Дидактическая игра: «Словомания - [С]»
Автор: Лянгузова Ольга Жановна Должность: учитель – логопед Место работы: МКДОУ №22, г. Миасс, Челябинская область Описание: Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру, которая используется при интеграции различных образовательных областей. Назначение материала: игра может быть использована педагогами, родителями в работе с детьми дошкольного возраста 5 – 7 лет. Оборудование: Игровое поле - 4 листа А4; разрезные карточки. Цель: автоматизация звука [С], подбор обобщающих понятий Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: Автоматизировать звук в сочетаниях [С] в словах, словосочетаниях, предложениях. 2. Коррекционно – развивающие задачи: Развивать логическое мышление – умения выделять признаки обобщающего понятия, умения классифицировать. Развивать пространственные представления (ориентирование на листе бумаги): «выше», «ниже», «слева», «справа»; употреблять предлоги над, под, между, до, за, «перед», «около». 3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать умение подчинятся правилам игры, играть в коллективе. Оборудование: Игровое поле - 4 листа А4; разрезные карточки

Ход игры: Каждые 3 карточки имеют одно обобщающее значение, необходимо найти карточки, подходящие по смыслу и определить им место на игровом поле. Обобщающие понятия: Посуда: сковорода, кастрюля, стакан. Мебель: стол, стул, стенка. Продукты питания: сосиски, колбаса, мясо. Овощи: свекла, капуста, чеснок. Бытовая техника: пылесос, посудомоечная машина, стиральная машина. Транспорт: самолет, автобус, троллейбус. Профессии: солдат, строитель, футболист. Животные: собака, слон, носорог. Птицы: аист, снегирь, сова. Обувь: сапоги, сандалии, кроссовки. Одежда: сарафан, свитер, джинсы. Фрукты: ананас, кокос, абрикос. Насекомые: оса, стрекоза, саранча.
Расположите поле игровой стороной вверх, рядом разместите призовые жетоны (н-р, смайлики), карточки с картинками перемешайте и сложите стопкой картинками вниз. Перед началом игры игроки (от 2 до 4 человек) получают по 4 карточки с картинками, которые они могут видеть, но не показывать соперникам. Игровое поле разделено на 4 зоны, в каждой зоне по 12 квадратов. Квадраты расположены таким образом, что в каждом горизонтальном ряду имеется одна картинка их группы обобщающих слов, заполнять ряды необходимо по горизонтали. Игроки ходят по очереди (очередность может определить игральный кубик). В свой ход ребенок выбирает одну карточку и располагает ее в соответствующую клетку. После чего берет из общей стопки одну верхнюю карточку. Если следующим ходом ребенок может закончить ряд, то он берет из стопки призовой жетон. Если нет, то ход переходит к следующему игроку. Игра заканчивается тогда, когда все игровое поле будет заполнено, победитель определяется по количеству призовых жетонов.
Игровые поля:




Разрезные картинки:



После того как поле заполнено, ребенку можно предложить различные варианты заданий, типа: - «Что где находится? » (закрепление пространственных представлений: до, между, под, над и т. д., автоматизация звука [С] в предложении): взрослый задает вопрос ребенок отвечает полным предложением. - «Карусель» (автоматизация звука [С] в словах): ребенок с ускорением проговаривает слова, «шагая» по клеткам игрушкой от киндер – сюрприза. - «Подбери и назови» (расширение словарного запаса): к каждому горизонтальному ряду ребенок подбирает слова из группы обобщающих слов. Разрезные картинки используемые в игре так же могут послужить для любых других игр, которые направлены на автоматизацию звука [С]: - «Что на чем? » Ребенок перекладывая картинки из стопки друг на друга называет: «На автобусе глобус, на глобусе кастрюля, на кастрюле стакан и т. д. ) - «Послушай загадку и найди отгадку». - «Все перемешалось» Ребенок вытягивает из стопки 2 или 3 картинки и придумывает с ними предложение, которое может быть и небылицей.
|