Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





группа МТ.18 Преподаватель Маловик Н.Н.



группа МТ. 18                                                    Преподаватель Маловик Н. Н.

Лекция (14. 02. 2022)

Занятие – 80 мин.

Тема 3. 4 Прибыль и рентабельность

Ознакомьтесь с теоретическим материалом по теме, представленным в данном файле.

Подготовьте краткий конспект лекций (понятиями и формулами) и презентацию по одной из указанных тем «Распределение и использование прибыли в организациях разных правовых форм», «Рентабельность – показатель эффективности работы организации» до 18. 02. 2022.

Фото-отчет выполненной работы пришлите на электронную почту техникума по адресу dist-obuchenie@mail. ru (указав группу, фамилию, имя и дисциплину) или на мою страничку в контакте vk. com/id424036712, или на почту malovikn@inbox. ru

 

Литература:

1. Горфинкель В. Я., Швандар В. А.. Экономика предприятия: Учебник. − 3-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ− ДАНА, 2012. - с. 525 – 527

2. Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА – М, 2016. – с. 400 – 411

3. Экономика предприятия: учебное пособие / Кондратьева М. Н. - Ульяновск: УлГТУ, 2017. – с. 116 – 119.

 

Цель занятия: Изучить теоретический материал лекционного занятия, сформировать систему знаний и основных понятий об основных показателях результатов хозяйственной деятельности, сущности прибыли и ее источниках, показателях эффективности работы организации.

 

План

1. Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности.

2. Сущность прибыли, ее источники и виды.

3. Управление прибылью предприятия.

4. Рентабельность – показатель эффективности работы организации.

5. Виды рентабельности. Показатели рентабельности.

6. Планирование прибыли.

 

В условиях рыночной экономики прибыль выступает как цель деятельности всех коммерческих организаций (предприятий), конечный положительный финансовый результат.

Финансовый результат может быть и отрицательным, т. е. предприятие может нести убытки. Получение прибыли жизненно необходимо предприятиям, так как прибыль служит источником финансовых ресурсов для их развития.

Наличие прибыли позволяет удовлетворять не только экономические интересы предприятия как хозяйствующего субъекта, но и государства, работников данного предприятия, собственников капитала.

Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую уплачивает предприятие в виде налогов.

Экономический интерес предприятия заключается в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении.

За счет этой части прибыли предприятие решает экономические задачи своего развития. Интересы работников также связаны с остающейся в распоряжении предприятия прибылью, так как она является источником средств для улучшения условий труда, повышения квалификации, дополнительного материального стимулирования, социального развития. Собственники капитала прямо заинтересованы в росте прибыли, так как на этой основе обеспечивается рост их капитала.

Значение прибыли состоит в следующем:

• она является измерителем результатов деятельности предприятия;

• выступает источником собственных финансовых ресурсов предприятия;

• служит критерием эффективности хозяйственно-финансовой деятельности;

• выполняет стимулирующую функцию, так как в ее увеличении заинтересованы все участники хозяйственной деятельности — владельцы капитала, наемные работники;

• прибыль (ожидаемая) представляет собой ориентир для принятия дивидендной политики, инвестиционных решений;

• является источником формирования доходов бюджетов разных уровней (часть прибыли поступает в бюджеты через налоги).

На практике прибыль определяется как разность между доходами и расходами предприятия.

В соответствии с действующим Положением по бухгалтерскому учету «Доходы» — это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности предприятия доходы подразделяются на следующие виды:

— доходы от обычных видов деятельности;

— прочие доходы.

Доходы от обычных видов деятельности — это выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей (чистая выручка). Эти доходы характеризуют результат операционной (производственной) деятельности и являются одним из важных показателей плана хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Прочие доходы достаточно разнородны, поэтому в их составе можно выделить несколько разновидностей.

Во-первых, доходы предприятия, формирование которых не связано с реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг), но является результатом определенных хозяйственных и финансовых операций. Например, поступления от предоставления за плату во временное пользование активов предприятия; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); доходы от продажи основных фондов и иного имущества; проценты, получаемые за предоставление денежных средств юридическим и физическим лицам, а также за использование банком денежных средств, находящихся на счете предприятия в этом банке, и др. Эти доходы планируются.

Во-вторых, нерегулярные поступления. Например, полученные штрафы, пени неустойки за нарушение хозяйственными партнерами условий договоров; положительные курсовые разницы в связи с повышением курса иностранных валют; списание кредиторской задолженности в связи с истечением сроков исковой давности и др.

В-третьих, это поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств, например страховые возмещения в связи с авариями, пожарами, стихийными бедствиями.

Общая сумма всех доходов предприятия представляет собой валовые доходы.

Доходы позволяют предприятию решать следующие задачи:

• возмещение текущих расходов, что создает основу для самоокупаемости хозяйственной деятельности;

• формирование прибыли, что создает основу для самофинансирования.

В современной хозяйственной практике прибыль предприятий подразделяется на несколько видов: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Эти определения не закреплены нормативно и употребляются в бухгалтерской отчетности («Отчет о прибылях и убытках»). Процесс формирования прибыли предприятия показан на рисунке 1.

Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей) и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг).

В предприятиях торговли валовая прибыль представляет собой разность между выручкой от продажи товаров (без НДС) и стоимостью реализованных товаров по закупочным ценам, т. е. валовая прибыль в торговле — это доход, полученный в виде торговых надбавок.

 

Рисунок 1 – Формирование прибыли предприятия

Прибыль от продаж отражает конечный результат операционной (производственной) деятельности предприятия и формируется как разность между валовой прибылью и управленческими и коммерческими расходами. Другими словами, прибыль (убыток) от продаж — это разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В предприятиях торговли — это разность между доходом от торговых надбавок и издержками обращения.

Наряду с операциями по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг предприятия имеют и другие хозяйственные и финансовые операции и соответственно прочие доходы и расходы.

Прибыль до налогообложения рассчитывается с учетом прочих доходов (прибавляются) и прочих расходов (вычитаются). Прибыль до налогообложения — конечный результат хозяйственно-финансовой деятельности.

Чистая прибыль формируется после уплаты текущего налога на прибыль. При этом учитываются также изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

Кроме видов прибыли, в практике хозяйственной деятельности выделяют следующие виды прибыли предприятий:

Прибыль до уплаты налогов и процентов имеет значение для юридических и физических лиц, предоставляющих предприятию кредиты, займы и получающих соответствующие проценты. Эта сумма прибыли может быть рассчитана на основе отчета о прибылях и убытках, в котором выделяются суммы процентов, полученных и уплаченных предприятием в определенном периоде. -

Налогооблагаемая прибыль определяется на основе данных налогового учета и представляет собой ту сумму прибыли, которая выступает базой для уплаты налогов, т. е. это расчетная величина, определяемая в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства.

Базовая прибыль — показатель, рассчитываемый в акционерных обществах и представляющий собой чистую прибыль, уменьшенную на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленным их владельцам за отчетный год. В отчете о прибылях и убытках акционерных обществ отражается базовая прибыль (убыток) на акцию. Это отношение базовой прибыли отчетного года к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение года.

Разводненная прибыль (убыток) на акцию показывает величину, до которой возможно уменьшение прибыли (увеличение убытка), в расчете на одну обыкновенную акцию акционерного общества в случаях: конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции, исполнения всех договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже рыночной.

Нераспределенная прибыль — финансовый ресурс, накопленный за весь период существования предприятия путем реинвестирования части чистой прибыли после ее распределения собственниками (после выплат дивидендов акционерам и учредителям). Нераспределенная прибыль отражается в бухгалтерском балансе предприятия (раздел «Капитал и резервы»).

На величину прибыли (убытка) предприятия влияют различные факторы, среди которых можно выделить внешние, независимые от предприятия, и внутренние.

Внешними факторами являются: политическая стабильность, состояние экономики страны, региона, темпы инфляции, конъюнктура рынка, банковский процент, размеры налогов, цены на экономические ресурсы, услуги сторонних организаций и др.

К внутренним факторам относятся: объемы хозяйственно-финансовой деятельности, ассортимент реализуемой продукции, себестоимость производства и реализации продукции, цены реализации, наличие прочих доходов и расходов, обеспеченность собственными оборотными средствами, наличие долгосрочных кредитов и займов, эффективность использования ресурсного потенциала (основных и оборотных средств, персонала) и др.

Выступая важнейшим показателем в системе целей предприятия, прибыль является объектом первостепенного внимания руководителей и менеджеров. Для увеличения суммы прибыли необходимо эффективно хозяйствовать, поэтому для каждого предприятия одной из основных задач является совершенствование управления прибылью.

Под управлением прибылью понимается процесс выработки и принятия решений по основным аспектам ее формирования, распределения и использования. Формированиеприбыли связано с управлением доходами, расходами, ресурсным потенциалом предприятия. Управление распределениеми использованием прибыли связано с выработкой налоговой, дивидендной, инвестиционной, социальной политики, а такжеполитики формирования капитала.

Целью управления прибылью является максимизация капитала собственников предприятия в конкретных условиях текущего периода и в перспективе.

Исходя из этой цели управление прибылью призвано решать следующие задачи:

1. Максимизация размера формируемой прибыли в соответствии с ресурсным потенциалом предприятия и рыночной конъюнктурой. Эта задача реализуется на основе оптимизациисостава ресурсов предприятия и эффективного их использования в конкретных условиях.

2. Оптимизация соотношения между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Между этимипоказателями существует прямая связь. С учетом отношенияменеджеров к хозяйственным и финансовым рискам определяется их допустимый уровень и соответственно политика осуществления тех или иных видов деятельности или проведенияхозяйственных операций. Исходя из заданного уровня риска, в процессе управления должен быть максимизирован соответствующий ему уровень прибыли.

3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли.

В процессе формирования прибыли в первую очередь должны быть реализованы резервы ее роста за счет операционной (производственной) деятельности и реального инвестирования, обеспечивающие основу перспективного развития организации.

В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет интенсивных факторов увеличения объемов производства и реализации новых товаров (услуг).

4. Обеспечение необходимого уровня прибыли на инвестируемый капитал собственникам предприятия. Этот уровеньпри успешной деятельности должен быть не ниже средней нормыприбыли на рынке капитала, возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельностипредприятия, а также инфляционные потери.

5. Формирование достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль являетсяосновным внутренним источником формирования финансовыхресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальнуювозможность производственного развития.

6. Постоянное возрастание рыночной стоимости предприятия. Эта задачи призвана обеспечить максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяетсяуровнем и объемами капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде. На каждом предприятии, исходяиз условий и задач хозяйственной деятельности, определяетсясистема критериев оптимизации распределения прибыли накапитализируемую и потребляемую части.

7. Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников и наемныхработников организации, должны, с одной стороны, эффективностимулировать трудовой вклад работников в формированиеприбыли, а с другой — обеспечивать достаточно приемлемыйуровень их социальной защиты.

Все рассмотренные задачи управления прибылью тесно взаимосвязаны, хотя отдельные из них носят разнонаправленный характер (например, максимизация прибыли и минимизация уровня риска; обеспечение удовлетворения интересов собственников и персонала организации). В процессе управления прибылью необходима оптимизация отдельных задач между собой.

Основным в управлении прибылью предприятия является увеличение ее общей суммы в процессе формирования и эффективное распределение полученной прибыли по отдельным направлениям ее использования. Приоритетным является увеличение суммы прибыли, так как от достижения определенной массы прибыли во многом зависят формы и пропорции распределения прибыли.

Основу конечного финансового результата предприятия составляет прибыль от операционной деятельности, от реализации продукции.

Механизм управления формированием суммы прибыли от реализации продукции (от продаж) строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом производства и реализации продукции, доходов и расходов (издержек) предприятия.

Система этой взаимосвязи, получившая название взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли (Cost-Volume-Profit Relationships, или CVP), позволяет выявить роль отдельныхфакторов в формировании прибыли от продаж и обеспечитьэффективное управление этим процессом.

В процессе управления формированием прибыли от реализации продукции с использованием системы CVP предприятие решает ряд задач.

1. Определение объема производства и реализации продукции, обеспечивающего безубыточную деятельность (критического объема производства).

Для достижения точки безубыточности предприятие должно обеспечить такой объем производства и реализации продукции (ОПб), при котором сумма дохода — чистая выручка (В) сравняется с суммой издержек производства, как постоянных (Ипост), так и переменных (Ипер) (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Определение точки безубыточности

 

Для расчета критического объема производства обычно используется формула

где ОПб — объем производства и реализации продукции, обеспечивающий безубыточность (критический объем производства), ед. продукции;

Ипост — сумма постоянных издержек (расходов), руб.;

Цед — цена единицы продукции, руб.;

Ипер. ед — переменные издержки (расходы) на единицу продукции, руб.;

(Цед Ипер. ед) — вклад на покрытие постоянных издержек с единицы продукции, руб.

Критическому объему производства соответствует доход, т. е. выручка в рублях, которая будет иметь место при реализации продукции. Эта выручка не приносит прибыли, поэтому она тоже носит название критической (пороговой).

2. Определение плановой (целевой) суммы прибыли от реализации продукции при заданных плановых значениях постоянных расходов, объема производства, цены единицы продукции, величины переменных расходов на единицу продукции.

Пц = (ОПц × Цед) (ОПц × Ипер. ед) – Ипост,

 

где Пц — целевая (необходимая) прибыль, руб.;

ОПц — заданный (целевой, планируемый) объем производства и реализации, ед. продукции;

(ОПц × Цед) — выручка от реализации продукции, руб.;

(ОПц × Ипер. ед) — сумма переменных издержек производства, руб.

3. Определение предела безопасности и запаса финансовой прочности.

Предел (маржа) безопасности — рассчитывается как разность между объемом производства продукции, обеспечивающим получение целевой прибыли, и критическим объемом производства.

Запас финансовой прочности — рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции, обеспечивающей получение целевой прибыли, и критической (пороговой) выручкой. Запас финансовой прочности по сути соответствует пределу безопасности, но рассчитывается не в натуральных показателях, а в рублях.

Запас финансовой прочности характеризуют размер возможного снижения стоимостного объема реализации продукции при неблагоприятной рыночной конъюнктуре, который позволяет работать безубыточно.

Предел безопасности и запас финансовой прочности могут быть выражены относительными величинами, в виде коэффициентов безопасности.

4. Определение возможных приростов суммы прибыли от реализации продукции при оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек (расходов).

При высокой доле постоянных расходов в общей их сумме предприятие значительно позже достигает точки безубыточности, т. е. ему для достижения безубыточности необходим достаточно большой объем производства. Но при дальнейшем наращивании объемов производства и реализации продукции, после преодоления точки безубыточности предприятие будет получать большую сумму прибыли на каждый процент прироста объемов деятельности по сравнению с другими, у которых первоначально доля постоянных расходов была низкой. Это связано с тем, что за счет постоянных расходов их относительная величина на единицу продукции будет снижаться в большей степени.

Подразделение всей совокупности издержек производства (расходов, связанных с производством и реализацией продукции) на постоянные и переменные позволяет использовать в управлении формированием прибылью от продаж механизм, известный как операционный леверидж (операционный рычаг).

Действие этого механизма основано на том, что наличие постоянных расходов в общей их сумме приводит к тому, что при увеличении объема реализации продукции сумма прибыли от продаж всегда увеличивается еще более высокими темпами.

Однако степень чувствительности прибыли от продаж к изменению объема реализации неодинакова на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных расходов. Чем выше доля постоянных расходов в общей сумме расходов предприятия, тем в большей степени изменяется сумма прибыли от продаж по отношению к темпам изменения объема реализации товаров.

Соотношение постоянных и переменных издержек (расходов) предприятия называется коэффициентом операционного рычага, который рассчитывается по формуле

где Кор — коэффициент операционного рычага;

Ипост — сумма постоянных издержек (расходов), руб.;

Иоб — общая сумма издержек (расходов), руб.

Конкретное соотношение прироста суммы прибыли и суммы реализации продукции, достигаемое при определенном коэффициенте операционного рычага, характеризуется показателем эффект операционного рычага. Формула расчета этого показателя имеет вид:

где  — темп прироста прибыли от продаж;

— темп прироста выручки от реализации продукции.

Другой подход к расчету эффекта операционного рычага возможен на основе формул

Эор = (П + Ипост) / П, или Эор = (В – И пер) / П,

где П — прибыль от продаж, руб.;

Ипост — постоянные издержки (расходы), руб.;

В — выручка от реализации продукции, руб.;

Ипер — переменные издержки (расходы), руб.

В конкретных ситуациях проявление механизма операционного рычага имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью.

1. Положительное воздействие операционного рычага начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности.

2. После преодоления точки безубыточности чем выше коэффициент операционного рычага, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции.

3. Наибольшее положительное воздействие операционного рычага достигается в зоне, максимально приближенной к точке безубыточности (после ее преодоления).

4. Механизм операционного рычага имеет и обратную направленность — при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени уменьшается размер прибыли от продаж.

5. Эффект операционного рычага стабилен только в коротком периоде.

Исходя из целей предприятия в процессе управления прибылью от продаж возможно принятие следующих решений:

• увеличение объемов производства;

• сокращение переменных расходов на единицу продукции;

• сокращение постоянных расходов;

• изменение цен на продукцию;

• изменение соотношения постоянных и переменных расходов в общей их сумме.

Названные решения могут приниматься в совокупности и при соответствующем экономическом обосновании.

Наряду с формированием прибыли большое значениеимеет ее распределение и использование.

Распределение прибыли — это выделение части прибыли на определенные цели.

Использование прибыли — это конкретные направления расходования средств в пределах выделенных на определенные цели сумм.

Распределение прибыли осуществляется в два этапа.

На первом этапе распределяется прибыль до налогообложения. Часть этой прибыли в виде налогов направляется в бюджеты разных уровней. Это распределение прибыли регулируется законодательно.

На втором этапе распределяется чистая прибыль предприятий в соответствии с их уставами и решениями, принимаемыми высшими органами управления. Следует иметь в виду, что распределение чистой прибыли зависит от организационно-правовой формы предприятия. Предприятия могут создавать специальные фонды, которые формируются за счет чистой прибыли, например фонд накопления, фонд развития социальной сферы, фонд потребления, но могут распределять прибыль, не создавая фондов, определяя направление использования средств. В обобщенном виде распределение чистой прибыли предприятия показано на рисунке 56.

Вся чистая прибыль, как правило, распределяется на две основные части: потребляемую и капитализируемую.

К потребляемой части относят:

1) выплаты дивидендов учредителям, акционерам (по привилегированным и обычным акциям). Эти выплаты формируютдоходы собственников предприятий, держателей акций. Порядоквыплат определяется учредительными документами и решениями высших органов управления;

2) средства на социальные нужды и дополнительное материальное стимулирование персонала предприятия. Онипредназначаются для выплаты дополнительных премий, вознаграждений, оказания материальной помощи работникам, обеспечения персонала бесплатным или льготным питанием, оплаты обучения, дополнительного медицинского страхования, страхования жизни, лечения, отдыха персонала, проведенияоздоровительных, культурно-массовых мероприятий, выплатынадбавок к пенсиям ветеранам труда и др.;

3) отчисления на благотворительные цели: оказание помощи общественным, религиозным организациям, учреждениям культуры, образования и др.

К капитализируемой части относят:

1) увеличение резервного капитала (резервного фонда). За счет этих средств покрываются непредвиденные расходы, убытки, осуществляются выплаты дивидендов по привилегированным акциям при отсутствии прибыли текущего года. Резервный капитал формируется в соответствии с законодательствомстраны и (или) учредительными документами хозяйствующихсубъектов;

2) увеличение уставного капитала — по решению собственников или в связи с изменением законодательства, регулирующего деятельность предприятий конкретной организационно-правовой формы;

3) средства на производственное развитие (фонд накопления) — часть чистой прибыли, направляемая на расширение хозяйственной деятельности: финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, капитальных вложений в основные фонды, увеличение собственныхоборотных средств и др. За счет этих средств производитсятакже погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним;

4) средства на развитие социальной сферы (фонд социальной сферы). Эти средства предназначаются для развития имеющихся у предприятия объектов социальной инфраструктуры: поликлиники, спортивные сооружения, культурные центрыи т. п., т. е. это вложения в непроизводственные основные средства.

Кроме названных направлений распределения и использования прибыли предприятия за счет чистой прибыли покрывают некоторые расходы, в частности налоговые санкции, штрафы за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил и др. На рисунке 56 это показано как прочие нужды.

Для характеристики направлений использования прибыли на предприятии рассчитывают следующие коэффициенты:

коэффициент капитализации — отношение суммы капитализированной прибыли к сумме чистой прибыли;

коэффициент выплат собственникам, акционерам — отношение суммы выплат собственникам, акционерам к сумме чистой прибыли;

коэффициент участия персонала в прибыли — отношение суммы выплат, льгот персоналу за счет прибыли к сумме чистой прибыли.

Основной задачей управления распределением прибыли после уплаты налогов является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями.

Это сложная задача, так как в процессе распределения прибыли затрагиваются интересы учредителей, держателей акций, руководителей предприятий, трудовых коллективов. Следует иметь в виду, что капитализация прибыли имеет очень большое положительное значение, так как она способствует:

• увеличению собственных финансовых ресурсов для развития предприятия, следовательно, для роста массы прибыли в перспективе;

• увеличению собственного капитала предприятия, повышению финансовой устойчивости;

• повышению стоимости предприятия, его инвестиционной привлекательности.

Управление распределением и использованием прибыли строится с учетом экономической стратегии предприятия, инвестиционной, дивидендной, социальной политики.

В процессе управления рекомендуется учитывать следующие факторы:

• стадию жизненного цикла предприятия (на ранних стадиях жизненного цикла предприятие вынуждено больше средств инвестировать в свое развитие);

• необходимость расширения предприятием своих инвестиционных программ (особенно в периоды перехода на новые технологии);

• степень готовности к реализации отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности;

• возможность формирования финансовых ресурсов за счет банковских кредитов и других источников;

• уровень риска осуществляемых хозяйственных операций и степень его страхования;

• стадию конъюнктурного цикла товарного рынка;

• необходимость усиления мотивации труда персонала.

Прибыль характеризует результат деятельности предприятия, эффект. Для оценки эффективности работы используют показатели рентабельности.

Рентабельность — это отношение прибыли к показателям, формирующим конечный финансовый результат: доходам, расходам, величине используемых экономических ресурсов, вложенному капиталу. Рентабельность обычно рассчитывается в виде коэффициентов или в процентном отношении к тому или иному показателю; расчет проводят по данным за определенный период (год, квартал).

Рентабельность характеризует прибыльность, выгодность работы предприятия в целом, различных направлений деятельности (производственной, финансовой), прибыльность производства отдельных видов продукции, услуг.

Основные показатели рентабельности:

1. Рентабельность продукции — отношение прибыли от продаж к полной себестоимости реализованной продукции. Этот показатель характеризует сумму прибыли, получаемую на 1 руб. полной себестоимости реализованной продукции, и определяется не только по всему объему, но и по каждому виду продукции.

В отдельных случаях (в зависимости от цели анализа) рентабельность продукции может быть определена на основе валовой прибыли и производственной себестоимости продукции. Рентабельность продукции учитывается в процессе ценообразования.

2. Рентабельность продаж — отношение прибыли от продаж к выручке от реализации продукции. Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке (доходе от реализации продукции).

3. Рентабельность совокупных расходов — отношение суммы прибыли до налогообложения к общей сумме расходов предприятия (расходы по обычной деятельности и прочие расходы). Это обобщающий показатель эффективности расходов предприятия.

4. Рентабельность производственной деятельности — отношение прибыли от продаж к среднегодовой сумме основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель характеризует эффективность производственной деятельности.

5. Рентабельность активов (вложенного капитала) — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме активов (вложенного капитала) предприятия за определенный период. Это важный показатель, позволяющий оценить эффективность всех видов деятельности предприятия к совокупности.

6. Рентабельность оборотных активов — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме оборотных активов предприятия за определенный период. Этот показатель отражает эффективность использования оборотных средств и тесно связан с их оборачиваемостью. Для оценки рентабельности оборотных средств в операционной (производственной) деятельности следует использовать прибыль от продаж и среднюю сумму оборотных средств, функционирующих в производственной деятельности предприятия.

7. Рентабельность основных средств — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме основных средств предприятия за определенный период. Рост этого показателя связан с повышением фондоотдачи.

8. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к средней сумме собственного капитала предприятия за определенный период. Этот показатель характеризует эффективность использования средств собственников предприятия. Собственники предприятия могут сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения своих средств в другие виды бизнеса.

Наибольшее распространение в аналитической работе в настоящее время имеют показатели рентабельности продаж и рентабельности активов (вложенного капитала). Для предприятия важно выявить и количественно оценить влияние на формирование показателя рентабельности различных факторов. Для этого строят модели взаимосвязи показателей рентабельности с другими показателями деятельности предприятия.

Например, рентабельность вложенного капитала можно представить в виде следующей модели:

где Пч — чистая прибыль за определенный период, руб.;

К — вложенный капитал (средняя за период сумма), руб.;

Кс — собственный капитал (средняя за период сумма), руб.;

— рентабельность вложенного капитала, рассчитанная на основе чистой прибыли;

— рентабельность собственного капитала;

— доля собственного капитала в общей сумме капитала предприятия.

Из приведенной формулы видно, что рентабельность капитала зависит от рентабельности собственного капитала и состава капитала предприятия, доли собственного капитала в общей его сумме.

Рентабельность оборотных средств в операционной (производственной) деятельности можно представить моделью

где Пр — прибыль от продаж, руб.;

В — выручка от реализации продукции, руб.;

ОСср — средняя за период сумма оборотных средств в операционной (производственной) деятельности, руб.;

— коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

— рентабельность продаж.

Формула показывает, что рентабельность оборотных средств зависит от оборачиваемости оборотных средств и рентабельности продаж.

Рентабельность продаж зависит от соотношения себестоимости продукции (С) и выручки от ее реализации (В); себестоимость, в свою очередь, зависит от величины постоянных расходов (Ипост), переменных расходов на единицу продукции (Ипер. ед) и объемов производства и реализации (ОП), а выручка — от объема реализации и цены единицы продукции (Цед):

На основе построенных моделей взаимосвязи показателей проводится факторный анализ, определяются направление и сила влияния отдельных факторов на рентабельность. Такой анализ имеет большое значение для выявления резервов повышения рентабельности.

Прибыль является важным показателем плана хозяйственно- финансовой деятельности предприятия. Прогнозы прибыли необходимы для принятия многих управленческих решений:

- обоснования возможности привлечения долгосрочных кредитов и определения реальных сроков их погашения; оценки экономической эффективности, выгодности инвестиционных проектов;

- обоснования возможностей финансирования различных программ.

Цель планирования прибыли на предприятиях — использование выявленных в процессе анализа резервов ее роста и поиск новых возможностей повышения рентабельности.

Предприятия планируют прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистую прибыль.

Основную массу прибыли предприятия составляет прибыль от продаж (реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг). Планирование этой прибыли может проводиться с использованием разных методов.

Наиболее распространенным является метод прямого счета. Он используется, как правило, на предприятиях с небольшим ассортиментом выпускаемой продукции. Прибыльрассчитывается по каждому виду продукции на основе полнойсебестоимости единицы продукции, отпускных цен (без налога надобавленную стоимость, акцизов) и плановых объемов товарнойпродукции в заданном периоде (обычно расчет ведется на год).

Разновидностью метода прямого счета продукции является метод, при котором рассчитывается усеченная себестоимость по всему ассортименту выпускаемой продукции на основе переменных расходов на единицу продукции и планового объема производства товарной продукции. Прибыль при этом определяется как разность между общей стоимостью товарной продукции, ее усеченной себестоимостью и постоянными расходами предприятия.

Плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск продукции следует отличать от прибыли на объем реализации продукции в плановом периоде. Прибыль от реализации продукции (ПР) в плановом периоде рассчитывается следующим образом:

ПР = ПТП + ПОН – ПОК,

где ПТП — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.;

ПОН — прибыль от продажи остатков нереализованной продукции на начало периода, тыс. руб.;

ПОК — прибыль в остатках нереализованной продукции на конец планового периода, тыс. руб.

Аналитический метод планирования прибыли применяют наряду с методом прямого счета при широком ассортименте выпускаемой продукции. Этот метод позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую величину прибыли. При использовании аналитического метода прибыль рассчитывают не по отдельным видам продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Сравнимая продукция планового года — это такая же продукция, которая выпускалась в отчетном периоде. По несравнимой, новой, продукции прибыль планируется отдельно.

 

 

Рисунок 3 – Система показателей рентабельности предприятия

 

 

Использование аналитического метода предполагает два этапа:

1. Расчет возможной прибыли в планируемом году на основе базовой рентабельности продаж отчетного года и планируемых объемов производства и реализации продукции (или базовой рентабельности производства продукции и планируемой себестоимости реализованной продукции).

2. Расчет влияния на возможную плановую прибыль различных факторов, которые могут привести к ее увеличению или снижению: снижение себестоимости, структурные сдвиги в ассортименте производимой продукции, изменение цен и др.

На этом этапе очень важно выявить неиспользованные резервы увеличения прибыли (рисунок 4), а также учесть влияние на прибыль внедрения инноваций.

 

Рисунок 4 – Резервы увеличения прибыли от реализации продукции

Кроме прибыли от реализации продукции предприятие может иметь прибыль от оказания услуг, от реализации основных фондов и другого имущества, от сдачи в аренду помещений, оборудования, от различных финансовых операций и др. Все эти виды прибыли планируют методом прямого счета с учетом соответствующих видов доходов и расходов или на основе опыта прошлых лет.

На предприятиях могут быть использованы и другие методы расчета прибыли на планируемый период, например экономико-статистический метод (метод экстраполяции), который предполагает перенесение на плановый период темпов роста, пропорций, тенденций, сложившихся в предплановом периоде (в отчетном году или за несколько предшествующих плановому году лет). Этот метод используют в условиях экономической стабильности, устойчивых тенденций развития деятельности предприятия.

Для обоснования необходимой предприятию прибыли может быть использован целевой подход. Этот подход позволяет обеспечить увязку потребности предприятия в финансовых ресурсах для нормального социально-экономического развития в плановом периоде с суммой чистой прибыли. В основе расчета лежит предварительное обоснование потребности в средствах за счет чистой прибыли: погашение долгосрочных кредитов, выплаты собственникам (акционерам), выплаты и льготы работникам, финансирование капитальных вложений, увеличение собственных оборотных средств и др. Расчет потребности в финансовых ресурсах может охватывать только капитализируемую часть чистой прибыли. В этом случае целевая чистая прибыль (ЧП) определяется как отношение капитализируемой части (ЧПкап) к коэффициенту капитализации кап):

 

Сумма прибыли до налогообложения определяется по формуле

где П — прибыль до налогообложения, руб.;

Нп — размер налога на прибыль, %.

Полученный результат рассматривается как один из целевых ориентиров развития предприятия. Рассчитанная на основе целевого подхода прибыль должна быть увязана с объемами выпуска и реализации продукции, расчетами себестоимости реализованной продукции, прочими доходами и расходами.

Основное требование к плану прибыли состоит в том, чтобы сумма прибыли в плановом периоде роста и темпы ее роста превышали темпы роста объемов реализованной продукции и средней суммы вложенного капитала (активов) предприятия.

Такое соотношение темпов роста свидетельствует о том, что предприятие наращивает экономический потенциал и объемы деятельности, обеспечивает повышение эффективности использования экономических ресурсов (активов) и повышение рентабельности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.