Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОНСТИТУЦИЯ. ЛИВАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. (23 мая 1926 года)



 

\ql  
" Конституция Ливанской Республики" от 23. 05. 1926  
Документ предоставлен КонсультантПлюс www. consultant. ru Дата сохранения: 14. 09. 2015  

 

[неофициальный перевод] < *>

 

КОНСТИТУЦИЯ

ЛИВАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(23 мая 1926 года)

 

(с последующими поправками)

 

--------------------------------

< *> Перевод Т. Я. Хабриевой.

 

ПРЕАМБУЛА

 

A) Ливан является Отечеством суверенным, свободным и независимым, Отечеством для всех его сыновей, единым по его территории, его народу и его институтам в границах его территории, зафиксированных в данной Конституции и международно-признанных.

B) Ливан является арабским по своей идентичности и принадлежности. Он член-основатель и активный член Лиги арабских государств и принадлежит посредством договоров и Всеобщей декларации прав человека к Организации Объединенных Наций. Государство конкретизирует эти принципы во всех областях и сферах без исключений.

C) Ливан является демократической парламентарной республикой, основанной на уважении публичных свобод, и в первую очередь свободы мнений и религии, социальной справедливости и равенства прав и обязанностей всех граждан без различий и предпочтений.

D) Народ - источник власти и обладатель суверенитета, который он осуществляет посредством конституционных институтов.

E) Политическая система основывается на принципе разделения, равновесия и взаимодействия различных ветвей власти.

F) Экономический режим является либеральным и гарантирует индивидуальную инициативу и частную собственность.

G) Выравнивающее развитие регионов, культуры, социальной сферы, экономики составляет фундаментальную основу единства государства и стабильности режима.

H) Ликвидация политического конфессионализма - основная национальная цель, для реализации которой необходимо последовательно работать по плану этап за этапом.

I) Ливанская территория одна для всех ливанцев. Любой ливанец имеет право жить в любой ее части и в ней находиться под защитой суверенитета закона. Не существует дискриминации между населением, основанной на принадлежности, разделении, участии или переселении.

J) Никакая власть, противоречащая пакту коммунальной жизни < *>, не может быть признана легитимной.

--------------------------------

< *> Речь идет о сообществах, исповедующих разные религии - Здесь и далее примеч. пер.

 

Данная преамбула Конституции, включенная Конституционным законом от 21 сентября 1990 года подлежит официальному опубликованию.

 

ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Глава 1

 

О ГОСУДАРСТВЕ И ЕГО ТЕРРИТОРИИ

 

Статья 1

(изменена Конституционным законом от 9 ноября 1943 г. )

 

Ливан - независимое государство, унитарное и суверенное. Его границы определены в настоящее время следующим образом.

На севере: от Нахр-эль-Кебир по линии среднего течения реки до места соединения с долиной Куаде-Хал-еда в широте Джир-эль-Камар.

На востоке: линия, разделяющая долину Куаде-Хал-еда и Нахр-эль-Асси (Оронте) и включающая деревни Мейассра, Харбана, Хайт-Эббех-Фессан к широте деревень Брифа и Матрабах, эта линия следует северной границе селения Баальбек, в направлении на северо-запад и в направлении на юго-запад, затем границей являются селения Баальбек, Бека, Хасбайя и Рашайя.

На юге: в настоящее время граница включает селения Тир и Марж Марджайун.

На западе: Средиземное море.

 

Статья 2

 

Никакая часть ливанской территории не может быть отчуждена или уступлена.

 

Статья 3

 

Административные границы округов изменяются только законом.

 

Статья 4

 

Великий Ливан - республика, Бейрут ее столица.

 

Статья 5

(изменена Конституционным законом от 7 декабря 1943 г. )

 

Ливанский флаг состоит из трех горизонтальных полос: две красные обрамляют одну белую. Ширина белой полосы равна двум красным, обрамляющим ее. В центре белой полосы изображен зеленый кедр, занимающий треть полосы, его вершина касается верхней красной полосы, а основание - нижней красной полосы.

 

Глава 2

 

ЛИВАНЦЫ, ИХ ПРАВА И ИХ ОБЯЗАННОСТИ

 

Статья 6

 

Ливанское гражданство, порядок его приобретения, сохранения и утраты определяются законом.

 

Статья 7

 

Все ливанцы равны перед законом. Они пользуются равными гражданскими и политическими правами и одинаково связаны публичными обязанностями и долгом без каких-либо различий.

 

Статья 8

 

Индивидуальная свобода гарантируется и защищается. Никто не может быть арестован или задержан, кроме как в соответствии с положениями закона. Никакое преступление и никакое наказание не могут быть установлены, кроме как законом.

 

Статья 9

 

Свобода совести абсолютна. Воздавая почтение Высшему Существу, государство уважает все верования и гарантирует и защищает свободное осуществление обрядов при условии, что они не нарушают общественный порядок. Равным образом оно гарантирует населению, к каким бы верованиям оно ни принадлежало, уважение личного статуса и религиозных интересов.

 

Статья 10

 

Образование свободно, поскольку это не противоречит публичному порядку, добрым нравам и не вмешивается в достоинство любой конфессии. Оно не должно нарушать право сообществ < *>, иметь собственные школы при условии соблюдения общих предписаний публичных инструкций, изданных государством.

--------------------------------

< *> Здесь и ниже речь идет о различных видах мусульманских и христианских сообществ

 

Статья 11

(изменена Конституционным законом от 9 ноября 1943 г. )

 

Арабский язык является официальным государственным языком. Закон определяет случаи, когда может использоваться французский язык.

 

Статья 12

 

Все ливанские граждане имеют равное право занимать любую публичную должность без каких-либо предпочтений, кроме заслуг и их компетентности, в соответствии с условиями, установленными законом.

Специальный статус государственных служащих устанавливается в соответствии с теми административными органами, к которым они принадлежат.

 

Статья 13

 

Свобода выражения мысли устно или письменно, свобода прессы, свобода собраний и свобода объединения гарантируются в рамках, установленных законом.

 

Статья 14

 

Неприкосновенность жилища нерушима. Никто не может проникать в жилище, кроме как в случаях, установленных законом и в соответствии с формами, предусмотренными им.

 

Статья 15

 

Собственность находится под защитой закона. Никто не может быть лишен своей собственности, кроме как по причине публичной пользы в случаях, предусмотренных законом, и при условии справедливой и предварительной компенсации.

 

ЧАСТЬ II. ВЛАСТИ

 

Глава 1

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 16

(изменена Конституционным законом от 17 ноября 1927 г. )

 

Законодательная власть осуществляется однопалатным Собранием - Палатой депутатов.

 

Статья 17

(изменена Конституционным законом от 21 сентября 1990 г. )

 

Исполнительная власть принадлежит Совету министров, который ее осуществляет в соответствии с положениями настоящей Конституции.

 

Статья 18

(изменена конституционными законами от 17 октября

1927 г. и 21 сентября 1990 г. )

 

Законодательная инициатива принадлежит Палате депутатов и Совету министров. Никакой закон не может быть опубликован, если он не принят Палатой депутатов.

 

Статья 19

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.

и 21 сентября 1990 г. )

 

Конституционный совет создается для контроля конституционности законов и урегулирования конфликтов властей, относящихся к президентским и парламентским выборам. Право обращаться в Совет для контроля конституционности законов принадлежит Президенту Республики, Председателю Палаты депутатов, Председателю Совета министров или 10 членам Палаты депутатов, а также главам законно признанных сообществ в случаях, если это касается исключительно персонального статуса, свободы совести, осуществления религиозных обрядов и свободы религиозного обучения.

Правила, касающиеся организации Совета, его функционирования, компетенции и его созыва, устанавливаются законом.

 

Статья 20

 

Судебная власть, функционирующая в рамках статуса, установленного законом, с необходимыми гарантиями судьям и судебным учреждениям, осуществляется трибуналами < *> различных уровней и компетенций. Закон определяет границы и условия несменяемости магистратов < **>. Судьи независимы при осуществлении своих полномочий. Постановления и решения всех трибуналов выносятся и исполняются именем Ливанского Народа.

--------------------------------

< *> Трибуналы - название судов не чрезвычайного, а обычного характера.

< **> В данном случае - судей.

 

Статья 21

 

Избирателями являются ливанские граждане, достигшие 21 года, которые удовлетворяют условиям, предусмотренным избирательным законом.

 

Глава 2

 

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

Статья 22

(отменена Конституционным законом

от 17 октября 1927 г. и восстановлена Конституционным

законом от 21 сентября 1990 г. )

 

После выборов первой Палаты депутатов, проведенных на национальной, а не конфессиональной основе, создается Сенат, который будет представлять все духовные семьи; его полномочия будут ограничены главными вопросами национальных интересов

 

Статья 23

(отменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Статья 24

(изменена Конституционным законом

от 17 октября 1927 г., Постановлением N 129 от 18 марта

1943 г. < *>, конституционными законами от 21 января

1947 г., от 21 сентября 1990 г. )

 

--------------------------------

< *> Постановление N 129 принято в условиях, когда Ливан юридически являлся подмандатной территорией Франции. После того, как парламент изъял из Конституции 1926 г. положения, ограничивавшие суверенитет Ливана, французская администрация в Ливане арестовала Президента, премьер-министра и депутатов местного парламента. В этих условиях французская администрация в Ливане своим постановлением внесла поправки в Конституцию 1926 г., которая была, по существу, " дарованной" Ливану Францией.

 

Палата депутатов состоит из избранных членов, их число и способ избрания определяются действующим избирательным законом. До принятия Палатой депутатов избирательного закона без конфессиональных ограничений места парламентариев распределяются в соответствии со следующими правилами: a) равенство между христианами и мусульманами; b) пропорциональность между сообществами этих двух категорий; c) пропорциональность между регионами.

В порядке исключения и для единственного раза места парламентариев, вакантные на дату публикации настоящего Закона, а также места, которые будут созданы избирательным законом, будут предусмотрены для назначения всех сразу < *> Правительством национального единства, его большинством в две трети при применении принципа равенства между христианами и мусульманами и в соответствии с Хартией национального согласия.

Избирательный закон определит способы применения этой статьи.

--------------------------------

< *> Одновременно, in corpore.

 

Статья 25

(изменена Конституционным законом от 21 января 1947 г. )

 

В случае роспуска Палаты депутатов акт о роспуске должен предусматривать новые выборы, которые должны быть проведены в соответствии со статьей 24 и должны состояться в срок, не превышающий трех месяцев.

 

Статья 26

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Палата и исполнительная власть находятся в Бейруте.

 

Статья 27

(изменена конституционными законами

от 17 октября 1927 г. и от 21 января 1947 г. )

 

Каждый член Палаты представляет всю нацию. Никакой императивный мандат не может быть дан ему избирателями или властью, которая его назначила.

 

Статья 28

(изменена конституционными законами

от 17 октября 1927 г. и от 8 мая 1929 г. )

 

Не существует несовместимости между мандатом депутата и должностью министра. Министры могут быть назначены из членов Палаты или вне ее.

 

Статья 29

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Случаи неизбираемости в качестве депутата определяются законом.

 

Статья 30

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.,

от 21 января 1947 г., от 21 сентября 1990 г., Постановлением

N 129 от 18 марта 1943 г. )

 

Только депутаты компетентны судить о действительности их мандата. Мандат признается недействительным большинством в две трети общего числа членов. Эта статья автоматически отменяется, когда будет создан Конституционный совет и закон, относящийся к нему, вступит в действие < *>.

--------------------------------

< *> В этом случае мандат депутата может быть признан недействительным решением Конституционного совета. Конституционный совет был создан Законом N 250 от 14 июля 1933 г.

 

Статья 31

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Любое заседание Палаты вне установленного законного срока сессии незаконно и ничтожно по праву.

 

Статья 32

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Каждый год Палата собирается на две очередные сессии. Первая открывается в первый четверг после 15 марта и заканчивается в конце мая. Вторая открывается в первый четверг после 15 октября. Она посвящена прежде всех других дел обсуждению и голосованию бюджета. Она длится до конца года.

 

Статья 33

(изменена конституционными законами

от 17 октября 1927 г. и от 21 сентября 1990 г. )

 

Открытие и закрытие очередных сессий происходит по праву в даты, указанные в статье 32. Президент Республики при согласии Главы правительства может созывать Палату депутатов на чрезвычайные сессии декретом, который определяет даты открытия и закрытия сессий, а также повестку дня. Президент Республики обязан созвать Палату депутатов на чрезвычайную сессию, если абсолютное большинство ее членов требуют этого.

 

Статья 34

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Палата не конституирована законно, если не присутствует большинство ее членов. Решения принимаются большинством голосов. Если голоса разделились, обсуждаемый вопрос отвергнут.

 

Статья 35

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Обсуждение в Палате публично. Однако по требованию правительства или пяти ее членов Палата преобразуется в закрытый комитет. Она может затем решить, следует ли возобновить публичное обсуждение данного вопроса.

 

Статья 36

 

Голосование происходит путем ответа громким голосом или сидя и вставая, кроме случаев, когда происходят выборы, в этих случаях голосование тайное. В случаях голосования в целом по закону и по вопросу о доверии голосование всегда производится путем ответа громким голосом.

 

Статья 37

(изменена конституционными законами

от 17 октября 1927 г. и от 8 мая 1929 г. )

 

Каждый депутат имеет абсолютное право поставить вопрос об ответственности министров во время очередных или чрезвычайных сессий. Обсуждение и голосование такого предложения могут иметь место по меньшей мере через пять дней после представления предложения в Бюро Палаты депутатов и его сообщения соответствующему министру или министрам.

 

Статья 38

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Любое предложение закона, отвергнутое парламентом, не может быть представлено вновь на этой же сессии.

 

Статья 39

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Член Палаты не может быть подвергнут уголовному преследованию или расследованию в связи с выраженным им мнением или голосованием в период длительности его мандата.

 

Статья 40

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Член Палаты во время сессии не может быть подвергнут уголовному преследованию или быть арестован за нарушение уголовного закона без согласия Палаты, кроме случаев, когда он застигнут на месте преступления.

 

Статья 41

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.,

21 января 1947 г., Постановлением N 129 от 18 марта 1943 г. )

 

В случае вакансии в той или иной Палате вакансия заполняется путем выборов или назначения, как это предусмотрено для данного случая. Срок мандата нового члена не должен превышать срок мандата члена, который заменяется. Вакансия не замещается, если до окончания срока полномочий Палаты остается менее шести месяцев.

 

Статья 42

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.,

21 января 1947 г., постановлением N 129 от 18 марта 1943 г. )

 

Общие выборы нового состава Палаты проводятся в течение 60 дней до истечения ее мандата.

 

Статья 43

 

Каждая Палата принимает ее собственный внутренний регламент.

 

Статья 44

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.,

от 21 января 1947 г., от 21 сентября 1990 г. )

 

После каждых выборов новой Палаты депутатов она собирается под председательством старшего по возрасту из ее членов и двух самых молодых членов, исполняющих функции секретарей. Она раздельно тайным голосованием и абсолютным большинством избирает Председателя и Вице-председателя на срок полномочий Палаты. В третьем туре голосования достаточно относительного большинства, при равенстве голосов избранным является старший по возрасту.

При каждом новом составе Палаты депутатов, а также при открытии сессии в октябре каждого года Палата тайным голосованием и большинством, указанным в предыдущей части данной статьи, избирает двух секретарей.

Палата может лишь однажды через два года после выборов ее Председателя и Вице-председателя и на первом заседании сессии отозвать доверие у председателя или Вице-председателя большинством в две трети ее членов по предложению, подписанному по меньшей мере 10 депутатами. Палата депутатов должна в этом случае собраться немедленно для замещения вакантного поста.

 

Статья 45

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Члены Палаты могут голосовать только если они присутствуют на заседании, голосование по доверенности не допускается.

 

Статья 46

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Только Палата имеет право через посредство ее Председателя поддерживать порядок в ней самой.

 

Статья 47

 

Любые предложения Палате представляются в письменной форме. Запрещается передавать предложения в личном качестве или приносить их председательскому месту.

 

Статья 48

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Индемнитет членов Палаты определяется законом.

 

Глава 3

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

 

Во-первых, Президент Республики.

 

Статья 49

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.,

от 8 мая 1929 г., от 21 января 1947 г.,

от 21 сентября 1990 г. )

 

Президент Республики является главой государства и символом единства Отечества. Он следит за соблюдением Конституции и обеспечением независимости Ливана, его единства и целостности его территории в соответствии с положениями Конституции. Он председательствует в Высшем совете обороны. Он является Главнокомандующим Вооруженными силами, которые подчинены власти Совета министров.

Президент Республики избирается в первом туре тайным голосованием большинством в две трети Палаты депутатов. В следующих турах голосования достаточно абсолютного большинства. Длительность мандата Президента шесть лет. Он не может быть переизбран иначе как после интервала в шесть лет. Никто не может быть избран Президентом Республики, если не удовлетворяет условиям, требуемым для избрания в Палату депутатов, он не должен иметь препятствий для того, чтобы быть кандидатом.

Магистраты < *> и функционеры первой категории, а также приравненные к ним лица всех публичных администраций, публичных учреждений и всех других юридических лиц публичного права не могут быть избраны во время исполнения их функций и в течение двух лет после их отставки и эффективного прекращения их функций или с даты ухода в отставку.

--------------------------------

< *> Судьи и прокуроры.

 

Статья 50

 

До исполнения его функций Президент Республики приносит перед парламентом следующую присягу верности ливанской нации и Конституции: " Я клянусь Всемогущим Богом соблюдать Конституцию и законы ливанского народа, защищать независимость Ливана и целостность его территории".

 

Статья 51

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.

и от 21 сентября 1990 г. )

 

Президент Республики промульгирует законы в срок, установленный Конституцией, после их принятия Палатой депутатов и поручает их опубликование. Он не может их изменять или изымать какие-либо выражения в их положениях.

 

Статья 52

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.,

от 9 ноября 1943 г., от 21 сентября 1990 г. )

 

Президент Республики ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их при согласии Главы правительства, что рассматривается как ратификация при согласии Совета министров. Правительство информирует Палату депутатов, когда затрагиваются интересы страны и безопасности государства. Договоры, которые касаются финансов государства, договоры о торговле и все договоры, которые не могут быть денонсированы по истечении года, могут быть ратифицированы только с согласия Палаты депутатов.

 

Статья 53

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.,

от 21 января 1947 г., от 21 сентября 1990 г. )

 

1) Президент Республики председательствует в Совете министров по своему желанию, но не голосует.

2) Президент Республики назначает Главу правительства после консультаций с Председателем Палаты депутатов на основе парламентских консультаций, которые обязывают Президента, и он официально информирует о результате < *>.

--------------------------------

< *> Речь идет об определении премьер-министра парламентским большинством.

 

3) Только Президент издает декрет о назначении премьер-министра.

4) Он и промульгирует при согласии премьер-министра декреты о формировании правительства, о принятии отставки министров или их отзыве.

5) Только он промульгирует декреты о принятии отставки правительства или полагает его подавшим в отставку.

6) Он передает Палате депутатов проекты законов, которые представляет ему Совет министров.

7) Он аккредитует послов и принимает их верительные грамоты

8) Он председательствует на официальных торжественных заседаниях и декретом награждает государственными наградами.

9) Он жалует помилование декретом. Амнистия осуществляется только законом.

10) Он обращается в случае необходимости с посланиями к Палате депутатов.

11) Он вправе ставить перед Советом министров любые срочные вопросы вне повестки дня.

12) Он созывает при согласии Главы правительства Совет министров на чрезвычайные заседания всякий раз, когда это ему представляется необходимым.

 

Статья 54

(изменена Конституционным законом от 21 сентября 1990 г. )

 

Акты Президента Республики должны быть контрасигнованы Главой правительства, министром или министрами, которые заинтересованы в решении данного вопроса, за исключением декрета о назначении Главы правительства, принятия отставки правительства или декрета, рассматривающего его как подавшего в отставку. Декреты о промульгации закона контрактуются Главой правительства.

 

Статья 55

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.,

от 8 мая 1929 г., от 21 сентября 1990 г. )

 

Президент Республики в случаях, указанных в статьях 65 и 77 настоящей Конституции, может требовать от Совета министров распустить Палату депутатов до истечения ее законного мандата. Если Совет министров вследствие этого принимает решение о роспуске Палаты депутатов, Президент Республики промульгирует декрет о ее роспуске. В этом случае избирательный корпус собирается < *> в соответствии со статьей 25 Конституции и новая Палата созывается в течение 15 дней после объявления результатов выборов.

--------------------------------

< *> Имеются в виду прямые выборы.

 

Бюро Палаты продолжает вести текущие дела вплоть до выборов новой Палаты.

В случае если выборы не состоялись в срок, установленный статьей 25 Конституции, декрет о роспуске рассматривается как ничтожный и недействительный и Палата депутатов продолжает осуществлять свои полномочия в соответствии с положениями Конституции.

 

Статья 56

(изменена конституционными законами, от 17 октября 1927 г.

и от 21 сентября 1990 г. )

 

Президент Республики промульгирует законы в течение месяца после передачи правительству закона, принятого в соответствии с данной процедурой, и дает указание о публикации закона.

Закон, публикация которого объявлена срочной путем голосования в Палате, должен быть промульгирован и его публикация потребована в течение пяти дней.

Он промульгирует декреты и дает указание об их публикации. Он может требовать от Совета министров пересмотреть любое решение, которое принял последний, в течение 15 дней после передачи его Президенту Республики. Если Совет министров подтверждает прежнее решение или если срок истек и декрет не промульгирован и не возвращен, решение или декрет считаются законно действующими и должны быть опубликованы.

 

Статья 57

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.

и от 21 сентября 1990 г. )

 

В срок, установленный для промульгации, Президент Республики может после информации Совета министров требовать нового обсуждения закона, в этом требовании не может быть отказано. Если Президент использует это право, не требуется промульгации такого закона, пока он не будет вновь рассмотрен и принят абсолютным большинством членов, составляющих по закону Палату. Если срок истек и закон не принят и не возвращен, он рассматривается как подлежащий исполнению по полному праву и должен быть опубликован.

 

Статья 58

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.

и от 21 сентября 1990 г. )

 

Президент Республики может, принимая во внимание мнение Совета министров, своим декретом обратить к исполнению любой проект закона, который объявлен срочным правительством в декрете по передаче проекта и на который Палата депутатов не прореагировала в течение 40 дней после включения его в повестку дня пленарного заседания и не начала его чтение в ходе такого заседания.

 

Статья 59

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Президент Республики может отложить заседание Палаты на срок не более одного месяца. Он не может сделать это дважды в ту же самую сессию.

 

Статья 60

(изменена Конституционным законом от 21 января 1947 г. )

 

Президент Республики не отвечает за свои действия при исполнении своих функций, кроме случаев нарушения Конституции и государственной измены.

Его ответственность за деликты по обычным преступлениям осуществляется по обычным законам.

По таким преступлениям, а также за нарушение Конституции и государственную измену обвинение принимает Палата депутатов двумя третями голосов всего состава, а судит Высокий суд, как это предусмотрено в статье 80.

Функции публичного министерства < *> при Высоком суде осуществляет магистрат, назначенный из наиболее высоких органов юрисдикции на пленарном заседании всех палат Высокого суда.

--------------------------------

< *> Аналог прокуратуры в других странах.

 

Статья 61

 

Президент Республики, которому предъявлено обвинение, прекращает свои функции, и президентство вакантно для решения Высокого суда.

 

Статья 62

(изменена Конституционным законом от 21 сентября 1990 г. )

 

В случае вакансии президентства Республики по любым причинам полномочия Президента Республики осуществляет временно Совет министров.

 

Статья 63

 

Денежное содержание Президента Республики определяется законом. Оно не может быть во время должности данного Президента уменьшено или увеличено.

 

Во-вторых, Председатель Совета министров.

 

Статья 64

(изменена Конституционным законом от 21 сентября 1990 г. )

 

Председатель Совета министров является Главой правительства. Он его представляет и выступает от его имени. Он отвечает за осуществление генеральной политики, намеченной Советом министров. Он осуществляет следующие прерогативы.

1) Он председательствует в Совете министров, он по праву вице-председатель Высшего совета обороны.

2) Он проводит парламентские консультации для формирования правительства, он контрасигнует вместе с Президентом Республики декрет о формировании правительства. В течение 30 дней после издания такого декрета правительство должно представить Палате депутатов министерское заявление для получения доверия. Правительство не может осуществлять его прерогативы до получения доверия, ни после отставки, ни после того, как оно стало рассматриваться как подавшее в отставку, кроме как ведение текущих дел в узком смысле этих слов.

3) Он разъясняет генеральную политику правительства в Палате депутатов.

4) Он контрасигнует вместе с Президентом Республики все декреты, за исключением назначения Главы правительства, отставки Правительства или декрета, рассматривающего правительство как подавшее в отставку.

5) Он подписывает декреты о созыве и открытии чрезвычайной сессии, декреты, промульгирующие законы или возвращающие их на второе чтение < *>.

--------------------------------

< *> Речь идет не о втором чтении в парламенте, а о возвращении закона в парламент на новое рассмотрение после вето Президента Республики.

 

6) Он созывает Совет министров на заседание и устанавливает повестку дня. Он в первую очередь информирует Президента Республики об обсуждаемых вопросах и срочных вопросах, которые будут обсуждаться.

7) Он следит за деятельностью администраций и публичных учреждений, обеспечивает координацию между министрами и дает общие директивы с целью гарантировать прогресс работы.

8) Он созывает рабочие встречи участников, касающихся государственных дел, в присутствии компетентных министров.

 

В-третьих, Совет министров.

 

Статья 65

(изменена Конституционным законом от 21 сентября 1990 г. )

 

Исполнительная власть вручается Совету министров, который составляет власть, которой подчинены вооруженные силы. Он осуществляет следующие прерогативы.

1) Он определяет общую политику государства во всех сферах, разрабатывает проекты законов и регламентарных декретов и принимает решения, необходимые для их осуществления.

2) Он следит за исполнением законов и регламентов, он наблюдает за деятельностью всех органов государства без исключений: гражданских администраций, военных и безопасности.

3) Он назначает функционеров государства и освобождает их от службы. Он принимает их отставку в соответствии с законом.

4) Он распускает по требованию Президента Республики Палату депутатов, которая без форс-мажорных причин не собралась на одну очередную сессию или на две последовательные чрезвычайные сессии, длительность каждой из которых не более одного месяца, или в случаях отказа от принятия бюджета в целях парализовать деятельность правительства. Это право не может быть использовано второй раз по той же причине, которая повлекла роспуск Палаты первый раз.

5) Совет министров собирается периодически в месте, установленном для него. Президент Республики председательствует на заседаниях, когда он присутствует. Законный кворум для заседаний - две трети членов, решения принимаются консенсусом или, если это невозможно, путем голосования большинством голосов присутствующих. Что касается фундаментальных вопросов, они требуют одобрения двух третей членов правительства от числа, зафиксированного в декрете об образовании правительства.

Следующие вопросы рассматриваются как фундаментальные:

пересмотр Конституции, объявление и отмена чрезвычайного положения, война и мир, общая мобилизация, международные договоры и соглашения, общий бюджет государства, программы общего развития на длительный срок, назначение функционеров первой категории или приравненных к ним, пересмотр административных округов, роспуск Палаты депутатов, Закон о гражданстве, законы, касающиеся персонального статуса и смещения министров.

 

Статья 66

(изменена конституционными законами

от 17 октября 1927 г. и от 21 сентября 1990 г. )

 

Лица, не являющиеся ливанцами и не удовлетворяющие условиям для избрания, не могут быть членами Палаты депутатов.

Министры управляют службами государства и руководят их соответствующими департаментами. Они обеспечивают каждый в своей сфере исполнение законов и регламентов.

Министры несут солидарную ответственность перед Палатой депутатов за общую политику правительства и индивидуально за их персональную деятельность

 

Статья 67

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Министры имеют свободный доступ в Палату и должны быть выслушаны, когда они этого требуют. Им могут помогать один или несколько служащих их министерства.

 

Статья 68

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Если в соответствии со статьей 37 Палата объявляет недоверие министру, этот министр подает в отставку.

 

Статья 69

(изменена Конституционным законом

от 17 октября 1927 г., упразднена Конституционным законом

от 8 мая 1929 г., восстановлена Конституционным законом

от 21 сентября 1990 г. )

 

1) Правительство рассматривается как находящееся в отставке в следующих случаях:

a) если подал в отставку Глава правительства;

b) если утрачены более трети его членов, как они зафиксированы в декрете о его создании;

c) в случае смерти Главы правительства;

d) при вступлении в должность Президента Республики;

e) в начале мандата Палаты депутатов;

f) когда Палата депутатов отзывает доверие по своей инициативе или при постановке вопроса о доверии.

2) Министры смещаются с должности декретом, подписанным Президентом и Премьер-министром в порядке, предусмотренном статьей 54 Конституции.

3) Когда Совет министров уходит в отставку либо рассматривается ушедшим в отставку, Палата депутатов автоматически считается работающей в режиме чрезвычайной сессии до формирования Совета министров и получения вотума доверия его новым составом.

 

Статья 70

(изменена Конституционным законом от 21 сентября 1990 г. )

 

Палата депутатов вправе предъявлять обвинение Председателю Совета министров и министрам в государственной измене и грубом нарушении своих служебных обязанностей. Обвинение принимается только двумя третями голосов всего состава Палаты. Специальный закон определит гражданскую ответственность Председателя Совета министров и министров.

 

Статья 71

(изменена Конституционным законом от 21 сентября 1990 г. )

 

В случае обвинения Председателя Совета министров и министров судит Высокий суд.

 

Статья 72

(изменена Конституционным законом от 21 сентября 1990 г. )

 

Председатель Совета министров и министры оставляют свою должность сразу как только принято обвинение, и их отставка не препятствует началу или продолжению судебного процесса против них.

 

ЧАСТЬ III. ПРОЦЕДУРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

A. ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ

 

Статья 73

(изменена конституционными законами от 22 мая 1948 г.,

от 24 апреля 1976 г. )

 

Не менее чем за один месяц и не более чем за два месяца до истечения полномочий Президента Республики Палата созывается ее Председателем для выборов нового Президента. Если заседание не будет созвано, депутаты по полному праву собираются сами на десятый день до окончания срока президентских полномочий.

 

Статья 74

 

В случае вакансии должности Президента в результате смерти, отставки или по другим причинам Палата депутатов собирается немедленно по полному праву для выборов нового Президента.

Если в момент вакансии президентской должности Палата распущена, немедленно проводятся выборы и Палата собирается сразу по полному праву.

 

Статья 75

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Палата, собравшаяся для выборов Президента, является избирательной коллегией, а не собранием для обсуждений. Она должна немедленно приступить без задержек и дебатов к выборам главы государства.

 

B. ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ

 

Статья 76

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Конституция может быть пересмотрена по инициативе Президента Республики < *>. В данном случае правительство представляет Палате депутатов проект конституционного закона.

--------------------------------

< *> Речь идет как о пересмотре, так и о внесении отдельных поправок.

 

Статья 77

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.

и от 21 сентября 1990 г. )

 

Конституция равным образом может быть пересмотрена по инициативе Палаты депутатов. Такой пересмотр производится следующим образом.

Палата депутатов в ходе очередной сессии и по меньшей мере по предложению 10 ее депутатов двумя третями голосов ее полного состава может принять предложение о пересмотре Конституции.

Статьи и вопросы в предложении должны быть четко указаны и пронумерованы.

Президент Республики передает предложение правительству и поручает ему создать проект конституционного закона.

Если правительство одобряет предложение Палаты депутатов большинством в две трети голосов, оно должно подготовить проект и направить его Палате в течение четырех месяцев; если правительство не согласится с Палатой, оно представляет ей проект для нового обсуждения. Если Палата подтверждает свое предложение большинством в три четверти членов полного состава, Президент Республики может либо принять желание Палаты, либо потребовать от Совета министров ее распустить и провести новые выборы в течение трех месяцев.

Если новая Палата настаивает на необходимости пересмотра, правительство обязано согласиться и представить проект пересмотра в течение четырех месяцев.

 

Статья 78

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Палата, получив проект конституционного закона, должна прежде всего обсуждать его, оставив другие дела, до тех пор, пока окончательное голосование не будет проведено. Она может обсуждать и голосовать только по тем статьям и вопросам, которые ясно перечислены и определены в проекте, представленном ей.

 

Статья 79

 

Палата депутатов, получив проект конституционного закона, не может обсуждать его и голосовать, если не присутствуют две трети ее полного состава.

Президент Республики обязан промульгировать конституционный закон на тех же условиях и в той же форме, что и обыкновенные законы. Он может в течение пяти дней, установленных для промульгации, после информации Совета министров потребовать от Палаты депутатов нового обсуждения проекта, которое, как и голосование, должно проходить в присутствии двух третей членов Палаты.

 

ЧАСТЬ IV. РАЗЛИЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

A. ВЫСОКИЙ СУД

 

Статья 80

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.

и от 21 сентября 1990 г. )

 

Высокий суд, задача которого судить Президента и министров, состоит из семи депутатов, избранных Палатой, и восьми наиболее высоких ливанских магистратов по иерархии или при равном ранге по старшинству занятия должности. Они заседают под председательством судьи наиболее высокого ранга. Решение об осуждении принимается Высоким судом большинством в 10 голосов. Будет издан специальный закон, определяющий процедуры в этом Суде.

 

B. ФИНАНСЫ

 

Статья 81

(изменена Конституционным законом от 21 января 1947 г. )

 

Налоги устанавливаются для общей пользы. Не могут взиматься налоги в Великом Ливане, кроме как в соответствии с единым законом, применяемым ко всем территориям без исключений. Специальный закон унифицирует налоги, существующие для всех жителей на территории Великого Ливана.

 

Статья 82

 

Никакой налог не может быть изменен или отменен иначе как законом.

 

Статья 83

 

Каждый год в начале сессии в октябре правительство представляет в Палату депутатов для рассмотрения и одобрения общий бюджет доходов и расходов государства на следующий год. Бюджет голосуется статья за статьей.

 

Статья 84

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Палата не может в ходе обсуждения бюджета или законов о дополнительных и чрезвычайных кредитах увеличивать расходы или кредиты, предложенные в проекте бюджета или в названных законах путем поправок или путем принятия отдельных предложений. Однако после окончания обсуждения собрание может проголосовать за предложения о новых расходах.

 

Статья 85

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.,

от 21 января 1947 г., от 21 сентября 1990 г. )

 

Никакой специальный кредит не может быть открыт иначе как специальным законом. Тем не менее, когда непредвиденные обстоятельства требуют чрезвычайных расходов, Президент Республики при согласии Совета министров может декретом открыть чрезвычайный или дополнительный кредит или перераспределить действующие кредиты. Эти кредиты не могут превышать максимальную величину, зафиксированную в бюджете.

Эти меры, установленные декретом, подлежат утверждению Палаты представителей на первой сессии, которая последует.

 

Статья 86

(изменена конституционными законами от 17 октября 1927 г.

и от 21 сентября 1990 г. )

 

Если Палата депутатов не примет решения по бюджету до закрытия сессии, посвященной рассмотрению бюджета, Президент Республики при согласии Совета министров созывает Палату на чрезвычайную сессию, заканчивающуюся в конце января, для продолжения обсуждения бюджета. Если в конце этой чрезвычайной сессии не принято определенного решения по бюджету, Совет министров может принять решение, на основе которого Президент Республики публикует декрет, по которому применяется и исполняется проект бюджета в той форме, как он представлен в Палату. Совет министров не может использовать это право, кроме как в случае, если проект бюджета представлен в Палату по меньшей мере за 15 дней до начала сессии.

Тем не менее в течение указанной чрезвычайной сессии налоги, сборы, обложения и другие виды доходов продолжают собираться как раньше. Расходы на месяц январь включаются на основе одной двенадцатой части, предусмотренной исполнением предшествующего бюджета, большинство кредитов дополнительных, постоянных и уменьшение постоянных кредитов отзываются.

 

Статья 87

(изменена Конституционным законом от 17 октября 1927 г. )

 

Окончательный финансовый отчет администрации за исполнение бюджета за год должен быть представлен в Палату депутатов и одобрен ею до публикации бюджета следующего исполнения, после чего производится проверка счетов (Суд счетов будет создан специальным законом).

 

Статья 88

 

Никакие публичные займы, никакие обязательства, накладывающие обременения на казну, не могут быть приняты иначе как в силу закона.

 

Статья 89

 

Никакие договоры о концессиях для эксплуатации природных ресурсов страны или в публичном обслуживании, никакие монополии не могут быть заключены или предоставлены иначе как законом и на ограниченный срок.

 

ЧАСТЬ V. ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К МАНДАТУ

НА УПРАВЛЕНИЕ ЛИВАНОМ И ЛИГЕ НАЦИЙ

 

Статьи 90 - 94

(отменены конституционными законами 1943 и 1947 гг. )

 

ЧАСТЬ VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 95

(изменена конституционными законами от 9 ноября 1943 г.

и от 21 сентября 1990 г. )

 

Палата депутатов, избираемая на основе равенства между мусульманами и христианами, должна предпринять адекватные меры, чтобы обеспечить ликвидацию политического конфессионализма в соответствии с планом по этапам. Создается Национальный комитет под председательством Президента Республики, включающий Председателя Палаты депутатов, Председателя правительства, политиков, интеллектуалов и социально значимых личностей.

Задача Комитета состоит в изучении и предложении способов, чтобы обеспечить ликвидацию конфессионализма, предложить такие меры Палате депутатов и министрам и следить за соблюдением переходного плана.

Во время переходного периода:

a) сообщества будут равно представлены в Правительстве;

b) правила о конфессиональном представительстве упраздняются. Они будут заменены требованиями специализации и компетентности в сфере политической, судебной деятельности, в военных институтах, безопасности, в публичных учреждениях, в смешанной экономике и т. д., что будет соответствовать необходимости национального согласия, за исключением функций первой категории и эквивалентных им < *>. Эти функции будут разделены на основе равенства между христианами и мусульманами без того, чтобы резервировать какую-либо функцию одному определенному сообществу, при уважении принципов специализации и компетентности.

--------------------------------

< *> Речь идет о замещении высших должностей, что осуществляется с соблюдением конфессиональных правил.

 

Статьи 96 - 100

(отменены Конституционным законом от 21 января 1947 г. )

 

Статья 101

 

Начиная с 1 сентября 1926 года государство Великий Ливан имеет название " Ливанская Республика" без каких-либо других изменений и модификаций любого рода.

 

Статья 102

(изменена Конституционным законом от 9 ноября 1943 г. )

 

Все законодательные положения, противоречащие настоящей Конституции, отменяются.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.