|
|||
История создания. Исполнения квинтета
Фортепианный квинтет Соль минор, соч. 57 — одно из известнейших значительных произведений Дмитрия Шостаковича. Как и большинство фортепианных квинтетов, написано для квартета и фортепиано. История создания Первый скрипач квартета имени Бетховена Дмитрий Цыганов вспоминал: После выдающегося успеха Первого квартета Шостаковича мы просили его написать фортепианный квинтет. Ответ Дмитрия Дмитриевича был радостен для нас: "... напишу квинтет непременно и обязательно вместе с вами сыграю его... " Это было в 1939 году, а годом спустя состоялась поистине триумфальная премьера...
Исполнения квинтета 23 ноября 1940 года Квартет имени Бетховена и Дмитрий Шостакович исполнили квинтет в Москве, в малом зале консерватории. Это было одним из величайших триумфов Шостаковича. Так же как и после премьеры Пятой симфонии, аплодисментам не было конца, а композитора и исполнителей вызывали множество раз. Это был один из немногих случаев, когда произведение Шостаковича было чуть ли не единодушно признано критиками, коллегами и слушателями. Сергей Прокофьев писал: ... Если бы Шостаковичу было шестьдесят лет, то для человека, умудрённого годами, эта привычка взвешивать каждую ноту была бы, может быть, замечательным достоинством; но сейчас она грозит перейти в недостаток. Поэтому мне жаль, что в квинтете недостаёт устремлений и порывов, хотя в целом я считаю это замечательным произведением. Строение Квинтет состоит из пяти частей: Прелюдия: Lento, Фуга: Adagio, Скерцо: Allegretto, Интермеццо: Lento, Финал: Allegretto
Выдающийся пианист Николай Петров После концерта Шостакович долго не мог успокоиться, несколько часов в одиночестве гуляя по Москве. Квинтет был принят восторженно. Коллеги, друзья, критики, — все единодушно подчёркивали достоинства и красоты нового сочинения. Более того — в 1941 году за Фортепианный квинтет композитору была присуждена Сталинская премия: золотая медаль с изображением „вождя народов" и сто тысяч рублей — колоссальная сумма по тем временам.
Власть давала тем самым понять опальному Шостаковичу, что он „прощён".
Композитор обратился в своём произведении к баховской полифонии (таковы две первые части — Прелюдия и Фуга), но многие элементы мелодического и гармонического языка роднят квинтет с русской музыкальной классикой. Одновременно с квинтетом Шостакович закончил оркестровку „Бориса Годунова". Мелодизм и особый образный мир оперы Мусоргского оказали значительное влияние на это камерное сочинение. Как и в других произведениях конца тридцатых годов, основные черты зрелого стиля Шостаковича проявляются здесь с особой яркостью: квинтет поражает мастерством построения формы, в том числе полифонической, выверенными кульминациями, совершенством ансамбля и мелодической щедростью.
На протяжении шести десятилетий Фортепианный квинтет остаётся не только одним из лучших сочинений Дмитрия Шостаковича, но и важнейшим произведением данного жанра во всей музыкальной литературе двадцатого века.
https: //www. youtube. com/watch? v=cS5UaT5-InE& t=33s (Скопировать ссылку и вставить в браузер)
|
|||
|