|
|||
Лена (Елена) Макарова 6 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Мама Тани Г. недовольна тем, что делает Таня. Она отдала Таню в школу с единственной целью – приучить ее к коллективу, к дисциплине. Девочка в раннем возрасте перенесла тяжелую полостную операцию, долго болела. На вид она весьма странная: ходит как‑ то боком, правое плечо приподнято, чуть косолапит, передние зубы выпали, густая челка прикрывает брови, иголками свисает над верхними веками. Девочка‑ старушка. И вот такой нескладный ребенок лепит одних принцесс. Что бы мы ни делали, в какую игру ни играли. Таня при сем присутствует, а лепит свое. Это‑ то и вызывает недовольство мамы, она требует, чтобы я была с Таней построже, жалуется, что на всех предметах Таня выполняет задания, а только у меня делает что хочет. А хочет Таня одного: рисовать и лепить принцесс, красавиц. Потому что сама не принцесса, не красавица. Я ее прекрасно понимаю. Все, что в данном случае я могу сделать, это на принцессах показать Тане премудрости скульптуры: пластику, динамику, композицию и т. д. Таня прекрасно все схватывает. Чем глубже она проникает в предмет, тем более недовольства выказывает мама. Уставшая, измученная Таниными недугами, не в силах она примириться с тем, что дочь не подходит под стереотип. И видит – непростой ребенок, даже внешне отличается от большинства детей, а хочет, чтобы была как все. Она исходит не из того, какова Таня, а из того общего представления о том, какие должны быть дети в Танином возрасте. Боюсь, что и ее Таню будет ждать нелегкая, конфликтная жизнь, а потом финал: «Я все для нее делала, все отдавала, а она!.. » Подобные Вовы и Тани очень трудны в обучении. Их не свернешь. Они так любят свое, что не в силах по желанию взрослых полюбить другое. Они глубоко погружены в предмет своей страсти, а их родители, вместо того чтобы попробовать вникнуть в предмет их страсти, впадают в панику и умоляют срочно перевоспитать «упрямого», по их мнению, ребенка. В чем же корни этого «упрямства»? Мне кажется, дело в том, что ребенок еще не умеет отстаивать себя, объяснять доступными взрослым способами, чего он хочет. И когда, так и не разобравшись в этом, родители «ломают» ребенка, они порождают в нем упрямство. Порой на всю жизнь. Упрямец и конформист – две жертвы «непонимающе‑ активного» воспитания. Как быть с ними? ПЕТЯ‑ ХОККЕИСТ И «ВЕЛЬВЕТОВЫЕ» Петю Л., любителя хоккея и сына хоккеиста, решили «эстетически» воспитать. Приводила его мама прямо из детского сада. Мальчику, которому по его природе надо было бы по десять часов гонять в хоккей, кататься на лыжах, да и просто бегать без всякого смысла, ибо двигательная энергия его была неукротима, приходилось заниматься малоподвижными предметами: живописью, английским, математикой и лепкой. Только на музыкальных занятиях он оживал. Да и то ненадолго, на время игры в мяч. Остальное время он всем мешал, ругался, как ругаются старшие мальчишки во дворе, с которыми он играет в хоккей. Что делать? Я‑ то нашла выход: задавала ему лепить клюшки, ворота, хоккеистов, и он сидел себе спокойно, забывшись в тяжелом сне бессмысленной, на его взгляд, деятельности. И что же? Мама была недовольна. Все делают одно, а Петя другое. – Вы с ним построже, – наказывала она мне. – Вы с ним все время шутите, а мой Петя шуток не понимает. Мы дома не шутим. Стоит с ним пошутить, он тут же на голову садится. Надо будет его потом на музыку отдать, чтобы поменьше свободного времени оставалось. Интересы Пети никак не культивируются в семье. Может, у папы не удалась хоккейная карьера, и он ни за что на свете не хочет, чтобы Петя шел по его стопам. Или, сами не обладая общей культурой, они мечтают, чтобы Петя стал всесторонне развитым? Для этого существует студия. И вот мучают ребенка! Копится в Пете разрушительная энергия, пулей вылетает он из класса и носится по фойе, пока какая‑ нибудь строгая преподавательница не возьмет его за руку и не внушит, что в школе так себя вести нельзя. А скажи я маме: не мучайте мальчика, успеет он еще «образоваться», нельзя насильно «привить культуру», должны быть и у ребенка предпосылки к этому – обидится. «Все ходят, все водят, что мой Петя хуже всех? А как он тогда в школе будет учиться? » Сколько детей уже в таком раннем возрасте закомплексованы. Неуверенность, нытье, ребенок еще и не пробовал взяться за задание, а уже – в слезы: «Не умею, не получится, не буду, лучше шарик сделаю…» Детям с гипертрофированным тщеславием страшно приступать к тому, что они не опробовали предварительно. Вдруг не выйдет, и они уронят свой авторитет в глазах остальных детей? Нормальный ребенок и думать не станет наперед, получится у него или нет. Его увлечет дело. Ведь малышей, которые роются песке, не волнует, выроют они что‑ нибудь или нет. Им нравится сам процесс. Недавно к нам пришли два брата, одному пять, другому четыре года. «Вельветовые» мальчики, в «фирменных» бутсах – смотреть по одежке, должны бы быть самоуверенными, хвастливыми. Возят мальчиков на машине, одеты они «с иголочки», мама очень бойкая, с ходу рассказала мне про мужа, про мечты – совместить материальное и духовное; вполне трезво объяснила причину «запущенности» детей: очень любит она мужа, он у нее на первом месте, а дети – на втором. Мало им читает, мало бывает с ними, хотя сидит дома. (Позже выяснилось, что они ходят в детский сад – то ли для освобождения мамы на радость папе, то ли для приучения к дисциплине. ) «Взрослые, я считаю, имеют право на свою личную жизнь», – заявила мама «вельветовых братьев». Четкая, циничная, волевая дама, пора сомнений ушла в далекое прошлое. Ну, а каковы мальчики? Унаследовали они мамины черты? А мальчики не переносят никаких трудностей. Они теряются, когда им задаешь обычный вопрос. Словно с ними никогда прежде не разговаривали. Они не могут выстроить домика из кубиков, не могут размять пластилин, они абсолютно беспомощны. Чуть что – глаза на мокром месте. Отщипнут кусочек пластилина и смотрят на меня, приоткрыв рот. Наконец, после долгих мытарств сами, без моей помощи, слепили по козлику из сказки. Изнылись, но сделали. Я сидела между горемычными братьями, диктовала им каждое движение, мужественно не прикасаясь к их работам. Стоило отвлечься на других детей – и мальчики застывали с открытыми ртами. Как им трудно! Им уже трудно жить. Они еще не думают, как их мама, о «гармонии между материальным и духовным», они просто плачут по каждому пустяку. А мама довольна: – Неужели они сами слепили этих козликов? Просто не верится! Как живые! Можно оставить это у вас? Ей, при машине, лень было брать с собой наши достижения. А ведь многие родители возят детей с другого конца города и не оставляют у меня ни пластилина, ни коробок с «готовой продукцией». Они этим дорожат. Не всегда понимая смысл работ, они ценят труд своих детей, они дорожат их любовью к занятиям. Забитые дети, запущенные дети – это еще не плохие дети. Они‑ то прекрасно отличают добро от зла, красоту от уродства, любовь от нелюбви, безразличия. Но они окружены взрослыми, у которых нравственные нормы размыты, а иногда и вовсе отсутствуют. Детям помочь можно. Любовь, искренность, терпение – и они летят к тебе, как мотыльки на свет. Даже стыдно бывает за столь легко добытое расположение. Но стоит ли обольщаться? Что может дать час занятий в неделю, да притом не один на один, а в группе? Маму «вельветовых» мне не изменить. Она человек сложившихся взглядов. А вот детям можно бы помочь. Если только маме в один прекрасный день не придет в голову, что все это ни к чему. Как это случилось с папой Насти‑ молчуньи и еще с одним трудновоспитуемым» папой, папой Данека. А КАКИМ ВЫ БЫЛИ РЕБЕНКОМ? Данек – красавец: крупные каштановые кудри до плеч, продолговатые карие глаза с длиннющими ресницами. А в глазах этих, под дрожащими ресницами, – мировая тоска. – А я не умею лепи‑ ить, а я хочу к папи‑ и…– повторяет мальчик на каждом занятии. Чем только я его не занимала! И куклы из кукольного театра приходили на помощь, и всяческие фокусы‑ мокусы с пластилином. Ничего не помогало. На другие занятия он вообще не ходил, а у меня ныл и мешал детям. Папу Данека беспокоило только одно – его некоммуникабельность. – А каким вы были ребенком? – спросила я папу. – И не спрашивайте! Я был жутким занудой. Знаете, как меня в детстве кормили? Мама носила меня на руках по лестнице, а папа шел за нами с ложкой каши наготове. Я открывал рот ровно на десятой ступеньке, и счастливый папа всовывал мне в рот ложку каши. И ничего, вырос. К тому же мы возлагаем большие надежды на женины гены. Она полная противоположность мне, видите, ее сын ноет, а она улыбается. – Второй ребенок будет похож на вашу жену, – утешила я его. – Этого я не переживу, – сказал папа Данека, потрепав сына, за подбородок. – Если шесть человек не справляются с одним ребенком… – Шесть человек? – Две бабушки, два дедушки и мы с женой, – мрачно ухмыльнулся папа Данека. – Мы так загорелись, узнав о вашей студии, да, видно, зря. Говорю с папой, а слышу голос сына: тоскливая интонация, внутренняя паника и абсолютное отсутствие терпения. – Но ведь и месяца не прошло. Многие дети трудно привыкают к новой обстановке… – Нет. Спасибо вам, но Данека я заберу. Зачем зря мучить мальчика. Распрощавшись с Данеком и его родителями, я издали наблюдаю, как двое взрослых пытаются одеть одного ребенка. Данек извивается, бьет по высокой тумбе ногами. Родители специально водрузили его туда – там ему трудней увильнуть от неприятной процедуры. Это напоминает только что рассказанный Данекиным папой эпизод с кормежкой. Преемственность поколений! – Не крутись! Ты вспотеешь и простудишься в этой чертовой| школе! – доносится голос Данекиного папы. И я вдруг испытываю радость оттого, что этого ребенка больше не будет на моих занятиях. Мне искренне хотелось заинтересовать его лепкой, помочь ему обрести хоть малую самостоятельность, часто даже в ущерб другим детям. Это тот случай, когда я оказалась бессильной. Однако это вовсе не означает, что Данек станет копией своего отца. Жизнь иногда вытворяет с нами такие штуки… УГОЛ ЗРЕНИЯ – Ты с мотором? – Да. – Я тоже с мотором. (Из разговора в классе) Увы, мало кто из взрослых с детским мотором, мало кто способен смотреть на мир непредвзятым взглядом. Дети не судят, не выносят никому и ничему приговора. Вся их энергия направлена на познание мира, который для них еще не расчленен. Не расчленено время – оно отсчитывается по событиям. – У меня бывает день рождения, когда приезжает бабушка. Многие один день считают за два – до дневного сна и после. У них свое представление о пространстве: – Рома, надо иметь предел. Космос и то с каким‑ то пределом. Они по‑ своему понимают расстояние: – Я за один километр сижу. Это близко, к вашему сведению. – Два километра, у‑ у‑ у! Всю ночь идти. Они думают, что, чем больше ешь, тем больше станешь. – Был большой, а потом унизился, потому что мало каши ел. – Если б муравьи все на свете ели, они бы были огромными. Они надеются на то, что подрастут и смогут летать. Летают же мошки, птицы: – А я, между прочим, как в школу пойду, так и залетаю. Они не знают, как рождаются люди: – Как же ты родилась без мамы? Трудно тебе было? – Да. Я все сама делала. Поэтому они равнодушно относятся к смерти, ведь сам цикл жизни, имеющий начало и конец, им неведом: – А мне весело. Где музыку услышу, туда и бегу смотреть похороны. Они еще не знают, что слова имеют переносный смысл, и все понимают буквально: – У меня в книжке написано, что на краю земли находится север. Значит, у земли есть край. – Ты что, не знаешь, что такое форма? Форма – это пиджак. Потому‑ то они с необыкновенной легкостью и непосредственностью сыплют неологизмами, изобретают новые: – Один раз лепну и больше не буду. – Сколько нашло муравьев, они все в молоках лазали. – Я так летела, так летела, только пятна сверкали. – У нас такой неразборчивый дом, что не поймешь, кто где живет. Вот у нас есть Блинов, он пришел на день рождения, съел варенье, и зуб в варенье упал. – Я видел на канале следоход. – Был такой цирковой клоун, что он даже на торкалку лез и с велосипеда падал. – Были такие люди – Го и Мо, и они нам прислали гоголь‑ моголь. Они поражают нас не только неожиданными вопросами, но и своими находчивыми ответами на них: – Как ты думаешь, мамы говорят своим малышам: «Не плачь, а то слеза у тебя на щеке застынет»? Если даже они пугают, то я знаю ответ для малышей: «Засуньтесь этой щекой в теплую воду». – Отчего у ребенка ноги кривые? Оттого у него ноги кривые, что у мамы кривые, а ноги ребенка в ее ногах. Как‑ то мы с сыном собирали ягоды в лесу. Я сидела на корточках в черничнике, а сынишка стоял рядом и был вровень со мной. И тогда меня «осенила» простая догадка: вот с какого уровня дети видят мир. Что же они видят? В городе – асфальт, ботинки, брюки, туфли и вдруг среди этого ботиночно‑ туфельного мира – пуговица. Яркая, еще не покрытая пылью, пуговица лежит на самом виду, и никто, кроме малыша, ее не увидел. А бархатистые листочки декоративных кустарников, высаженных вдоль шоссе! Отвернитесь – и ребенок сорвет листок и попробует его на вкус. Горький. Какое раздолье ребенку на природе. Экстаз собирания грибов – кстати, дети находят грибы лучше взрослых. А жучки‑ червячки! Вот ползет жук с блестящей спинкой. Шевелит усами. Это не насекомое из семейства жесткокрылых, а единственное, неповторимое, ползучее существо. А чудо‑ бабочки и улитки на одном листе? Взрослые находятся на одной территории с детьми, но едва ли они видят сотую часть того, что их дети. А уж детское счастье открытия по своей интенсивности несравнимо ни с одним взрослым чувством. Недаром это остается в памяти навсегда. Хотя бы как факт. Ребенок каждый день живет наново, как впервые. У него, как мы выяснили, свои представления о времени, пространстве, о добре и зле. Он как бы играет с нами в игру «горячо‑ холодно». Он тянется к теплу и бежит от холода и равнодушия. Он мал, но его интенсивная, неукротимая энергия познания тормошит нас, взрослых, будоражит от сна, он дает нам возможность прожить новую жизнь, и, если мы в силах это сделать, мы не нанесем ему урона, не притесним его свободу.
|
|||
|