|
|||
Справочник кустаря 22 страницадлительного употребления таких мазей ремни становятся ломкими. В нижеприводимых рецептах мазей для приводных ремней первым сортом помечены мази, в которые не входит смола и минеральное масло, а вторым сортом мази, в которые входят эти составные части. Приготовление смазочных мазей для приводных ремней чрезвычайно простое. Оно заключается в плавлении отдельных составных частей, в редких случаях применяется омыление. Мази выделываются обыкновенно в виде палочек цилиндрической или призматической формы или полужидкими. В последнем случае мазь наносится с помощью кисти. При изготовлении смазочных мазей следует обращать особое внимание на то, чтобы при растапливании температура, по возможности, не превышала точки плавления. Иначе может произойти разложение, в особенности при применении смолы. Результатом этого является понижение качества продукта, клеющее действие которого значительно уменьшается от слишком высокой температуры. Выливание в формы производят, когда температура массы опустится до 50-60ё Ц. При растапливании следует употреблять котлы с двойными стенками и плавление производить с помощью пара. В таком случае можно точно регулировать температуру, чего нельзя при котле, поставленном непосредственно на открытый огонь. Последние имеют еще другой недостаток, что при разогревании содержимое котла может перекипеть и загореться. 1. Смазочные мази для ремней 1-го сорта, а) 75 сырого шерстяного жира, 25 касторового масла (технического). б) 27 сала и 2 каучука растапливаются вместе, затем к смеси прибавляют 15 ворвани, а под конец 56 шерстяного жира. в) 60 шерстяного жира, 25 сала, 15 ворвани. г) 50 шерстяного жира, 25 сала, 25 льняного масла. 2. Смазочные мази для ремней 2-го сорта, а) 50 смолы, 5 парафина, 45 веретенного масла. б) 50 смолы, 5 парафина, 45 ворвани. в) 53 смолы, 7 парафина, 16 шерстяного жира, 24 сала. г) 60 смолы, 10 церезина, 30 шерстяного жира. д) 50 смолы, 40 шерстяного жира, 5 церезина, 5 цилиндрового масла. е) 65 смолы, 35 веретенного масла (очищен. ). ж) 40 смолы, 40 смоляного масла, 20 веретенного масла (очищен. ). з) 60 смолы, 20 смоляного масла, 20 касторового масла (технического). и) 50 смолы, 30 шерстяного жира, 20 дегра ( Дегр - жир, отжатый из жированной кожи. ). к) 50 смолы, 30 сала, 20 парафина. 3. Смазочные мази для ремней, приготовленные омылением. а) 50 смолы, 8 сала, 30 шерстяного жира, 5 парафина растапливают вместе, затем при постоянном помешивании вливают тонкой стру„й 7 едкого натра (раствор в 10ё Б. ) и дают медленно кипеть, пока не наступит омыления, т. е. когда вынутая для пробы на стеклянную пластинук капля не застынет и при слабом нажиме на нее пальцем из нее не выступит жидкости. б) 50 смолы, 20 шерстяного жира, 23 веретенного масла (очищен. ), 7 едкого натра (раствор в 15ё Б. ). Способ приготовления тот же, что и в первом рецепте. в) 45 смолы, 22 сала и 23 белого вазелинового масла растапливают вместе, омыливают, как сказано в первом рецепте, 3 раствором поташа в 20 ёБ., после чего в омыленную массу просеивают 7 осажденной углекислой извести, размешивают до начинающегося охлаждения и разливают в формы. 4. Смазочные мази для ремней, мягкие, а) 20 смолы, 20 сала, 40 шерстяного жира, 20 ворвани. б) 30 смолы, 20 мягкого парафина, 25 сала, 25 шерстяного жира. 5. Смазочные масла для ремней для нанесения кистью, а) 50 смолы, 50 светлого смоляного масла. б) 60 олеина, 20 смолы, 15 веретенного масла (очищен. ), 3 касторового масла, 2 спирта. в) 6 смолы, 4 сала, 30 ворвани, 20 окисленного репного масла, 50 вареного льняного масла. г) 50 смолы, 50 веретенного масла (очищен. ). д) 4 смолы, 6 сала, 40 ворвани, 50 льняного масла. 6. Смазочное масло каучуковое для ремней. 10 смолы, 20 шерстяного жира, 30 ворвани, 1 каучука, растворенного в 6 бензоле, 33 скипидара. 7. Смазочные мази специально для хлопчатобумажных ремней и ремней из балата. а) 80 касторового масла (технич. ), 20 сала. б) 30 смолы, 20 сала, 50 ворвани или льняного масла. в) 25 смолы, 25 шерстяного жира, 25 веретенного масла (очищен. ), 15 ворвани, 10 графита.
IV. Смазочные мази для канатов.
Смазочные мази употребляются для предохранения канатов, а также блоков, по которым скользят канаты, от слишком быстрого изнашивания. При употреблении они не должны крошиться и должны противостоять морозу. Зимой они приготовляются немного более мягкой консистенции, чем летом. Они приготовляются или горячим способом путем омыления, или путем растапливания составных частей. Последний способ очень прост и не требует пояснений. При омылении растопленные при умеренной температуре жиры и масла смешиваются со щелоком при 80 ёЦ и при постоянном помешивании нагреваются до 100-120 ёЦ, пока не наступит омыления. Узнается это по тому, что вынутая и охлажденная на стеклянной пластинке капля при слабом нажатии на нее пальцем не выпускает из себя жидкости. Если при омылении масса стала слишком твердой, то можно осторожным добавлением минерального масла довести ее до нужной густоты. При изготовлении маленьких количеств размешивание производится ручным способом, при больших же количествах- исключительно механическими мешалками. Во избежание перекипания и могущего произойти воспламенения рекомендуется употреблять котлы с двойными стенками, нагреваемые паром. 1. Мази для пеньковых канатов, омыленные горячим способом. а) 5 церезина, 10 канифоли, 10 сала, 20 шерстяного жира, 10 сырого смоляного масла, 5 древесного дегтя, 30 минерального масла (очищен. ), 10 едкого натра (раствор в 20ё Б. ). б) 30 шерстяного жира, 60 солярного масла (синеватого), 10 едкого натра (раствор в 38 ёБ. ). 2. Мазь для пеньковых канатов, омыленных холодным способом. а) Смешивают 20 серого смоляного масла и 50 парафинового масла и, при помешивании, прибавляют сквозь сито массу, растертую из 21 парафинного масла, 8 гашеной извести и 1 едкого натра (раствор в 20 ёБ. ). Размешивают до начинающегося сгущения, после чего оставляют стоять 12 час для окончания процесса. омыления. 3. Мазь для пенковых канатов, без омыления, а) 85 шерстяного жира, 5 льняного масла, 10 графита (в порошке). б) 75 сала, 25 ворвани. Прибавлять в мазь наполнители, как мел, тальк, тяжелый шпат, не рекомендуется. V. Смазочные масла для тракторных, автомобильных и аэропланных моторов. Прекрасным смазочным маслом для тракторных, автомобильных и аэропланных моторов служит техническое касторовое масло в соединении с очищенным минеральным маслом. Но в отличие от других жирных масел касторовое масло не смешивается с минеральными маслами. Чтобы сделать его способным к смешиванию, нужно подвергнуть его перегонке в перегонном кубе с примыкающим к нему сосудом- холодильником и перегоняют 5- 10% касторового масла. Перегнанную часть, состоящую из энантола, ундециленовой кислоты, можно применять для изготовления более низких сортов смазочных мазей, как, напр., колесной мази. Оставшееся в кубе касторовое масло смешивается с минеральными маслами в любой пропорции. Кроме того, для автомобильных масел можно приготовить смеси очищенных машинных или цилиндровых масел различной вязкости. Масла должны быть свободны от кислот, воды и механических нечистот. Нельзя смешивать вместе веретенные масла с цилиндровыми. Автомобильные масла должны обладать следующими свойствами: а) Густое масло для летнего времени. Вязкость при 50 ёЦ 7-11ё по Э., уд. вес при 20 ёЦ 0, 880-0, 940, температура вспышки-210ё Ц, точка затвердевания летом не имеет значения б) Жидкое масло для зимнего времени. Вязкость при 50 ёЦ 4-7ё по Э., уд. вес при 20ё Ц 0, 870-0, 940, температура вспышки- 170ё Ц, точка затвердевания- 12ё Ц. в) Цилиндровое масло для автомобилей. Вязкость при 50 ёЦ 5-10ё по Э., уд. вес при 20 ёЦ 0, 890-0, 940, температура вспышки 175-200ё Ц, точка затвердевания от 0 до-5ёЦ. 1. Смазочные мази для моторов. Изготовление их такое же, как консистентные мази из репного масла (см. выше), только вместо веретенного масла берут темное цилиндровое масло. Но можно также холодным или полугорячим способом изготовить мази для автомобильной промышленности след. образом: 20 олеина смешивают с 72 темного цилиндрового масла. Для лучшего смешивания нагревают до 40-45 ёЦ. Затем при постоянном помешивании механической мешалкой прибавляют 8 едкого натра (раствор 40%) и продолжают размешивать до наступления омыления. Если при слишком быстром прибавлении щелока в мази образуются комки, то нужно пропустить ее между вальцами. Но лучше если этого можно избежать, так как олеиновые мази при вальцевании легко делаются слишком мягими. 2. Смазочная мазь для велосипедных цепей, а) 35 сала и 15 хлопчатникового масла растапливают и смешивают между собой. В теплую еще смесь примешивают 50 графита (в порошке), размешивают до начинающегося охлаждения и разливают массу в коробки. б) Растапливают 50 церезина, примешивают 50 графита, продолжают размешивать до начинающегося охлаждения, после чего отливают из массы палочки. Примечание. Для получения белой мази графит заменяется тем же количеством талька.
VI. Колесные мази.
Колесные мази принадлежат к густым, твердым мазям и приготовляются холодным или горячим способом омыления смолы, смоляного масла, шерстяного жира, горного воска и т. п. и соединением их с минеральными или дегтярными маслами. В качестве щелочей для омыления служит известь, гашеная известь и раствор едкого натра. Очень часто для увеличения веса мази прибавляют тальк, тяжелый шпат или легкий шпат. Эти наполнители служат только для удешевления мази. Если количественное отношение их не превышает 10-15% и если употребляется тальк, то это не понижает качества продукции. Если же наполнители входят в состав мази в количестве 20 и больше процентов, то это нужно безусловно квалифицировать как обман. Приготовление колесных мазей сравнительно простое. Для холодного способа требуется мешалка, а для горячего способа- нагреваемый паром котел с двойными стенками и с мешалкой. Приготовление холодным способом производится следующим образом. Масла или жиры основательно размешиваются с 2/3 всего количества минерального или дегтярного масла. Оставшееся количество минерального или дегтярного масла растирают до гладкости с гашеной известью и с наполнителями, если таковые употребляются, и полученную смесь прибавляют сквозь сито в первую смесь жира с маслом. Размешивание продолжается до тех пор, пока не начнется сгущение, после чего массу оставляют в по кое на 6-8 час, для завершения процесса омыления. При изготовлении горячим способом растапливают жир, горный воск и т. п. со всем количеством минерального или дегтярного масла и тонкой стру„й вливают щелок, при постоянном размешивании. Нагревание продолжается, при размешивании, до наступления омыления, после чего оставляют массу в покое. Наступившее омыление узнается по тому, что вынутая и охлажденная проба при нажатии на нее пальцем не выпускает из себя больше жидкости. Если при горячем способе употребляются наполнители, то они прибавляются к горячей смеси жира с маслом до приливания щелока. Точка плавления колесных мазей колеблется между 70- 110ё Ц. Приготовленные горячим способом мази при сравнительно одинаковом составе тверже мазей, приготовленных холодным способом. 1. Колесные мази, приготовленные холодным способом, а) 25 сырого смоляного масла, 65 солярного масла (синеватого), 8 гашеной извести, 2 голландской сажи. б) 30 сырого смоляного масла, 25 нефтяных остатков, 35 солярового масла (синеватого), 10 гашеной извести. в) Естественного цвета: 30 сырого смоляного масла, 58 солярового масла (синеватого), 12 гашеной извести. г) Зеленого цвета: 22 сырого смоляного масла, 66 зеленого масла, 12 гашеной извести. д) Желтого цвета: 48 кг веретенного масла (очищен. ), 17 кг сырого смоляного масла, 8 кг гашеной извести, 50 г золотисто-желтой или метаниловой желтой анилиновой краски, растворенной в 1, 5 кг раствора едкого кали в 40ё Б. е) Коричневого цвета: 48 кг веретенного масла (очищен. ), 17 кг сырого смоляного масла, 8 кг гашеной извести, 50 г кислотной бурой (Saurebraun), растворенной в 1, 5 кг раствора едкого кали в 40ё Б. Примечание. Раствор анилиновых красок прибавляется к смеси веретенного и смоляного масел до просеивания в нее смеси из гашеной извести с веретенным маслом. 2. Колесные мази, приготовляемые горячим способом, а) 25 шерстяного жира, 65 дегтярного масла (получаемого от сухой перегонки бурых углей), 10 едкого натра (раствор 40ё Б). б) 10 горного воска, 82 дегтярного масла, 8 едкого натра (раствор в 28ё Б). 3. Колесная мазь для экипажей, вагонеток и т. п. Эта мазь приготовляется из отбросов смазочных масел. Если вязкость их недостаточна, их смешивают с густыми отбросами минерального масла или, для удешевления, с дегтярным маслом. Однако прибавлять много дегтярного масла не следует, так как смазочная способность его невелика. Вязкость колесных мазей должна равняться 5-6ё по Э. при 50ё Ц, точка затвердевания-5ё Ц, температура воспламенения 130ё Ц.
VII. Копытные мази.
Копытные мази служат для смазывания копыт в целях предохранения их от трещин. Для этой цели более всего пригодны животные жиры и масла, как-то: сало, шерстяной жир, ворвань и т. п. Менее пригодны минеральные масла, так как они не доставляют копытам необходимого им естественного животного жира. Поэтому копытные мази, приготовленные на минеральном масле, должны считаться второсортными. В копытные мази прибавляют часто антисептические средства, как креолин и лизоль, или дезинфицирующие и целебные средства, как древесный деготь и т. п. Приготовление состоит в растапливании твердых составных частей при умеренной температуре, после чего примешивают жидкие составные части и размешивают до начинающегося охлаждения. а) 5 церезина, 25 сала, 30 нейтрального шерстяного жира, 30 костяного жира, 9 костяного масла, 1 камфорного масла. б) 50 конского жира, 20 сала, 20 нейтрального шерстяного жира, 9 жира из бычьих ног, 1 камфорного масла. в) 5 церезина, 30 костного жира, 20 сала, 20 нейтрального шерстяного жира, 20 репного масла, 5 древесного дегтя. г) 5 горного воска, 74 нейтрального шерстяного жира, 20 веретенного масла (очищен. ), 1 карболовой кислоты.
VIII. Смазочные масла для разных целей.
1. Смазочные мази для смазки подъемных шахт в рудниках. а) Хорошие результаты дает толченый графит, растертый в пасту с теплым 10% раствором ядрового мыла. б) Рекомендуется также растереть картофельную муку с раствором хлористого магния. 2. Смазочные мази для лыж. Эти мази наносятся на лыжи или в холодном состоянии, или разогреваются перед употреблением. Особенно удобна мазь в виде пасты, наполняемой в оловянные тубы (трубки). Перед смазыванием лыжи нужно хорошенько вычистить и насухо вытереть. Мази для употребления в холодном состоянии: а) 60 парафина (40-42%), 12 канифоли, 6 шерстяного жира, 4 карнаубского воска, 18 горного воска. б) 55 сала, 30 канифоли, 15 церезина. Мази для употребления в нагретом состоянии, а) 90 церезина, 10 шерстяного жира. б) 55 озокерита, 35 канифоли, 10 веретенного масла (очищен. ). в) 60 парафина (50-52%), 16 церезина (60ё), 14 пальмового масла, 10 талька. Мази для наполнения в оловянные тубы. а) 15 горного воска, 5 карнаубского воска, 80 олифы. б) 15 горного воска, 5 церезина, 80 скипидара. 3. Смазочные масла и мази для ружейных стволов. Эти масла и мази служат для смазывания ружейных стволов, предохраняют от ржавчины и растворяют нагар от пороха. а) Смешать при нагревании 85 белого вазелинового масла и 15 олеинокислого калия. б) 75 белого вазелинового масла, 25 белого костяного масла,, свободного от кислот. в) 8 озокерита, 6 парафина, 6 сала и 80 веретенного масла (очищен. ). 4. Мазь для правильного ремня. 83 технического вазелина обрабатываются в месильной машине с 17 калькотаром до образования однородной массы. 5. Масло для часов. Для этого лучше всего употреблять чистое, свободное от кислот костяное или прованское масло, или в смеси с белым вазелиновым маслом или маслом какао. Костяное масло предварительно вымораживают при-3ё или-5ё Ц и отмывают от осадка твердые жиры. Еще лучше растворить, слить с осадка и выпарить для удаления бензина. Костяное масло добывается из костей ног животных. Обработав кости водою на паровой бане, масло отделяют от воды и процеживают.
IX. Смесь.
Очистка отбросов смазочных масел. Стекающие при смазывании машин смазочные масла следует всегда собирать и подвергать очистке. Очистка имеет целью удаление механических нечистот, воды, содержание которой в отбросах масла для цилиндров может доходить до 60%, а также содержащихся в маслах мыла для чистки металлов, продуктов окисления и т. п. Очищенное таким образом масло не может, разумеется, равняться очищенному минеральному маслу, но может служить добавлением к нему в количестве до 10%. Для смазки же трансмиссий (приводных ремней), осей и т. п. его безусловно можно употреблять при условии, чтобы тягучесть и температура вспышки соответствовали требованиям. Собранные отбросы масла сначала процеживают сквозь большое сито в котел, нагреваемый змеевиком или рубашкой (двойным дном котла). При процеживании на сите остаются самые крупные механические нечистоты. Лучше всего, если котел книзу переходит в конус, снабженный краном. Этим облегчается сливание воды и мутного осадка. Масло сначала нагревается до 105- 110ё Ц, чтобы удалить часть воды, так как совершенного удаления воды не требуется. Затем масло сильно размешивается при небольших количествах лопаткой, а при большом количестве сжатым воздухом и смешивается с 8- 10% его веса 10%-ным раствором едкого натра, причем температуру поддерживают в 80- 90ё Ц. После прибавления натронного щелока продолжают размешивать еще в течение 1/2 часа, а затем оставляют смесь в покое на 3-4 часа. После этого сливают через кран у дна котла осадившийся щелок и муть и повторяют операцию до тех пор, пока осадившийся щелок не будет больше окрашен в темный цвет. Затем промывают 3-4 раза масло водой в 70-80ё Ц, причем после каждого промывания дают отстояться 2-3 часа и сливают промывную воду. Промывание продолжается до тех пор, пока промывная вода не будет показывать щелочной реакции, т. е. лакмусовая бумага не окрашивается больше в синий цвет. Затем масло обезвоживают, нагревая его до 110ё Ц, до тех пор, пока вся вода не будет удалена, т. е. перестанет пениться. Удаление воды ускоряется размешиванием или вдуванием воздуха.
П. МЫЛО И СВЕЧИ.
Производство мыла в наши дни приняло вполне организованный характер. Наши государственные, прекрасно оборудованные мыловаренные заводы всецело вытеснили с рынка кустарное производств мыла. Встречающееся в продаже мыло имеет не только нормальный состав, но и является дешевым продуктом именно благодаря своему массовому производству. Однако отдельным производственным организациям в лице кустарей остается все же немалое поле деятельности для дальнейшего улучшения качества мыла. Мы имеем в виду выделку специальных видов мыла, как-то туалетных и медицинских. Вот почему в нашей книге мы считаем возможным дать ряд соответственных рецептов по мыловарению, отсылая читателя к подробностям, которые можно найти в специальной технической литературе по этому вопросу.
I. Производство обыкновенного мыла.
1. Варка мыла кустарным способом. Берут древесную золу или золу, полученную от пережога сорных растений, и просеивают ее сквозь сито, затем рассыпают ее по полу, смачивают и перемешивают до тех пор, пока не получится равномерно увлажненная масса золы. После этого ее собирают в кучу, в которой сверху образуют углубление. В последнее кладут известь, которая гасится от присутствия влаги. Извести следует брать в половинном количестве от веса взятой золы. Когда известь распадается в тонкий порошок, ее покрывают золой. Затем обливают водою и оставляют на 24 часа, после чего спускают щелок. Это первый щелок, наиболее концентрированный. Его помещают в особый сосуд, и затем еще раз обливают золу водой, сливают ее и получают более слабый щелок. Когда и этот щелок будет готов, то более крепкий наливают в котел и нагревают до кипения. Далее прибавляют к щелоку соответственное количество различных жирных отбросов и кипятят, прибавляя более слабого щелока, пока взятая на стеклянную пластинку проба не застынет в прозрачную клейкую массу. Этим способом получают жидкое поташное мыло, обыкновенно называемое мыльным клеем. Чтобы обратить мягкую массу в твердое, плотное мыло, прибавляют к мыльному клею поваренной соли. При этом выделяется так называемое мыльное ядро, которое и представляет собою твердое, натровое мыло. После прибавления поваренной соли вычерпывают полученное ядровое мыло, а также и щелок, после чего мыло помещают опять в котел, снова варят с более густым щелоком, еще раз солят, вычерпывают и кладут в ящики, обложенные полотном; когда излишний, приставший к мылу, щелок соберется по каплям на дно ящика, последний переворачивают, вынимают мыло, разрезают его на куски и сушат на воздухе. Для изготовления мыла лучше, конечно, брать не золу и известь, а непосредственно едкий натр, называемый в продаже мыльным камнем. 2. Приготовление простого мыла- твердого и жидкого, а) Для приготовления твердого мыла берут 2 кг едкого натра, распускают в 8 кг воды, доводят раствор до 25ё Ц и вливают его в расплавленное и охлажденное до 50ё Ц сало (сало должно быть несоленое и берется его 12 кг 800 г на указанное количество воды и соды). Полученную жидкую смесь тщательно размешивают, пока вся масса не станет совершенно однородной, после чего разливают по деревянным ящикам, хорошо окутанным войлоком, и ставят в теплое сухое место. По истечении 4-5 дней масса затвердевает, и мыло готово. Если желают иметь более пенистое мыло, то к указанному количеству воды прибавляют еще 500 г очищенного поташа или берут сала на 2 кг меньше и добавляют взамен такое же количество кокосового масла. б) Для приготовления жидкого мыла распускают в 2 кг воды такое же количество неочищенного едкого кали, доводят раствор до 25ё Ц и тщательно смешивают с 8 кг несоленого сала, предварительно растопленного и охлажденного до 50ё Ц. В дальнейшем поступают, как указано выше. II. Производство туалетных мыл. 1. Горячим способом. Как основную массу для туалетных мыл можно взять сальное мыло, приготовленное с содовым щелоком, или приготовить особо, употребляя для этого свиной жир в соединении с кокосовым маслом. Кокосовое масло должно быть самого высшего качества, а свиной жир исключительно свежий и хорошо очищенный. Очистка жира производится следующим образом: свежий жир несколько раз промывают в холодной воде, разрезают его на кусочки и кладут в мешок, который подвешивают в котел с водою и кипятят. Когда вода закипит и сало распустится, его слегка отжимают, причем большая часть клетчатки остается в мешке вместе с мусором. Мешок вынимают, а в смесь сала с водою, на каждое кило сала, кладут 4-5 г поваренной соли и 1 -2 г квасцов в порошке, при сильном кипении жидкости и постоянном перемешивании. По прошествии некоторого времени кипячение приостанавливают и дают жиру всплыть на поверхность. Образующуюся накипь тщательно снимают, процеживают сквозь полотно в чистый чан и дают затвердеть. Таким образом приготовленный жир может сохраняться без изменения в прохладном месте очень долгое время. Для получения хорошего туалетного мыла на каждые 100 г жира берут 5-20 г кокосового масла. Последнее прибавляется не только с целью удешевления, но также и для того, чтобы " налить" его большим количеством воды. Сама варка мыла производится обычным способом, только необходимо следить, чтобы полученное мыло было нейтральное, т. е. чтобы в нем не было избытка щелочей. С этой целью его несколько раз отсоливают и затем снова кипятят. После последней отсолки кипячение продолжают до тех пор, пока проба, взятая стеклянной палочкой на пластинку, не окажется вполне удовлетворительной, т. е. при сдавливании массы между пальцами получатся твердые пластинки, которые не должны ломаться. Для того чтобы иметь совершенно чистое мыло, его размешивают шестом, снимают пену и вливают в формы, пока оно прозрачно. Мыльная масса, оставшаяся на дне котла, будет менее прозрачна и чиста, а потому ей надо дать затвердеть отдельно. 2. Холодным способом. Приготовление туалетных мыл холодным способом, посредством размешивания, отличается многими достоинствами, которые, главным образом, сводятся к тому, что здесь окраска и парфюмировка производится одновременно, составляя как бы одну операцию, после чего остается только затвердевшую мыльную массу разрезать и штамповать. Для приготовления мыла холодным способом берут кокосовое масло, предварительно очищенное от случайной грязи, и омыляют его крепким натровым щелоком при низкой температуре и постоянном размешивании. Для того, чтобы полученное мыло было нейтральным, необходимо сделать несколько предварительных проб и точно определить количественное соотношение жира и щелочи. В среднем приходится брать едкого натра в твердых кусках около 15% по весу от жировой части. Когда процесс омыления дойдет до того состояния, что содержимое котла превратится в однородную и трудно размешиваемую массу, тогда к ней прибавляют красящие и парфюмирующие вещества, которые вследствие продолжительного размешивания равномерно распределяются по всей массе. 3. Переплавкой. Приготовление туалетных мыл переплавкой производится следующим образом: обыкновенное ядровое мыло разрезают на куски и бросают их в котел, вставленный в другой котел с кипящей водой (водяная баня). К мылу надо влить столько воды, чтобы взятая проба имела хорошую консистенцию, после чего мыло разливают в формы и смешивают с красящими и парфюмирующими веществами. Количество прибавляемой воды, наливаемой для переплавки, находится в зависимости от свойств мыла: для твердого сального мыла необходимо взять больше воды, чем когда в дело идут другие сорта, содержащие и без того много воды. Воды вообще наливают столько, чтобы при остывании получилось твердое мыло, сильно пенящееся в воде. Если взятое для переплавки мыло сильно загрязнено, то его необходимо расплавить с большим количеством воды (50-60%), а затем отсолить и уварить. 4. Строганием. Приготовление туалетного мыла строганием производится следующим образом: ядровое мыло обращают в стружки при помощи особого станка, собирают в деревянное корыто, смешивают с красящими и пахучими веществами и затем при помощи месильного станка превращают в однородную массу. Станок состоит из горизонтального цилиндрического барабана, на окружности которого находятся 4 - 8 ножей. Над барабаном, приводимым во вращательное движение, находится наклонная плоскость, на которую кладут пласты мыла для строгания. Мыло собственным весом нажимается на барабан,
|
|||
|