|
|||
15.02. Группа №6. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний. Урок №26.15. 02. Группа №6. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний. Урок №26. ТЕМА: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ Цель: рассмотреть сущность, понятие и основные виды реабилитации инвалидов; Задачи урока: -Усвоить содержание реабилитации инвалидов; -Формирование умения выделять основное в изучаемом учебном материале, - Воспитывать усидчивость.
Лекция План 1. Понятие «реабилитация» и ее сущность. 2. Этапы реабилитации; 3. Задачи реабилитации; 4. Виды реабилитации. Реабилитация – это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально – оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания. Согласно международной классификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980 году, выделяют следующие уровни медико-биологических и психо-социальных последствий болезни и травмы, которые должны учитываться при проведении реабилитации: повреждение – любая аномалия или утрата анатомических, физиологических, психологических структур или функций; нарушение жизнедеятельности – возникающие в результате повреждения утрата или ограничение возможности осуществлять повседневную деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными для человеческого общества; социальные ограничения– возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся нормальной для данного индивидуума. В последние годы в реабилитацию введено понятие «качество жизни, связанное со здоровьем». Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграция в общество. Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса. Процесс реабилитации подразумевает включение трех этапов - реконвалисценции, адаптации (реадаптации) и ресоциализации. Реконвалесценция - это этап выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма. Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям существования. Причем адаптация может происходить в виде пассивного приспособления потребностей личности к реальным обстоятельствам существующей обстановки или носить активный характер в виде изменения среды в свою пользу либо как целенаправленное взаимодействие личности и среды, приводящее к адаптационному эффекту. Реадаптация - понимается как приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием резервных, компенсаторных способностей. Это этап приспособления к быту, труду, обучению и другим различным средам обитания. Ресоциализация- рассматривается как этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида с макро - и микросредой. Это заключительный этап, который определяет эффективность всего предшествующего периода реабилитации и позволяет достичь интеграции в общество. Интеграция рассматривается как процесс включения индивида в различные типы социальных групп и социальных структур, во все сферы жизнедеятельности общества - от бытовой до политической. Таким образом, различные формы реабилитации соответствуют трем классам последствий болезни (разработанными ВОЗ), которые проявляются одновременно или последовательно на трех взаимосвязанных уровнях: · биологическом, что выражается в отклонениях от нормального морфофункционального статуса и вызывает нарушения органов и систем; · организменном, вызывая ограничения способности к передвижению, общению, способности владеть телом или адекватно себя вести, что приводит к снижению работоспособности и самообслуживания; · социальном, вызывая социальную недостаточность, нарушение связей с семьей и обществом. В соответствии с этой концепцией последствий болезни просматриваются три точки приложения мер и три задачи реабилитации - функциональное, социально-бытовое и социальное, в том числе профессиональное, восстановление инвалидов. Реабилитация инвалидов включает в себя: · восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; · профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; · социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; · физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности. Существует несколько видов реабилитации - медицинская, социально-психологическая, педагогическая, социальная и профессиональная реабилитация. Кратко рассмотрим каждую из них. Медицинская реабилитация больных направлена на полное или частичное восстановление здоровья, на замедление патологического процесса, предупреждение осложнений, обострений и рецидивов заболеваний. От эффективности решения медицинских задач во многом зависит успех всех других методов реабилитационного воздействия. Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию больных и инвалидов к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах. Социально-психологическая помощь, эмоциональная поддержка должна присутствовать на всех этапах реабилитации инвалида. Педагогическая реабилитация предусматривает проведение мероприятий обучающего, развивающего и воспитательного характера, которые направлены на то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальными нормами поведения. К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекционная педагогика, образование детей и взрослых с дефектами, затрудняющими процесс обучения, организация образовательных курсов/школ для больных, инвалидов и их родственников. Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта. Цель социальной реабилитации - ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости. Профессиональная реабилитация ставит цель приобретение новой профессии или восстановление профессиональной трудоспособности лиц, утративших ее в той или иной степени. Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию и трудовое устройство, или трудовую занятость. Таким образом, лечение больного, предупреждение или уменьшение степени инвалидизации, обучение или переобучение, восстановление его психологического и социального статуса - звенья одной непрерывной цепи, называемой реабилитационным процессом, в котором особое место занимает социальная реабилитация.
Задание: 1) Проработать материалы лекции; 2) Выписать содержание и виды реабилитации.
Обратная связь: nurutina@mail. ru
|
|||
|