Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности понуждения к действиям сексуального характера (Т.Ю. Остапенко, Законы России: опыт, анализ, практика, N 12, декабрь 2009 г.)



 

В современных условиях развития страны, характеризующихся нестабильностью и динамичными изменениями экономической, социально-политической и культурной ситуации, произошли изменения в сознании и стереотипах сексуального поведения в обществе. Эти изменения основаны на освобождении граждан России от укоренившихся десятилетиями нравственных норм. С расширением объема информационного обмена с другими странами, открытостью границ, появлением спутникового телевидения, компьютерных систем, Интернета начался процесс, повышающий культурно-информационные возможности граждан России.

Однако столь бурно и противоречиво протекающие процессы переустройства российского общества, не всегда глубоко продуманные рыночные преобразования в экономической и социальной жизни России проявили и свою негативную сторону. Этот процесс сопровождается и тотальным внедрением СМИ в сознание населения, особенно подростков, неоднозначно интерпретируемых социальных явлений, в том числе сексуального характера.

Развитие рыночной экономики повлекло коммерциализацию сексуальных отношений, среди которых получили распространение нетрадиционные формы сексуального поведения. Резко снизился возраст лиц, вступающих в половые контакты и в занятие проституцией, при смягчении моральной оценки этих явлений. Неизбежно способствует более раннему пробуждению сексуальных интересов массовая коммерческая культура, активно и настойчиво внедряющая элементы эротики, порнографии и насилия в литературу, кино-, видеопродукцию и рекламу. Эти изменения обусловлены причинами социально-экономического характера, ослаблением социального и правового контроля, дефицитом нравственного воспитания, либерализацией половой морали.

Сексуальные потребности при деформированных взглядах на сексуальные отношения нередко осуществляются противоправными, насильственными способами, что приводит к серьезным последствиям для граждан и общества в целом.

Одним из ярких примеров сексуальных посягательств является понуждение к действиям сексуального характера, известным за рубежом как " секс на рабочем месте", или " харрасмент". Его общественная опасность заключается в психологическом, психическом и нравственном воздействии на жертву, в том числе и на несовершеннолетнюю, в использовании ее зависимости с целью побудить ее к вступлению в сексуальный контакт.

Данной проблеме долгое время не уделялось достаточного внимания. Так, ст. 118 УК РСФСР 1960 г. предусматривала ответственность за понуждение женщины к вступлению в половую связь или к удовлетворению половой страсти в иной форме лицом, в отношении которого женщина являлась материально или по службе зависимой. Число лиц, осужденных за это преступление, было незначительным. Так, если в 1986 г. по ст. 118 УК РСФСР их было осуждено четыре, то в 1995 г. - 8*(1). В связи с тем, что не все случаи понуждения к половому сношению подпадали под признаки указанной нормы, в юридической литературе высказывались предложения о целесообразности дополнить ст. 118 указанием на использование иной зависимости потерпевшей, а также включением таких форм понуждения женщины к вступлению в половую связь, как угроза применения насилия в будущем, угроза истреблением имущества или разглашением позорящих сведений. Кроме того, изредка начали встречаться случаи понуждения к вступлению в половое сношение не только женщин, но и мужчин.

Некоторые из этих предложений, высказанных в научной литературе, были учтены в ст. 133 УК РФ 1996 г., предусмотревшей ответственность за понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей). Изменения в законодательстве повлекли увеличение дел данной категории. В 1998 г. было осуждено 133, в 1999 г. - 147, в 2000 г. - 137, в 2001 г. - 85, в 2002 г. - 90, в 2003 г. - 44, в 2004 г. - 112 человек*(2).

В связи с тем, что данный состав является своего рода новеллой в российском уголовном законодательстве и практика расследований и рассмотрений уголовных дел этой категории недостаточно разработана, нередко возникают ошибки в квалификации этого преступления, трудности в разграничении данного состава преступления со смежными составами преступления.

В зарубежных исследованиях сексуальных домогательств сложилась определенная традиция, имеющая преимущественно практическую направленность на обеспечение организационного противодействия сексуальным домогательствам. К сожалению, в России имеют место лишь отдельные исследования, сопряженные с изучением проблем сексуальных домогательств на работе.

Значительный вклад в исследование преступлений в сфере сексуальных отношений и проблем борьбы с ними внесли видные отечественные ученые: в науке уголовного права - А. А. Андреева, Ю. В. Александров, А. П. Дьяченко, А. Н. Игнатов, И. И. Карпец, Т. В. Кондрашова, А. В. Наумов, П. П. Осипов, Н. К. Сущенко, Н. И. Трофимов, С. Я. Улицкий, Я. М. Яковлев и др.; в криминологии - Ю. М. Антонян, М. И. Арсеньева, И. С. Кон, Г. М. Миньковский, B. C. Минская, Э. Ф. Побегайло, Д. В. Ривман и др.

В то же время в юридической науке не получили пока всестороннего и комплексного исследования вопросы, касающиеся понятийного аппарата этого состава преступления, ответственности и наказания, квалификации и предупреждения сексуальных преступлений в этой сфере.

Как верно было замечено*(3), сексуальные домогательства легче распознать, чем определить спектр употребляемых дефиниций сексуальных домогательств: от сугубо узкого ("... сношение или генитальная стимуляция, которые воспринимаются как принуждение в прошлом или настоящем", " любые нежеланные взгляды, предложения, комментарии или физические контакты, которые видятся нежелательными в контексте отношений " преподаватель-студент" *(4)) до чрезмерно широкого ("... чтобы считаться жертвой сексуального домогательства, не обязательно быть объектом сексуального приставания самому. Достаточно быть кем угодно, на кого повлияло оскорбительное поведение" *(5)).

Основной объект данного преступления - половая неприкосновенность и половая свобода.

Вместе с тем здесь возможно выделение и факультативных объектов, которые подвергаются опасности причинения вреда не во всех случаях понуждения, а лишь когда его способы ставят под угрозу причинения вреда другие общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Так, при шантаже факультативным объектом выступают честь и достоинство потерпевших; при угрозах уничтожением, повреждением или изъятием имущества - собственность.

Потерпевшим по ст. 133 УК РФ может быть лицо мужского и женского пола, как совершеннолетнее, так и не достигшее 18 лет.

В доктрине нет и однозначного понятия объективной стороны преступления.

Объективная сторона заключается в понуждении, т. е. психическом воздействии на лицо с целью заставить его совершить половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера.

Понуждение может совершаться в любой форме: устной, письменной, с использованием средств связи; может быть адресовано непосредственно потерпевшей либо через третьих лиц.

Способы понуждения определены в ст. 133 УК РФ полностью и не подлежат расширительному толкованию. Поэтому, например, обещание каких-либо благ, преимуществ по службе, оказание материальной (содержание) или иной помощи не подпадают под признаки ст. 133 УК РФ и не могут рассматриваться как преступление.

Понуждение может выражаться как действиями (требованием, напоминанием, угрозами, уговорами), так и пассивным (первым высказыванием) поведением виновного. Оно может состоять в поставлении лица в такие условия, при которых оно вынуждено вступить в сексуальный контакт для предотвращения вреда своим законным интересам. Это особенно касается случаев понуждения с использованием материальной или иной зависимости. Например, готовую к защите диссертацию аспирантки научный руководитель (понуждая к сексуальной связи) не представляет к защите длительное время, отчего материал, собранный по теме, устаревает (либо обесценивается из-за аналогичных разработок).

Шантаж как способ совершения данного преступления означает угрозу разглашения сведений, компрометирующих потерпевшую (потерпевшего). Разглашением считается передача действительной или ложной информации третьему лицу.

Компрометирующими считаются сведения, характеризующие потерпевшую (потерпевшего) отрицательно с точки зрения морали и права, а также сведения о действительных или вымышленных заболеваниях венерического, онкологического и другого свойства и т. п.

Угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества предполагает психическое воздействие. Угроза может касаться всего или части имущества. Его утрата должна в значительной степени затрагивать материальные интересы потерпевших, чтобы выступить серьезным побуждающим фактором при решении вопроса о нежелательном для них сексуальном контакте.

Приведение любой из названных угроз в действие подлежит самостоятельной квалификации по статьям о преступлениях против собственности в совокупности со ст. 133 УК РФ.

Преступление считается оконченным с момента выполнения самих действий по понуждению любым из названных в статье способов.

Так, в литературе высказывается мнение, что именно способ является четкой границей между указанными выше преступлениями. Понуждение к действиям сексуального характера является своего рода приготовлением к совершению насильственных сексуальных действий: "... когда виновный (виновная) явно обозначает свое намерение совершить половое сношение или насильственные действия сексуального характера вопреки воле потерпевшего (потерпевшей), но ни насилия, ни угроз, предусмотренных этими составами (ст. ст. 131 и 132 УК РФ), ни попытки совершить половой акт или иные действия сексуального характера не предпринимает. На этой стадии в большей степени соприкасаются рассматриваемые составы. Следующей стадией перерастания ст. 133 УК РФ в ст. 131 или 132 УК РФ, т. е. покушением, будет являться совершение преступником активных действий, непосредственно направленных на совершение изнасилования или насильственных действий сексуального характера" *(6).

По вопросу о том, угрозу каким интересам представляет использование материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей), в литературе также высказаны различные точки зрения. Так, А. А. Пионтковский считал, что " понуждение женщины может быть совершено и путем применения угроз, и путем обещания каких-либо выгод" *(7). Этой позиции обоснованно возражал А. Н. Игнатов, по мнению которого, " в данном случае имеет место не понуждение женщины, а склонение к вступлению в половую связь" *(8). А. В. Корнеева полагает, что понуждение имеется лишь в тех случаях, когда виновный угрожает ущемлением законных интересов потерпевшего, например увольнением с работы, а не обещает предоставить льготы и преимущества*(9).

При понуждении исключаются насилие или угроза его применения либо использование беспомощного состояния потерпевшей. Подобные действия являются признаками составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 131, 132 УК РФ.

В качестве способа достижения указанных в ст. 133 УК РФ целей состав преступления не предусматривает психологического давления на близких потерпевшему (потерпевшей) лиц, на лиц, за которых в силу своих служебных обязанностей несет ответственность потерпевшая (потерпевший). В связи с этим остается открытым вопрос о том, как будут квалифицироваться данные действия.

Субъективная сторона преступления - только прямой умысел: виновный должен сознавать, что он вопреки желанию потерпевшего (потерпевшей) с помощью шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо используя материальную или иную зависимость понуждает потерпевшего (потерпевшую) к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или к совершению иных действий сексуального характера и желает этого.

Что касается субъекта преступления, то согласно уголовному закону им может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В случае понуждения с использованием материальной или иной зависимости необходимо, чтобы потерпевший находился в такой зависимости от виновного. Субъект может быть как общий, так и специальный.

Как правило, виновный преследует цель самому вступить в половое сношение или понудить потерпевшего (потерпевшую) к совершению действий сексуального характера, однако он может действовать и в интересах третьего лица. Поскольку преступление считается оконченным с момента оказания психического воздействия, действия третьего лица, вступившего, например в половое сношение с потерпевшей, находятся за пределами состава, и это третье лицо, если оно не являлось организатором, подстрекателем или пособником, ответственности не несет.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.