Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста: «Прятки»
Автор: Лянгузова Ольга Жановна, учитель-логопед МКДОУ №18, Челябинская обл., г. Миасс Краткое описание: игра для ориентировки на листе бумаги, автоматизация стечений «тр», «др» в словах и предложениях. Назначение материала: игра может быть использована логопедами в коррекционной работе с детьми 5 – 7 лет, в том числе для детей с ОВЗ. Оборудование: 2 карточки для ознакомления с понятиями, 1 игровое поле формата А4, фишки. Цель: ориентировка на плоскости, автоматизация звука [Р]. Задачи: 1. Автоматизировать звук [Р] в стечениях согласных. 2. Развивать зрительное внимание, пространственные представления, мыслительные процессы. Развивать умение употреблять предложения с простым предлогом «за». 3. Воспитывать умение оценивать результат собственной деятельности. Предварительная работа: знакомство с символом короткого слова – «за», автоматизация звука [Р] в стечениях согласных тр, др.
Для первого этапа необходима предварительная работа в виде знакомства со словами, которые будут использоваться в последующем, а так же знакомство с символом предлога «за». Детям с ЗПР с трудом даются пространственные представления, затруднено использование предлогов, ограничено зрительное восприятие, поэтому для них предварительная работа расширяется и может быть представлена в следующем виде: 1. Детям предлагается рассмотреть картинки (названия уточняются) и рассказать, кто за кем: дракон за ядром, ядро за петрушкой, петрушка за ведром, ведро за трамваем, трамвай за дротиком, дротик за ватрушкой, ватрушка за друзьями, друзья за драконом. 2. На следующей картинке детям необходимо не только назвать, кто за кем «спрятался». В данном варианте детям по части предмета необходимо узнать целый предмет и, соответственно, назвать кто за кем.
Ход игры:
На игровом поле формата А4 – изображены предметы, которые видны лишь частично. Все предметы расположены в определенных секторах и «прячутся» за травой, или дровами. В центре изображен символ предлога (короткого слова) «за». «Фишка» (условная фигура) располагается на центральном секторе. Затем, по указанию взрослого, отправляется в путь. Взрослый называет направление пути (2 клетки вправо, одна клетка вниз…), а ребенок, встав на нужный сектор, должен угадать и правильно назвать того, кто спрятался: «За травой спрятался петрушка», «За дровами я вижу друзей». Каждую клетку можно обозначать фишкой. Одним из вариантов игры может быть – прокладывание пути. Хороша игра, как игра – соревнование. Например, нужно дойти до «ядра, которое спрятано за дровами», но при этом можно предложить самый короткий путь или самый длинный. Кто найдет такой путь, и проговорит его верно – тот, победитель. Пример короткого пути: «дракон за дровами, потом дротик за травой, и, ядро за дровами». Таким образом, дети не только учатся ориентироваться на листе бумаги, многократно произносят необходимые слова и фразы для автоматизации звука, учатся употреблять в речи предлог «за», но и развивают мыслительные процессы.
|