Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





в форме аналитической минихрестоматии



в форме аналитической минихрестоматии

Анализ статьи/монографии предполагает самостоятельную работу учащегося по всестороннему раскрытию основных положений произведения исследуемого автора.

Форма письменного отчёта: аналитическая минихрестоматия, представляющая собой краткое аналитическое пояснение к выбранной студентом статье (разделу монографии) из предложенного преподавателем списка источников и литературы.

Объём работы:

аналитический раздел – 10-15 стр.,

хрестоматийное приложение (прочитанная статья/ раздел монографии) – 30-50 стр. (в зависимости от сложности текста)

Комментарии к анализируемому тексту – 3-10 стр.

Форма предоставления отчёта: в письменном (распечатанный текст) и электронном виде.

Структура работы.

1. Титульный лист (стандартно, в соответствии с шаблоном, принятым в университете)

2. Содержание (с указанием страницы каждого раздела)

3. Аналитический раздел – краткий тезисный анализ прочитанной статьи (подробнее см. ниже).

4. Анализируемый текст (прочитанная статья с её полными выходными данными).

5. Комментарии к анализируемому тексту

6. Дополнительные приложения (по мере необходимости):

Ø иллюстративные материалы (портреты учёных, схемы, графики, таблицы и т. д. );

Ø хронологическая таблица научной жизнедеятельности автора анализируемой работы

Ø интеллектуальная генеалогия автора (в форме схемы)

7. Список использованных источников и литературы (выходные данные работ, которыми пользовался обучающийся).

Содержание аналитического раздела

I. Краткое введение. Обоснование выбора источника для анализа; раскрывается научная актуальность и историко-культурная значимость избранного текста; формулируются цели и основные проблемы, которые предполагается осветить (0, 5-1 стр. )[1].

II. Внешний анализ. Здесь следует дать внешнюю характеристику избранного текста: его форма (статья или раздел монографии), место и год публикации, издательство, общее описание структуры, содержания, особенностей авторского стиля написания и т. д. Анализ названия работы (монографии или статьи) и названия части работы, которую конспектирует учащийся[2]: о чем оно говорит? (0, 5 стр. )

III. Реферирование. Представить в виде развернутого тезисного плана-конспекта . Сформулировать главные тезисы и выделить ключевые идеи, лежащие в основе данного текста. доказательная база работы, степень убедительности авторской аргументации (ок. 3 стр. ).

IV. Внутренний анализ (не менее 8 стр. ):

1. общие данные об авторе, к какой научной школе принадлежит, кто был его учителем, предшественниками, последователями и т. д. Особенности научной деятельности. Основные идеи автора, их актуальность, фундаментальность и т. д. Эволюция идей автора (если была). Судьба его теоретических взглядов, как они были восприняты, их значение и внесенный вклад в науку. ). Место данной работы в научной биографии автора. Не более 2-3 страниц.

2. Логический переход к анализу самого текста (между всеми разделами должна быть логическая связка! ). Показать историческую обусловленность написания и публикации работы (когда написана, издана, общественный резонанс). Как согласовалось время выхода работы с современной ей обстановкой (публикация была своевременна, запоздала, опередила своё время).

3. Обязательно выделить главную тему и идею работы (как она представлена, последовательность; её новационность, её судьба).

4. определения наиболее важных терминов, используемых автором публикации и представляющих особое значение для понимания основного замысла данной работы.

5. анализ основных тезисов (положений, идей) данного текста, выявленных в разделе «Реферирование»: актуальность, новизна, фундаментальность, аргументированность, перспективность, значение. Получили ли эти идеи развитие, если не получили, то почему.

6. источники выдвинутых идей (впервые сформулированы или были предшественники, ссылается ли автор на них, как он их оценивает; если не ссылается, то почему).

7. Если автор упоминает (ссылается, полемизирует, цитирует) других ученых, необходимо в контексте изучения данного источника представить краткую справку о них (биографические сведения), отметить, в связи с чем они были отмечены автором (оказали ли какое-либо влияние на развитие его идей и теории). Сравнение с другими трудами автора данного текста (была ли эволюция взглядов).

V. Эссе (2 страницы) – свободное рассуждение учащегося по поводу прочитанного материала (с соблюдением норм научного стиля изложения). Цитирование аутентичного текста допускается в пределах 20% всего объема отчетной работы (в печатных знаках).

VI. В заключении (1-2 страницы) подводятся основные итоги и даются самостоятельные обобщающие выводы, при формулировке которых необходимо учитывать различные точки зрения на исследуемый предмет в историографии. Каково значение высказанных автором идей для той области знаний, которой посвящается статья.

Наличие самостоятельного анализа и выводов. Во всей работе, особенно во введении и заключении, должно присутствовать личное отношение автора к рассматриваемым вопросам. Каждое приводимое авторское суждение должно быть непременно аргументировано и обосновано. Этот параметр призван определить способности студентов к аналитическому и критическому мышлению; умению грамотно оперировать основным понятийно-категориальным аппаратом культурологии; устанавливать междисциплинарные связи на материале выбранной темы. Студенты должны продемонстрировать умения анализировать социально и культурно значимые проблемы, явления и процессы, оценивать достижения культуры и науки в историческом контексте их создания, обосновывать собственную позицию.

Дополнительные требования. В тексте необходимо указывать ссылки на используемые источники и литературу. Ссылки желательно помещать в конце каждой страницы как пронумерованные сноски.

Список использованных источников и литературы располагается в конце реферата на отдельном листе. Список литературы может включать не менее 5 – 10 научных работ, расположенных в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий, перед которыми авторство не указано (энциклопедии, сборники, коллективные монографии, учебники). Библиографический список может быть составлен исключительно из тех работ, которые непосредственно были задействованы в реферате (они цитируются, на них ссылаются, или они послужили отправной точкой при формировании авторской концепции реферата, что указано во введении).

Наличие приложений. В качестве прилагаемых к работе материалов могут быть приведены иллюстрации (портрет/фотография автора разбираемого текста, фотография первого издания и т. д. ), исторические карты, синхронистические таблицы; при необходимости можно также привести схемы, графики, диаграммы, заимствованные из литературы или самостоятельно составленные студентом. Присутствие дополнительных материалов свидетельствует об углубленной самостоятельной работе студента по систематизации и обобщению собранных данных. Наличие приложений подчеркивает интерес учащегося к избранной теме, внимание к собственной работе, повышает уровень и качество её исполнения.

 

Комментарии к анализируемому тексту. В комментариях необходимо указать следующую информацию:

1. Краткая преамбула.

- История текста. Где и когда впервые данный текст был опубликован? Какие существуют переиздания? Встречаются ли разночтения в различных изданиях?

- По какому изданию текст приводится и анализируется в Вашей работе. Обоснование выбора именно этого издания.

- Обстоятельства, при которых данный текст был написан.

- Охарактеризовать научный и/или общественный резонанс, который получила данная публикация (отклики, восприятие, споры и т. д. ).

2. Краткие сведения по каждому нуждающемуся в прояснении моменту, встречающемуся в тексте (термину, событию, персоне и т. д. )

 

Альтернативной формой отчётной письменной работы может быть составление хронологических (синхронистических) таблиц по истории культурологической мысли в контексте развития отечественной и мировой науки ХХ в. (на основе материалов Интернет и др. )

 


* Отчетные работы представляются учащимися за месяц до последнего семинарского занятия – в печатном и электронном виде.

[1] Количество страниц на каждый раздел приводится весьма условно для самой общей ориентации обучающихся в пропорциях подготовляемого текста.

[2] К примеру, если анализируется глава из определенной монографии, то должны быть проанализированы названия как самой монографии, так и главы из нее.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.