|
|||
14.02.2020. группа №5. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний. Урок №2914. 02. 2020. группа №5. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний. Урок №29 Тема: Социальная реабилитация инвалидов с нарушением слуха. Цель: рассмотреть сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха; Задачи урока: -Усвоить содержание реабилитации инвалидов с нарушением слуха; -Формирование умения выделять основное в изучаемом учебном материале, - Воспитывать усидчивость. Материалы урока Социальная реабилитация глухих людей – важнейшее направление социальной реабилитации. Сегодня примерно 7 – 8 % всего населения планеты (около 300 млн человек, из которых 90 млн человек абсолютно глухих) страдают тяжелыми нарушениями слуха. В России на сегодняшний день более 20 тысяч человек являются инвалидами по слуху, 12 млн человек имеют нарушения слуха. Растет число детей и стариков с дефектами слуха. Основным средством межличностной коммуникации большинства глухих и многих слабослышащих является жестовой язык, причем различные группы инвалидов по слуху по-разному используют жестовый язык. К инвалидам по слуху, для которых первичным языком служит жестовый язык, относятся в основном дети глухих родителей, выпускники школ для глухих детей. Для другой части инвалидов по слуху первична словесная речь. Жестовый язык они используют как вспомогательное средство. К группе инвалидов по слуху, которые свободно владеют двумя языками – русской словесной речью и жестовым языком, – относятся выпускники школ для глухих и слабослышащих детей, дети слышащих или глухих родителей. К причинам возникновения заболевания по слуху относят следующие: -поражение центральных отделов слухового анализатора, возникающее в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалита, черепно-мозговой травмы, кровоизлияния, опухоли). - осложнения воспалительных и инфекционных заболеваний (менингита, тифа, гриппа, свинки, скарлатины и др. ); -последствия токсических поражений в результате приема ототоксических препаратов (гентамицина, канамицина, линкамицина, мономицина, неомицина, стрептомицина и других препаратов аминогликозидного ряда), -последствия механических травм и контузий; Группа инвалидности по слуху определяется с учетом ряда показателей: · социальная недостаточность; o требования по социальной защите или помощи; o степень нарушения здоровья и расстройства функций организма; o характер последствий травм или дефектов; o степень ограничений жизнедеятельности или их сочетание. o нарушения сенсорных функций (зрения, слуха); o нарушение способности к общению – установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации; o ограничение самообслуживания; o способность к обучению в учебных заведениях общего типа, потребность в специальном режиме учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала); o способность к выполнению трудовой деятельности: уровень квалификации или объем производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии. Глухие люди сталкиваются со следующими социальными проблемами: - затрудненность в общении со слышащими людьми в повседневной жизни («Слепые оторваны от предметов, глухие – от людей», – писала всемирно известная слепоглухая американская писательница Элен Келлер); -трудности в получении информации; -затруднения при просмотре телевизионных передач; -трудности при посещении зрелищных массовых мероприятий; -отсутствие возможности участия в обычной социокультурной жизни; -нахождение в положении меньшинства, права и интересы которого игнорируются обществом; -трудности в пользовании объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, которые не приспособлены для свободного доступа инвалидов к информации (автобусы, троллейбусы, поезда пригородного сообщения не оборудованы табло с бегущими строками); -отсутствие сервиса переводческих услуг в различных регионах; -отсутствие синхронных субтитров в общественно-публицистических, познавательных, молодежных и других массовых передачах на телевидении; Социальная реабилитация глухих – это комплекс социальных, медицинских, технических, образовательных, культурных и других мероприятий, целью которых является реализация равных прав и возможностей глухих во всех сферах жизни и изменение отношения общества к глухим, развенчание мифа об их ограниченных умственных и физических способностях. Социальная модель реабилитации предполагает использование соответствующей корректной терминологии при обозначении группы людей, имеющих потерю слуха: глухой, слабослышащий, инвалид с детства по слуху, позднооглохший, человек с нарушением слуха. Не желательно использование слов и понятий, создающих негативные стереотипы: глухонемой, тугоухий. Большое значение имеет утвержденный на правительственном уровне гарантированный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, которые должны предоставляться инвалидам по слуху: -бесплатные переводческие услуги при обращении глухих в различные организации, при обучении глухих в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования; -оборудование объектов городской среды техническими средствами связи и коммуникаций (уличные текстофоны, телефоны с возможностями телекоммуникаций и др. ); -обеспечение инвалидов по слуху специальными средствами коммуникационной поддержки (будильник с вибратором, беспроводные оптические сигнализаторы, текстовые телефонные аппараты и др. ); -организация телевизионных передач с субтитрами; -создание центров реабилитации инвалидов по слуху на базе центров социального обслуживания или учреждений государственных органов социальной защиты; -выдача денежных компенсаций на приобретение телефонных аппаратов (факс, текстофон, сотовый телефон для передачи текстовых сообщений, телефон с усилителем звука, телефон с бегущей строкой, пейджер, телеавтограф, факс-модем); -оборудование транспортных средств табло с бегущей строкой для оповещения об остановках и других мерах предосторожности; -гарантии доступности качественного образования (общего и профессионального), при расширении круга специальностей на всех уровнях и изменении общественного отношения к данной группе лиц с особыми возможностями и потребностями. Итак, социальная реабилитация людей с нарушениями слуха – это также важнейшая социальная проблема.
Задание: 1) Проработать материалы урока. 2) Выписать причины возникновения заболевания по слуху. 3) С учетом каких показателей определяется группа инвалидности по слуху. 4) Какие мероприятия включает в себя социальная реабилитация глухих? Обратная связь: nurutina@mail. ru
|
|||
|