![]()
|
|||||||||||
Тема 5. Методы исследования зрительного гнозисаПробы на узнавание перечеркнутых изображений – балалайка, лампа, бабочка, ландыш, молоток, кувшин (стимульный материал приведен в приложении 3). Пробы на узнавание наложенных изображений – картинка с изображением елки, тарелки и рыбки. Пробы на узнавание недорисованных изображений – лампочка, чайник, ножницы, якорь, ключ и очки. По имеющимся в литературе сведениям (Красовская 1980; Симерницая, 1985, Ахутина, Пылаева, 2001) пробы на опознание перечеркнутых и наложенных изображений сложнее для детей с трудностями переработки информации по левополушарному типу, а последнее задание хуже дается испытуемым с правополушарной или двусторонней дисфункцией. Параметры оценки: 1) Продуктивность – подсчитывалось общее количество правильных ответов с 1 попытки (1 балл за каждый) или с самокоррекцией (0, 5 балла) в каждом из трех заданий; 2) Количество вербально-перцептивных ошибок, т. е. связанных с неточным называнием объекта, когда вместо нужного используется название семантически близкое (кувшин – чайник, балалайка – гитара); 3) Количество перцептивно близких ошибок, когда опознается другой, но визуально сходный объект (лампа – гриб, тарелка – обруч); 4) Количество ошибок по типу замены фигуры и фона (кувшин – сердечко, молоток – молния); 5) Количество ошибок, обусловленных фрагментарностью восприятия, когда в основу перцептивной гипотезы кладется какой-либо элемент изображения, без учета остальных элементов, не формируется целостный образ (ножницы – иголка, ложка); 6) Количество перцептивно далеких ошибок, когда опознанный объект совершенно не похож на изображенный (очки – собачка, кувшин – гусь). Практикум: оценить и сопоставить особенности выполнения проб.
|
|||||||||||
|