|
|||
Донецк довоенныйПланировка и застройка. Возникновение и развитие Юзовки, как и других промышленных городов и поселков дореволюционного Донбасса, — наглядный пример того, какое влияние оказывали экономические законы капитализма на формирование населенных пунктов. Поселения, как правило, возникали у шахт и прочих предприятий стихийно и беспланово. Наличие частной собственности на землю приводило к тому, что рабочие расселялись на территориях, принадлежащих владельцу предприятия, т. е. в непосредственной близости от места работы; увеличение количества работающих приводило к увеличению поселка, его разрастанию. Закладка новой шахты или завода сопровождалась созданием поселений, обособленных от остальных населенных мест. Вследствие этого Донбасс, особенно в районах угледобычи, представлял собой густую сеть разрозненных промышленных поселений, не имеющих четкой планировочной структуры. С развитием промышленности отдельные поселки, разрастаясь, сливались между собой, образуя иногда весьма значительные по размерам населенные пункты. Так создавались в прошлом Донецк, Макеевка, Горловка, Енакиево и другие города.
Процесс формирования планировочной структуры социалистического Донецка начался в послереволюционный восстановительный период. Развитие города осуществлялось, в основном, путем наращивания сложившихся кварталов ранее существовавших отдельных шахтных и заводских поселков. Наиболее распространена была усадебная застройка малоэтажными жилыми домами. В годы первого пятилетнего плана (1928—1933 гг. ) началось бурное развитие промышленности. В Донецке с каждым годом увеличивалось строительство, расширялась городская территория. Так, в 1926 г. в черту города были включены поселки Ветка, Смолянка, Кали-новка и поселок при железнодорожной станции, которые составили вместе с прежними территориями три городских района — Калининский, Куйбышевский и Сталинозаводской (в настоящее время — Ленинский район). Первый проект генерального плана Донецка разработан в 1932 г. в Одесском филиале Гипрограда архитектором П. Головченко при участии архитектора А. Станиславского, инженера В. Гриценко, экономиста М. Василевского. В 1937 г. в связи со значительным развитием промышленности города, намеченным вторым пятилетним планом, этот проект бы частично переработан. Генпланы 1932 и 1937 гг. имели огромное политическое и социальное значение: это были первые в истории Донецка градостроительные документы, регулирующие и направляющие бурно развивающееся строительство, они намечали пути и методы подлинно революционного преобразования бывшей Юзовки в социалистический город. Основным принципом реконструкции и развития Донецка, заложенным в проектах, являлось максимальное оздоровление города путем правильного функционального зонирования и планировочной организации его территории, в том числе: рациональное взаиморазмещение промышленности, складского хозяйства, транспортных устройств и селитьбы, озеленение и обводнение города и пригородной зоны, правильная организация жилых кварталов с созданием здоровых условий для жизни населения, формирование общественного центра. Численность населения города на проектную перспективу в 15—20 лет была принята в 400 тыс. чел., а его селитебная территория должна была составить 3824, 5 га.
Четкая организация пространства с учетом местных особенностей, обилие зеленых насаждений и обширных искусственных водоемов характерны для первого проекта генплана Донецка, разработанного в 1932 г. Гипроградом. Схема генплана.
Отличительная особенность генплана 1932 г. — максимальный учет специфики местных природных условий, в том числе особенностей климата, рельефа местности, инженерной геологии и пр. Главная композиционная идея проекта заключалась в создании вдоль реки Кальмиуса и балки Бахмутки двух мощных водно-зеленых диаметров, состоящих из крупных массивов насаждений и каскадов прудов, расчленяющих город в меридиональном направлении на три части. Именно эти, существующие в настоящее время, обширные водно-зеленые образования определили композиционную структуру центральных районов современного Донецка и особенности пространственной организации его застройки. Принятая за основу прямоугольная сетка улиц города, с некоторым отклонением их продольных направлений к западу, подчинена рельефу и учитывала форму строительных площадок, определившихся направлением угольных пластов. Формирование общественного центра намечалось на возвышенном плато междуречья, а основной композиционной осью города становилась улица Артема, проложенная по гребню водораздела с юга на север и пространственно объединяющая ряд площадей. Поперечные улицы-проспекты пересекали поймы Кальмиуса и Бахмутки в перпендикулярных к ним направлениях. Все это способствовало достижению органической связи создаваемого города с природным окружением, определяло возможности пространственного выявления архитектурных ансамблей и формирования силуэта города, упрощало осуществление застройки, проведение работ по вертикальной планировке территорий, устройству водостоков, водопровода, канализации, строительству мостов, плотин и пр. Большое внимание уделялось озеленению городских и пригородных территорий: в целом по городу проектировалось 2327, 58 га различных видов зеленых насаждений, что должно было составить (при перспективной численности населения в 400 тыс. чел. ) 58, 07 м2 на 1 жителя. В проектах генеральных планов 1932 и 1937 гг. имелись и недостатки, связанные прежде всего с недоучетом темпов развития города и его территориального роста. Как отмечалось, генпланом 1937 г. предусматривался рост численности населения на проектный период до 400 тыс. чел., однако уже по переписи 1939 г. население города составило 642 тыс. чел. В 1938 г. в городскую черту включены поселки Рутченково, Ли-диевка № 2/7, Петровка, Трудовское, Алексеевка и другие, образовавшие три новых района города — Кировский, Петровский и Буденновский (в настоящее время Пролетарский), что также не было предусмотрено генпланом. Были и другие недостатки. Однако, как показал опыт, одним из важнейших факторов, способствовавших последующему градостроительному развитию Донецка, явилось правильное определение основной композиционной идеи построения архитектурно-планировочной структуры города в первом проекте генерального плана, а также сохранение преемственности и единства целей на последующих этапах его корректировки и в процессе реализации в натуре. Годы второй и третьей пятилеток — с 1933 г. до Великой Отечественной войны — это период интенсивного развития промышленности, культуры и городского хозяйства Донецка. Возрастающие объемы строительства, укрепление его экономической и технической базы, наличие генерального плана — все создало благоприятные условия для развития города. Большинство новых жилищ в эти годы размещались в различных промышленных поселках, однако уже с 1934 г. значительные объемы гражданского строительства осуществлялись в центральной части города, что дало возможность приступить к ее реконструкции. Здесь началось создание новой уличной сети, укрупнение исторически сложившихся мелких кварталов; сокращалось количество улиц, т. к. они до реконструкции составляли 35—45% площади кварталов; некоторые улицы закрывались и превращались во внутриквартальные пешеходные аллеи. Ширина новых улиц составляла 25—40 м, а бульваров — от 50 до 70 м. Все это дало возможность применить новые прогрессивные приемы планировки и застройки кварталов зданиями в 2—3, а в отдельных случаях — 4 и 5 этажей, осуществить мероприятия по озеленению и благоустройству их территорий, привести уличную сеть в соответствие с требованиями развивающегося городского транспорта, а также начать работы по формированию городского общественного центра. К 1940 г. жилой фонд Донецка по сравнению с 1926 г. возрос более чем вдвое и составлял 2 млн. м2. Однако в процессе становления и развития сложного городского организма, в его формировании, наряду с положительным влиянием нового планового начала, имели место и недостатки. Например, основные объемы строительства все еще размещались на разрозненных участках различных шахтных и заводских поселков, многие из которых находились даже за пределами городской черты; штучное, рассредоточенное строительство отдельными зданиями имело место и в центральной части. Распыление нового строительства задерживало реконструкцию и развитие основного ядра города, формирование его общественного центра. Несмотря на то что в центре было построено значительное количество крупных объектов (комплекс индустриального института, студенческий городок, педагогический институт, большое количество жилых домов, гостиница, оперный театр, два кинотеатра, ряд административных зданий и т. д. ), застройка его еще не получила в то время целостного архитектурно-пространственного завершения. Строительство, проводившееся в годы первых пятилеток, не всегда направлялось на создание единой планировочной системы города. Застройка поселков зачастую носила характер случайного наращивания кварталов и создания новых селитебных образований без должного учета функциональных, экономических и других факторов. К таким примерам относится, прежде всего, группа жилых кварталов в южной части Калининского района города, планировочная схема которых решалась в виде гигантского серпа и молота, вписанных в прямоугольную сетку прилегающих улиц. К счастью, эта формальная идея осуществлена строительством не в полном объеме. Аналогичным примером является планировочная организация центра Петровского района, решенного в виде двух больших — круглой и шестигранной — площадей, расположенных на незначительных расстояниях друг от друга; площади стали основой двух самостоятельных радиально-кольцевых систем улиц (в одном случае кольцевые улицы решены в виде спирали, а в другом — повторяют очертания шестигранной площади). Следует упомянуть также и о поселке завода имени 15-летия комсомола Донбасса, планировка части которого была построена с применением коротких диагоналей, не вписывающихся в сложившуюся сетку улиц прилегающих кварталов. В восстановительный период наиболее распространенным типом застройки являлись одноэтажные 1- и 2-квартирные жилые дома. Примерами застройки 2-квартирными жилыми домами могут служить рабочие поселки Стандарт, Рутченково, поселки в Петровском и других районах города. Двухэтажные жилые дома в основном строились двухсекционными, квартиры имели 2—3 жилые комнаты, кухню и другие вспомогательные помещения; в строительстве широко применялись местные материалы, в том числе песчаник, добываемый в городских карьерах. С развитием экономики страны, ростом и укреплением материально-технической базы строительных организаций увеличивается количество 2-3- и 4-этажных жилых домов. Многоэтажное жилищное строительство в этот период не получило широкого распространения. Усиленными темпами строились дороги с твердым покрытием, создавалась разветвленная сеть трамвайных путей, которая к 1940 г. составила 86, 4 км, вступили в строй троллейбусная трасса, автобусный и таксомоторный парки. В 1940 г. в городе было 852, 3 га зеленых насаждений общего пользования; озеленялись и благоустраивались жилые и промышленные территории, создавались защитные посадки вдоль железных дорог, водохранилищ. Строились школы, здания вузов, техникумов, кинотеатры, клубы, Дворцы культуры, театры, лечебные и спортивные учреждения. Началось формирование общегородского и районных общественных центров. Все это коренным образом изменило условия труда и жизни горняков и металлургов, в значительной степени улучшило санитарно-гигиеническое состояние города, во многом обогатило эстетически среду жизни населения. Промышленные здания и сооружения. Развитие промышленного строительства Донецка в период 1920— 1940 гг. — это яркие страницы становления и формирования советской школы промышленного зодчества. Ее истоки и особенности берут начало в законодательных актах и мерах, продиктованных новым социальным строем в первые годы Советской власти. Уровень механизации шахт дореволюционной поры был крайне низким, отсутствовала элементарная санитарная охрана труда, облик поверхности шахт производил гнетущее впечатление: хаотичное скопление построек, отсутствие простейшего благоустройства, захламленность промышленных площадок, бесформенные отвалы породы... Впервые в истории горного дела нашей страны в 1920 г. были утверждены временные, а в 1922 — основные «Правила безопасности ведения горных работ». На поверхности шахт предусматривалось обязательное строительство специальных умывален и бань с душами, гардеробных для хранения одежды, сушилок, медпунктов и т. д. Уже в 1920—1926 гг. на шахтах Донецка появляются здания этого назначения. Донецк был в числе первых и основных промышленных центров, где вырабатывались отечественная методика и принципы проектирования шахт, приемы компоновки сооружений и зданий шахтной поверхности, их типология. Ведущую роль в этом сыграли созданные в 1925 г. при объединении Донуголь проектное бюро (Харьков) и на его базе крупнейший проектный институт Гипрошахт (1928 г. ) с филиалами в Днепропетровске (1928 г. ), Донецке (1932 г. ) и др. Существенным достижением отечественного шахто-строения явилась одна из первых крупнейших шахт Донецка и всего бассейна, построенная по проектам советских специалистов — Рутченковская № 17-17-бис (1927—1932 гг. ), отличавшаяся высоким для того времени уровнем механизации технологических процессов и рядом других прогрессивных решений. Правда, как следствие применения обычных клетьевых подъемов, здесь еще сохранились в облике шахтной поверхности такие особенности, как громоздкие устройства самокатной откатки, сложные по конфигурации здания и сооружения, неорганизованность размещения их на площадке. В то же время появились новые типы зданий — административно-бытовой комбинат, предназначенный для обслуживания рабочих и имеющий большое социальное значение, и др. Подобно Рутчен-ковской сооружены другие новые шахты — Буденнов-ская № 6 (1931 г. ), Евдокиевка № 16/17 (1932 г. ) и т. д. Коренное техническое перевооружение угольной промышленности в 30-х годах, стандартизация и типизация шахтного оборудования отечественного производства, постепенное внедрение скиповых подъемников, опрокидных клетей и другого новейшего оборудования сопровождались развитием и совершенствованием принципов архитектурной организации шахтной поверхности. Уже в 1934—1935 гг. установились такие требования, как учет рельефа и специфики местности, функциональное зонирование промплощадки и компактность ее планировки, выбор архитектурно-композиционных осей. Большое внимание уделялось организации кратчайших путей и прямоточности грузопотоков, группированию зданий со взаимосвязанными технологическими функциями. В это время прорабатываются оптимальные варианты взаимного расположения административно-бытового комбината, железнодорожных путей, терриконика и аварийного склада, а также всех этих элементов по отношению к шахтному поселку. Административно-бытовым комбинатам придается облик крупных общественных зданий, в их сторону ориентируются главные улицы поселков. Большое внимание уделяется благоустройству промышленной площадки и предшахтной территории: прокладке дорог и тротуаров, озеленению, малым архитектурным формам. Примерами реализации таких решений могут служить шахты Никополь-Мариупольская, № 5-бис Трудовская и ряд других. К этому времени территории новых шахт неузнаваемо отличались от шахт начала 30-х годов, правда существенным недостатком являлось то, что на поверхности крупной шахты возводилось все еще до 40—60 разнотипных и относительно небольших разобщенных зданий и сооружений. Сложные по конфигурации одноэтажные здания первых административно-бытовых комбинатов с неполным составом помещений (например, на шахте Рутченков-ской № 17—17-бис) к 1935 году стали уже пройденным этапом. Формировался тип 2 —3-этажного здания такого комбината с четкой прямоугольной или угловой формой и более полным составом помещений (на шахте Никополь-Мариупольской, 1938—1939 гг. и др. ). Начиная с 1933 г. по проектам советских специалистов сооружаются первые крупные центральные обогатительные фабрики, например, Чумаковская, Кальми-усская, Ново-Моспинская и др. В 1926—1927 гг. на Рутченково сооружен крупнейший в Европе коксохимический завод, в 1931 г. вступил в строй рудоремонтный. Огромные работы были осуществлены по реконструкции и благоустройству металлургического завода. В итоге социалистической индустриализации промышленность Донецка к 1940 г. была полностью реорганизована на самой передовой научно-технической основе, а такие ведущие ее отрасли, как каменноугольная, металлургическая, коксохимическая, машиностроительная и другие, по существу, — созданы заново. Архитектура жилых зданий. После установления Советской власти со всей остротой встала проблема жилищ для трудящихся. Взамен непригодных для жизни землянок в Донецке началось строительство новых жилых домов. Отсутствие централизованного водопровода и особенно канализации вынуждало в первые годы строить преимущественно малоэтажные дома; в государственном строительстве использовались проекты 2- и 4-квартирных домов. В 1924 г. для рабочих металлургического завода возводится большой жилой массив Стандарт. Он вырос на территории, прилегавшей к плотной застройке старой Ларинки, и выгодно отличался от дореволюционных рабочих кварталов. Здесь построены 2-квартирные дома, размещаемые в 2 — 3 м от красной линии улицы. В последующем это расстояние увеличивалось до б м, что давало возможность окружить дом зеленой оградой, которая в условиях жаркого лета защищала жилище от зноя и сухих ветров. Был создан и широко распространился новый тип индустриального жилого дома шахтеров, объединившего лучшие элементы городского и сельского жилища. Дом располагался на участке площадью 600—800 м2. Непосредственно за домом находился хозяйственный двор с подсобными постройками. Такая планировка участка была экономична, удобна и позволяла изолировать зеленью хозяйственные постройки. Наличие участка давало возможность каждой рабочей семье иметь сад, огород и другое хозяйство для личного пользования. Квартиры в поселке Стандарт были минимальными — одна жилая комната, кухня-столовая и кладовая. В дальнейшем в состав квартиры входили одна или две спальни, а также застекленная веранда. Во внешнем облике простых по форме жилых домов большое значение играли цвет и детали. Прорисовка функционально оправданных деталей и полихромия в отделке сооружений придавала усадьбе нарядность. Широкие улицы, обсаженные деревьями, и нарядные, утопающие в зелени садов дома придавали новым рабочим поселкам привлекательный вид. В них были созданы значительно лучшие условия жизни, чем в отдельных кварталах для привилегированных работников дореволюционной России. Даже в лучших старых поселках количество квартир на 1 га было в полтора раза больше, чем в новых, а плотность застройки — выше в 4 раза. Теперь поселок Стандарт уходит в прошлое: на месте одноэтажных домов из песчаника строятся 9-этажные крупнопанельные из железобетона. Рядом с тем местом, где начинался поселок, будут построены здания общественного центра Ленинского района. Аналогична судьба и многих других жилых образований, возникших в довоенные годы. С начала 30-х годов благодаря развитию строительной индустрии доля многоэтажных домов, возводимых в Донецке, стала быстро возрастать. Исчезли мелкие кварталы: на их месте появились кварталы площадью от б до 12 га на 1, 5 — 2, 5 тыс. жителей, что определялось вместимостью типовых зданий детских учреждений и блока обслуживания с клубом, столовой, прачечной и т. д. В архитектуре жилых домов Донецка, как и общественных зданий предвоенного периода, прослеживаются два этапа. Здания, построенные или начатые строительством до 1933 г., в большинстве случаев отмечены чертами конструктивизма: развитый, функционально оправданный план, ленточное горизонтальное остекление в контрасте с вертикальным остеклением в местах входов. В ряде случаев встречаются сооружения, в объемно-пространственной характеристике и декоре фасадов которых сдержанно использованы приемы классики или украинского народного зодчества. В зданиях, проектировавшихся и строившихся после 1933 г., превалируют формы классики и только изредка классическая ордерная система сочетается с элементами народного зодчества. Именно в 20-х годах зарождается новый тип многоэтажного жилого дома массового строительства, в котором все подчинено созданию наиболее гигиеничных условий для жизни. Так, в дореволюционных доходных домах лестницы обычно освещались верхним светом, слабо проникавшим сквозь пыльные стекла световых фонарей на крыше; в новых же домах лестничные клетки располагались таким образом, чтобы в них попадал солнечный свет. Секции проектировались двухквартирными, благодаря чему в каждой квартире возможно было сквозное проветривание; солнечные лучи проникали в квартиру и утром, и вечером; во многих домах ванные и туалеты освещались первым светом. Комнаты имели раздельные входы. В облике жилого дома утверждался принцип — красиво то, что полезно, логично, целесообразно; никаких лишних деталей, предназначенных только для украшения. Основным композиционным элементом служила гладкая стена, покрытая цементной или терразитовой штукатуркой. Стена прорезалась вертикалями сплошного остекления лестничных клеток и квадратными или лежачей формы окнами, которые нередко размещались и на углах зданий. Примерами такого решения могут служить 4-этажные жилые дома, построенные в одном из кварталов Театрального проспекта по проектам архитектора Я. А. Штейнберга, студенческое общежитие на ул. Артема и др. В конце 30-х годов вместо домов с 2-квартирными секциями появляются дома с 3- и 4-квартирными секциями. Такие изменения вызваны необходимостью включить в состав домов однокомнатные квартиры и увеличить качество двухкомнатных. Это было характерно для всех крупных городов Украины и в первую очередь — для Донецка. Бурный рост промышленности в предвоенные годы способствовал росту города, стремительному увеличению численности его населения, а это приводило к тому, что многокомнатные квартиры вынужденно заселялись несколькими семьями. Разрешению этой проблемы должно было способствовать строительство малокомнатных квартир. Во второй половине 30-х годов все большее значение приобретают поиски выразительного облика жилых домов, которые должны были украсить центр Донецка. В композиции зданий все больше используются элементы декора. Примерами могут служить жилой дом на ул. Челюскинцев, 184, построенный по проекту архитектора Е. И. Краснянского, ряд жилых домов на ул. Артема и др. Их фасады украшены ризалитами, пилястрами, декоративными деталями. В объемах этих зданий отразилось стремление к монументализации. Дома строили из кирпича и облицовывали штукатуркой серого или коричневато-серого цвета с добавлением кусочков слюды, поблескивающих на солнце. Характерной особенностью жилых и общественных зданий центра Донецка предвоенных и первых послевоенных лет являлось использование белых и желтоватых колеров для покраски деталей фасада. Светлые колонны, наличники окон, рустованная кладка, обрамляющая лестничные клетки и орнаментированные вставки, ярко выделялись на темном фоне стены и создавали мажорный колорит. Этот же принцип отделки характерен и для жилых домов в рабочих поселках, что свидетельствует об использовании архитекторами народных традиций. Цветовое сходство в отделке зданий объединяло их композиционно. Это хорошо видно на примере застройки восточной стороны ул. Артема между Театральным проспектом и бульваром Шевченко: построенные в разное время и отличающиеся пространственным решением и деталями жилые дома, здания института Донгипрошахт и библиотеки им. Крупской, расположенной на противоположной стороне улицы, представляют собой целостный ансамбль благодаря единому приему цветовой отделки. Архитектура общественных зданий. Наиболее распространенным типом массовых общественных зданий Донецка в первые годы Советской власти стала школа: ее посещали не только дети, но и взрослые — сталевары и шахтеры — по обязательной программе ликвидации неграмотности. В каждом поселке в срочном порядке строили, как правило, свою школу. Огромная работа в этой области была проведена опытным инженером Донецкого окружкома народного просвещения С. И. Харченко, по проектам и под руководством которого в городе и области построены десятки школ, продолжительное время полноценно выполняющих свои функции. Школы С. И. Харченко запроектированы для угловых участков; в плане они имеют Г-образную форму, вход размещен с угла, который с этой целью несколько срезан. Планировка коридорная, по одну сторону из широкого коридора организованы входы в классы. Эти школы строили из различных материалов: плитняка, известняка-ракушечника, шлаконабивные; архитектурный облик отражает их планировочную структуру — двухэтажное здание заметно выделялось в одноэтажной застройке рудника. Таким примером может быть школа шахты «Гигант-Глубокая», построенная по проекту С. И. Харченко в 1923 г. С 1934 г. в Донецке, как и в других крупных городах республики, начинается строительство школ по типовым проектам. Выделились три основных типа школ — двухкомплектная школа-десятилетка на 880 мест, одно-комплектная школа-десятилетка на 660 мест и неполная школа-семилетка на 420 учеников. Для этих школ характерна, прежде всего, комплектность объемов. Несмотря на разную конфигурацию плана, во всех школах применен единый планировочный принцип — к классам с одной стороны примыкает просторный коридор-рекреация. Лучшие из таких школ построены на бульваре Пушкина, на улицах Кобозева и Артема, в поселке шахты Мушкетовская-Заперевальная и в ряде других районов города. В предвоенные годы особенно остро стоял в Донбассе вопрос о подготовке кадров специалистов. В связи с этим в Донецке построено одно из первых в республике высших учебных заведений — горный (тепер Политехнический) институт (1928—1929 гг., архитектор Я. А. Штейнберг). Здание института во многом типично
Горный (теперь Политехнический) институт — первое высшее учебное заведение Донецка. Центральная часть главного фасада. 1928— 1929 гг.
для высших учебных заведений того времени: кроме групповых аудиторий, здесь запроектирована огромная поточная аудитория с амфитеатром. Она освещается через треугольные эркеры, которые создают своеобразие пластической характеристики фасада здания. Вместо лестниц в здании запроектированы удобные пандусы. В 30-е годы начинается строительство детских садов и ясель на основе использования типовых проектов. Наиболее распространенным был проект детского са-да-ясель на 60 мест, созданный архитектором Т. М. Вол-кобой. Двухэтажное здание имеет компактные объемы и удобную планировку помещений, рассчитано на три группы; в архитектуре отражено стремление творчески использовать мотивы украинского народного зодчества, о чем, в частности, свидетельствует трапециепо-добная форма завершения фронтона выступающей части главного фасада. Из многих сооружений, построенных по этому проекту, сохранилось без перестроек лишь одно здание по улице Красноармейской, 88, которое сейчас занимает поликлиника городской больницы № 5. Не меньшее внимание уделялось зданиям для учреждений здравоохранения. Так, по типовому проекту известного архитектора В. А. Эстровича в Донецке построена одна из лучших по тем временам поликлиника. План здания напоминает букву Н: со стороны главного и тыльного фасадов организованы два курдоне-ра — неглубокий с главного и более глубокий с тыльного. Фасады здания удивительно пластичны не только в основных объемах, но и в прекрасно прорисованных деталях ордерной системы. В настоящее время здание поликлиники входит в комплекс сооружений Областной клинической больницы. В 1936 г. на проспекте Ильича началось строительство комплекса больницы им. М. И. Калинина по проекту архитекторов В. Н. Дюмина и Г. А. Делеура; в различных районах города велось также строительство поликлиник и родильных домов. Уже в первые годы Советской власти в Донецке большое внимание уделялось строительству бань. В те времена бани выполняли не только гигиенические функции: они становились своеобразными центрами медико-санитарного и культурного просвещения; при них создавались комнаты-читальни и лекционные залы. В 1927—1933 гг. в Донецке возведены два таких банных комплекса: на бульваре Шевченко (архитектор B. И. Богомолов) и на улице П. Кобозева (архитектор C. А. Утин). Эти сооружения хорошо сохранились и по сей день выполняют свои функции.
Дворец культуры металлургического завода им. В. И. Ленина — один из первых рабочих клубов Донецка. 1929 г. Восстановлен в 1955 г.
Трудно переоценить значение шахтерского клуба, который нес в народные массы культуру, пропагандировал знания и не удивительно, что свой клуб в первые годы Советской власти имелся на каждой шахте. Первые клубы строились из недолговечных материалов и до наших дней не сохранились. Ряд интересных капитальных клубных зданий были перестроены в последующее время, в том числе клуб строителей (он же клуб ИТР) по ул. Артема, возведенный в 1929 г. по проекту архитектора Г. А. Яновицкого. По проекту этого же автора в 1927 г. построен клуб работников ГПУ на проспекте Дзержинского, сблокированный с пятиэтажным трехсекционным домом. Клуб металлургического завода им. В. И. Ленина построен по проекту ленинградского архитектора А. И. Дмитриева. Клуб состоял из зрелищной (зал на 1200 мест) и клубной частей, включающей лекционный зал, библиотеку с книгохранилищем, балетную студию, зимний зал для проведения танцевальных вечеров и 25 аудиторий для кружков — от духовых инструментов до изостудии. Архитектурная трактовка интерьеров всех без исключения помещений основана на художественном осмыслении и мастерском исполнении монолитных железобетонных перекрытий, которые очень хорошо увязаны с размерами и назначением помещений. Это предельно простые квадратные кессоны в зале библиотеки, балки с утами в зале балетной студии и десять железобетонных балок, которые как бы веером расходятся от центра в полукруглом в плане помещении лекционного зала. На фасадах большие плоскости стекла сочетаются с глухими поверхностями стены. В предвоенный период начато строительство одной из крупных в республике библиотеки им. Н. К. Крупской (архитектор Э. Л. Гамзе, в послевоенный период строительство завершалось по проекту архитектора Н. И. Порхунова). Здание занимает угловой участок на пересечении улицы Артема и бульвара Тараса Шевченко. Главный вход размещен с угла и акцентирован по второму этажу колоннадой несколько упрощенного коринфского ордера. В первом этаже — книгохранилище, основные залы расположены на втором этаже. Это одно из зданий, которое традиционно и достойно представляет архитектурный облик Донецка. В предвоенный период в городе построены еще Два крупных общественных здания: кинотеатр им. Т. Г. Шевченко и театр оперы и балета. Трехзальный кинотеатр им. Т. Г. Шевченко (архитектор А. И. Теплицкий) — один из первых в Советском Союзе многозальных кинотеатров. Здание размещено на
Библиотека им. Н. К. Крупской. 1937 г. Строительство завершено в 1951 г.
углу улицы Артема и Театрального проспекта. Его облик запоминается благодаря трем мощным аркам, за которыми размещены входы в кассовый вестибюль. Из кассового вестибюля зрители попадают в холл, откуда по двум парадным трехмаршевым лестницам поднимаются на второй этаж в просторное фойе. Первоначально кинотеатр имел три зрительных зала с общей вместимостью 1500 человек, а также помещения для гардеробов. После внутренней реконструкции здания в нем было организовано четыре зала с местами для 2200 зрителей: 2 зала по 700 и 2 — по 400 мест. Значительным событием в культурной жизни Украины было открытие театра оперы и балета в Донецке,
Многозальный кинотеатр им. Т. Г. Шевченко. 1938 г.
построенного в 1935 — 1940 гг. по проекту архитектора Л. И. Котовского. Объемно-пространственная композиция театра традиционная, с последовательным размещением кассового вестибюля, фойе с гардеробами, буфетами и другими обслуживающими помещениями, которые с трех сторон окружают подковообразный в плане зрительный зал. Далее размещена сценическая часть. Обычную колоннаду на фасаде заменила высокая пятипролетная аркада, которая образует в уровне второго этажа лоджии. Зрительный зал театра имеет 1500 мест; несмотря на большие размеры, в нем средствами архитектуры созданы атмосфера уюта, прекрасная акустика, хорошо просматривается сцена, обеспеченная необходимой механизацией. Административные здания Донецка представляли трехэтажное здание Окружкома (теперь обкома Компартии Украины),
Оперный театр — предмет гордости жителей шахтерской столицы. 1940 г.
построенное в 1932 г. по проекту архитектора Л. И. Котовского; четвертый этаж надстроен в 1934 г. по проекту архитектора Н. И. Порху-нова. План сооружения достаточно сложный, а для облика характерны формы конструктивизма. Монументальными сооружениями являются здания Госбанка (1934 г., архитектор В. А. Эстрович), а также научно-исследовательского института гигиены труда на проспекте Б. Хмельницкого (1936 г., архитектор Н. И. Порхунов). На улице Артема было построено несколько крупных торговых учреждений общегородского значения; среди них здание Центрального гастронома с рестораном «Москва» (1936 г., архитектор И. А. Голосов) и Центрального универмага (1937 г., архитектор В. К. Карпов) и другие. Возрождение из руин Планировка и застройка. После освобождения от фашистских захватчиков Донецк представлял собой сплошные развалины. Развернувшееся в больших объемах строительство требовало быстрого создания проектной документации по восстановлению и реконструкции города; проведение этих работ было поручено Гипрограду. Специалисты Гипрограда сразу же, на месте, приступили к разработке проекта первоочередных мероприятий по восстановлению Донецка. Проект был закончен в 1944 г., а в 1945 г. Гипроград составил схему генерального плана города, в которой были решены основные положения дальнейшего развития города, послужившие обоснованием к проекту первоочередных мероприятий по его восстановлению. Схема была разработана для трех центральных районов: Калининского, Сталинозаводского и Куйбышевского. Разрабатывались также ряд проектов детальной планировки, в том числе центральной административно-общественной площади города, привокзальной площади, районов Кали-новки, Октябрьского поселка и др. В 1946—1947 гг. создан проект реконструкции центра, а в 1947—1948 гг. — комплексная схема размещения текущего строительства на 1948—1952 гг. Параллельно с этими работами в большом объеме проводились топографическая съемка территории города в его административных границах, а также работы по уточнению промышленной геологии, что позволило в 1947 г. приступить к составлению генерального плана. Первый послевоенный проект генплана Донецка в его современных административных границах разработан Гипроградом в 1949 г. (архитекторы В. И. Новиков, Д. М. Баталов, Э. Г. Теплицкий, Д. С. Бойченко, О. Н. Трикаш, П. М. Лежнев, инж. -эконом. А. С. Чмыхов и др. ). В связи с тем что к тому времени в городе уже имелась значительная промышленность, проектом предусматривалось ограничение дальнейшей концентрации промышленных предприятий. Кроме развития существующих производств, намечались закладка новых мощных шахт для добычи каменного угля, а также строительство лишь тех новых предприятий, которые призваны обеспечить потребности населения города, — пищевой и легкой промышленности, промышленности стройматериалов и строительной индустрии. Большое внимание уделялось развитию внешнего транспорта — железнодорожного, автомобильного и воздушного; предусматривалось значительное строительство автомобильных, в том числе скоростных дорог, создание обходных трасс для транзитного движения. Протяженность линий трамвая планировалось довести до 93 км, а троллейбуса — до 25. Намечались также большие объемы работ по дальнейшему развитию бытового и промышленного водоснабжения, канализации, энергоснабжения, теплофикации и газификации города. Особое внимание уделялось работам по. озеленению и обводнению городских и пригородных территорий. Так, площадь зеленых насаждений города должна была увеличиться с 1696 га до 6525, в том числе насаждений общего пользования с 313 до 1603 га, что составляет на 1 жителя соответственно 7, 2 и 24, 7 м2. Восстановительное строительство осуществлялось интенсивными темпами. В марте 1944 г. начал работать металлургический завод, стали выдавать уголь шахты. Наряду с восстановлением разрушенных жилых домов развернулось новое жилищное строительство, поднялись из руин наиболее значительные общественные здания: Дом Советов, Главный почтамт и АТС, комбинат Донецкуголь, Управление Донецкой железной дороги, гостиница «Донбасс», кинотеатр «Комсомолец», библиотека им. Н. К. Крупской, Дворец культуры имени И. Франко, учебные корпуса политехнического и медицинского институтов и многие другие. В восстановительный период с октября 1943 по 1954 гг. все еще преобладала тенденция к созданию новых и наращиванию существующих разрозненных поселков при отдельных промышленных предприятиях. В центральной же части города выборочно отстраивались и реконструировались разрушенные и сожженные во время войны капитальные здания, возводились отдельные новые дома вдоль главных улиц. Наряду с этим, в соответствии с генпланом, осуществлялись работы по капитальной реконструкции центра и дальнейшему совершенствованию уличной сети. Так, в 1947 г. из центра вынесены остатки старого кирпичного завода, который размещался в районе пересечения проспекта 25-летия РККА и улицы Университетской — здесь была начата закладка бульвара им. А. С. Пушкина; велись работы по сносу старой застройки на месте современной центральной площади
В Донецке большое внимание уделяется формированию городских транспортных магистралей. Улица Артема удобна для пешеходов и транспорта. Важная транспортная артерия города — улица Челюскинцев. Озелененный проспекч Ильича связывает Донецк с Макеевкой.
им. В. И. Ленина — в северной ее части уже в 1949 г. заложен сквер. До 1950 г. застройка центра осуществлялась, в основном, вдоль улицы Артема на участке от металлургического завода до бульвара Т. Г. Шевченко. Развитие же центра в широком направлении сдерживалось, в частности, тем, что с западной стороны непосредственно к ул. Артема примыкали территории товарной станции с торговыми и строительными базами, складами. После 1950 г., когда были сняты железнодорожные линии, а для складов и баз, в соответствии с генпланом, выделены другие участки, началась прокладка новой улицы — Университетской, застройка ее осуществлялась быстрыми темпами. Появилась также возможность продолжить бульвар А. С. Пушкина до пересечения с бульваром Т. Г. Шевченко. Кроме того, с выносом товарной станции поперечные проспекты получили выход в сторону балки Бахмутки и далее в Куйбышевский район города. В этот же период велись большие работы по созданию первого большого пруда на реке Кальмиус, началось осуществление реконструкции проспекта Ильича, расширение проезжей части и тротуаров улицы Артема, в том числе вдоль ее выхода к железнодорожному вокзалу, а также вдоль Киевского проспекта, положено начало реконструкции района бывшей Семеновки, расположенной на приречных склонах, продлению в северном направлении улицы Челюскинцев и ряд других работ. Промышленные здания и сооружения. В первые же дни после освобождения в Донецке развернулись работы по восстановлению разрушенных промышленных предприятий. Уже в феврале 1944 г. восстановлена и пущена в эксплуатацию четвертая мартеновская печь металлургического завода, в марте задута доменная печь № 2, а за ней печь № 3, пущен прокатный стан 400 мм. К 1951 г. было завершено восстановление всех мартеновских печей, вступил в строй механизированный шихтовый двор. Велось строительство нового листопрокатного цеха. К 1948 г. уже работали 44 крупные и средние шахты, успешно завершалось восстановление других промышленных предприятий. В 1949 г. промышленность Донецка по выпуску валовой продукции превзошла довоенный уровень на 8, 4%. В начале 50-х годов в Калининском районе, вдоль Макеевского шоссе, формируется комплекс новых современных промышленных предприятий пищевой промышленности. В его составе — маргариновый завод, молокозавод, мясокомбинат, макаронная фабрика, вин-завод, мелькомбинат и другие производства. Размещение предприятий специализированного профиля на общей промышленной площадке с элементами кооперирования представляло собой прогрессивное градостроительное явление, которое может рассматриваться как одна из первых на Украине попыток создания промышленных узлов. Тогда же были вынесены складские сооружения из центра города в специальную загородную складскую зону. Таким образом осуществлялось не только восстановление промышленности, но и ее упорядочение. При восстановлении и реконструкции шахт большое внимание уделялось архитектурной организации и благоустройству их поверхности. Получили дальнейшее развитие прогрессивные принципы довоенного шахтного строительства. Однако осуществлялось оно все еще по индивидуальным проектам. На шахтной поверхности возводилось большое количество зданий и сооружений. Так, по проекту 1949 г. на промплощадке шахты производительностью 3000 тонн в сутки размещалось 33 здания. Переломный этап в архитектурно-строительной организации шахтных комплексов начался в 1952 г., когда проектные институты «Южгипрошахт», «Донгипрошахт» и др. приступили к широкой разработке типовых проектов на основе принципиально новых идей и новой методологии. Для различных технологических и функциональных процессов были созданы типовые узлы-секции, из которых компоновались крупные блоки зданий и сооружений. Осуществляя принцип блокировки, укрупнения, на поверхности шахты были предусмотрены три (вместо 35—45 зданий) основных крупных корпуса — блоки главного ствола, вспомогательного ствола и административно-бытового комбината. Унификация объемно-планировочных параметров этих блоков предусматривала серийное заводское изготовление унифицированных строительных конструкций и технологического оборудования. Такое решение позволило также существенно сократить численность трудящихся, обслуживающих поверхность шахт, значительно улучшить архитектурный облик шахты, повысить уровень благоустройства, сократить размеры территории, протяженность коммуникаций и дорог. Разработка и реализация первых типовых проектов блокированной поверхности шахт — один из важных итогов этого периода. Архитектура жилых зданий. Оккупанты сожгли и разрушили в Донецке более 3700 жилых домов площадью свыше 1 млн. м2. Необходимо было в кратчайшие сроки восполнить потерянное, обеспечить трудящихся жилищем. В послевоенные годы в первую очередь восстанавливались разрушенные многоэтажные дома, а также строились в основном одноэтажные, а иногда 2- и 3-этажные жилые здания. В 1948 г. Гипро-град разработал для Донбасса серии типовых проектов домов, отличающихся этажностью, числом и типами квартир, конфигурацией плана и объемными решениями. В них было предусмотрено минимальное количество стандартных элементов строительных деталей, рассчитанных на применение местных строительных материалов — кирпича, шлакоблоков и природного камня. Жилая площадь 2-комнатных квартир составляла 24— 30 м2, 3-комнатных — 34—38 м2. В каждой квартире были кухня, санузел и застекленная веранда. Из металлургических шлаков было налажено производство шлакоблоков, которые использовались для возведения стен домов. Шлакоблоки затем штукатурились, крышу покрывали черепицей или шифером. Белые дома в сочетании с яркокрасной черепицей и цветными деталями (наличники окон, цоколи, двери и т. д. ) придавали застройке нарядный вид.
Жилой дом в поселке шахты им. Абакумова. 1946 г.
В эти годы расширялись существующие и возникали новые поселки при шахтах и других промышленных предприятиях. Характерным примером строительства того периода может служить поселок шахты им. Абакумова. Укрепление строительных организаций, обеспечение их средствами механизации позволили в дальнейшем вести строительство все большими темпами, шире внедрять многоэтажную застройку. В 1949 — 1953 гг. широкое распространение получают угловые и торцовые секции. Это давало возможность компоновать здания различной конфигурации в соответствии с градостроительными условиями. Жилым домам, сооружаемым на главных улицах и площадях, уделялось больше внимания, что проявлялось в укрупнении объемов, увеличении этажности, монументализации и насыщенности архитектурными деталями. Во многих случаях применялись эркеры, лоджии и другие элементы, не предусмотренные в типовых секциях. Первые этажи жилых домов часто отводили для торговых предприятий, детских садов, пионерских комнат, ремонтно-бытовых мастерских, кинотеатров и других учреждений культурно-бытового обслуживания. В связи с этим первые этажи решались более монументально, их отделяли от верхних тягами или выносили вперед. Доминировала поквартальная застройка с преимущественно групповым и периметрально-комбинированным размещением домов. Зеленые насаждения занимали до 60% площади кварталов, что создавало здоровые условия жизни. Характерным примером жилищного строительства начала 50-х годов является жилой дом, расположенный на ул. Университетской между проспектами Маяковского и Комсомольским (арх. Г. И. Навроцкий). Дом хорошо вписывается в рельеф, его фасады отличаются гармоничными пропорциями. Угловая секция запроектирована более высокой, чтобы создать визуальный акцент, пространственно завершающий композицию улицы. Развитие строительной индустрии позволило увеличить этажность жилищного строительства: в поселках при шахтах с начала 50-х годов возводятся преимущественно 3-этажные дома. Укрупняются и строительные элементы — вместо кирпича и мелких шлакоблоков применяются крупные блоки, позволяющие применять четырехрядную разрезку стены (высоты четырех блоков достаточно для возведения одного этажа). С середины 50-х годов осуществляется переход к возведению стен из двух типов блоков — подоконного и простеночного. По существу, это уже были не блоки, а панели. Примером крупноблочного строительства являются 3-этажные дома поселка шахты Мушкетовская-Запере-вальная (1954—1956 гг. ). В том же поселке в 1956 г. построены первые крупнопанельные дома с двухрядной разрезкой стен (проект Центрогипрошахта). В качестве несущего остова в них применен железобетонный каркас, на который навешивались легкие керамзитобе-тонные стеновые панели. Это давало возможность сократить сроки возведения жилого дома, позволило перенести многие строительные процессы в заводские цеха. Каркасные дома выдерживали проседание грунта, что давало возможность перейти к многоэтажному индустриальному домостроению на подрабатываемых территориях. Таким образом, строители Донецка были в числе первых, кто начинал каркасно-панельное домостроение на Украине. Архитектура общественных зданий. В первое послевоенное десятилетие большое внимание уделялось строительству массовых общественных зданий — школам и дошкольным учреждениям, Дворцам культуры, кинотеатрам, больницам и поликлиникам. Возводились и уникальные здания: именно в Донецке появился новый тип сооружения — крытый спортивный зал, рассчитанный не только на проведение тренировок, но и на размещение значительного количества зрителей. В городе построены крупнейшие в стране комплексы научно-исследовательских и административных учреждений, а также другие значительные общественные здания. Общественные здания становились доминирующими объемами в городских архитектурных ансамблях и во многом определили художественный облик города. В их архитектуре широко использовались композиционные приемы и формы классики — для них характерны колоннады, аркады и другие элементы ордерной системы при обязательных симметричных композициях фасадов и планов зданий. Самыми распространенными массовыми общественными сооружениями Донецка послевоенного десятилетия стали детские ясли, сады и школы. Особенно широко применялся проект детского сада на 125 мест, разработанный архитектором Н. А. Якобсоном. Компактный план (25, 8 X 14, 9) позволял с успехом возводить такие здания как в застроенных, так и в новых кварталах. Детский сад был рассчитан на размещение пяти групп — две на первом и три на втором этаже. В послевоенный период развернулось также массовое строительство школ. Почти все школы, запроектированные и построенные в это время, имеют П-образ-ную форму плана; курдонер — своеобразный дворик — создавался перед главным или дворовым фасадом здания. Из многих типов школ в Донецке предпочтение отдавалось серии типовых проектов, разработанной архитекторами И. Ю. Каракисом и Н. Г. Савченко. Объемно-пространственное решение школ этой серии отличается компактностью, их размеры в плане одинаковы, а вместимость повышается от 280 до 400 мест только за счет увеличения этажности. Для внешнего облика зданий характерен своеобразный колорит: они увенчаны небольшим барочным фронтоном, а стена на всю высоту фасада расчленена пилястрами. Одна из наиболее удачных школ этой серии вместимостью 400 мест построена в поселке шахты Мушкетовская-Заперевальная. В 1955 г. по проекту архитектора Н. И. Порхунова и инж. С. А. Позиной по ул. Челюскинцев возведен Донецкий горно-обогатительный техникум (ныне политехникум Министерства черной металлургии УССР). Одновременно в других районах города строятся здания ряда техникумов и школ фабрично-заводского обучения. Культурно-просветительные учреждения — клубы и Дворцы культуры, кинотеатры — возводились как на основе типовых, так и с использованием индивидуальных проектов. Среди типовых наиболее часто применялся клуб с залом на 500 мест, разработанный архитектором К. К. Барташевичем. По этому проекту в Донецке было возведено три клуба: им. Куйбышева, завода им. Ленинского комсомола и в поселке шахты им. Абакумова. Здание обеспечивает все условия для проведения клубной работы, прекрасный зал со сценой позволяет организовать просмотр театральных и концертных программ. Планировка обеспечивает раздельную эксплуатацию клубной и зрелищной частей. Зрелищная часть традиционна для театров — по продольной оси расположены вестибюль, фойе и зрительный зал с обслуживающими помещениями. К вестибюлю с двух сторон примыкают крылья, в одном из них находятся административные помещения на первом этаже и спортивный зал на втором, а в другом — клубные помещения на первом и лекционный зал на втором этажах. Главный вход находится в уютном дворике, куда нужно пройти под колоннадой несколько тяжеловатого дорического ордера. Лучший клуб по этому проекту построен в 1953 г. в поселке шахты им. Абакумова (автор привязки архитектор Б. П. Жежерин). В типовом проекте клуба архитектора И. Е. Рожина не предусмотрено раздельное использование клубной и зрелищной частей, благодаря чему здание имеет более компактный объем. По этому проекту построен клуб шахты им. М. И. Калинина. По проекту архитектора Л. Л. Берберова восстановлен и реконструирован Дворец культуры им. И. Франко. Наиболее распространенный в то время типовой проект кинотеатра на 500 мест (архитектор В. В. Щербаков) использован для кинотеатра «Победа», построенного по просп. Ильича. К числу крупных культурно-просветительных сооружений послевоенного периода относится возведенный
Комплекс Донецкого угольного института. 1948—1951 гг. Проект. Перспектива с птичьего полета.
на площади Ленина Донецкий государственный музыкально-драматический театр им. Артема (архитектор Е. И. Чечик). Облик театра, если не учитывать форму сценической части, напоминает древнегреческий храм и является примером неудачного использования классического наследия. Здесь же на площади, замыкая ее южную часть, в 1951 — 1956 гг. построено здание Министерства угольной промышленности (архитекторы В. М. Орехов, В. Р. Косенко). Формы здания подчеркнуто монументализированы: на высоту пяти этажей фасад расчленен полуколоннами коринфского ордера, а над шестым этажом расположен сложный, большого выноса карниз. Достоинством здания является правильно выбранный масштаб, в результате чего южная сторона площади Ленина получила градостроительное завершение. В послевоенный период Донецк становится крупнейшим научным центром республики — здесь строятся комплексы научно-исследовательских институтов. Наиболее значительным комплексом того времени был Донецкий научно-исследовательский угольный институт (ДонУГИ) Министерства угольной промышленности УССР, построенный в 1953 г. по проекту архитекторов В. К. Троценко и А. В. Лукьянова. Он занимает весь квартал; вдоль ул. Артема расположено протяженное здание лабораторного корпуса, состоящего из центрального объема с двумя боковыми крыльями. На противоположной стороне улицы в этот же период закончено строительство еще одного крупного архитектурного комплекса — Всесоюзного научно-исследовательского института горноспасательного дела (ВНИИГД) Министерства угольной промышленности СССР (архитектор А. П. Страшнов), который по общей композиции имеет много сходного с ДонУГИ.
Здание водолечебницы на проспекте имени 25-летия РККА.
Наряду с научно-исследовательскими институтами строятся здания проектных организаций — Донгипро-шахт (1953 г., архитектор Г. И. Навроцкий, инж. В. В. Казанцев), Донбассводтрест (1953 г., архитектор Г. А. Благодатный) и др. В послевоенный период в Донецке продолжалось строительство поликлиник, больниц, родильных домов на основе использования типовых проектов. С 1947 г. в проектировании наметилась тенденция к объединению больниц с поликлиниками. Большинство лечебно-оздоровительных учреждений размещались непосредственно в поселках, и только специализированные лечебно-оздоровительные учреждения строились в центральной части города по индивидуальным проектам. Среди таких учреждений привлекает внимание здание водолечебницы на 110 коек, построенной недалеко от Парка культуры и отдыха им. Щербакова (1952 г., архитектор Г. Г. Лукьянченко). В центре города в 1953 г. возведен комплекс Донецкого научно-исследовательского института травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения УССР, призванный обслуживать весь Донецкий угольный бассейн (архитектор Н. И. Яковлев). В плане здание напоминает разогнутую в сторону улицы Артема гигантскую подкову, к тыльной стороне которой примыкают блоки лечебных корпусов, выходящих в благоустроенный сад. Центральный объем, завершающийся легкой, изящной по пропорциям башенкой, соединен с боковыми корпусами переходами, в пластической обработке которых использованы пилястры, полуколонны и междуэтажные пояски. С большим мастерством выполнены капители, карнизы и другие элементы ордерной системы. Во внутренний двор можно пройти через три арки, расположенные с каждой стороны от центрального объема. Утренние лучи выявляют пластику фасадов здания, а во второй половине дня воспринимается только силуэт и сквозь арки со стороны внутреннего дворика пробивается солнечный свет, создавая неожиданный художественный эффект, зрительно как бы облегчающий объем крупного сооружения. Городской железнодорожный вокзал во время войны был разрушен, однако уже в 1951 г. приняло пассажиров новое монументальное здание вокзала (архитектор И. И. Воронцов). Как и большинство сооружений такого типа, вокзал имеет традиционную центрально-осевую схему объемно-пространственной организации, в которой центральное место занимает вестибюль, доминирующий в общей композиции сооружения. Перед вокзалом создана просторная площадь, застройка которой завершена в 60-е годы. В послевоенное десятилетие построен один из первых на Украине аэропорт. Его главное здание (сейчас используется для административно-хозяйственных нужд) по объемно-пространственной композиции напоминает небольшой железнодорожный вокзал. Широко велось строительство общегородских и районных спортивных сооружений. В 1949 г. на территории Центрального парка культуры и отдыха им. А. С. Щербакова построен стадион «Шахтер» (архитекторы Г. И. Навроцкий, С. И. Северин); первоначально его трибуны были рассчитаны на 25 тыс. зрителей; в 1967 г. стадион реконструирован и число мест доведено до 43 тыс. (архитекторы В. Д. Проценко и Л. С. Барабаш). При строительстве стадиона удачно использован рельеф местности для устройства западных трибун, расположенных на повышенных отметках, земляные откосы, насыпи и подпорные стены; в пространстве под южными, восточными и северными трибунами размещены тренировочные залы и другие помещения. Кроме того, шахты и заводы строили свои небольшие стадионы вместимостью 5 — 10 тыс. зрителей
Один из первых в Советском Союзе крытый спортивный зал — прообраз современных Дворцов спорта. 1953 г.
создавали спортивные площадки, лодочные станции. В 1954 г. на территории, примыкающей к ул. Артема, по проекту архитектора Е. А. Ревина строится самый крупный по тем временам стадион «Локомотив», трибуны которого вмещали 40 тыс. зрителей. В Донецке построен первый в республике крытый спортивный зал, где предусмотрены места для зрителей (1953 г., архитекторы Г. И. Навроцкий, О. К. Терзян). Это гимнастический зал добровольного спортивного общества «Шахтер». Основной зал размером 30 X 30 м имеет трибуны для 600 зрителей; кроме того, в комплекс входят залы для занятий тяжелой атлетикой, фехтованием и боксом. Все раздевальные с душевыми, инструкторские, массажные и другие подсобные помещения находятся в подтрибунном пространстве. Несмотря на небольшие размеры, крытый спортивный зал в Донецке сыграл огромную роль в формировании нового типа общественных зданий и является прообразом современных многофункциональных спортивных залов. В послевоенный период в городе продолжалось строительство торговых учреждений. В большинстве случаев они занимали первые этажи жилых домов на центральных магистралях. В редких случаях строились отдельно стоящие здания столовых, ресторанов и кафе. К наиболее значительным торговым учреждениям относится крытый рынок, законченный строительством в 1957 г. (архитекторы К. С. Фельдман, Н. А. Набережных, инж. Б. А. Беднарский). Здание имеет цент-ричную композицию с купольным покрытием. Если в архитектуре здесь очевидны формы с ориентацией на классику, то сборный железобетонный купол диаметром 35, 6 м свидетельствует о попытке эстетически осмыслить сложную конструкцию. Купол состоит из 15 горизонтальных кольцевых ярусов, каждый из которых имеет 24 секторных ребристых панели. В панелях восьми нижних ярусов сделаны круглые остекленные отверстия диаметром от 65 до 45 см, которые облегчают вес купола и делают интерьер здания особенно нарядным. К сожалению, несколько архаичные формы фасадов с арочными проемами и пилястрами со сложным карнизом не увязаны с прогрессивным конструктивным решением купольного покрытия. В послевоенное десятилетие в Донецке сооружаются памятники и монументы, которые не только увековечивают память о выдающихся личностях и знаменательных исторических событиях, но и становятся важными композиционными акцентами архитектурных и парковых комплексов, обогащают художественный облик города.
Здание крытого рынка. 1956 г. Общий вид. План.
В 1953 г. на проспекте 25-летия РККА открыт памятник четырем героям-стратонавтам, погибшим в 1938 г. вблизи Донецка (скульп. А. Е. Белостоцкий, Э. И. Фридман, Г. Л. Пивоваров, архитектор Н. К. Иванченко). Большое градоформирующее значение имеет памятник Тарасу Шевченко, открытый в сентябре 1955 г. у пересечения бульвара Шевченко с улицей Артема. Бронзовое изваяние великого украинского поэта-революционера установлено на круглом пьедестале из красного полированного гранита (скульп. М. К. Вронский, А. А. Олейник, архитектор В. А. Шарапенко). Хорошие пропорции и удачно выбранный масштаб ставят памятник Кобзарю в ряд лучших произведений монументальной скульптуры. Из монументов этого периода следует отметить памятник-обелиск известному публицисту и ученому-экономисту В. В. Берви-Флеровскому, установленный в 1955 г. на могиле в сквере его имени, а также бюст генерал-лейтенанта К. А. Гурова на улице Артема в сквере, примыкающем к проспекту Гурова (скульп. А. Е. Белостоцкий, Э. И. Фридман, архитектор Н. К. Иванченко, 1954 г. ).
|
|||
|