|
|||
Елена Степановна Анищенкова. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. Аннотация. Елена Анищенкова. пособие для родителей и педагогов. ПредисловиеСтр 1 из 3Следующая ⇒ Елена Степановна Анищенкова Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников
http: //www. litres. ru Предоставлено правообладателем «Анищенкова Е. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников»: АСТ, Астрель; М.; 2006 ISBN 5‑ 17‑ 039355‑ 5, 5‑ 271‑ 14553‑ 0
Аннотация
Книга содержит задания и упражнения для развития речи и движений ребенка. Их регулярное выполнение способствует развитию артикуляционных, темпо‑ ритмических и интонационно‑ мелодических навыков, координации движений и речи. Пособие предназначено для родителей, логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной школы.
Елена Анищенкова Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов
Предисловие
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. [1] И. М. Сеченов писал, что «… всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими». Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно‑ психических процессов у детей. Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо‑ ритмических и мелодико‑ интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание. Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре. Все упражнения просты для выполнения. Упражнения направлены на согласование речи с движением. Ребенок, сопряженно со взрослым, на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками: Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А. Барто, каждый слог отхлопывая ладошками: У‑ РО‑ НИ‑ ЛИ‑ МИ‑ ШКУ‑ НА ПОЛ О‑ ТОР‑ ВА‑ ЛИ‑ МИ‑ ШКЕ‑ ЛА‑ ПУ… Или шагает на месте, скандируя: НЕТ. ‑ НА‑ ПРА‑ СНО‑ МЫ‑ РЕ‑ ШИ‑ ЛИ ПРО‑ КА‑ ТИТЬ‑ КО‑ ТА‑ ВМА‑ ШИ‑ НЕ… Или плавно дирижирует одной или двумя руками: И‑ ДЕТ‑ БЫ‑ ЧОК, ‑ КА‑ ЧА‑ ЕТ‑ СЯ ВЗДЫ‑ ХА‑ ЕТ‑ НА‑ ХО‑ ДУ… Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре, и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.
|
|||
|