|
|||
Тема занятия для учащихся 6-7 классов:Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема занятия для учащихся 6-7 классов: «Конфликты в нашей жизни» Цели: овладение приемами конструктивного, бесконфликтного общения учащимися. Задачи: - Дать характеристику понятия «конфликт»; - Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны; - Познакомиться с методами выхода из конфликта; - Дать определение понятия «компромисс»; - Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности. Оборудование: - реквизит для игры «Перетягивание каната»; - карточки для групповой работы; - квадратики черного, красного, зеленого цвета; - Памятки. Ход занятия: 1 этап: Постановка цели обучения Стихотворение Омар Хаям (Показ слайда № 1) Других не зли и сам не злись. Мы гости в этом бренном мире. А если, что не так – смирись, Будь умнее - улыбнись, Холодной думай головой, Ведь в мире все закономерно: Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно… Омар Хаям Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада вас всех видеть. Прежде чем мы начнем наше занятие, хочу вам задать несколько вопросов: -Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды? -Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи? Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления. Именно поэтому наше сегодняшнее занятие посвящено конфликтам. Тема достаточно актуальная и животрепещущая. Сегодня мы с вами будем много обсуждать, рассуждать. Итак, целью нашего занятия станет дальнейшее овладение приемами конструктивного, бесконфликтного общения - это наша главная цель, а также мы с вами сможем разобраться «Что такое конфликт? », «Какие функции он в себе несет? », «Каковы плюсы и минусы конфликта? » 2 этап: Формирования учебной мотивации Скажите, ребята, какие последствия может понести конфликт? А вообще нужно ли уметь правильно выходить из конфликта? Давайте представим ситуацию, бабушка в маршрутке вам предъявила претензию потому что вы не уступили ей место. какие у вас могут быть варианты решения конфликта? (варианты учащихся). Вы, конечно, можете яростно отстаивать свою позицию, но верное ли это решение? Итак, теперь вы понимаете, что не все конфликты решить просто. 3 этап: Оценка уровня актуального развития учащегося Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни… Попробуем разобраться что же такое конфликт? Какие есть предположения? Какие вызывает ассоциации? (записывает на доске варианты детей). Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов. Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс. Упражнение-ассоциация «Если бы конфликт был животным…? » А если бы конфликт был животным, что за животное это было бы? (варианты ответов). Неужели все так страшно? Я не зря спрашиваю у вас с каким животным у вас ассоциируется слово «конфликт». По вашим словам это нечто страшное, ужасное и предоставляющее опасность. Почему? В чем минусы конфликта: - портит настроение; - уводит в сторону от решения более важных проблем и дел; - снижает самооценку и вызывает стресс; - вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение. Но…. не все так плохо. Существуют также плюсы конфликта: - раскрывает важную проблему; - вовлекает людей в решение проблемы; - дает выход скопившимся негативным эмоциям; - помогает совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт. Но для того чтобы конфликт нес в себе конструктивные нотки, человек должен грамотно и умело отстаивать это сопротивление, без ущерба и угрозы для другого человека. Игра «Армреслинг» или «Перетягивание каната» Давайте разделимся на две группы. Сейчас мы сыграем в простую игру – перетягивание каната. (Играют) Победила команда… Спасибо, садитесь. Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт? А из – за чего он мог возникнуть? Да, может быть масса причин. Например, несправедливая оценка судьи, девочки слабее мальчиков и другие причины. Эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта? Ученики дают варианты ответа. Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора. В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются: -участники конфликта (оппоненты); -предмет конфликта. Упражнение «Да – нет» -А теперь разыграем другую ситуацию. (В центре класса – два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации с дежурством по классу). - Ты дежуришь сегодня. -Нет. -Дежуришь. -Нет. Я дежурил вчера. -А кто тогда будет сегодня дежурить? Нет и т. д. -Конфликт ли это? Почему? Ученик дают варианты ответа. -Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора – дежурство. Исследователи различают типы конфликтов: -внутриличностный (между долгом и совестью); -межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений); -между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы); -межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы). 4 этап: Раскрытие ориентировочной основы выполнения действия Человек может по-разному вести себя в конфликте. С одной стороны, он может быть ориентирован на себя (на свои интересы, желания и потребности), с другой стороны, человек может быть направлен на других (ориентироваться на желания и интересы другого). От этого зависит, какой стиль разрешения конфликта будет выбран участниками. Существуют следующие стили: сотрудничество, уступчивость (сглаживание), доминирование (конфронтация), избегание, компромисс. Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства. Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок. Компромисс (от лат. сomromissum) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок. Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности. 5 этап: Выполнение действия самим учащимся Работа в группах. Перед вами карта-опора, в которой вы видите стили поведения в конфликте, а также небольшая памятка поведения в конфликте. Прошу вас активно ей пользоваться в последующих заданиях. Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям. Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон. - Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация. - На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт. - Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты. - Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями. Теперь попробуем на практике. Упражнение «Конфликт в транспорте» Участников игры трое. Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание. Обсуждение: - что испытывали герои конфликта? - тяжело ли им было отстаивать свою точку зрения? - как конфликт выглядел со стороны? (10-15 минут) Давайте с вами подумаем, что приводит к конфликту?: Неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Это как айсберг, малая, видимая часть которого - конфликт - над водой, а три составляющие - под водой. Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта - это умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга. В случае если конфликт все-таки произошел, не держите обиды или хотя бы проявите свое равнодушие. По этому поводу расскажу вам одну притчу. Притча «Груз обид» Ученик попросил учителя: — Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. — Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми картофель, напиши на нём имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. — И это всё? — недоумённо спросил ученик. — Нет, — ответил учитель. — Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах Ученик пришёл к учителю и сказал: — Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое — То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз. - Так почему же обиды несут в себе такой негатив? - Что же может нам помочь не держать обиды и о каком качестве идет речь?
|
|||
|