврале 1944 г. восстановлена и пущена в эксплуатацию четвертая мартеновская печь металлургического завода, в марте задута доменная печь № 2, а за ней печь № 3, пущен прокатный стан 400 мм. К 1951 г. было завершено восстановление всех мартеновских печей, вступил в строй механизирован­ный шихтовый двор. Велось строительство нового лис­топрокатного цеха. К 1948 г. уже работали 44 крупные и средние шахты, успешно завершалось восстановле­ние других промышленных предприятий. В 1949 г. про­мышленность Донецка по выпуску валовой продукции превзошла довоенный уровень на 8, 4%.

В начале 50-х годов в Калининском районе, вдоль Макеевского шоссе, формируется комплекс новых сов­ременных промышленных предприятий пищевой про­мышленности. В его составе — маргариновый завод, молокозавод, мясокомбинат, макаронная фабрика, вин-завод, мелькомбинат и другие производства. Размеще­ние предприятий специализированного профиля на общей промышленной площадке с элементами коопери­рования представляло собой прогрессивное градостро­ительное явление, которое может рассматриваться как одна из первых на Украине попыток создания промыш­ленных узлов. Тогда же были вынесены складские соо­ружения из центра города в специальную загородную складскую зону. Таким образом осуществлялось не только восстановление промышленности, но и ее упо­рядочение.

При восстановлении и реконструкции шахт большое внимание уделялось архитектурной организации и бла­гоустройству их поверхности. Получили дальнейшее развитие прогрессивные принципы довоенного шахтно­го строительства. Однако осуществлялось оно все еще по индивидуальным проектам.

На шахтной поверхности возводилось большое ко­личество зданий и сооружений. Так, по проекту 1949 г. на промплощадке шахты производительностью 3000 тонн в сутки размещалось 33 здания. Переломный этап в архитектурно-строительной организации шахт­ных комплексов начался в 1952 г., когда проектные ин­ституты «Южгипрошахт», «Донгипрошахт» и др. при­ступили к широкой разработке типовых проектов на основе принципиально новых идей и новой методоло­гии. Для различных технологических и функциональ­ных процессов были созданы типовые узлы-секции, из которых компоновались крупные блоки зданий и соо­ружений. Осуществляя принцип блокировки, укруп­нения, на поверхности шахты были предусмотрены три (вместо 35—45 зданий) основных крупных корпу­са — блоки главного ствола, вспомогательного ствола и административно-бытового комбината. Унификация объемно-планировочных параметров этих блоков предусматривала серийное заводское изготовление унифи­цированных строительных конструкций и технологи­ческого оборудования. Такое решение позволило так­же существенно сократить численность трудящихся, обслуживающих поверхность шахт, значительно улуч­шить архитектурный облик шахты, повысить уровень благоустройства, сократить размеры территории, про­тяженность коммуникаций и дорог. Разработка и реа­лизация первых типовых проектов блокированной по­верхности шахт — один из важных итогов этого пе­риода.

Архитектура жилых зданий. Оккупанты сожгли и разрушили в Донецке более 3700 жилых домов пло­щадью свыше 1 млн. м2. Необходимо было в кратчай­шие сроки восполнить потерянное, обеспечить трудя­щихся жилищем. В послевоенные годы в первую оче­редь восстанавливались разрушенные многоэтажные дома, а также строились в основном одноэтажные, а иногда 2- и 3-этажные жилые здания. В 1948 г. Гипро-град разработал для Донбасса серии типовых проектов домов, отличающихся этажностью, числом и типами квартир, конфигурацией плана и объемными решения­ми. В них было предусмотрено минимальное количе­ство стандартных элементов строительных деталей, рас­считанных на применение местных строительных ма­териалов — кирпича, шлакоблоков и природного камня. Жилая площадь 2-комнатных квартир составляла 24— 30 м2, 3-комнатных — 34—38 м2. В каждой квартире были кухня, санузел и застекленная веранда.

Из металлургических шлаков было налажено произ­водство шлакоблоков, которые использовались для воз­ведения стен домов. Шлакоблоки затем штукатурились, крышу покрывали черепицей или шифером. Белые до­ма в сочетании с яркокрасной черепицей и цветными деталями (наличники окон, цоколи, двери и т. д. ) при­давали застройке нарядный вид.

 

 

Жилой дом в поселке шахты им. Абакумова. 1946 г.

 

В эти годы расширялись существующие и возникали новые поселки при шахтах и других промышленных предприятиях. Характерным примером строительства того периода может служить поселок шахты им. Абаку­мова.

Укрепление строительных организаций, обеспечение их средствами механизации позволили в дальнейшем вести строительство все большими темпами, шире вне­дрять многоэтажную застройку. В 1949 — 1953 гг. ши­рокое распространение получают угловые и торцовые секции. Это давало возможность компоновать здания различной конфигурации в соответствии с градострои­тельными условиями. Жилым домам, сооружаемым на главных улицах и площадях, уделялось больше внима­ния, что проявлялось в укрупнении объемов, увеличении этажности, монументализации и насыщенности архитектурными деталями. Во многих случаях приме­нялись эркеры, лоджии и другие элементы, не преду­смотренные в типовых секциях. Первые этажи жилых домов часто отводили для торговых предприятий, дет­ских садов, пионерских комнат, ремонтно-бытовых мас­терских, кинотеатров и других учреждений культурно-бытового обслуживания. В связи с этим первые этажи решались более монументально, их отделяли от верх­них тягами или выносили вперед.

Доминировала поквартальная застройка с преиму­щественно групповым и периметрально-комбинирован­ным размещением домов. Зеленые насаждения зани­мали до 60% площади кварталов, что создавало здоро­вые условия жизни.

Характерным примером жилищного строительства начала 50-х годов является жилой дом, расположенный на ул. Университетской между проспектами Маяков­ского и Комсомольским (арх. Г. И. Навроцкий). Дом хорошо вписывается в рельеф, его фасады отличаются гармоничными пропорциями. Угловая секция запроек­тирована более высокой, чтобы создать визуальный акцент, пространственно завершающий композицию улицы.

Развитие строительной индустрии позволило увели­чить этажность жилищного строительства: в поселках при шахтах с начала 50-х годов возводятся преимуще­ственно 3-этажные дома. Укрупняются и строительные элементы — вместо кирпича и мелких шлакоблоков применяются крупные блоки, позволяющие применять четырехрядную разрезку стены (высоты четырех бло­ков достаточно для возведения одного этажа). С сере­дины 50-х годов осуществляется переход к возведению стен из двух типов блоков — подоконного и простеноч­ного. По существу, это уже были не блоки, а па­нели.

Примером крупноблочного строительства являются 3-этажные дома поселка шахты Мушкетовская-Запере-вальная (1954—1956 гг. ). В том же поселке в 1956 г. по­строены первые крупнопанельные дома с двухрядной разрезкой стен (проект Центрогипрошахта). В каче­стве несущего остова в них применен железобетонный каркас, на который навешивались легкие керамзитобе-тонные стеновые панели. Это давало возможность со­кратить сроки возведения жилого дома, позволило пе­ренести многие строительные процессы в заводские цеха. Каркасные дома выдерживали проседание грунта, что давало возможность перейти к многоэтажному ин­дустриальному домостроению на подрабатываемых тер­риториях. Таким образом, строители Донецка были в числе первых, кто начинал каркасно-панельное домо­строение на Украине.

Архитектура общественных зданий. В первое после­военное десятилетие большое внимание уделялось строительству массовых общественных зданий — шко­лам и дошкольным учреждениям, Дворцам культуры, кинотеатрам, больницам и поликлиникам. Возводи­лись и уникальные здания: именно в Донецке появился новый тип сооружения — крытый спортивный зал, рас­считанный не только на проведение тренировок, но и на размещение значительного количества зрителей. В городе построены крупнейшие в стране комплексы научно-исследовательских и административных учреж­дений, а также другие значительные общественные зда­ния. Общественные здания становились доминирующи­ми объемами в городских архитектурных ансамблях и во многом определили художественный облик города. В их архитектуре широко использовались композици­онные приемы и формы классики — для них характер­ны колоннады, аркады и другие элементы ордерной системы при обязательных симметричных композициях фасадов и планов зданий.

Самыми распространенными массовыми обществен­ными сооружениями Донецка послевоенного десятиле­тия стали детские ясли, сады и школы. Особенно ши­роко применялся проект детского сада на 125 мест, разработанный архитектором Н. А. Якобсоном. Ком­пактный план (25, 8 X 14, 9) позволял с успехом возво­дить такие здания как в застроенных, так и в новых кварталах. Детский сад был рассчитан на размещение пяти групп — две на первом и три на втором этаже.

В послевоенный период развернулось также массо­вое строительство школ. Почти все школы, запроекти­рованные и построенные в это время, имеют П-образ-ную форму плана; курдонер — своеобразный дворик — создавался перед главным или дворовым фасадом зда­ния.

Из многих типов школ в Донецке предпочтение от­давалось серии типовых проектов, разработанной архи­текторами И. Ю. Каракисом и Н. Г. Савченко. Объем­но-пространственное решение школ этой серии отли­чается компактностью, их размеры в плане одинаковы, а вместимость повышается от 280 до 400 мест только за счет увеличения этажности. Для внешнего облика зда­ний характерен своеобразный колорит: они увенчаны небольшим барочным фронтоном, а стена на всю высо­ту фасада расчленена пилястрами. Одна из наиболее удачных школ этой серии вместимостью 400 мест по­строена в поселке шахты Мушкетовская-Заперевальная.

В 1955 г. по проекту архитектора Н. И. Порхунова и инж. С. А. Позиной по ул. Челюскинцев возведен Донецкий горно-обогатительный техникум (ныне поли­техникум Министерства черной металлургии УССР). Одновременно в других районах города строятся зда­ния ряда техникумов и школ фабрично-заводского обу­чения.

Культурно-просветительные учреждения — клубы и Дворцы культуры, кинотеатры — возводились как на основе типовых, так и с использованием индивидуальных проектов. Среди типовых наиболее часто применялся клуб с залом на 500 мест, разработанный архитекто­ром К. К. Барташевичем. По этому проекту в Донецке было возведено три клуба: им. Куйбышева, завода им. Ленинского комсомола и в поселке шахты им. Абаку­мова. Здание обеспечивает все условия для проведения клубной работы, прекрасный зал со сценой позволяет организовать просмотр театральных и концертных программ. Планировка обеспечивает раздельную эк­сплуатацию клубной и зрелищной частей. Зрелищная часть традиционна для театров — по продольной оси расположены вестибюль, фойе и зрительный зал с об­служивающими помещениями. К вестибюлю с двух сторон примыкают крылья, в одном из них находятся административные помещения на первом этаже и спор­тивный зал на втором, а в другом — клубные помеще­ния на первом и лекционный зал на втором этажах. Главный вход находится в уютном дворике, куда нуж­но пройти под колоннадой несколько тяжеловатого дорического ордера. Лучший клуб по этому проекту построен в 1953 г. в поселке шахты им. Абакумова (ав­тор привязки архитектор Б. П. Жежерин).

В типовом проекте клуба архитектора И. Е. Рожина не предусмотрено раздельное использование клубной и зрелищной частей, благодаря чему здание имеет более компактный объем. По этому проекту построен клуб шахты им. М. И. Калинина. По проекту архитектора Л. Л. Берберова восстановлен и реконструирован Дво­рец культуры им. И. Франко.

Наиболее распространенный в то время типовой проект кинотеатра на 500 мест (архитектор В. В. Щер­баков) использован для кинотеатра «Победа», постро­енного по просп. Ильича.

К числу крупных культурно-просветительных соору­жений послевоенного периода относится возведенный

 

 

 

Комплекс Донецкого угольного института. 1948—1951 гг. Проект. Перспектива с птичьего полета.

 

 

на площади Ленина Донецкий государственный музы­кально-драматический театр им. Артема (архитектор Е. И. Чечик). Облик театра, если не учитывать форму сценической части, напоминает древнегреческий храм и является примером неудачного использования клас­сического наследия. Здесь же на площади, замыкая ее южную часть, в 1951 — 1956 гг. построено здание Мини­стерства угольной промышленности (архитекторы В. М. Орехов, В. Р. Косенко). Формы здания подчерк­нуто монументализированы: на высоту пяти этажей фа­сад расчленен полуколоннами коринфского ордера, а над шестым этажом расположен сложный, большого выноса карниз. Достоинством здания является правиль­но выбранный масштаб, в результате чего южная сторо­на площади Ленина получила градостроительное завер­шение.

В послевоенный период Донецк становится крупнейшим научным центром республики — здесь строятся комплексы научно-исследовательских институтов. Наи­более значительным комплексом того времени был До­нецкий научно-исследовательский угольный институт (ДонУГИ) Министерства угольной промышленности УССР, построенный в 1953 г. по проекту архитекторов В. К. Троценко и А. В. Лукьянова. Он занимает весь квартал; вдоль ул. Артема расположено протяженное здание лабораторного корпуса, состоящего из цент­рального объема с двумя боковыми крыльями. На противоположной стороне улицы в этот же период закончено строительство еще одного крупного архи­тектурного комплекса — Всесоюзного научно-иссле­довательского института горноспасательного дела (ВНИИГД) Министерства угольной промышленности СССР (архитектор А. П. Страшнов), который по общей композиции имеет много сходного с ДонУГИ.

 

 

Здание водолечебницы на проспекте имени 25-летия РККА.

 

 

Наряду с научно-исследовательскими институтами строятся здания проектных организаций — Донгипро-шахт (1953 г., архитектор Г. И. Навроцкий, инж. В. В. Казанцев), Донбассводтрест (1953 г., архитектор Г. А. Благодатный) и др.

В послевоенный период в Донецке продолжалось строительство поликлиник, больниц, родильных домов на основе использования типовых проектов. С 1947 г. в проектировании наметилась тенденция к объедине­нию больниц с поликлиниками. Большинство лечебно-оздоровительных учреждений размещались непосред­ственно в поселках, и только специализированные ле­чебно-оздоровительные учреждения строились в цент­ральной части города по индивидуальным проектам. Среди таких учреждений привлекает внимание здание водолечебницы на 110 коек, построенной недалеко от Парка культуры и отдыха им. Щербакова (1952 г., ар­хитектор Г. Г. Лукьянченко).

В центре города в 1953 г. возведен комплекс Доне­цкого научно-исследовательского института травмато­логии и ортопедии Министерства здравоохранения УССР, призванный обслуживать весь Донецкий уголь­ный бассейн (архитектор Н. И. Яковлев). В плане зда­ние напоминает разогнутую в сторону улицы Артема гигантскую подкову, к тыльной стороне которой при­мыкают блоки лечебных корпусов, выходящих в бла­гоустроенный сад. Центральный объем, завершающий­ся легкой, изящной по пропорциям башенкой, соединен с боковыми корпусами переходами, в пластической об­работке которых использованы пилястры, полуколонны и междуэтажные пояски. С большим мастерством вы­полнены капители, карнизы и другие элементы ордер­ной системы. Во внутренний двор можно пройти через три арки, расположенные с каждой стороны от цент­рального объема. Утренние лучи выявляют пластику фасадов здания, а во второй половине дня воспринимается только силуэт и сквозь арки со стороны внут­реннего дворика пробивается солнечный свет, созда­вая неожиданный художественный эффект, зритель­но как бы облегчающий объем крупного сооруже­ния.

Городской железнодорожный вокзал во время войны был разрушен, однако уже в 1951 г. приняло пассажи­ров новое монументальное здание вокзала (архитектор И. И. Воронцов). Как и большинство сооружений та­кого типа, вокзал имеет традиционную центрально-осевую схему объемно-пространственной организации, в которой центральное место занимает вестибюль, до­минирующий в общей композиции сооружения. Перед вокзалом создана просторная площадь, застройка кото­рой завершена в 60-е годы.

В послевоенное десятилетие построен один из пер­вых на Украине аэропорт. Его главное здание (сей­час используется для административно-хозяйственных нужд) по объемно-пространственной композиции на­поминает небольшой железнодорожный вокзал.

Широко велось строительство общегородских и рай­онных спортивных сооружений. В 1949 г. на терри­тории Центрального парка культуры и отдыха им. А. С. Щербакова построен стадион «Шахтер» (ар­хитекторы Г. И. Навроцкий, С. И. Северин); первона­чально его трибуны были рассчитаны на 25 тыс. зри­телей; в 1967 г. стадион реконструирован и число мест доведено до 43 тыс. (архитекторы В. Д. Проценко и Л. С. Барабаш). При строительстве стадиона удачно использован рельеф местности для устройства запад­ных трибун, расположенных на повышенных отметках, земляные откосы, насыпи и подпорные стены; в про­странстве под южными, восточными и северными три­бунами размещены тренировочные залы и другие по­мещения. Кроме того, шахты и заводы строили свои небольшие стадионы вместимостью 5 — 10 тыс. зрителей

 

 

Один из первых в Советском Союзе крытый спортивный зал — про­образ современных Дворцов спорта. 1953 г.

 

создавали спортивные площадки, лодочные стан­ции. В 1954 г. на территории, примыкающей к ул. Ар­тема, по проекту архитектора Е. А. Ревина строится самый крупный по тем временам стадион «Локомотив», трибуны которого вмещали 40 тыс. зрителей.

В Донецке построен первый в республике крытый спортивный зал, где предусмотрены места для зрителей (1953 г., архитекторы Г. И. Навроцкий, О. К. Терзян). Это гимнастический зал добровольного спортивного общества «Шахтер». Основной зал размером 30 X 30 м имеет трибуны для 600 зрителей; кроме того, в комп­лекс входят залы для занятий тяжелой атлетикой, фех­тованием и боксом. Все раздевальные с душевыми, инструкторские, массажные и другие подсобные помещения находятся в подтрибунном пространстве. Не­смотря на небольшие размеры, крытый спортивный зал в Донецке сыграл огромную роль в формировании но­вого типа общественных зданий и является прообра­зом современных многофункциональных спортивных залов.

В послевоенный период в городе продолжалось строительство торговых учреждений. В большинстве случаев они занимали первые этажи жилых домов на центральных магистралях. В редких случаях строились отдельно стоящие здания столовых, ресторанов и кафе. К наиболее значительным торговым учреждениям от­носится крытый рынок, законченный строительством в 1957 г. (архитекторы К. С. Фельдман, Н. А. Набе­режных, инж. Б. А. Беднарский). Здание имеет цент-ричную композицию с купольным покрытием. Если в архитектуре здесь очевидны формы с ориентацией на классику, то сборный железобетонный купол диа­метром 35, 6 м свидетельствует о попытке эстетически осмыслить сложную конструкцию. Купол состоит из 15 горизонтальных кольцевых ярусов, каждый из кото­рых имеет 24 секторных ребристых панели. В панелях восьми нижних ярусов сделаны круглые остекленные отверстия диаметром от 65 до 45 см, которые облегча­ют вес купола и делают интерьер здания особенно на­рядным. К сожалению, несколько архаичные формы фасадов с арочными проемами и пилястрами со слож­ным карнизом не увязаны с прогрессивным конструк­тивным решением купольного покрытия.

В послевоенное десятилетие в Донецке сооружаются памятники и монументы, которые не только увековечи­вают память о выдающихся личностях и знаменатель­ных исторических событиях, но и становятся важными композиционными акцентами архитектурных и парко­вых комплексов, обогащают художественный облик го­рода.

 

 

 

Здание крытого рынка. 1956 г.

Общий вид.

План.

 

В 1953 г. на проспекте 25-летия РККА открыт памят­ник четырем героям-стратонавтам, погибшим в 1938 г. вблизи Донецка (скульп. А. Е. Белостоцкий, Э. И. Фридман, Г. Л. Пивоваров, архитектор Н. К. Иванченко).

Большое градоформирующее значение имеет памят­ник Тарасу Шевченко, открытый в сентябре 1955 г. у пересечения бульвара Шевченко с улицей Артема. Бронзовое изваяние великого украинского поэта-рево­люционера установлено на круглом пьедестале из крас­ного полированного гранита (скульп. М. К. Вронский, А. А. Олейник, архитектор В. А. Шарапенко). Хоро­шие пропорции и удачно выбранный масштаб ставят памятник Кобзарю в ряд лучших произведений мону­ментальной скульптуры.

Из монументов этого периода следует отметить па­мятник-обелиск известному публицисту и ученому-эко­номисту В. В. Берви-Флеровскому, установленный в 1955 г. на могиле в сквере его имени, а также бюст генерал-лейтенанта К. А. Гурова на улице Артема в сквере, примыкающем к проспекту Гурова (скульп. А. Е. Белостоцкий, Э. И. Фридман, архитектор Н. К. Иванченко, 1954 г. ).




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.